Еще вчера (1991): в память о времени, когда трава была зеленее и пломбир слаще

Помните, как в детстве самая пустяковая проблема казалась катастрофической? Когда стоило лишь покапризничать и сразу же получить желаемое? Ну вот хочется тебе, например, попробовать ананас, — родители принесут его, чтобы «дитя не плакало». А потом ты вырастаешь и сам становишься этим родителем, бежишь в погоне за успешным будущем и напрочь забываешь о простых мелочах. Именно об этом очередной просмотренный мною мультфильм студии Ghibli «Ещё вчера». А еще он о том, что никогда не поздно изменить жизнь и себя.

Главная героиня Таеко наконец уходит в отпуск и на 10 дней отправляется в деревню, чтобы собирать шафран. В поездку 27-летняя девушка берет с собой «10-и летнюю себя». Пятиклашка Таеко помогает ее взрослой версии вспомнить прошлое и сделать непростой выбор в настоящем.

Я вовсе не собиралась брать в отпуск саму себя из пятого класса. Но стоило этой малявке снова выбраться на свет, как от неё не стало покоя.

Таеко

Когда героиня была ребенком, то как и все сверстники капризничала, закатывала родителям истерики, мечтала стать актрисой, поехать летом на дачу или горячие источники, ну и конечно же новую лаковую сумочку, чтобы не донашивать за сестрами.

Взрослая версия Таеко не мыслит материально, а выбирает спокойствие, природу и созерцание. Оглядываясь на свое прошлое, девушка пытается понять, где совершила ошибку, — почему у кого-то уже есть любящая семья, а она все еще предана работе и радуется любой возможности вырваться из Токио в деревню? Ради этого она готова приехать на поезде в ночи, почти не поспав, и сразу же отправиться в поле, где ее встречает первые лучи солнца и монотонная работа.

Как признается Таеко, в городе одни небоскребы, машины, и людям там не осталось места. В сельской глуши героиня погружается в размеренный быт простых людей, добывает красный пигмент из лепестков шафрана, помогает в сборе урожая и общается с местными. Кажется, что место Таеко здесь, а не в Токио. Чтобы понять это, девушке на помощь и приходят воспоминания детства.

В беседе с самой собой и сельчанами героиня находит ответы на многие волновавшие ее в детстве вопросы. Например, в машине под ливнем Таеко рассказывает Тосиро (родственнику мужа сестры) о том, как в детстве к ней в класс пришел неопрятный мальчик Абэ-Кун, который колко заявил ей, что никогда не пожмет руку. Десятилетнюю Таеко это обидело, но Тосиро объяснил девушке, что это было лишь потому, что она понравилась мальчику, а он в ее глазах хотел казаться крутым.

В момент душевных диалогов с сельчанами Таеко ловит себя на мысли, что может быть лицемерной, ведь приезжает в деревню, когда тепло. Корит себя, что восхищается подобной жизнью, не застав холода. При этом ее поражает доброта, с которой простые фермеры относятся к ней, предлагая остаться у них насовсем.

Тосиро тоже не всегда любовался природой и был фермером. Когда-то он работал в городе на фирме, а потом решил все изменить и заняться выращиванием органической пищи. У него совсем не было знаний, но опытные родители ему помогли. Тосиро обычный парень: любит старые машины, слушает folk и всегда придет на помощь к девушке, попавшей в беду.

Через повседневные диалоги и детские воспоминания героиня находит ответ на так давно волновавший ее вопрос. Вместе с этим у Таеко появляются силы, чтобы принять если не главное, то судьбоносное решение в свое жизни, — начать все с чистого листа.

В последний день отпуска девушка едет на вокзал и садится в поезд. Казалось бы, — это конечная точка ее 10-и дневного путешествия. Но в купе Таеко не находит себе места, сначала переходит в другое, садится, пытается настроиться на дорогу, но все не выходит. Пара секунд на раздумье, и героиня пулей покидает вагон, запрыгивает в поезд в обратный конец и возвращается к жизни, которая так будоражит, и вместе с тем успокаивает ее.

