Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)

Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)

А понял я, видимо, не очень многое, ибо мне данное произведение не показалось таким, каким обычно его представляют люди в интернете. Перед просмотром я уже был сыт по горло высокими оценками и философскими размышлениями, касавшимися этого аниме. По такому случаю я попросту не мог пройти мимо и не посмотреть его. Еще раз предупрежу (а то мало ли), что здесь будет весьма большое количество спойлеров, так что, если собирались смотреть - идите куда подальше... Также попрошу всех тех, для кого аниме "Монстр" не является пустым местом, расписать в комментариях, за что вы полюбили сие произведение и почему же оно вам понравилось. Буду очень признателен, ибо правда интересно почитать.

Интригующее начало

Как только я начал смотреть Монстра, то по серьезному тону повествования и гнетущей атмосфере, я сразу приготовился к тяжелому просмотру, как у меня было с "Эрго Прокси". К моему удивлению, начало было не просто бодрым и интересным, но и даже занимательным и наталкивающим на размышления, ибо авторам удалось понятно и без огромных стен абстракций рассказать про моральные проблемы и переживания главного героя из-за появившейся по сюжету дилеммы и ее последствий.
Спасти мальчика по соображениям совести и справедливости или знатную персону по соображениям прагматичности? Главный герой Тенма выбирает человечный вариант, из-за чего и поплатился, оставив в живых настоящего монстра, Йохана. Сам же мальчик не оставил своего спасителя без благодарности, в результате которой Тенма остался без недоброжелателей и смог быстро подняться по карьерной лестнице. Однако появляется харизматичный детектив Рунге, который во всех проблемах и смертях тех самых обидчиков винит как раз таки главного героя и видит в его неожиданных успехах нечто подозрительное. В результате не самых приятных обстоятельств, Тенма находится в бегах и пытается найти и убить Йохана, чтобы доказать свою невиновность и исправить ошибку прошлого. Сложно не согласиться, что завязка действительно интригует, поэтому первые 5 серий пролетели быстро. Какие взаимоотношения будут между Йоханом и Тенмой? Как Йохан будет уживаться с желанием своего же спасителя убить его? Получится ли у Рунге с его объективизмом быстро догадаться о невиновности Тенмы?...

Филлеры

С 9 серии "Монстр" начинает снижать темп повествования (ну а что.. еще 65 серий...), встраивать персонажей на 1-2 серии и приправлять основной сюжет малозначительными историями.
Вся 9 серия с точки зрения основного сюжета, грубо говоря, нужна для того, чтобы просто пояснить за умение главного героя пользоваться оружием. 10 серия хорошо показывает добрую натуру доктора Тенмы, который готов спасти даже террориста, если тот исповедовался (Достоевский moment). Сразу представил, с какими еще моральными трудностями столкнется Тенма и насколько непоколебимыми будут его принципы... К сожалению, никаких дилемм на пути главного героя больше не встретится.. Я правда не понимаю, почему авторы не придумали ничего для моральных испытаний нашего доктора. Более того, они сделали парочку филлеров, где Тенма кому-нибудь просто героически поможет. Основной сюжет они никак не толкают, а главный герой особо не меняется и не раскрывается. Как примеры: 13 серия - спас старую женщину в деревне, 20 серия - помог престарелой парочке. Если что, это не отдельные моменты, а полный сюжет серий...

Бессмысленные для основного сюжета арки

Пожалуй, это главная моя претензия к аниме. Само по себе аниме большое, тяжеловато смотрится из-за особенностей атмосферы, медленного тона и неспешного сюжета. Ждешь размышлений Рунге, переживаний и колебаний жизненных принципов Тенмы, больше информации о Йохане и его мыслях. Аниме же как будто не особо задумывается о вышеперечисленных вещах и пытается просто побольше растянуть не особо замысловатую историю. С каждой новой аркой появляется все больше новых персонажей, которые не играют особой роли в сюжете, не дополняют главных персонажей и в конце концов пропадают по окончании сюжетной линии.

Арка с поджогом турецкого квартала. В ней появилось 2 персонажа (Малыш и Вольф), которые сразу же пропадают и чуть ли не упоминаются до второго и последнего появления в 50-60 сериях. Вольф хотя бы дает крупицу информации о Йохане, в отличие от Малыша, который ничем не примечателен. После этой арки, кстати, полностью пропадает зубастый вор, который никакой особой роли в сюжете и не сыграл.

После арки про Мюнхен вообще сюжет настолько туго двигается, что 40-70 серии вспоминаются очень скучными и затянутыми. В вакууме арки может и хорошие с учетом любопытных персонажей, но как же бесит, когда это всё не имеет никакого смысла в отношении главной истории. Как будто это не цельная история про погоню доктора Тенмы за Йоханом, а сборник небольших историй, в результате которых зритель либо получает немного информации по прошлому Йохана, либо вообще ничего не получает...

