Гиперпространственная крепость Макросс. Как началась культовая серия
В этой статье я постараюсь рассказать о том, как появилась знаменитая меха-франшиза, являющаяся, наравне с Gundam, родоначальницей жанра real robot.
Начало франшизе Macross в 1982 году дал анимационный сериал “The Super Dimension Fortress Macross” от Studio Nue (коротко - SDFM, по-русски “Гиперпространственная крепость Макросс”). Как уже было сказано в заголовке, сериал, наравне с “Mobile Suit Gundam”, считается родоначальником жанра real robot. Основой жанра является реалистичный дизайн футуристичной техники и отношение к ней как к обычной машине, а не мифическому существу. Среди создателей SDF Macross были именитые аниматоры 70х-80х годов и молодые дарования, позже прославившиеся как новаторы и мастера своего дела.
Место режиссера занял Нобору Исигуро - уже известный на тот момент по “Space Battleship Yamato” и “Astro Boy”, а позже создавший такую классику как “Legend of the Galactic Heroes”, “Megazone 23”, “Super Dimension Century Orguss” и “Tytania”. Он же основал в 1978 году студию Artland.
Над ключевой анимацией и анимацией мехов работал Ичиро Итано, знаменитый мастер экшен сцен. Благодаря ему воздушные бои в SDF Macross смотрятся очень динамично и захватывающе. Участвовал в создании таких аниме как “Mobile Suit Gundam”, “Megazone 23”, “Cowboy Bebop”, “Angel Cop”, “Battle Royal High School”, “Urusei Yatsura 2: Beautiful Dreamer”, “Guntz”, “Blassreiter” и многих других.
Кадзутака Миятаке, один из основателей Studio Nue и дизайнер техники, работавший над “Space Battleship Yamato”, создавал образы космических кораблей, техники и мехов. Именно он нарисовал концепт Power Armor для японской обложки романа “Звёздный десант” Роберта Хайнлайна, который вдохновил дизайнеров Gundam при создании мобильных доспехов.
Среди новичков был Хидеаки Анно - будущий основатель студии Gainax, создатель Evangelion и многих других культовых аниме. Работал в команде SDFM в качестве аниматора спецэффектов и сцен разрушений.
Все эти люди (конечно я перечислил не всех) помогли создать крайне проработанный и качественный сериал, но отцами серии принято считать Харухико Микимото, дизайнера персонажей, и Сёдзи Кавамори, автора идеи и дизайнера мехов и техники. Они вместе учились в университете и параллельно продумывали идею будущего сериала.
Кавамори со старших классов подрабатывал в Studio Nue. Вместе с Кадзутакой Миятаке он работал над ещё не анонсированным фантастическим сериалом. Но проект пришлось отменить. Студии требовались новые идеи для сериалов и Кавамори решил, что пора представить свои наработки начальству.
Чтобы убедить руководство в успешности проекта, Кавамори пришлось собственноручно сделать трансформирующуюся модель истребителя и показать её спонсорам от производителей игрушек. Игрушка им понравилась, и деньги были выделены. Производство сериала началось.
Идею трансформирующегося истребителя Кавамори вынашивал очень давно. Ещё в школе он любил играть с конструктором, собирать бумажные модели и выдумывать разных роботов и машины. Как-то раз он с отцом пошел на экскурсию на военную базу. Там они увидели истребитель F-14 Tomcat. Пытливый ум сразу начал думать, чтобы ещё навесить на эту замечательную машину. Разглядывая истребитель со всех сторон, Кавамори заметил, что между двигателями полно свободного места и туда можно добавить руки робота. Так и появилась идея трансформирующегося истребителя.
Основой идеи сериала являлся гигантский космический корабль, который мог вместить на своем борту целый город, а также он должен был уметь трансформироваться, а вместо рук использовать авианосцы. Для защиты корабля должны использоваться трансформирующиеся истребители. И всё это под красивые песни. Звучит, конечно, странно, но изначально история задумывалась как пародия на популярные космооперы и меха аниме того времени. Первые серии вполне соответствовали шуточному настрою, но команда быстро осознала, что их произведение многое потеряет, если так и останется пародией. Примерно тогда же Кавамори понял, что песни во вселенной Macross должны быть чем-то большим, чем просто звуковой фон, они должны решать исход битвы. Эта идея пришла к нему, когда он услышал, как приятно поёт сейю главной героини, Мари Иидзима. Руководство было против таких изменений, но Кавамори взял на себя всю ответственность в случае провала и начал спешно переделывать концепцию сериала.
