«Выскажи свое мнение и беги» или Кендзяку на самом деле НЕ плохой антагонист
«Чувствую себя ребенком с фломастером, который стоит перед пустым листом бумаги… интересно, как все будет выглядеть?»
Кендзяку — древнейший шаман, рожденный задолго до эпохи Хэйан (794 - 1185) и способный пересаживать свой мозг в разные тела, чтобы обладать ими. А еще он главный двигатель сюжета JJK, и почти все события, произошедшие в магическом мире, случились с его прямой или косвенной подачи.
Мы знаем, что цель Кендзяку — попытка эволюции человечества и создание хаоса, который, по сути, даже он не сможет контролировать. И если план действий Кендзяку и он сам, и другие объясняли неоднократно, то его мотивация не была понятна вплоть до битвы с Чосо в 220-й главе:
Чосо: Что тобой движет, что ты хочешь сделать?
Кендзяку: Мне это показалось интересным
«Замечательно», — подумала я, решив что Кен является очередным злодеем с высосанной из пальца мотивацией. Пока не копнула глубже.
Тут стоит упомянуть, сколько лет вообще Кендзяку живет в мире — потому что конкретную цифру мы и не знаем. Многими в фандоме он воспринимается как маг эпохи Хэйан, JJK Wiki (которую, разумеется, тоже составляют фанаты) в свою очередь говорит, что он «колдун с тысячелетней историей», кто еще во ВТОРОМ веке (точнее, в 180 году нашей эры) заключил контракт с Дхрувой, буддистским святым, о реинкарнации. Из этого можно сделать вывод, что он может быть значительно старше Сукуны и Тенгена. В диалоге с последним, Кен сперва проводит параллель между собой и Тенгеном, говоря о возрасте, но затем ставит между собой и ним четкую грань — пока Тенген не пытался все это долгое время контактировать с изменяющимся вокруг него миром, он, Кендзяку, напротив развивался вместе с ним. Современная политика? Новые технологии? Масс медиа, телевидение, юмор, культура потребления? — со всем этим Кен не просто знаком непосредственно, это по сути часть его хобби. Или того, что ему в этом мире осталось, будучи «проклятым» жить вечно.
Вообще, немного отвлекаясь на Тенгена, — они с Кендзяку показались мне антиподами друг друга не только в восприятии мира, но и в технике. Техника Тенгена делает его невосприимчивым к смерти, но не делает невосприимчивым к старению. В отличие от Кендзяку, который всегда может выбрать новое тело и оставаться молодым, но от смерти как таковой это его не спасает. Оба «прокляты» жить нечеловеческой, бесконечной жизнью, но один проклят быть навсегда старым, а другой навсегда молодым. Дихотомия Кендзяку/Тенген это дихотомия действия и бездействия, где Тенген — это существо вечного бездействия и тихий наблюдатель, а Кен — человек вечного действия.
Он создал Картины Смерти (Чосо и его братьев), предложил магам разных эпох разделить свою сущность на проклятые предметы в целях реинкарнации, «родил» Юдзи как сосуд Сукуны, сумел запечатать сильнейшего мага современности Годжо Сатору, договорился с американским правительством, в течение столетий продумывал идею Смертельной миграции… и все время хотел большего.
Мое мнение, но Кендзяку мог влиять и на события 2006 года, косвенно сведя Звездный Культ с Тоджи Фушигуро для уничтожения Рико Аманай, сосуда слияния — ведь все эти события неожиданно были ему на руку. Рискну предположить, что в 2017 Гето к организации Парада смерти все так же косвенно (влияя на его окружение?) мог подтолкнуть Кендзяку, ведь тело и способности мастера проклятий это именно тот кусочек пазла, которого Кену не доставало.
Постоянная погоня за результатом и способность менять свои тела как сосуды лишь подстегивает его пробовать большее, даже если это «больше» он уже не сможет контролировать.
