Сугуру Гето: почему нельзя быть идеалистом в мире jujutsu
Прежде чем что-то вообще сказать, небольшой дисклэймер: я не очерняю и не обеляю Гето как персонажа, не пытаюсь заниматься оправданием его поступков �� тому подобной ересью. Я лишь представляю свою исключительно субъективную точку зрения на его характер и суммирую все свои мысли о нем. Возможно, все написанное мной ниже притянуто за уши, и я уж точно не изобретаю велосипед, but I don’t care. Итак, раз все предостерегающие слова сказаны, приступим.
Сам текст представляет собой рассуждения на тему идеологии Гето и прочности его убеждений, а также отчасти мою попытку понять, насколько легко (или наоборот — не легко?) на убеждения Гето влияют внешние факторы, и почему это все ведет его по выбранному пути.
1. «Сосуд Звёздной Силы» — с чего все началось?
А все началось с hidden inventory arc, где мы видим еще студента Сугуру Гето, который отдает приоритет защите слабых как долгу сильных. В целом, достаточно распространенное убеждение в обществе магов, и к тому же вполне разумное. В противовес ему, однако, выступает его друг, Сатору Годжо — уникальный в своей сути маг из именитого клана, буквально рожденный «сильнейшим» и воспитанный соответствующе. В диалоге Годжо выступает против мнения Гето о необходимости защиты слабых сильными, задавая весьма закономерный вопрос — а почему они, собственно, должны это делать? Гето выглядит довольно упертым в отстаивании своих идеалов, но, как можно заметить, у него нет ни ответа, ни каких-либо контраргументов для Годжо, он лишь смотрит в ответ сердито и молча. Почему же тогда Гето так верит в эту простую истину?
Думаю, для ответа на этот вопрос прежде всего стоит сделать небольшое отступление и обратить внимание на его особую технику как мага. Гето является мастером проклятий — и, выражаясь эпитетами и метафорами, его техника и есть его проклятье. Пока остальные маги (по большей части, не будем брать в пример Инумаки), можно сказать, «благославлены» своими способностями, способности Сугуру, какими бы выгодными они в бою ни были, буквально вынуждают его пробовать на вкус чужие грехи и негативные эмоции. Побеждая проклятия, Гето преобразует их в шарообразную субстанцию и, проглатывая, подчиняет это проклятие с последующей возможностью призывать его в бою. Он буквально не просто видит облик человеческих пороков, но и знает, каковы они на вкус: «как тряпка, которой вытерли рвоту». К сожалению, без поглощения проклятий и приобретения их способностей Гето затруднительно было бы в достаточной степени развить свои навыки jujutsu — а учитывая его статус одного из трех «магов особого ранга» (на момент все той же hidden inventory arc), можно представить, насколько много проклятий он успел поглотить в свои 16-17 лет. Не думаю, что подобное обходится безболезненно для человеческой психики, поэтому чтобы продолжать это дело — необходима цель.
Вера Сугуру в защиту слабых сильными была не просто чем-то, на что он с моральной точки зрения полагался, это было также своего рода превозмоганием — я не могу представить, чтобы кто-то с такой способностью был бы добр по отношению к другим людям без какой-то догмы, на которую можно было бы опереться в трудные моменты. Он отказывается подвергать сомнению убеждение о важности защиты слабых в споре с Годжо Сатору, потому что ему утешает сознание тот факт, что его страдания необходимы ради всеобщего блага. Думаю также, что Сугуру держался за это утверждение не только потому, что отчаянно хотел разумного и справедливого оправдания страданиям, которым себя подвергал, но и чтобы быть тем человеком, которым его видел его дорогой друг Годжо (кто, как избранный и «сильнейший», видел Гето в качестве своего собственного морального компаса — если вспоминать слова Геге, автора JJK).
Эта тема продолжается позже, когда Гето вместе с Годжо была поручена важная миссия — помочь слиянию Великой Тенген с сосудом, Рико Аманай. В начале миссии Сугуру даже не задумывается, что процесс слияния отнимет у невинной девушки жизнь, пусть даже и добровольно, пусть даже и на благо человечества — ведь это то, на что обречен любой как и он маг jujutsu. Но когда пришло время слиянию свершиться, он видит, что Рико, с детства знавшая о своем предназначении и изначально готовая к нему, на самом деле хочет жить обычной человеческой жизнью и была бы счастлива ничем не жертвовать. Уже находясь в Звездной Гробнице у точки невозврата, Гето, несомненно будучи эмпатом, предлагает ей возможность остановиться и вернуться обратно, даже с учетом того, что это отбросило бы назад весь прогресс миссии и их с Сатору старания. И в этот момент Аманай убивает Фушигуро Тоджи. Фушигуро Тоджи, который сумел победить непобедимого Годжо Сатору, защищавшего тылы Гето и Аманай на подступах к Звездной Гробнице. Фушигуро Тоджи, который даже сам не был магом. Затем Гето и сам сражается с Тоджи, получая смертельные раны. И именно тогда Фушигуро сеет первое зерно сомнения в голове Гето, называя себя (того, кто не может использовать проклятую энергию), обезьяной. Он считает себя таковым по сравнению со своими противниками, «благословленными» проклятой энергией — по сути ирония, призванная унизить так называемых «сильнейших». Тоджи буквально указывает на то, что слабый одержал верх над сильным, который прежде называл того слабым.
