Studio Ghibli: философия детства

Studio Ghibli: философия детства

Когда мне грустно, я смотрю старые мультики дядюшки Миядзаки и его студии. Проштудировав порядка 20-и картин, составила для вас подборку лучших (по своему мнению) полнометражек. По-детски мило, лампово и эстетично.

В хронологическом порядке расскажу о сюжете, моментах из истории создания и личных впечатлениях. В конце лонгрида вас ожидает бонус из рубрики «Fun Fact».

Это следует знать перед просмотром

Studio Ghibli: философия детства

Вселенная Миядзаки состоит из метаморфоз, и каждый его проект находится на границе между двумя состояниями. Будь это пейзаж, человек или даже сюжет. Например, когда в «Ходячем замке» падающая звезда превращается в Кальцифера (демона огня), который впоследствии еще и начинает менять оттенки пламени. Или мост в «Унесенных призраками», служащий своеобразным порталом между мирами.

Большой акцент в Ghibli делается на визуализации окружающего мира, его точности и живости отображения. Поэтому Хаяо Миядзаки не раз упрекал Disney в искусственности их пейзажей.

Большинство персонажей картин - это «взрослые» дети, которые рано сталкиваются с понятиями ответственности, храбрости и как бы «перепрыгивают» свой фактический возраст. Поэтому студия далека от романтической линии повествования.

В 1997 Миядзаки не раз будет бросать фразу: «Я устал, я ухожу» и сетовать на свой возраст. Но почему-то всегда будет возвращаться к новым проектам Ghibli, хоть и в разных амплуа.

«Ведьмина служба доставки», 1989

Studio Ghibli: философия детства

Мультфильм снят по книге японского автора Эйко Кадоно. Формально, это первая литературная экранизация студии Ghibli.

В центре сюжета девочка Кики, которая живет в мире, сперва похожем на наш. Когда ей исполняется тринадцать, в жизни появляется колдовство и ответственность. Она, как и все юные волшебницы, должна покинуть отчий дом и отправиться на поиски себя. Кики и ее черный кот пускаются во все тяжкие мира путешественников, чтобы доказать предкам самостоятельность. Здесь нет ни злодеев, ни серьезных конфликтов. Главное – приключения героини и обретение уверенности в себе.

Пожалуй, эту картину я пересматривала чаще всего. Особенно на ночевках с друзьями. Просто, красиво и с добрым концом. Что еще нужно для фильма на вечер?

Каждый из нас должен найти свой источник вдохновения. И порой это бывает непросто.

«Здесь слышен океан», 1993

Studio Ghibli: философия детства

В 90-е основатели Ghibli позвали в штат перспективного аниматора Томоми Мотидзуки. Он, являясь поклонником романтических повестей Саэко Химуро, экранизирует одну из них. Так появился «Здесь слышен океан». Не пугайтесь, романтика тут дозирована, и сюжет строится вокруг человеческих взаимоотношений в целом.

Главный герой, Таку Морисаки, возвращается домой из Токийского университета. В родном городе его ждет встреча выпускников. В пути Таку рефлексирует о прошлом, своем друге по кулачному бою Ютаку и однокласснице Рикаку. В общем, ментальный дед решил вспомнить молодость.

Это типичная история с любовным треугольником и школьными проблемами, но сопровождаемая первоклассной мультипликацией, философскими диалогами и самоанализом поступков прошлого.

-Отнесись серьёзно к своим деньгам, это ведь очень важно!

- Извини, но ты говоришь, как актёр в старом фильме.

«Шёпот сердца», 1995

Studio Ghibli: философия детства

Автором повседневных и фантастических пейзажей здесь стал аниматор Наохиса Иноэ. Летающие острова и крошечные планеты противопоставлены фотографически точно нарисованным улицам города Тама. Вот такой сюрреализм по части картинки вышел. Так еще и нетипичный для студии фокус на романтических отношениях присутствует, и даже доходит до предложения руки и сердца.

В центре действия старшеклассница Сидзуку, которая проводит свободное время за чтением. В библиотеке она подмечает, что в формуляре книг стоит имя одного и того же парня. Встретившись с ним, девушка погружается в мир подростковой влюбленности. [Простите, но тут обязательно должна быть шутка про песню о библиотеке]. Как часто бывает у Ghibli, реальность и фантазия смешиваются и стирают границы. В мыслях Сидзуку начинают рождаться фантастические вселенные, о которых она пишет книгу.