Раскрытие Йохана

Подозреваю, что этот харизматичный молодой человек для многих стал одной и причин, чтобы продолжать смотреть это аниме. И не поспоришь, ибо этот сукин сын действительно вызывает интерес и приковывает к себе внимание. Его таинственный и устрашающий взгляд, его загадочная безэмоциональность. Постоянные мысли о причинах становления этого "монстра", об его мышлении и мотивах не оставляли покоя. И с последним для меня не все осталось понятным.
Йохан никак не пересекается и не разговаривает с главными персонажами на протяжении практически всего аниме. Он всегда остается в тени, и узнать о его мыслях и мышлении толком и не получается.

Примерно в начале аниме нам рассказывают про эксперименты в детдоме, которые сказались на психике маленького "монстра". Не знаю как для вас, но мне никогда не нравились подобные концепты, связанные с экспериментами, промывкой мозгов и прочим обесцениванием личностей персонажей. Ближе к 40 серии нам рассказывают про еще одну причину, повлиявшую на Йохана, а именно... чтения детских сказок с промывкой мозгов?... Почти весь сюжет второй половины построен на поиске автора этих сказок... Может это какая-то глубокая абстракция или же я чего-то не понял, но выглядит это всё весьма нелепо и странно. Более того, лично у меня представление о прошлом Йохана складывалось очень рвано и скомкано из-за местного повествования. Только лишь в самой последней серии на последних минутах нам покажут главный триггер, который мог сильно сказаться на личности антагониста и в который действительно можно поверить. До этого же я оставался в недоумении от птср близнецов.

К слову, в конце той самой арки про поджог оказывается, что у нашего убийцы возможно есть раздвоение личности. Про этот факт как будто вообще забывают и никогда не вспоминают... Мотивы Йохана остались для меня неизвестными. Почему те или иные люди становятся его жертвами? Ради чего ему нужно было втираться в доверие к богатому инвалиду?

Давайте теперь о хорошем

Хочется выделить арку с мюнхенским детективом Рихардом Брауном. С ним, пожалуй, одни из самых интересных серий за всё это аниме. Забавно, что у него взаимоотношений с Йоханом было больше, чем с Тенмой... Очень был рад увидеть хоть какие-то диалоги с Йоханом, которые давали информацию о том, что у него в голове. Ну и сцену, картинка из которой стоит в самом начале поста, я запомню надолго.

Очень понравилась Ева. Напоминает какую-нибудь горделивую женщину из романа Достоевского. Ее появления всегда вызывали интерес, а одна из последних арок про ее отношения с наемником Мартином хоть и относится к малозначительным для основной истории, но очень хорошо раскрывает Еву и ее попытки отыскать свое долгожданное счастье.

Хоть и небольшие, но яркие появления харизматичного Рунге тоже вызывали восторг. С ним завязали любопытный концепт, в котором гениальный, преданный своей работе и полагающийся исключительно на объективные факты детектив ошибочно и принципиально подозревает главного героя. Он чуть ли не до самого конца будет считать, что Йохан всего лишь плод воображения или вовсе вторая личность Тенмы, хоть и были моменты, намекающие на обратное. А его забавные попытки думать как Тенма вызывают нотки смеха и подкупают)

Не могу не выделить местную атмосферу. Не припомню, где еще можно было лицезреть старинные города Германии и Чехии. Днем наполненные аутентичностью, а ночью испускающие загадочность и даже опасность. Серьезный тон повествования, темные тона и практически отсутствие какой-либо музыки создают свой оригинальный шарм.

Немного странных и неоднозначных моментов

Если речь зашла про странные моменты, то нельзя не вспомнить сцену, когда беременная мать близнецов сбегает за пределы больницы через вентиляцию... Она буквально поставила стул на кровать, проползла через вентиляцию незамеченной наружу и каким-то образом сумела сбежать...

Был момент, когда Йохан нарядился в свою сестру и притворялся ею несколько серий. Сам твист при просмотре удивил и вызвал эмоции, но особых причин устраивать это представление я не нашел. Он отлично манипулирует и убеждает и без каких-либо переодеваний. Удалось же ему в детстве устроить целый хаос в рамках злополучного детдома...

В голове также всплыл момент с Евой, когда мало того, что она уверенно держала пистолет, так еще и сумела точно прострелить ухо своему неприятелю. Если учесть, что для Тенмы и Нины выделялись целые отдельные серии, в которых показывали их тренировки по стрельбе, то пропустить такое попросту не получается. Никогда не поверю, что состоятельная Ева, которая предпочитала разгульный образ жизни, могла хотя бы раз до этого держать пистолет.

Последняя арка и концовка

Да... ну и фигня же получилась. Во-первых, арка не выглядит, как кульминация огромной истории. Она начинается как обычная филлерная арка со своими локальными персонажами и локальными историями. Во-вторых, здесь есть достаточно нелепостей:

- Местный мальчик и автор сказок несколько часов назад познакомились с Гриммером и, видимо, настолько им прониклись, что вовсю рыдают в момент его смерти.