Повествование стало серьёзней и взрослей, появился драматизм, юмор решили оставить, но поубавить абсурдность. Решение сменить направление сериала оказалось верным, что принесло Macross огромную популярность среди зрителей. Фанаты мехов были в восторге от того, что детали мехов при трансформации не исчезали и не появлялись из ниоткуда, каждая деталь была продумана и имела свою функцию. Фанаты сюжетных аниме получили историю с кучей интересных персонажей, чьи судьбы тесно переплетаются между собой.
Магазины наводнили трансформирующиеся игрушки мехов, фигурки персонажей и музыка из аниме. Macross стал настолько популярным, что его заметили за границей. Сначала американские компании приобрели права на продажу сборных моделей мехов из аниме, потом дизайны мехов, без спроса, использовали в игре BattleTech, а в 1985 году вышла американская адаптация под названием Robotech. Производитель игрушек Bandai лицензировал дизайн меха VF-1 Valkyrie и сделал из него персонажа Трансформеров, Jetfire, этот же дизайн потом использовали для линейки игрушек G.I. Joe.
В целом, образы и идеи из SDF Macross повлияли на всю индустрию аниме. Например, персонаж Линн Минмей стала первым айдолом в аниме и запустила моду на них. Теперь у нас есть K-On!, Idolmaster, AKB0048, Хатсуне Мику (с ней вообще интересная история. Её появление, ещё в 1995 году, предсказало одно из продолжений сериала, Macross Plus) и множество других аниме-айдолов. Реалистичный дизайн мехов ввел моду на продуманных с технической стороны мехов и тактику ведения боя с их использованием.
Но всё это происходило в нашем мире, а что же происходило во вселенной Macross?
Сюжет сериала начинается с того, что в недалеком будущем (сериал вышел 1982), в 1999 году, на Землю падает, непонятно откуда взявшийся, гигантский космический корабль. Падает он на маленький остров Южная Атария в Тихом океане, что приводит к выбросу огромного количества пыли, цунами и прочим катастрофическим последствиям для всей планеты. Более того, как только человечество понимает, что упал не метеорит, а космический корабль, начинается паника. Земляне осознают, что они не единственные во вселенной разумные формы жизни, да ещё и являются отстающими в развитии, так как до сих пор не могут путешествовать за пределы своей солнечной системы.
Исследование корабля показало, что на борту на момент падения отсутствовал экипаж, а основной удар на себя приняла обшивка, сохранив главные системы в относительной целости. Оборудование и интерьер корабля приспособлены под существ гуманоидной формы в пять-шесть раз крупнее человека. ООН (UN) предлагает всем странам на Земле объединиться под единым правительством для обороны планеты от угрозы пришельцев, а также объявляет остров, на который упал космический корабль, запретной зоной.
Не все страны поддерживают идею объединения, считая, что ООН преследует свои корыстные цели, и обвиняют организацию в том, что та хочет забрать себе все инопланетные технологии. Начинается третья мировая война, позднее названная “Объединительной войной”. Обе стороны не забывают думать об инопланетной угрозе и приходят к выводу, что для борьбы с предполагаемыми врагами из космоса нужны огромные человекоподобные мехи, а для удобства транспортировки, хранения и использования в бою они должны уметь трансформироваться в истребители. В ход идут наработки, полученные при исследовании корабля пришельцев. Прототипы машин используют и в войне против людей. Силы ООН перевешивают и к 2008 году война завершается. Страны Земли объединяются под единым правительством, получившим название UN Spacy. В том же году принимается решение о восстановлении упавшего космического корабля для использования в качестве главной боевой единицы землян. Корабль решено назвать - “Гиперпространственная крепость SDF-1 Macross”. Город, созданный вокруг корабля для рабочих, ученых и военных, занятых восстановлением, называют так же, как и корабль - Макросс. Общими усилиями всех стран к 2009 году работы над SDF-1 Macross заканчиваются, и организуется церемония первого запуска. В команду корабля набирают лучших из лучших, героев “Объединительной войной” и отличников военных академий.