Таким образом, Сугуру запомнил то, что фактически стало его коронной фразой в будущем, причем запомнил от человека, разрушившего его и Годжо жизнь. Однако я, разумеется, не стала бы сводить все негативное влияние на Гето только лишь к одному Тоджи — самое время упомянуть особенно важного для предыстории персонажа, Юки Цукумо.
Юки, как и Гето с Годжо, является «магом особого ранга», однако, как справедливо отмечает сам Сугуру, та не особо стремится служить поддержанию мира и истреблять проклятия по указанию Магического Техникума — Цукумо в принципе не поддерживает догмы шаманской верхушки. Ее цель — борьба с корнем проблемы, и об этом самом корне она охотно рассказывает встретившемуся ей Гето: маги не испускают проклятой энергии после смерти, проще говоря — проклятые духи появляются только из-за обычных людей. Соответственно, нет не-магов = нет проклятых духов = нет необходимости для магов жертвовать собой. После этого Гето еще сильнее подвергает сомнению свою изначальную идеологию о защите слабых, но в конечном итоге все равно не может найти правильный путь самостоятельно. Когда Юки проясняет ему ситуацию, он озвучивает свои сомнения — Сугуру не знает как теперь относится к не-магам, мечется между долгом защищать их и жгучим чувством несправедливости, медленно но верно превращающимся в неприязнь. И тут я вынуждена вновь сделать отступление, посвященное связи Гето и обычных людей.
Гето сам родился в семье простых людей, формирование его личности прошло вне магического общества. Сложно представить, как прошло его детство — относились ли окружающие к нему с подозрением из-за его «особенностей»? Если вспомнить, с каким предубеждением (если не сказать ненавистью) жители деревни обращались к маленьким Нанако и Мимико, слова старика-культиста с шикигами, а также как «избранная с детства» Рико Аманай описывала свое одиночество, то несложно провести параллель и представить, что Гето знакомы эти чувства. При рождении наделенный способностью видеть проклятия, но выросший вне магического мира, он, вероятно, был чужим для обоих из этих миров, однако все равно чувствовал неразрывную связь с обществом обычных людей (полагаю, не мог не чувствовать, он, в конце концов, в нем вырос) — в противовес своему другу Годжо, который до учебы в Техникуме вряд ли видел мир за пределами клана. В то время, пока Сатору сильнейший среди магов, Сугуру — маг среди людей. Благородная цель и строгое следование правилам и моральным нормам для Гето ни что иное, как попытка влиться в магическое общество.
В такой среде он вырос эмпатичным и чутким по отношению к другим: это легко проследить по его достаточно дипломатичной роли в диалогах. Именно он от лица их с Сатору дуэта выступает, когда надо с кем-то поговорить и о чем-то договориться — именно на него, как я уже говорила, в моральном плане опирается Сатору. Сугуру привык думать о других людях: например, когда Хайбара спрашивает Гето «каких сувениров привезти, сладких или соленых?», тот без раздумий отвечает «сладких, ведь Сатору наверняка тоже захочет». К слову, этот момент с Хайбарой можно рассмотреть еще с одной стороны — у азиатов принято выражать свои чувства и беспокойства непрямыми путями, и как раз это делает Гето своей просьбой к Хайбаре: «правда? тогда привози сувениров с миссии». В разных азиатских странах, к примеру, в Индии, если кто-то выходит по какой-то причине из дома, он должен сказать «я вернусь», а не «я ухожу». Это как своего рода молитва о том, что человек, отправляющийся в путь, благополучно вернется домой. Таким образом, просьба Гето о сувенирах у Хайбары является косвенным способом выразить надежду на то, что тот благополучно вернется в Магический Техникум.