- Сцена драки между Роберто и Рунге больше похожа на цирк... Опустим то, что Роберто уже с самого начала попадает из пистолета по детективу и не оставляет ему никаких шансов на спасение... Большая комедия в том, что наемник рассказывает раненому Рунге, который держит заряженный пистолет в руке, о своей любви к какао! Конечно заметно, что Рунге не старается им воспользоваться, чтобы оставить его в живых, но неужели огромная угроза твоей жизни не является поводом выстрелить? Разве не для таких случаев ты его носишь с собой???

Ну и собственно сама концовка. Начну с того, что поставлено все потрясающе. Цветовая гамма сменяется на что-то нуарное с темно-серыми тонами. Дождь, проскальзывающий по лицам персонажей, как будто напоминающий слезы. Тенма, наполненный решимостью, направляет пистолет в ту точку, куда любит указывать Йохан - прямо в голову. "Монстр", готовящийся принять свою смерть и уверенно смотрит в душу Тенмы без страха в глазах. Хорошее на этом заканчивается...

Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)
Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)
Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)
Посмотрел я монстра и вот что понял... (Спойлеры)

Тенма долгое время не решается выстрелить, поэтому Йохан провоцирует его, выставляя свой пистолет на голову местного мальчика. С 10 серии в сюжете активно появлялся пацан по имени Дитер, намекая, что когда-то он сыграет ключевую роль. Почему бы не Дитеру встать на место этого мальчика-ноунейма, ведь это так логично и очевидно! Вы держали всю историю этого маленького футболиста ради ничего? Тот самый персонаж, который был с Тенмой с начала истории и до самого ее конца, не сыграет никакой роли?

До этого Йохан говорит, что все люди равны перед смертью. Это одна из немногих его мыслей, которые мы слышим в аниме. Я бы даже сказал, что чуть ли не единственная весомая. Авторам, видимо, она настолько понравилась, что они решили на ней построить всю кульминацию... Йохан - главное лицо аниме и главная цель Тенмы получает пулю в лоб от рук простого бомжа... Мало того, что это нелепо и неуместно, так еще и полностью перечеркивает и выбрасывает в мусорку все старания Тенмы и его ключевой момент в аниме.

После кульминации показали сцену с двумя персонажами-ноунеймами, намекая на какую-то проблему тщеславия. Этот момент очень хорошо для меня олицетворяет одну из главных проблем аниме: второстепенные и ноунейм-персонажи важнее основных. На кой черт вы их показываете, а не Тенму с Ниной, которые наконец-то закончили свою долгую погоню? Кому вообще пришла в голову мысль, что это будет уместно!?

Говорить много о непосредственном завершении как-то не хочется. Уверен, что у большинства она вызвала достаточно негодования и вопросов. Скажу, что это выглядит, как нелепая пародия на прощение и искупление грехов у персонажей Достоевского. У Федора Михайловича персонажи мало того, что осознавали свою вину, свои ошибки и совершенные грехи, но и поносили заслуженное наказание. Здесь же Йохана прощает Нина, снова спасает Тенма, а сам же не дает ни намека на принятие своих грехов, какое-либо искупление или сожаление. Никакого наказания наш убийца не несет. Нет сомнений, что он продолжит совершать все те же преступления, что и до этого. Абсолютно бессмысленное и странное завершение истории.

Что в итоге?

Я совершенно не понял тех громких и положительных изречений, высоких оценок и высказываний о глубоких размышлениях после просмотра этого аниме. Для меня оно является необычным и оригинальным среди других со своей неповторимой атмосферой, но точно не шедевром или отличным из-за вышеперечисленных проблем, с которыми я столкнулся. Вроде как это первое произведение Наоки Урасавы, поэтому хочется верить, что автор просто набивал руку, и последующие его истории мне понравятся намного больше. Буду рад послушать ваши мнения по поводу Монстра и того, на какие произведения этого автора стоит обратить внимание и стоит ли вообще.

1919
23 комментария

Комментарий недоступен

11
Ответить

дивись на меня, дивись на меня! то монстр во мне растет огромный!

мне первую половину монстр очень сильно нравился, прям чуть ли не в топ10, но вторая половина это просто жесть, в топ30 уехал монстр(

5
Ответить

просто не так срежиссировали - можно было все тоже самое рассказать куда круче

1
Ответить

Мне Монстр запомнился своей атмосферой, саундтреком, бодрым началом и депрессивной мыслью в самом конце. Филлеры, да, душили, но более менее длинные аниме вообще редко без филлеров бывают. Я это аниме смотрел несколько лет назад, прямо перед тем как на срочку пойти, было особое настроение, поэтому оно зашло, когда настроения подходящего нет, или не фанат такой затянутой темы, то оно способно задушить конечно. Если тебе хочется похожего на эрго прокси, могу посоветовать агента паранойи, там мало серий, не задушишься, а мыслей несет в себе вагон.

4
Ответить

Спасибо за совет и за мнение)

1
Ответить

Я просто себя заставлял смотреть это аниме, в итоге всё равно дропнул серии на 20. Может в формате манги оно читается лучше хз

4
Ответить

Оно очень красивое но при этом смотреть его не просто. Тоже дропнул

1
Ответить