Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

В начале лета состоялась премьера полнометражного фильма «Мобильный воин Гандам: вспышка Хэтэуэя» (Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway). Несмотря на успех на родине: фильм заработал в прокате 18,7 млн. долларов, а продажи BD в кинотеатрах составили более 90 тыс. дисков — и оперативный выход на Netfliх за пределами Японии — в русскоязычном инфополе «Вспышка Хэтэуэя» прошла практически незаметно. Возможно, из-за того, что фильм является продолжением вышедшей в 1988 году "Контратаки Чара" (Kidou Senshi Gundam: Gyakushuu no Char) и экранизирует серию книг за авторством создателя оригинального «Гандама» Ёсиюки Томино. Как ни крути, древнее аниме про огромных человекоподобных боевых роботов не входит в стандартный суповой набор современного анимешника, и попытка сходу ворваться в франшизу с 40-летней историей закончится для смельчака недоумением от происходящего на экране. Вдобавок, «Вспышка» — это первый фильм из планируемой трилогии, что отсеивает и любителей смотреть аниме залпом.

По нынешним временам «Вспышка Хэтэуэя» выглядит артефактом из прошлого. Здесь нет ненавистных любому культурному человеку пищащих большеглазых малолеток, ноющих школьников, гипертрофированных эмоций, ярких цветов и силы дружбы. Правда, взыскательному зрителю придётся смириться с наличием в фильме пилотируемых ОЧБР, но с этим ничего не поделать: ведь по словам Томино, франшиза будет жить до тех пор, пока продаются сборные модели.

Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

На дворе 105 год Вселенского Века (UC105), эпохи, ознаменовавшейся выходом человечества за пределы Земли. Большая часть популяции живёт в космических колониях. В ходе серии конфликтов между Земной Федерацией и борцами за независимость колоний на Землю уронили три колонии и ресурсный астероид, отчего старушке поплохело. Для сокращения нагрузки на экосистему планеты правительство насильственно депортирует всех тех, у кого нет денег на «Теслу», в космос; при этом «уважаемые люди» продолжают наслаждаются правом доступа к незатронутым экологическими катастрофами регионам.

Такое положение дел устраивает далеко не всех, и на сцену выходит террористическая организация «Мафти» и её лидер Мафти Навуи Эрин. За короткое время их жертвами стали несколько высокопоставленных чиновников Земной Федерации, а число сочувствующих идеалам «Мафти» растёт.

Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

На борту роскошного космического лайнера «Хаунзен», везущего группу министров на большую конференцию в Аделаиде, встречаются следующий к новому месту службы офицер Кеннет Слиг, загадочная девушка Гиги Андалузия и ботаник Хэтэуэй Ноа.

Во «Вспышке Хэтэуэя» несомненно есть что-то от шпионского триллера. «Ноа. Хэтэуэй Ноа» — представляется главный герой в финале вступительного акта, который можно было бы органично вписать в очередной фильм об агенте 007. Хэтэуэй Ноа, он же Мафти Навуи Эрин, самый опасный преступник в пространстве Земной Федерации, вынужден провести некоторое время в городе, контролируемом федералами и слишком близко к двум опасным для себя персонам.

Гиги Андалузия, содержанка богатого пенсионера, к которой на борту«Хаунзена» выстраивается очередь из ухажёров. На удивление проницательная девушка быстро раскрывает истинное лицо Мафти и начинает оказывать ему знаки внимания, которые он внешне игнорирует. Внутри же у него происходит конфликт между двумя его персонами: в Хэтэуе Ноа Гиги будит воспоминания о событиях Восстания Чара, а для Мафти Навуи Эрина девушка представляет серьёзную угрозу раскрытия.

Кажется, на анимацию Гиги затрачено столько же усилий, сколько на всех остальных персонажей вместе взятых.

Прямая угроза исходит и от Кеннета Слига, новоиспечённого командира гарнизона Давао, которому поставлена задача покончить с террористами «Мафти». После событий на «Хаунзене» он проникается симпатией к Хэтэую и устраивает с ним полушутливое состязание за благосклонность Гиги. Но, несмотря на расслабленное поведение вне службы, Кеннет — компетентный офицер, готовый пойти на жёсткие меры для достижения результата.

Итак, в наличии и роковая красотка, и харизматичный оппонент, вот только «шпион» из Хэтэуэя получился так себе. Он слишком занят борьбой со самим собой. Из-за своей сентиментальности он раз за разом совершает поступки, которые идут вразрез с планами «Мафти», а необходимость творить ужасные дела тяжёлым грузом давит на его совесть. Эта внутренняя борьба и выступает центральной темой фильма и разрешается в финале, когда Хэтэуэй окончательно принимает свою роль Мафти Навуи Эрина.