Можно подумать, что я пересказал уже половину сериала, но это был только пролог. Основное действие начинается прямо на церемонии запуска гиперпространственной крепости. Не хочу что-либо спойлерить, но скажу, что далее в сюжете появляются гигантские инопланетяне Зентради, желающие получить корабль, открываются тайны происхождения человечества, между землянами и инопланетянами развязывается война, в которой уничтожается всё живое на Земле. Но посреди всего этого ужаса главные герои успевают не только воевать, но и влюбляться, расставаться, дружить, соперничать, следовать мечте, терять близких и друзей, рожать детей и всё это под судьбоносные песни. Мало где можно увидеть столько персонажей с проработанными характерами и личными историями. Каждому герою уделили достаточно времени, чтобы обрисовать его характер и рассказать личную историю.
SDF Macross удалось показать необычную историю про войну с не менее необычной концовкой. Чуть позже, в 1984 году, выходит анимационный фильм “Macross: Do You Remember Love?”, по-своему пересказывающий часть событий сериала, от знакомства Зентради с культурой Землян и до окончания войны. Фильм оказался не просто качественным дополнением, он до сих пор считается примером отличной ручной анимации. Его стоит посмотреть ради сногсшибательной картинки. Специально для фильма была записана новая песня - "Ai, Oboete Imasu ka" ("Do You Remember Love"), исполненная Мари Иидзимой. Эта песня стала символом всей серии. В дополнение к фильму сняли еще небольшое OVA - “The Super Dimension Fortress Macross: Flash Back 2012” - о том, что произошло с героями сериала после его завершения.
История гиперпространственной крепости Макросс не заканчивается в OVA, но непосредственных сиквелов сериал или фильм не получили. Вместо этого вселенную начали расширять, рассказывая истории, произошедшие через много лет после событий сериала и в других уголках галактики. Каждая история косвенно или напрямую связана с сериалом и друг с другом, но их можно смотреть по отдельности, так как все они имеют полноценные начало, середину и конец. Новые части серии выходят до сих пор. Например, в 2019 году выйдет новый полнометражный фильм по сериалу Macross Delta.
SDF Macross был уникальным сериалом для своего времени за счет необычных идей и решений, положенных в его основу, и до сих пор мало кто сумел сделать что-то похожее. Если вам интересны нетипичные истории, красивые песни, проработанные дизайны мехов, то настоятельно советую ознакомиться с сериалом и фильмом.
Если вам понравится эта статья и вам захочется узнать о других частях серии больше, я постараюсь написать и про них.
Holly Lonely Night. Вот это внезапная статья.
Продолжай писать - не останавливайся.
Спасибо! Постараюсь сделать и про другие части :)
Одно из первых увиденных аниме. Шло по местному кабельному каналу в ужасном качестве и местами без перевода. Еще бы с хронологией разобраться, что за чем идет. Ибо там уже куча всего, от сериалов до полнометражных фильмов.
Ну, это легко.
Если брать хронологию внутри вселенной Macross:
2008 - Macross Zero (OVA 2002-2004)
2009-2010 - The Super Dimension Fortress Macross (TV Anime 1982-1983) и The Super Dimension Fortress Macross “Do You Remember Love?” (movie 1984)
2012 - The Super Dimension Fortress Macross “Flash Back 2012” (OVA 1987)
2040 - Macross Plus (OVA 1994-1995)
2045-2046 - Macross 7 (TV Anime 1994-1995) + Macross 7 Movie: Ginga ga Ore wo Yondeiru! (OVA 1995)
2047 - Macross Dynamite 7 (OVA 1997)
2059 - Macross Frontier (TV Anime 2008)
Macross Frontier The Movie: The False Songstress (movie 2009)
Macross Frontier Movie: The Wings of Goodbye (movie 2011)
2067 - Macross Delta (TV Anime 2016)
2090 - The Super Dimension Fortress Macross 2 “Lovers Again” (OVA 1992)
Но я бы советовал смотреть Zero после Flash Back 2012
Кто-то смотрел макросс, а кто-то смотрел РОБОТЕК, я до сих не могу понять как они смогли слепить три сериала в один
real mechaReal robot
Над ключевой анимацией и анимацией мехов работал Ичиро ИтаноОн был одним из ключевых аниматоров, их все-таки много.
Если вам понравится эта статья и вам захочется узнать о других частях серии больше, я постараюсь написать и про них.Конечно, продолжайте!