Как раз как в случае с его идеей Смертельной миграции и эволюцией человечества — Кендзяку будоражила идея о том, что он сам не знает, во что весь его план выльется. Тенген же мог положить конец играм по отбраковке и всем планам Кендзяку, но он этого не сделал и более того — даже не рассказал о планах Кена магической верхушке. Думаю, Кендзяку надеялся, что Тенген ему помешает — ведь так было бы интереснее. Увы, тот не оправдал ожиданий и Кен презирает Тенгена за это, называет его скучным. Но в случае Кендзяку любая погоня за удовлетворением результатом попросту бесконечна.
Кендзяку (и Тенген) представляют собой интерпретацию бессмертия Геге и то, почему это проклятие, а не благословение.
По этой причине ценна его битва с Такабой — это, безусловно, один из самых лучших боев во всем JJK, потому что выигран он был не «мечами и кулаками». Это по сути... комедийный пинг-понг. Способность Такабы заключается в том, что когда он думает о чем-то, что, как он уверен, будет забавным, это становится реальностью (и если Такаба усомнится в своих способностях комика, техника будет деактивирована до тех пор, пока он не восстановит уверенность в себе). Особенно контрастно комедийный дуэт Кена и Такабы «Пин-Тян» («удобно запомнить от Пинок и Тянучка!») смотрелся на фоне предыдущего крупного сражения — сражения Сукуны и Годжо.
В главе 239 мы видим, как Такаба и Кендзяку взаимодействуют впервые. Кендзяку попытался напасть на него, но его атака не возымела никакого эффекта, и Кен утверждает, что никогда раньше не чувствовал ничего подобного. Это утверждение само по себе КРАЙНЕ значимо, Такаба немедленно заставляет Кена почувствовать вещи, которые он не чувствовал долгие 1000+ лет жизни. Он даже не видел Такабу как человека с потенциалом до этого, что подчеркивает, насколько чуждой концепцией является Такаба для Кендзяку — а это именно то, чего он хочет.
То, как Кен вел себя и реагировал на Такабу, придало мне смелости и уверенности в том, что читатель только что постиг, чего тысячелетнему магу все это время не хватало в жизни (ведь напоминаю — эти 1000+ лет Кендзяку не лежал в одном месте как Тенген и не спал в форме проклятого объекта как Сукуна, он жил, учился, развивался, сражался, заключал пакты):
«Было ли такое, что ты хотел увидеть то, что прежде не видел? Проверить, действительно ли интересно то, что тебе таковым показалось? Вот что такое жизнь... не так ли?»
Перед смертью Такабы, Кендзяку говорит ему удивительные слова, важные для них обоих:
«Погнали, партнер»
«Ты... очень интересный»
1) Они были важны для Такабы, ведь изначально придирчивый «слушатель», не воспринимавший его комедию всерьез, изменил свое мнение, смеялся с ним и назвал его партнером — исполнив тем самым мечту Такабы перед смертью
2) Они были важны для самого Кена — он признает, что впервые за долгие столетия искренне веселился. До боя, в разговоре с другим заклинателем, Кендзяку сказал, что другом признал бы а) равного себе, б) интересного человека — не таким ли за недолгий бой стал Такаба? Хотя, уж не знаю, можно ли назвать их бой «недолгим», учитывая то, сколько фентезийных жизней и ситуаций они успели за этот бой прожить
Тема одиночества у Геге красной нитью проходит через все произведение и бой Кендзяку и Такабы не исключение. В конечном итоге, две одинокие души — непризнанная и скучающая, — нашли друг друга перед смертью, а объединила их любовь к комедии.
Не буду рассуждать на тему того, как именно умер Кендзяку, насколько персонаж «слит» и прочую ересь — за меня это уже сделали любители сопоставлять расклады сил и потенциалы способностей. Но скажу, что Кендзяку спокойно, даже скучающе принимает собственную неожиданную смерть от рук Юты. Ведь перед смертью ему было хорошо.