Это мой второй по накрутке просмотров мультфильм Chibli. Но уже не для шеринга им с друзьями, а для потребления в гордом одиночестве.

Вроде бы одни книжки читали, но я где была, там и осталась, а он поставил в жизни цель и почти её достиг.

«Унесенные призраками», 2001

Studio Ghibli: философия детства

В мировом прокате картина заработала более 270 миллионов долларов и получила «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм. Если это вам ни о чем не говорит, тогда приоткрою сюжет.

История рассказывает о десятилетней Тихиро, которая переезжает с родителями в сельскую местность. По дороге отец девочки сбивается с маршрута, из-за чего семья попадает в старинный заброшенный город. Увидев в пустой закусочной еду, взрослые сразу решили накидаться за чужой счет. Но город вовсе не пуст, а наполненным демонами и духами. Те в итоге их заскамили и превратили в свиней.

Чтобы спасти их, Тихиро придется пройти через множество испытаний. А именно: устроиться на работу в 0 лет, поругаться с главной бабушкой всея купален и приручить своего дракона.

Встречи невозможно забыть, их бывает трудно вспомнить.

«Ходячий замок», 2004

Studio Ghibli: философия детства

Хаяо Миядзаки в 2004 вернулся студию, чтобы сделать анимацию по произведению Дианы Уинн Джонс. Фильм получил номинацию на «Оскар», но не выиграл ее. [Моя личная боль, с учетом того, кто забрал награду].

Его героиня, застенчивая Софи, была проклята ведьмой, которая превратила ее в старуху. Ну и как поется в песне: «Мать, отец, мне надо уходить отсюда поскорей». Нашей бабушке в городе больше нет места, и она уходит. Приключения начинаются, когда Софи попадает в дом мага-инфантила Хоула, где начинает работать прислугой для него и его бейби-последователя Маркла.

«Ходячий замок» поражает полетом фантазии. Если смотреть внимательно, то можно заметить, что в основе лежит скрытый смысл. У всех персонажей одна проблема. Хоул, Софи, Маркл, Кальцифер и Ведьма Пустоши - люди, которые боятся и не хотят брать на себя ответственность, и не желают двигаться вперед. Поэтому Миядзаки и помещает их под одну крышу. Теперь они вместе проработают свои травмы.

Я так долго убегал. Но теперь у меня есть кого защищать. Это ты.

«Рыбка Поньо на утесе», 2008

Studio Ghibli: философия детства

Прекрасная вариация на тему «Русалочки». Конечно, она больше таргетирована на юных зрителей, однако взрослые тоже найдут для себя что-то новое. Ну или мило проведут вечер. Не зря же мультфильм получил две награды венецианского кинофестиваля и восторженные отзывы критиков.

Это яркая и теплая картина, со сказочным сюжетом и детальной прорисовкой, выполненной вручную. «Рыбка Поньо на утесе», с точки зрения мультипликации, уникальна. В мультфильме Миядзаки освоил новую территорию: с привычных ему небес, вдруг ныряет на дно океана.

По сюжету, юная золотая рыбка Понье решает сбежать из тины морской и приблизиться к прожиточному минимуму человеческой жизни. Понье восторгается радостями земного бытия со своим новым товарищем - пятилетним Сосукэ.

Есть такая штука — судьба. Плачь, не плачь — с ней ничего не сделать.

«Ариэтти из страны лилипутов», 2010

Studio Ghibli: философия детства

Мультфильм создан режиссером нового поколения студии Ghibli - Хиромасой Ёнэбаяси. Его именуют наследником творчества Миядзаки, потому что две его картины («Ариэтти» и «Мэри и ведьмин цветок») напоминают ранние работы отца-основателя.

Режиссер успешно передает мечтательное настроение и иллюстративную лёгкость. В центре анимации быт маленьких человечков, которые живут по соседству с людьми, незаметно одалживая у них вещи. Порой так и хочется крикнуть: «Жулик, не воруй!».