Второй конфликт — противостояние террористов «Мафти» и Земной Федерации только начинает набирать обороты. При этом обе стороны показаны отнюдь не с лучшей стороны. Боевики «Мафти» применяют тяжёлое вооружение и прикрываются городскими кварталами как живым щитом, а федералы не считаются с жертвами среди мирного населения и не гнушаются использовать заложника. Под сомнение ставятся и идеалы «Мафти», ведь обывателю глубоко наплевать на экологическую катастрофу, которая случится через тысячу лет — его больше волнует, как добыть денег на взятку чиновнику чтобы избежать депортации.

С фильмами о шпионах «Вспышку» роднит и общая неспешность повествования. Значительная часть экранного времени посвящена разговорам между тремя главными героями, во время которых из случайно оброненных фраз и действий накапливается критическая масса подсказок, позволяющая Кеннету — пусть и слишком поздно — раскрыть истинное лицо Хэтэуея.

Впрочем, фокус на взаимодействии персонажей не превращает фильм в парад «говорящих голов». Режиссёр Сюко Мурасэ (знакомый пожилым анимешниками по Ergo Proxy) вместе с приложившим руку к раскадровкам Синъитиро Ватанабэ (Cowboy Bebop) и аниматорами студии Sunrise поработали на славу. Частая смена ракурса, нестандартные углы съёмки, акцент на язык тела и мимику персонажей создают очень кинематографичную картинку.

Фильм снят в реалистичной манере. Чёткие линии, сдержанная палитра, фотореалистичные «задники» на основе реальных видов филиппинского города Давао, в котором разворачиваются события «Вспышки». Даже традиционный сверхъественный аспект «Гандама» — ньютайпы — сведён к нескольким фразам, которыми обмениваются персонажи и паре коротких сцен.

Технофетишизм. Рукомойничек прекрасен.

Особого упоминания заслуживает дизайн персонажей. Любимец Хидео Кодзимы, художник и иллюстратор Пабло Утида проделал великолепную работу, создав, пожалуй, лучший чардиз в аниме за последние несколько лет. Его реалистичный подход к переработке оригинальных «книжных» дизайнов Харухико Микимото выглядит очень свежо на фоне склонного к самокопированию современного аниме-мэйнстрима.

Музыкальное сопровождение написал Хироюки Савано, для которого это уже третья по счёту работа над «Гандамом». На смену возвышенному пафосу «Юникорна» пришли более мрачные и напряжённые мелодии, гармонично дополняющие происходящее на экране. Но есть и исключение — Tracer, знаменующий переход к активным боевым действиям. Под бодрые ритмы танцпола начинается главный аттракцион фильма — ночная атака «Мафти» на Давао.

Если вы забыли, у нас тут аниме про роботов, и «Вспышка Хэтэуея» выдаёт мощное действие с участием мобайлсьютов. «Пенелопа» подобно морскому хищнику скользит в небе, пронзительный звук двигателя Миновского напоминает рёв кайдзю. Меткий выстрел выбивает из рук «Мессера» лучевую винтовку — и через несколько секунд она падает на землю, раскидывая припаркованные машины. Шальной луч орудия, способного уничтожить боевой космический корабль, вонзается в жилой квартал, сея хаос и разрушения. Мурасэ показывает бой с редко используемой точки зрения человека на земле, которому не повезло оказаться под ногами двадцатиметровых боевых машин, и это смотрится великолепно. Жаль, что по понятным причинам фильм в наших краях нельзя посмотреть в кинотеатре. Финальная дуэль двух «Гандамов», снятая в более традиционной манере, на фоне рейда на Давао выглядит пресновато.

Под конец становятся видны и последствия проблем при производстве: премьеру фильма перенесли на год из-за пандемии коронавируса. В финальных сценах качество картинки заметно ухудшается, демонстрируя довольно-таки неряшливое ротоскопирование и бросающиеся в глаза трёхмерные модели окружения. Но даже эти досадные недочёты не портят общего впечатления от фильма.

Снятую по мотивам произведения конца 80-х годов прошлого века «Вспышку Хэтэуэя» роднит с той эпохой и её формат. По сути, это первая серия высокобюджетной OVA, которая, несмотря на промежуточный финал, оставляет больше вопросов, чем ответов. У будущей трилогии есть все задатки для того, чтобы войти в золотой фонд «Гандама», а случится ли это — зависит от того, смогут ли следующие два фильма удержать заданную «Вспышкой» планку качества.

409
223 комментария