Возвращаясь к диалогу с Юки — на данный момент может показаться, что Гето достаточно легко внушаем извне. Вероятно, он перебирал в голове свою неспособность противостоять аргументу Годжо против защиты слабых, диалог с Годжо о судьбе религиозных фанатиков («Сугуру, может нам стоит убить этих людей?» — «в этом нет никакого смысла» // «а нужен ли смысл?» — «без смысла магу никак») и, конечно же, слова, которые неосознанно внушил ему Тоджи. В глубине души он все еще считает, что сильные должны защищать слабых, но он начинает ненавидеть их из-за судьбы Рико и видя смерть Хайбары — понимает, что маги постоянно умирают и страдают, для них словно нет счастливого конца. Последней каплей для Сугуру стало издевательство жителей деревни над маленькими Нанако и Мимико: это усиливает его неприязнь до такой степени, что он эту деревню вырезает, становясь опасным преступником для магической верхушки. И дело не в том, что он не смог воспринять все произошедшее с ним за последний год интеллектуально, а в том, что он не вынес этого эмоционально: «с того дня я говорил себе: "то, чему я стал свидетелем, не является чем-то необычным". я знал уродливую сторону жизни, но все равно решил стать магом, который спасает других».
Если его «сильнейший» друг Годжо Сатору больше не нуждался в нём, если при всей своей силе «мага особого ранга» он не мог защитить одну девушку, если её смерть на самом деле все это время была бессмысленной (ибо, по словам Юки, для несчастной Рико Аманай всё это время «на всякий случай» была замена), а люди, которых он поклялся защищать, были теми, кто радостно аплодировал всем этим страданиям, то в чём был смысл всего этого? Вся эта надстройка очень удобно легла на базу — на одиночество Сугуру. С провала миссии прошел год, и за это время Годжо и Гето отдалились друг от друга (в частности по инициативе Сатору совершенствовать свои силы в одиночных миссиях). Сугуру остался один на один со своим эго в момент, когда ему сильнее всего нужны были другие люди. На фоне постоянного прокручивания в голове одних и тех же травмирующих моментов, Гето разубедился в системе, в которую его еще незрелый 17-летний мозг ранее безоговорочно верил. Зачем защищать «слабых», если они недостойны защиты? Проблема Гето в том, что он на самом деле все еще хочет их защищать, но он просто не может оправдать эту цель в мире, где слабые буквально и являются источником бед. В дополнение к этому, я думаю, что Гето просто понял, что ценой защиты «слабых» были люди, о которых он заботился (другие маги, все тот же Сатору). Они были той ценой, которую он оказался не готов платить, и стали тем, что он в конечном итоге решил защищать.
Оба, и Гето, и Годжо, пережили одну и ту же травму — поражение от рук Тоджи, смерть Аманай и далее по списку ужасов. Годжо отказался от своей ненависти и обиды, используя их как топливо для развития своей магической силы — взял негативную ситуацию (собственное поражение) и превратил её в позитивный результат. Там где Сатору нашел силы принять несправедливость системы, Гето наоборот принял решение отрицать ее — они по сути поменялись местами. Если Годжо начинает глубже понимать собственную ответственность (к слову, в том числе ориентируясь и на слова Гето), то Сугуру закапывается глубже в себе, задаваясь вопросом: почему всё произошло именно так? Почему он, поступая правильно и строго исполняя свою роль как мага, все равно облажался? После hidden inventory arc он так и не продвинулся в магическом ремесле иначе как в поглощении проклятий — он так и не научился расширению территории или обратной технике, он так и не достиг пика своей собственной силы (в его теле это сделает Кендзяку), несмотря на то, насколько огромен был его потенциал как мастера проклятий. Он сумел, однако, накопить тысячи духов (вспомним, как это влияло на его психику), чтобы использовать их в качестве армии, и искал Рику Оримото, чтобы компенсировать слабость, которую он в себе чувствовал. Я думаю, Гето и Годжо являются примером того, как травма или «один плохой день» могут кардинально изменить человека, став последней каплей.
ПТСР + одиночество, вызванное разрушением отношений с Сатору = депрессия, яркое проявление которой выражалось в экзистенциальном кризисе, переходе от альтруизма к мизантропии, обесценивании жизней (и своей, и других людей) и эмоциональной изоляции. Его радикальная идеология стала защитной реакцией. Я также отчетливо вижу в Гето нарциссические черты — на это указывает как минимум убежденность в собственной правоте и постоянное отождествление себя с высшей целью. В конце концов, одиночество губительно — и Сугуру, не найдя поддержки, решает изменить мир, чтобы магам не пришлось быть жертвами, а тому же Сатору не пришлось бы быть «сильнейшим».
