18+ Творческий гений, рождённый в страданиях, или обрести душевный покой и потерять искру вдохновения?

Сегодня в статье вы узнаете, о том, как неудовлетворённые желания и психические состояния влияют на творчество; влияние психотерапии и лечения на творческий процесс, а также сможете ответить на вопрос, в какой момент и почему музыканта можно описать фразой: «Уже не тот».

18+ Творческий гений, рождённый в страданиях, или обрести душевный покой и потерять искру вдохновения?

Вступление

Как обычно, тихим воскресным днём сидел я за компьютерным столом в многогранности своих четырёх стен, смотрел выступления разных музыкальных групп и удивлялся тому, как же сильно наши неудовлетворённые желания влияют на то, кем мы становимся в жизни.

Что движет творцом?

Многие великие художники, музыканты и писатели создавали свои лучшие работы, находясь в сложных эмоциональных состояниях. Часто бывает такое, что, познакомившись с творчеством музыканта и с тем, кем он является в повседневной жизни, приходишь в недоумение от разрушительного образа жизни, зависимостей, стремления к употреблению веществ, алкоголя и т. д. Со временем я как-то свыкся с этим и понял, что все эти зависимости и проблемы с психикой творцов — это особенность их профессии. Именно через эти переживания они создавали великие произведения.

Сами посудите, о чем бы писал Курт Кобейн из группы Nirvana, если бы не его затяжная депрессия, героиновая зависимость и вечно давящее чувство чужака в этом мире, которые отражаются в песнях «Something in the Way», «Lithium», «Come as You Are»; какими были бы картины Винсента Ван Гога, если бы не биполярное расстройство, депрессия, возможно, шизофрения, которые нашли отражение в его ярких, экспрессивных работах. В итоге он покончил с собой, но оставил миру наследие, изменившее искусство; или Франц Кафка, который страдал от тяжелой тревожности и чувства отчуждения, что отразилось в его произведениях о бюрократии, абсурде и одиночестве («Процесс», «Замок»).

Отсюда рождается вопрос: нужно ли вообще лечить все эти заболевания и устранять неудовлетворённые желания? Что, если, леча свои травмы, мы лишаемся самого главного — потока внутренней энергии, которую мы могли бы перенаправлять в творчество, в созидание?

И вот в мифической стране Бршисс жил-был человек по имени Рокки. Рокки — музыкант. Он пишет музыку о неудовлетворённой любви, о ненависти к себе, сложности в жизни и принятии решений.

В детстве мать мало уделяла ему времени, поэтому сейчас Рокки осуществляет непродуктивные действия, вызванные его внутренним конфликтом и тревогой, которые не приводят к реальному решению проблем, а лишь временно снижают напряжение. Это проявляется в бессознательном привлечении внимания к себе, вечном пьянстве, в отношении с девушками, секс с которыми не приносит ему полного чувства удовлетворения – назовем это поведение невротическим.

Как неудовлетворённые желания и психические состояния влияют на творчество?

Благодаря музыке, сублимируя (перенаправляя) свою внутреннюю энергию в драматичные тексты песен и энергичные гитарные риффы, он может частично справляться с эмоциями, получая временное удовлетворение своих напряжений.

В итоге его стабильно нестабильное эмоциональное состояние как губит его, заставляя проживать одни и те же действия, которые не приводят его к удовлетворению своих желаний, а скорее заставляют ещё больше погрузиться в эмоции, так и благодаря этим негативным эмоциям Рокки пишет свою музыку, заставляя миллионы людей услышать то, что чувствует он сам, и помогая этим людям быстрее прожить свои эмоции.

Разница между невротическим поведением и сублимацией

Чтобы снять напряжения, без должного лечения, человек будет использовать повторяющиеся шаблоны. И при невротическом поведении, которое не приводит к реальному решению проблемы, и при сублимации, индивид достигает лишь частичного удовлетворения своих напряжений, которые не приводят к реальному результату. Но разница есть:

Невротическое поведение — это компромисс, который помогает разрядить напряжение, но не удовлетворяет желание полностью и может приводить к страданиям.

Тем временем благодаря сублимации (перенаправления энергии) он может достигать частичного удовлетворения путём перенаправления своей энергии. Рокки достигает именно частичного удовлетворения, потому что благодаря направлению негативной энергии в творчество реальная цель — быть с девушкой — остается не достигнутой.

При этом человек с невротическим поведением может сублимировать свою энергию в полезные дела. Важно, что сам акт сублимации, как и невротического поведения, следует из неудовлетворённых желаний человека.

Творческий гений или душевный покой?

Обратившись к толковому психологу и пройдя курс лечения длиной в несколько лет, Рокки постепенно обрёл здоровый взгляд на вещи, полезные привычки и даже начал встречаться с девушкой, которую любит и которая любит его. Музыкой он заниматься не прекратил, но теперь делает это не с тем пылом, как раньше.

А теперь главный вопрос поста: стоило ли оно того? Хочется задать логичный вопрос: а что вообще дороже — быть человеком с вечно неудовлетворёнными желаниями, но гением в созидании, или быть «нормальным» без явных проблем с головой, но и ничем особо не выделяющимся в творческой и обычной жизни?

Дорогие читатели, решать здесь только вам. Или не вам, а тем, кто находится в ситуации чрезвычайного напряжений своих желаний. В любом случае, человек поступает лишь так, как считает нужным и из того положения вещей, о которых знает на момент принятия выбора.

Остается только один вопрос: Обязательно ли всё будет так критично для карьеры творца в случае успешного лечения?

Компромисс или две крайности?

На самом деле для творческого человека психиатрическое лечение может быть даже в плюс. Дело в том, что психология просто даёт инструменты для осознания своих состояний, а не для полного их устранения. Таким образом, музыкант может избежать большинство деструктивных путей, от которых мог сгореть из-за депрессии и зависимостей; научиться понимать себя, а значит, использовать свои эмоции осознанно, а не просто тонуть в них. И даже быть продуктивнее в музыкальной сфере — не зацикливаться на страданиях, а направлять энергию в созидание эффективнее и качественнее.

Однако, такой подход может быть компромиссом между вечными страданиями и здравым умом с нормальным состоянием, ибо если человек идёт в музыкальную (или любую другую) сферу для того, чтобы показать миру то, что он чувствует, то так или иначе, ему придётся находится в старых воспоминаниях с теми же эмоциями, а не в холодном здраве ума. Поддерживать эту грань бывает очень трудно. Но, по крайней мере, мы знаем, что это возможно.

А вы как считаете, можно ли найти баланс между эмоциональной глубиной и здравым смыслом?

Контент для взрослых
3
4 комментария