Как «Форма голоса» показывает, а не рассказывает
Визуальный юмор, хроматическая аберрация и музыка.
Кассовое аниме, входящее в топы зрителей всего мира, зацепило меня своей двойственностью: довольно реалистичная история подана в мечтательном антураже, будто многое из происходящего – сон, блуждание разума в самом себе. «Форма голоса» грамотно работает с мультипликацией, чтобы расширить свой иллюстрационный первоисточник, поэтому в данном эссе я рассмотрю, как это расширение достигается.
Младшая школа
Опенинг аниме выступает отличным прологом ленты, показывая жизнь простых школьников и сплочённых друзей, которые искренне счастливы, – знакомое многим из нас состояние из детства. За этим чувством прекрасного можно даже не заметить надвигающуюся бурю изменений в виде одноклассницы Сёко, которая мелькает в одной сцене парикмахерской семьи Сёи Исида. В общем и целом, опенинг даёт нам полную информацию о мире, времени и персонажах, а также закидывает нарративные ружья Чехова на будущее, используя лишь визуально-аудиальное повествование.
Юмор аниме часто играет на контрастах, расширяя сцены манги для усиления вовлечения, а где-то добавляя приятные штрихи, отсутствующие в первоисточнике. Подобное есть в сцене, где друг протагониста узнаёт, что строптивый пацан с камерой – не пацан вовсе.
Фильм искусно обнажает весь спектр эмоций персонажей, закрепляя их переходами мимики, эффектами линз и музыкальным сопровождением, тем самым позволяя нам с лёгкостью погрузиться в чувства каждого героя, резво перескакивая от одного настроения к другому. Зачастую для этого применяются не диалоги, а более утончённые элементы: погода, помехи или монтажная склейка. Авторы играются с подходами, отчего картина выходит очень непоследовательной, но безмерно живой.
Средняя школа
В жизни каждого происходит переломный момент, который перечёркивает прошлое и навсегда меняет будущее, тем самым определяя нас настоящих. Аниме отлично демонстрирует этот переломный момент – главного босса – через понятный и близкий ребёнку образ видеоигры.
Тема травли в школе используется сценаристом для рекурсии Сёи через Сёко, когда обидчик в конце концов сам становится жертвой. Тем самым демонстрируется древняя мораль: прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Красная нить, связывающая Сёю и Сёко, это непринятие и чувство вины за то, что они могут быть причиной несчастья других людей. Следующая сцена отражает зеркальность двух подростков.
Хроматическая аберрация (искажение цвета на краях объектов) и размытие переполняют «Форму голоса», но варьируются по концентрации от сцены к сцене, показывая некую психоделичность, сказочность и фокус героя. В моменты глубокого самокопания или преобладания эмоций хроматическая аберрация поглощает кадр, завораживая глаз, а в моменты трезвости или повседневности практически исчезает, оставляя персонажей наедине с ситуацией в полной чёткости.
Картина уверенно держит планку качественной подачи нужных акцентов и настроений, но, как и в жизни, любая подобная демонстрация должна к чему-то подводить как сценарно, так и визуально. Какие выводы делает «Форма голоса»?
Старшая школа
Как Шопенгауэр видел в музыке выражение первооснов мира воли, так и я не могу не добавить музыкальное сопровождение в копилку достоинств данного произведения: Кэнсукэ Усио проделал великолепную работу в создании непосредственной и невычурной музыки, которая лишь дополняет изображение, а не затмевает его. И это не учитывая, как композиция кооперируется с динамикой происходящего в ключевые моменты аниме, не затронутые в тексте.
«Форма голоса» – та картина, отношение к которой каждому стоит определять самостоятельно, учитывая и слабые, и сильные стороны творчества Kyoto Animation. В свою очередь, я ставил целью рассмотреть всё то, что обрамляет историю о взрослении, принятии и прощении, и это аудиовизуальное обрамление было сделано очень тонко и самобытно, что резонируют с замыслом о глухой девочке и жестикуляции: иногда гораздо правильнее показать, чем сказать. Таким образом, выводы за меня вновь сделают не слова, а анимация.