«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото
«Оглянись» — самая нетипичная работа Тацуки Фудзимото. Здесь нет жестокости, демонов и библейских отсылок. На фоне «Огненного удара» ваншот ощущается более взрослым и саморефлексирующим произведением. О чем хочет рассказать безумный мангака и почему «Оглянись» стоит прочитать каждой творческой личности?
Младшеклассница Фудзино рисует для школьной газеты ёнкому — четырехпанельную комедийную мангу. Ее остроумные комиксы любят школьники, а самой ей пророчат успешную карьеру мангаки. Но Фудзино не интересует творческое будущее, ей больше нравится тусить с друзьями и заниматься спортом. Все меняется, когда в газете появляется другая ёнкома от одноклассницы-затворницы Кёмото. Комиксы Фудзино блекнут на фоне выверенного рисунка Кёмото, и тогда звезда школы решает улучшить свои навыки.
Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.
Автопортрет художника и внутренний диалог
Фудзимото явно рисует автопортет своих терзаний, просеянный через сито своего же стиля. Это угадывается как в явных отсылках на свои же работы (Фудзино рисует мангу «Акулий удар»), так и в самих именах героинь (ФУДЗИно и кёМОТО). Особенно интересно это раздвоение Фудзимото на двух героинь.
Кёмото известна своим рисунком, проработкой фонов, окружения. При этом заявляет, что из-за скрупулезного отношения фонам, она замедляет работу. Фудзино же известна прежде всего благодаря диалогам, персонажам, сюжету. При этом рисунок у нее хоть и на уровне, но явно уступает по крутости Кёмото. И как же хочется провести эту параллель взаимоотношений Фудзимото-художника и Фудзимото-мангаки. Будто бы он через «Оглянись» погружает нас в свою голову, представляя также выбор приоритета.
Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.
Раскадровка как способ повествования
Фудзимото строит юмор и драму двумя средствами: большая отрисованная панель в виде кульминации сцены, а также детализированная раскадровка с повторяющимися кадрами. И если с первым способом завлечь зрителя все понятно, там он вкладывает все свое изобразительное мастерство. Однако со вторым способом он работает на одно четкое чувство читателя: напряжение.
Если вы читали Фудзимото, то нередко могли застать себя с ощущением дискомфорта или накапливающегося напряжения. Во многом стоит благодарить эти вечно повторяющиеся кадры, где панели предстают скорее посекундным слайд-шоу действий героя. Так было в «Огенном ударе», такое можно найти и в «Оглянись». Но куда лучше работает такая же, но совершенно другая вещь. Мы видим смену кадров, где главная героиня одной и той же позе сидит, а окружение меняется, что прямо говорит о ее отрешенности от внешнего мира и труда без оглядки.
Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.
Магия автора
У Фудзимото есть магия трогать душу грубыми мазками и прямо в лоб поданными идеями. Его диалоги явно не тарантиновские, в них куча нескрытой экспозиции. Но магия его киноязыка (иначе в случае его не скажешь) в том моменте, когда герои перестают говорить. И тогда начинаются вышеописанные раскадровки, совсем не новые в мире манги, но выкрученные Фудзимото на максимум.
И в этот раз он делает использует свой киноязык для двух вещей: саморефлексии, а также парочке выводов.
- Человека определяет старание. Фудзино, увидев кучи разрисованных альбомов Кёмото, признает пропасть между ней и «соперницей».
- Признание для художника — все. Если бы Кёмото не рассказала о своей любви к ёнкомам Фудзино, то та бы окончательно сдалась.
Потому что страшнее осознания своего потолка может быть только остаться наедине со своим провалом. А признание придает сил дальше стараться.
Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.
Послесловие и вывод
Эта манга — удивительная возможность для нас проследить, за тем, как Автор открывает двери в свою голову, разговаривая хоть и примитивными метафорами, но на равных с читателем.
Мне кажется «Оглянись» — это в том числе попытка Фудзимото оглянутся на свою карьеру, в которой он до этого, как и его героиня Фудзино, без оглядки рисовал и писал. И также попытка сформулировать какой-то промежуточный итог. В какой-то момент ужаснувший его, но в то же время заставивший принять свои собственные изменения. И это также призыв нам, авторам, оглянуться и посмотреть, что мы потеряли, что обрели. И принять тот факт, что мы уже не вернемся к тому, с чего начинали.
Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.