Забавно, но пока сельские ребята рвутся в большие города, жители столицы все чаще мечтают о спокойствии, свежем воздухе и возможности носить простую одежду. Даже у нас порой говорят, что любовь к даче приходит с возрастом. На личном опыте могу в этом признаться, ведь каждый год с сожалением встречаю октябрь и закрытие сезона.

Кончились выходные, в которые можно приехать на шашлыки, сменить офисную работу на физическую и разгрузить мозг, просто пройти пару километров пешком в магазин и провести вечер за чашкой кофе на крыльце, оглядывая сад в закатных лучах. И ведь правда за городом пространства и воздуха больше, ничего не давит, и ты впервые за долгое время высыпаешься. Никаких тебе пробок, давки в метро, очереди в магазине и электросамокатчиков. Жаль только, что эти мысли проходят к тебе в тот момент, когда больше нет летних каникул, есть работа, регламентированные отпуска и маленькие передышки по выходным.

Но почему же Таэко, сама того не желая, взяла в поездку «10-и летнюю себя»? Ведь именно этот вопрос не дает покоя героине. С ней в сельское путешествие отправляются не воспоминания о моде и популярных музыкантах, как было у старших сестер. Ее «багажом» стали моменты из жизни малышки, которая стоит на пороге взросления. Девушка признается, что именно тогда куколка решила, какой бабочкой ей стать. Вместе с тем Таеко выбрала карьеру и успех. По началу героине казалось, что она взлетает все выше и выше. Однако в действительности она лишь перебирала крыльями на месте.

В последний день отпуска Таеко поняла, что появился новый шанс, чтобы расправить крылья. Быть может, впереди ее ждет более успешная жизнь, которая из-за детских страхов по началу не складывалась.

Еще вчера (1991): в память о времени, когда трава была зеленее и пломбир слаще

Многие скажут, что это история о женщине и создана исключительно для них. Но я с этим не соглашусь. «Ещё вчера» — в первую очередь хорошая возможность прислушаться к себе вне зависимости от пола. А лейтмотив мультфильма прост — в погоне за чем-то мнимым, не забывайте слушать и слышать себя, чтобы не приходилось исправлять ошибки прошлого. А если избежать их не удалось, не отчаивайтесь и попробуйте снова.

Знаете, это произведение чем-то напомнило мне стихотворение Блока, которое я пару лет назад сдавала на паре по лиературе. Можете насладиться его отрывком тут, а можете прочитать полную версию в итернете.

Когда ты загнан и забит

Людьми, заботой иль тоскою;

Когда под гробовой доскою

Все, что тебя пленяло, спит;

Когда по городской пустыне,

Отчаявшийся и больной,

Ты возвращаешься домой,

И тяжелит ресницы иней, —

Тогда — остановись на миг

Послушать тишину ночную:

Постигнешь слухом жизнь иную,

Которой днем ты не постиг;

А. Блок

Помните, все в жизни можно потерять и купить, но главное не потерять себя в ней. Вы не марафонец, чтобы постоянно бежать. Вы простой человек, которому свойственно ошибаться, бояться, ностальгировать, обижаться, любить и ненавидеть, смеяться и плакать. И однажды вырваться из куколки и стать бабочкой.

Ваша Саша
Обзорщик манги и аниме в этом Блоге

Еще немного старых лонгов по произведениям Ghibli:

4848
33
30 комментариев

Помните, как в детстве самая пустяковая проблема казалась катастрофической? Когда стоило лишь покапризничать и сразу же получить желаемое?Нет, не помню, потому что такого не было.

11
Ответить

Тоже дочитал только до этого момента)

Ответить

Аналогично. Потому что родился в 90-х)

Ответить

Меня за капризы всё время ругали, так что я хз, откуда автор такую вату придумал

Ответить

В моем детстве стоило лишь покапризничать и сразу же получишь пизды.

Ответить