Чтоб выжить, существование этих дюймовочек должно оставаться в тайне. Ариэти нарушает запрет, когда ее замечает четырнадцатилетний Шо. Вопреки различиям, герои становятся настоящими друзьями. А мое больное сердце переживало за больное сердце Шо на протяжении всей полнометражки.

Иногда дети бывают опаснее взрослых.

«Со склонов Кокурико», 2011

Studio Ghibli: философия детства

Работа принадлежит руке сына Хаяо Миядзаки – Горо, дебютировавшему в 2006 с фильмом «Сказания Земноморья». Старший Миядзаки был символически задействован в производстве мультфильма, но его почерк заметен.

Действие картины разворачивается в 1963. У главной героини, Уми Комацудзаки, погибает отец. Далее идет повествование о буднях девушки после трагического события, ее отношениях с главой школьной газеты, президентом студенческого совета и другими одноклассниками. Это размеренная и вдумчивая история о детстве, первой любви и поиске правды о своем происхождении. Здесь меня особенно порадовало хорошее раскрытие вопроса «отцов и детей» и рассуждения о семейных ценностях. Все же возраст дает о себе знать.

Ломать вещи, потому что они старые тоже самое, что отказываться от памяти о прошлом. Это все равно, что забывать людей которые жили, потому что они умерли.

«Ветер крепчает», 2013

Studio Ghibli: философия детства

За основу сюжета мультипликации взята одноимённая манга самого Миядзаки, опубликованная в журнале Model Graphix в 2009. Она повествует о известном японском конструкторе Дзиро Хорикоси, работавшем над истребителями Mitsubishi.

Главный герой, Дзиро, с детства мечтает о самолетах, полетах и возможности превзойти скорость ветра. Он близорук, и пилотом ему не быть. Парень не прощается с мечтой и начинает проектировать железных птиц. Нам показывают его работу за чертежами и вечный поиск оптимальных решений. А на пути к цели, Дзиро знакомится с интересными людьми, переживет Великое землетрясение в Токио, видит войну и обретает любовь, хрупкость которой осознает позже. Наверное, это первая картина студии, над которой я пустила слезу (и вовсе не скупую).

Мы сейчас живем от секунды к секунде, каждая из которых бесценна.

«Воспоминания о Марни», 2014

Studio Ghibli: философия детства

История картины базируется на психологическом романе британского автора Джоан Робинсон. В экранизации действие происходит в японской прибрежной деревеньке на острове Хоккайдо. Если не хотите сломать свою головушку в конце фильма, лучше отложите просмотр. Это достаточно нетипичная и самобытная работа Ghibli.

Главная героиня – необщительная двенадцатилетняя Анна. Она была вынуждена приехать на летние каникулы к родственникам приемной матери. Ребенка выслали на природу для апгрейда слабого здоровья. В новых локациях Анна встречает Марни, которая становится ее подругой. Девушек объединяет не только настоящее, но и прошлое. Сюжет чем-то напомнил мне «Унесенных призраками», но все происходит не в мире духов, а людей, окружающих себя видениями.

Какая разница, сколько народу вокруг, одиночка ты или живешь в большой семье! Все зависит от того, как ты себя ощущаешь глубоко в душе.

Studio Ghibli: философия детства

В комментариях можете делиться своими любимыми работами студии и обсуждать перечисленные мной.

Ваша Саша

Обещанный Fun Fact - коллаборация LOEWE X STUDIO GHIBLI

В 2021 и 2022 испанский модный дом Loewe выпустил две коллекции с полнометражками Chibli. Персонажи «Унесенных призраками» и «Моего соседа Тоторо» украсили одежду и аксессуары бренда.

Ваша Саша
Обзорщик манги и аниме с этом Блоге
100100
32 комментария

Гибли - это не только Миядзаки.

5
Ответить

Studio Ghibli: философия детства

7
Ответить

Ну да. Именно для этого и подписаны режиссеры в подборках. Но он основатель и лицо студии

1
Ответить

Шепот сердца это база. Уже несколько месяцев в черновиках лонг про Ёсифуми Кондо (там печальная история)

3
Ответить
Ответить

А где? Могила светлячков и Навсикая? Где?

2
Ответить

Подборка всегда вещь субъективная, но если нужно, могу вторую часть сделать

1
Ответить