Второй сезон "Ведьмака" убил все хорошее, что было в первом, и вот каким образом
А что хорошего было в первом?
Помимо всяких мелочей, вроде отличной игры Мианны Бёринг (Тиссая) или зрелищного боя на рынке, хорошего было три штуки.
Во-первых, это музыка. Соня Белоусова и Джиона Остинелли написали не просто темы для ключевых идей и героев истории, но еще и огромное количество их вариаций и сочетаний, которые легко складываются в сюиты и музыкальное повествование, наполненное значением, а не только сообщающее зрителю, что в данный момент нужно радоваться или грустить. И все это они сделали с большим упором на оригинальное звучание необычных для слуха простого зрителя инструментов и решений.
Такой саундтрек мало с чем можно спутать, даже если вам медведь на ухо наступил. Но, разумеется, чтобы его оценить, нужно послушать отдельно, а это почти никто не делает. Когда я монтировал свои разборы сериала, я получал огромный кайф от работы с саудтреком, но, возможно, это банальная предвзятость... В общем, уши у вас есть - просто зацените сами!
Во-вторых, визуал сериала обладал самобытностью. Цветокор, блюр по краям кадра и мягкое свечение внутри него, всяческие попытки скрыть нехватку бюджета, плохой CGI, неинформативные установочные и пейзажные планы, скромные декорации, странные костюмы, фрагментарность мизансцены и в целом отсутствие желаемого масштаба... Все это вместе создавало вайб какой-то камерности, театральности, а порой даже грезы, чего-то нереального. Не оправдываю плохое, но подчеркиваю зерно хорошего.
В-третьих, и для истории это самое главное - подтекст. Его было очень много. Сюжет первого сезона абсурден и глуп, но если подтекст понять, то все встанет на свои места. Не факт, что вы перестанете считать бредовым поворот сюжета, но зная его "сакральный" для повествования смысл, вы хотя бы сможете что-то помимо отрицания почувствовать.
Но не буду пустословным. Вот пример, который можно дать без всяких контекста и объемных разъяснений-доказательств.
В истории Йеннифер на самом видном месте красуется тема цветов, начиная с оранжереи Тиссаи, в которой наставница растит своих послушниц, и заканчивая той сценой, в которой чародейка, вернувшись в эту оранжерею, учит послушниц гедонизму, показывая, что цветы (метафора жизни, но не только) становятся интереснее и лучше, если нарушать правила, жить ради себя и стремиться к простым удовольствиям.
Маргаритка, которую Йеннифер поднимает с земли в первой же своей сцене - это символ ее невинности, которая трансформируется затем в феаинневедд - цветок, ставший символом как магической силы, так и бегства. Когда Йеннифер убегает через портал от темного мага, она оказывается на холме, заросшем маргаритками, а следом идет сцена, в которой она возвращается, чтобы сразиться за младенца. Додумайте остальное сами.
А вот мой разбор начала истории чародейки, кстати:
Все три достоинства первого сезона связаны. Они работают на донесение того, что нельзя высказать напрямую, не уничтожив. Пытаются работать. Почти никто не понял, что в сериальном "Ведьмаке" есть нечто большее. Смешно было натыкаться на критику сериала от фанатов книг, которые перечитывают их раз в год, но все еще ничего не понимают в том, что так любят. А сериал прекрасно все понимает и развивает. Но тут образуется порочный круг, и не понимают уже сам сериал.
Не понимают, потому что своими недостатками он сводит на нет весь внутренний потенциал. Его очень трудно разглядеть, если у тебя подгорает или когда история банально ничем не трогает. Снова подчеркну, что я не оправдываю плохое, а призываю замечать хорошее.
Второй сезон убил это хорошее.
Герои теперь все проговаривают прямым текстом, и часто у них на то причины внешние: надо разжевать что-то для зрителя сразу и за первый сезон, и за второй. А когда эти причины внутренние, то получается, что сценаристам или режиссерам, это поставившим, попросту не хватает чего-то (времени, мастерства, независимости), чтобы слова прозвучали с должным весом, и тогда получается, что герои говорят или буднично, или чрезмерно пафосно.
- Он твой защитник?
- Отец, которого не было. Когда он рядом, я не чувствую себя одиноко.
- Я понимаю.
- А что было между тобой и Геральтом?
- Желание, сожаление, надежда и страх. Кажется, ничего не забыла.
- Значит, ты тоже его любишь.
Почти весь подтекст таким образом выдается в лоб. Шоураннер Лорен Хисрич как-то говорила про первый сезон, что они сделали ставку на поумневшего зрителя. Продолжение сериала однозначно показывает, что свое мнение они изменили, и теперь представляют ЦА более реалистично: с непрошибаемым лбом.
В первом сезоне было нечто большее, потому что про это нечто молчали, и даже вплотную подойдя к нему, обрывали повествование (как в заключительной сцене встречи в лесу). Во втором с ним не церемонятся и выставляют обнаженным перед толпой зевак. Это нечто, но уже не большее, а нечто обыденное, порой даже нечто бездушное и фальшивое.
Вот продолжение моего разбора нарратива в первом сезоне, и на этот раз уже не только в истории Йеннифер (пусть вас не смущает превью и название):
С музыкой обошлись совсем плохо. Великолепный саундтрек первого сезона практически выбросили на помойку, взяв на утилизацию несколько главных тем. И ладно бы так, но даже эти темы используются неуместно. К примеру, в моментах с Цири звучит тема Йеннифер - просто потому, что она "печальная". Новый саундтрек безликий, но драйвовый. Такой подойдет любому блокбастеру или экшн-игре. Он не сообщит тебе никакую идею и не свяжет воедино сложные темы параллелью или метафорой. Он просто подскажет: сейчас нужно быть на хайпе, а вот сейчас - немного взгрустнуть.
Самобытность визуальная тоже пропала, но поскольку она была самым сомнительным и слаборазвитым достоинством, ее не жаль. Глаз радуется новой детализации и насыщенности, богатым декорациям и внушительным массовкам, обилию проработанных и безупречно сшитых костюмов, кристальной ясности кадров, от четкости которых возникает вайб travel-блога... В этом сериал повторяет развитие Цири: в первом сезоне была обычной, хоть и абстрактной, девочкой (со странной способностью всегда находить для себя помаду, однако), а во втором она резко изменила облик - теперь Цири, как подрастающая фифа, учится наводить марафет и хочет походить на кумира-модель (кто-то скажет, что на "Игру престолов").
Что-то кончается
Вот так авторы и убили все хорошее, что сами же создали. Их можно понять. Если первый сезон оценили не за внутреннюю красоту, а за фарс, мемность и связь с играми и книгами, зачем стараться во втором сезоне это красоту сохранить?
Я постарался коротко аргументировать свою позицию, но вряд ли в рамках короткого текста у меня это хорошо вышло. Для этого у меня есть видос (второй), над которым я работал два месяца в надежде, что новый сезон будет опираться на все то, что я для своей аудитории тщательно раскрывал. Хотелось верить, что авторы сделают шаг вперед, а не в сторону. Мне не приходило в голову, что мой труд станет каким-то доказательством для статьи, в которой я выражаю свое разочарование.
Впрочем, я не хочу быть тем, кто убьет своим брюзжанием все хорошее, что есть во втором сезоне "Ведьмака". Несмотря на все недостатки и тотальную смену курса, сериал - это все еще превосходная комедия, очаровательная в своем подростковом кризисе идентичности. Я не страдал, когда смотрел новый сезон. И даже новая песня мне очень зашла, и прекрасно передает мои чувства!