2. «Проклятое Дитя» — почему для Гето не могло быть счастливого конца
В следующий раз мы видим его уже в JJK0. К этому моменту он даже почти перенял старую, глупую манеру поведения подростка-Годжо, а всякий раз, когда он говорит о своих идеалах, это похоже на маниакальное поведение сошедшего с ума человека. Когда 10 лет назад Сугуру сказал Сатору «я решил как буду жить», я не верю, что на подсознательном уровне он действительно окончательно выбрал свой путь — его преувеличенная манера поведения как будто является имитацией беззаботного ко всему отношения Годжо (когда тот был подростком). Отзеркалив то, как Годжо продолжил жить с мыслью «а что бы сделал (старый) Гето?» всякий раз, когда ему нужно было сделать сложный выбор, «новый» Гето нашел свою собственную истину, где «защищать слабых» = «защищать людей, которых я хочу защитить». Он все еще был силен, он все еще был один из избранных («маг особого ранга»), и люди естественным образом стекались к нему, поэтому он мог сублимировать свои новые желания через призму того, что они имели некий великий смысл. И все же он лжет. Себе, тем, кто следовал за ним, тем, кто был против него. Он предупредил Магический Техникум о нападении со своей стороны. Он не убил ни одного ученика, даже не обладающую способностью использовать проклятую энергию Маки (которая по всем канонам не «подходила» для жизни в прекрасном новом мире, который он хотел создать для магов), даже когда это было бы легко сделать после победы над ними — на что Годжо и указывает в их последнем разговоре. Он хвалит Юту за его мастерство в обратной проклятой технике, и, пусть и в насмешливой форме, но все равно дает ему советы. Он предупреждает Юту перед атакой Узумаки. И, в конце концов, он конечно сохранил Годжо в своем сердце как своего лучшего друга. Несмотря на стену недопонимания, выросшую между ними за 10 лет, они все еще доверяют друг другу — Гето знал, что Годжо позволит его товарищам-культистам (его семье и приемным дочкам) сбежать, а Годжо знал, что Гето не убьет направленных остановить его студентов.
К теме о важности в его жизни лучшего друга не могу не отвлечься и не упомянуть момент, который много кто упускает из внимания. Тело Сугуру было ��ервым, которое хотя бы немного попыталось противостоять Кендзяку для защиты близких людей. Дзин Итадори, который былженатна Каори, предыдущем сосуде Кендзяку, (то есть их близость и эмоциональная связь неоспоримы), не смог достучаться до ее души, а она не смогла откликнуться. Тело Каори не отреагировало, чтобы защитить своего сына Юдзи, как и не отреагировало на слова своего мужа. Тело Гето же отозвалось на простое «ты позволишь и дальше пользоваться собой, Сугуру?» от Сатору, попытавшись остатками собственных сил Сугуру противостоять Кендзяку. Можно сказать, что Гето вероятно был достаточно силен духом при жизни, чтобы «мышечная память» (?) его тела смогла провернуть подобное впервые за столько лет. Я понимаю, что это лишь домыслы, в которые мне хочется верить, но пусть это тоже будет тут.
Забавно, что когда Гето думал, что принял для себя новую идеологию на своём пути он встретил Сёко, и из троицы именно она, а не Годжо, указывает Сугуру на его инфантильность, разбивая его эго об реальность: «я ведь уже давно не ребёнок и не пытаюсь добиться понимания» — «только вот думать, что тебя никто не понимает, как раз по-детски». Встреча с ней еще тогда дает новый угол обзора на все и без того шаткие убеждения Гето.
После того «рокового» разговора с Юки он чувствует оправдание для своего убеждения в том, что есть смысл в уничтожении каждой из «обезьян, которые даже не видят проклятий». Гето изначально понял, что теперь ему придется играть роль «плохого парня» и берет на себя полную ответственность за свои поступки — об этом по сути он напрямую говорит Сатору во время их диалога у KFC в Синдзюку («убей меня, Сатору, в этом действительно есть смысл»). Но я не думаю, что вся эта фальшь и маска есть то, кем он был на самом деле. Гето — человек, который не мог найти себя между долгом как мага jujutsu и своей естественной яростью и обидой на несправедливый мир как человека. Он довел и то, и другое до крайности. Как маг, он практически поклялся своей жизнью на идее, что слабых нужно защищать — даже когда смерть «слабых» была бы оправдана, даже если бы это позволило ему утихомирить свою ярость. Но с другой стороны, как преступник, он следует по пути устранения всех, кто не способен использовать магию, прекрасно понимая, что эта способность находится вне контроля обычного человека. Я думаю, что и то, и другое в его понимании было ложью самому себе, или наоборот — и то, и другое было для него гиперболизированной правдой. В любом случае, обе эти мысли были ответвлениями от его истинного «я», ответвлениями от Сугуру, который на самом деле в тот роковой день диалога с Юки так и не определился.
Однако, для всех считающих, что именно Юки Цукумо заложила в голову Гето предубеждение к слабым спешу заверить, что на самом деле эта мысль была в нем всегда, пусть и в зародышевом состоянии. Яркий тому пример — разговор Сатору и Сугуру во время «спасения» Утахиме и Меймей. Сугуру хоть и предстаёт в диалоге неким голосом совести и просит Сатору быть помягче, в действительности их отношение к девушке одинаковое — оба они считают Утахиме слабой. Гето относится к ней (своему, на секундочку, семпаю) с таким же предубеждением, лишь скрывая его под маской долга «защиты слабых», на который он тогда еще полагался.
Спустя долгое время он так и не принял того, чего он действительно хотел, и, вероятно, вообще перестал заниматься саморефлексией, что привело к тому, что он выглядит нерешительным в фактическом выполнении своих заявленных целей. Возможно, поэтому мне (и, надеюсь, не мне одной) показалось, что в JJK0 Гето как будто бы изначально и не хотел выиграть? Гето, по канону обладая недюжинным интеллектом и тактическим складом ума, признается Юте, что «теперь будет сражаться с ним в полную силу» — и лжет. По словам Кендзяку, в основных событиях JJK использовавшего тело Гето как сосуд и прекрасно осознающего способности оного, Сугуру бы победил Юту Окоццу, если бы ровно половина его запаса проклятий не находилась в совершенно другой битве в совершенно другом месте. Гето выглядит персонажем, который не хочет признавать, что идет по неправильному пути, и одновременно не может полностью посвятить себя ему. Он был обречен на неудачу, потому что никогда и не считал себя победителем, всегда будучи привязанным к чему-то, что не переставал ставить выше себя (все те же ответственность, мир, Годжо).
Как человек, который когда-то поклялся защищать слабых, глубоко в душе он и не отказывался от этого. Поэтому в последний раз он довел всё до крайности единственным известным ему способом, а именно, устремив свой взор на «спасение мира» под видом искоренения всех не-магов и объявления войны Магическому Техникуму. Тот финал, который он получил, был на самом деле единственным выходом для человека, который утверждал, что не может быть счастлив в этом мире. На момент событий JJK0 он зашел слишком далеко, чтобы повернуть назад, поэтому ему приходится убеждать себя, что он прав. Его побеждает маг-первогодка, который едва ли может контролировать свои способности не то что в бою с Гето, а в принципе. В JJK снова и снова становится ясно, что побеждает человек с более сильными идеалами. И Гето проигрывает каждую встречу, с которой сталкивается.
Годжо же за эти долгие 10 лет научился не просто понимать других, как это делал Гето, но и подбирать для них необходимые слова. Целью Сатору стало создание мира, в котором таким потерянным людям как Гето бы было радостно — была бы причина искренне улыбнуться. Если бы не уход Гето, смог бы Годжо прийти к выводам, которые позволят ему спасти множество людских жизней? Вопрос без ответа, но я все же думаю, что личность Гето и время, проведенное вместе с ним, стали одними из ключевых факторов формирования того Годжо-сенсея, которого мы видим уже в основных событиях JJK.
Для Сугуру Гето не было хорошего конца, потому что в каком-то извращенном смысле он был слишком нравственным человеком. В конце концов, Гето все равно делал все, что мог, чтобы защитить слабых... единственное, что кардинально изменилось, это то, кем на самом деле были слабые в его глазах. Его проблема как раз в том, что он жесткий идеалист, а быть идеалистом — извращенная самоотверженность в мире, который вознаграждает только эгоистов. Перед смертью он сказал Сатору: «в этом мире я не мог даже улыбнуться искренне». Сугуру Гето хотел делать добро людям, но мир, в котором он родился, изначально не был хорошим местом — и он не ��мог этого принять.
P. S. Недавно увидела новости, что 30 мая выйдет фильм по JJK, по сути просто объединяющий первые 5 серий 2-го сезона. Отмывание ли это студией MAPPA денег? Безусловно. Пойду ли я смотреть это в кино? Да, да и еще раз да. Только данная арка сумела удержать мое внимание к этому фандому, потому что 1-ый сезон я стойчески затерпела, включая фоном. Btw, у Сугуру сегодня (3/02) официально день рождения — поэтому «статья» это своего рода способ поздравить его с несбывшимся 35-летием! А вывод из этой «статьи» весь в картинке ниже: