Красота убивает
Разбираю один из моих любимых проектов японской индустрии.
Оглавление
Вступление
Claymore - манга, написанная японским мангакой Норихиро Яги и в последствии адаптированная в самовольное аниме режиссером Хироюки Танакой в 2007 году, хотя официально сюжетная линия завершилась только в декабре 2014 года.
Помимо этого Claymore это ещё и единственный магнум опус мангаки среди всего его творчества.
Сеттинг
Claymore - это история в жанре тёмного фэнтези, действие которой происходит в вымышленном мире, напоминающем средневековую Европу, где люди страдают от Йома - монстров, которые умело маскируются под людей, чтобы питаться их мясом и кишками.
Для борьбы с этой угрозой в этом мире существует таинственная организация, о которой мало что известно, кроме того, что она непосредственно занимается истреблением плотоядных монстров.
Она создаёт гибридов: полулюдей-полуйома, известных как Клеймор или «Сереброглазые ведьмы».
Все Клеймор в истории - преимущественно женщины.
Это объясняется тем, что мужчины быстро попадали под влияние их новооткрытых способностей и больше не в состоянии их сдерживать - обращались в опасных плотоядных чудовищ - Пробуждённых.
Мир истории разделён на 47 районов, в каждом из которых находится по одной воительнице и это место закрепляется её порядковым номером.
Одновременно на острове могут находиться до 47 воительниц, расположенных в порядке убывания силы от номера 1 до номера 47 соответственно: номер 1 - сильнейший, номер 47 - слабейший.
Каждой воительнице присуждают помимо её номера - фирменный знак отличия, выдают ей соответствующее снаряжение и меч благодаря которому они и получили своё название, а также чёрную карту для особенного случая.
Клеймор могут быть повышены или понижены в должности по желанию Организации, которая искусственным путём создаёт воительниц, вживляя плоть и кровь йома в тела молодых девушек.
Часто это сироты и одиночки, чьи семьи были убиты и съедены Йома.
Благодаря этому они получают способности йома, могут их чувствовать и эффективно расправляться, кроме этого они не могут стареть и сохраняют свою красоту до самой смерти. По сравнению с мужчинами способны сдерживать свою опасную силу и шанс пробудиться у них куда меньше, но всё же он есть.
Единственное исключение из этого правила это Клэр - главная героиня истории, в тело которой по её собственному желанию была вживлена плоть и кровь другой воительницы, от чего она является гибридом лишь на четверть в отличии от всех остальных.
Клеймор имеют прозвище «Сереброглазые ведьмы» не просто так. Всё потому что в процессе превращения в Клеймор у них появляются серебряные глаза и бледно-белокурые волосы.
Помимо этого они получают способность высвобождать Йоки (демоническую энергию) которая даёт им повышенную физическую силу, скорость, выносливость и регенерацию.
Когда воительница выпускает Йоки при сильной концентрации их глаза становятся золотистыми и похожими на кошачьи.
К сожалению у данного приёма есть большой недостаток и опасность: слишком сильное высвобождение Йоки может привести воительницу к пробуждению, поскольку демоническая энергия йома подавляет её человеческий разум.
Многие Клеймор развивают свои собственные уникальные техники боя и владения мечом, а также к манипулированию Йоки в зависимости от своей специализации: атакующей или оборонительной.
Специализация также влияет на регенерацию воительницы: если она оборонительного типа то восстанавливается быстрее, если атакующего то медленно.
Правило номер один и табу для всех Клеймор - запрет на убийство людей по любой причине, так как их единственная цель для существования - это защита людей.
Сюжет и сеттинг Claymore интересны тем, что тесно связаны со средневековой Европой, но при этом имеют свои существенные отличия.
Одна из самых больших отсылок к Средневековью - священный город Рабона, в котором возвышается великолепный собор, напоминающий Шартрский собор - католический собор и образец готической архитектуры средневековой Франции.
Люди выглядят и одеваются также, как и их собратья в прошлом.
Название истории также поддерживает связь со средневековьем. Воины и воительницы которых называют Клеймор владеют клейморами - разновидностью средневекового двуручного меча.
Слово «Claymore» на самом деле происходит от гэльского слова «claidheamh-mòr», что означает «большой меч».
Он использовался воинами Шотландского нагорья во время стычек с англичанами. В наши дни этот меч прославился как символ опасностей, подстерегавших европейцев всего несколько столетий назад. Таким образом использование данного меча в сериале служит ещё одной отсылкой к мрачному средневековью, где смерть была обычным явлением и могла прийти от куда-угодно.
В те тёмные времена человеческой истории «Чёрная смерть» была поистине ужасающей эпидемией. Вы никогда не могли быть уверенны, где произойдёт следующая вспышка болезни.
В «Claymore» угроза в виде Йома олицетворяет эту страшную тревогу за свою жизнь. Невидимые для человека монстры, жаждущие человеческого мяса - действительно олицетворяют глубокие страхи людей.
Суровая реальность жизни в средневековой Европе отражена в вымышленных деталях жадности Организации.
Она взимает непомерную плату за отправку воительниц для искоренения Йома, которую многие деревни просто не могут себе позволить.
Как и в средневековые времена, беднякам в Claymore часто приходится сталкиваться с перспективой ужасной смерти без какой-либо помощи со стороны.
Одноимённые воины полулюди-полуйома в Claymore также основаны на Средневековых суевериях.
Известные «Сереброглазые ведьмы» они вызывают у большинства людей презрение и страх, что параллельно средневековым представлениям о сверхъестественном.
В средние века преследование колдовства было широко распространённым явлением, поскольку магия, особенно чёрная, ассоциировалась с дьяволом. Большинство из обвинённых в колдовстве были женщинами, и их без разбора вешали и сжигали на кострах.
В мире Claymore воительницы значительно превосходят по силе даже самых высококвалифицированных солдат. Поэтому люди вынуждены обращаться к ним за помощью. Они легко обнаруживают монстров и казнят их на месте.
В Claymore эта последовательность событий гораздо более чёрно-белая, чем в реальной истории.
В мире Claymore воительницы это охотники, а Йома это монстры, заслуживающие смерти. В реальной истории во время анархических охот на ведьм в средние века в колдовстве часто обвиняли невинных людей и расправлялись с ними.
В Claymore в этом плане присутствует явный сверхъестественный поворот в исторических событиях, но ситуация упрощается, чтобы сосредоточиться больше на сюжете и развитием характеров отдельных воительниц.
Различия между мангой и аниме
Различия в изображении Йома в манге и аниме «Claymore»
Вот несколько различий между изображением Йомы в манге и аниме «Claymore»:
Дизайн: Внешний вид Йома немного отличается в манге и аниме.
В манге Йома изображены с более сложным и детализированным дизайном, в то время как в аниме их внешний вид упрощен.
Насилие: Йома в манге в целом изображены более жестокими и ужасными, чем в аниме. В манге более подробно и наглядно показаны нападения Йомы и полученные в результате этого травмы.
Характеры персонажей: В аниме расширены персонажи некоторых Йома, таких как Рифул и Исли, которые получили больше предыстории и развития, чем в манге.
Темп боёв: Из-за разницы в носителях информации темп боев Йомы в манге и аниме различается. Манга позволяет изображать более длительные и детальные бои, в то время как аниме часто сжимает бои, чтобы уложиться в ограниченное время эпизода.
Аниме Claymore в целом повторяет сюжет манги, но между двумя версиями истории есть некоторые различия. Вот некоторые из основных различий:
Темп повествования: В аниме история манги, состоящая из 27 томов, сжата до 26 эпизодов. В результате в аниме пропущены некоторые сюжетные линии и персонажи, а некоторые события показаны по-другому.
Филлеры: Чтобы сократить продолжительность аниме, в сериал было включено несколько эпизодов-заполнителей, которых нет в манге.
Эти эпизоды часто содержат оригинальные сюжетные линии и персонажей и не считаются частью канонической истории Claymore.
Анимационный стиль: Аниме отличается от манги более простым дизайном персонажей и менее детализированными фонами. Некоторые фанаты критикуют анимацию аниме за то, что она не передает суровый и жестокий характер манги, что по большей части является правдой.
Концовка: Аниме имеет отличную от манги концовку. Концовка аниме более убедительна и обеспечивает большее завершение истории, в то время как концовка манги более открыта и оставляет некоторые сюжетные нити неразрешенными.
В целом, хотя аниме Claymore в целом соответствует манге, сокращенная сюжетная линия и включение эпизодов-заполнителей не понравиться большинству фанатов оригинала. Поклонники манги могут предпочесть более подробное и жестокое изложение сюжета в манге.
С моей личной стороны я бы посоветовал прочитать законченный оригинал истории от начала и до конца, чем тратить своё время на посредственную аниме-адаптацию.
Рисунок
Рисунок в манге выглядит великолепно, хотя и в нём есть свои мелкие недостатки.
Одним из таких недостатков я бы выделил дизайн слабых и широко распространённых в истории Йома.
Их дизайн выглядит очень плоско и не внушает ужаса: они выглядят как человек с загорелым и покрытым вздувшимися венами телом и лицом.
Стандартный и унылый дизайн.
В более поздних главах манги дизайны Йома выглядят куда более смелее и изощрённее.
В конце истории представлены самые детализированные панели которые требуют минимальных диалогов, чтобы передать чувства персонажей, связанные с окончанием их долгого путешествия.
Персонажи
Клэр
Клэр - главный протагонист манги и аниме. Является довольно посредственной главной героиней, так как зациклена по большей степени только на своей цели и не замечает ничего кроме этого на протяжении всей истории.
Она завязывает интересные и глубокие отношения с другими встреченными персонажами, а где-то даже и романтические, но при этом сама страдает от проклятия быть менее интересной, чем ей компаньоны.
Только в конце истории мне предоставили хоть какой-то внутренний диалог и рассказали о её чувствах.
Денев
Одна из близких подруг Клэр. Отличается спокойностью и рассудительностью, однако в некоторых моментах может дать волю эмоциям. Один из приятных персонажей как в плане внешности так и в плане характера с моей точки зрения. Из неё получился бы отличный лидер команды.
Имеет шикарный голос соответствующий её характеру.
Хелен
Хелен - вторая близкая подруга Клэр и мой любимый фаворит среди Клеймор. Весёлая, игривая, жизнерадостная - она всегда старается поддерживать положительный настрой не только у соратниц, но и у всех кого она встречает по пути.
В аниме ей добавили моменты в которых она перекусывает яблоками. Казалось бы ничем не примечательная деталь, однако большинству воительниц еды требуется совсем чуть-чуть чтобы действовать эффективно, в то время как Хелен активно уплетает яблоки в независимости какое у неё настроение и чувствует ли она голод или насыщение. Такие мелкие особенности только красят персонажа.
А какой у неё шикарный и сексуальный голос - я в полном восторге.
Тереза
Тереза - одна из сильнейших Клеймор в истории. Известна как «Слабая улыбка» благодаря своему спокойному и собранному поведению в бою. Очень близка с Клэр и с ней связана самая трагическая история во всей манге которая раскрывается только в конце. Один из самых интересных и наиболее раскрытых персонажей.
Мирия
Мирия - опытная, хитрая и умная Клеймор, являющаяся врагом «Организации» и является лидером повстанческой группы воительниц из прошлого поколения. Её стратегическое мышление и нестандартное поведение делают её симпатичным и интересным персонажем.
Присцилла
Присцилла - главный антагонист Claymore. Во времена жизни Терезы была одной из воительниц высшего ранга, но после сражения с Терезой стала Пробуждённой и исчезла вплоть до событий оригинальной истории.
Самый грозный противник всей манги и аниме. Именно за ней будет гоняться Клэр на протяжении всего сюжета.
Что скрывается в их именах?
Клэр, Джин, Тереза, Офелия, Мирия - имена данных воительниц не только очень красивы, но и указывают на важные личностные качества персонажей.
Имя Клэр означает «ясная», «светлая», «сияющая», «яркая», что говорит о свете, который она распространяет в жизни своих друзей, а также о ясности её жизненной цели.
История происхождения её имени идёт от средних веков, во времена короля Артура и рыцарей круглого стола. С тех пор и до наших дней, её имя передаётся из поколения в поколение, служа источником вдохновения для всех, кто ценит красоту и свободу самовыражения.
Исторический пример - Святая Клэр из Ассизи (итальянская святая и основательница ордена клариссинок (бедных женщин)
Имя Джин напоминает о святой Жанне д Арк, которая видела святых, призывавших её сражаться за Францию в войне против Англии.
Успешно привела Францию к победе под Орлеаном 8 мая 1489 года. Позже попала в плен, преданна своими, обвинена в колдовстве и сожжена на костре. По сей день считается святой покровительницей Франции.
Сродни своей протеже из настоящего, Джин без колебаний отдаёт жизнь ради Клэр и светлого будущего, который она несёт.
Имя Терезы заставляет вспомнить о нескольких римско-католических святых, носящих это имя:
1)Тереза Аквильская - испанская монахиня.
Основала множество монастырей, чтобы обновить то, что она считала основами своей веры - созерцательную жизнь в абсолютной бедности, посвящённую тихой молитве. Основала Орден Дискализованных Кармелиток.
2)Тереза Маргарита Священного Сердца - итальянская монахиня.
За время своей непродолжительной жизни развила в себе глубокие мистические дары и преданность молитвам. После смерти её тело якобы вернулось к той красоте и жизненной силе, которую она сохранила при жизни.
Имя Офелия может быть отсылкой к безумной Офелии из пьесы Шекспира «Гамлет».
В переводе с греческого её имя означает либо «помощь» либо «змеевидный», что отражено в манге и аниме техникой Офелии «змеевидный меч», при которой она двигает рукой так быстро, что в итоге её меч напоминает змею извивающуюся в воздухе.
В манге и аниме она умирает точно такой же смертью, как и в пьесе, и плавно опускается на дно
Имя Мирия происходит от древнееврейского имени Мириам, что буквально означает «восстание». Поистине подходящее и ироничное имя для воительницы, восставшей против «Организации».
Отдельные достоинства
За сеттингом и персонажами Claymore стоит много смысла, все они хорошо продуманны, прекрасны и самобытны в своей индивидуальности.
К сожалению воительницы постоянно подвергаются риску пробуждения и превращения в плотоядных тварей.
Когда воительница чувствует неизбежное, она может послать Чёрную карту одной из своих соратниц: как правило очень близкому и дорогому товарищу.
В точке встречи получатель карты обрывает жизнь отправителя, позволяя умереть человеком. Такая система призвана сохранить достоинство тех воительниц, кто уже достиг своего предела, но при этом решил погибнуть достойной смертью: смертью человека.
Данная система является примером одного из лучших аспектов Claymore - её сложной морали.
Хотя Йома считаются категорически злыми, сами Клеймор и Пробуждённые не так легко поддаются этому определению.
У каждого из них имеется своё собственное чувство морали и мировоззрение, которое постоянно меняется. Даже так называемые злые герои вроде Офелии по итогу воспринимаются больше с состраданием, а не с осуждением.
Рифул, которая садистки издевается над пленёнными воительницами, всё ещё способна любить своего супруга Дафа, несмотря на его недостатки и неразумность.
Тереза очень холодна на поле боя и при необходимости будет убивать и Йома и людей , но она заботится о Клэр и сделает всё, чтобы защитить её.
В манге и аниме много серой морали, что делает сюжет интереснее, чем привычная борьба злого зла и доброго добра.
Женщины-воины не только сильнее любого мужчины, но и, возможно, в силу своих физиологических особенностей, не проявляют особого интереса к романтическим отношениям.
Вместо этого их волнует месть, сохранение человечности, цель жизни как инструмента и другие более серьёзные вопросы.
Платоническая дружба между воительницами - это та движущая сила, которая заставляет их сражаться. Они чтят тех, кто дал им силу, и защищают тех, кто слабее их.
Самые важные отношения в этой истории - отношения между Клэр и Терезой (дочерью и матерью) и между Клэр и Лаки (возлюбленной и возлюбленным).
Кто-то может справедливо сказать, что Лаки - раздражающий персонаж, поскольку он бесполезен в бою и его единственная цель-встать на пути Клэр и подавить её истинный потенциал.
Однако в конечном итоге его крепкие отношения с Клэр оказываются действительно важными во многих моментах сюжета, и их нельзя сбрасывать со счетов.
Как Клэр нашла свой путеводный свет в Терезе, так и Лаки нашёл в Клэр того самого человека, с которым он хотел бы быть рядом всегда. Линия истории повторилась.
Действительно, отношения являются движущей силой сюжета сериала в целом:
1)Отношения между Терезой и Клэр толкают ее на убийство Присциллы.
2)Отношения Клэр и Лаки помогают ей сохранить свою человечность
3)Мирия мотивирована на уничтожение Организации из-за несправедливости пробуждения её давно погибшей подруги и соратницы и последующей трагической смерти от её рук.
4)Илена помогает Клэр тренироваться, потому что хочет почтить память Терезы и завидует их близким отношениям.
5)Джин жертвует своей жизнью ради Клэр, потому что Клэр в момент пробуждения Джин возвращает её к нормальной жизни и спасает ей жизнь.
Можно сказать что персонажи это лучшая визитная карточка сериала.
Боевые сцены интересны своей жестокостью и непредсказуемостью.
Со своей стороны хочу подчеркнуть тот факт, что герои в данной истории погибают и остаются мёртвыми до самого конца повествования..
Во многих других экшн-сериалах (зачастую в сёненах) - персонажи часто возвращаются к жизни из-за назойливых требований фанатов вновь ввести любимых героев обратно в повествование.
В этот момент всё, что автор выстраивал на протяжении всей истории, разрушается и обесценивается. Логика и структура истории рушатся. Хорошо, что Claymore удалось избежать этой проблемы.
Дополнительный контент
Claymore – Gingan no Majo (Claymore - Silver-Eyed Witches)
Игра разработанная Digital Works Entertainment для Nintendo Ds в 2009 году.
Геймплейно представляет собой сайд-скроллерный, двухмерный, платформенный экшн с видом сбоку.
Так как игра сугубо нишевая вещь, то соответственно перевода на эту игру с японского не существует. Однако если смотрели аниме или читали мангу, то проблем с пониманием происходящего не будет - игра в точности воспроизводит события первой половины истории (до сражения в Пиете).
Непонятным будет момент с применением изученных приёмов во время прохождения - здесь только методом научного тыка.
Интерфейс в игре довольно простой и понятный: есть функция сохранения, режим изменения сложности и интерактивный экран, на котором рассказывается информация и расположен радар с шкалой Йоки, перейдя за которую произойдёт конец игры.
Единственное мнение которое сформировалось у меня насчёт данной игры, это то, что передо мной типичный, халтурный и сделанный на отвали проект, сугубо для прогрева на деньги наивных и доверчивых фанатов.
В игре ужасно всё: кривое управление, персонаж туго реагирует на команды игрока, однообразные и повторяющиеся монстры, элементы окружения, локации, задники, скудная боевая система и многое другое.
Встречались массовые случаи во время геймплея, где меня как игрока, зажимала кучка врагов и сносила мне приличное количество здоровья.
Единственный интерес в битвах представляют боссы: У каждого своя тактика и манера поведения в бою. Так просто затыкать их не получится, если только не врубить энергию Йоки на максимум.
Самое приятное, что есть в данной игре - это саундтрек и 3D-катсцены. Саундтрек приятный, работает на примитивный геймплей и заслуживает того, чтобы попасть в плейлист.
Итог: Посредственная игра с которой я не рекомендую знакомиться даже в исследовательском или историческом контексте интереса. Единственная ценность этой вещи - коллекционная (для фаната на полочку самое то).
Итоги
По итогу могу сделать вывод о том, что наиболее подходящим способом познакомиться с данной историей новичку - это манга.
В отличие от аниме - это законченная история с правильной концовкой, задуманной автором и шикарным рисунком.
Всем кто любит качественное и жестокое тёмное фэнтези и красивых женщин советую не проходить мимо.
Вердикт
Оценка аниме
Оценка манги
Заключение
На этом я заканчиваю свой разбор по одному из моих самых любимых произведений японской индустрии.
Во время написания этой статьи я заметил, что в процессе поиска информации мне попадаются интересные и приятные вещи, о которых я бы не узнал в ином случае.
В данном моменте это была игра на Nintendo DS, которая хоть и оказалась посредственной подделкой, в конечном счёте подарила мне своеобразный игровой опыт и дополнила данную статью.
Всем спасибо за внимание и всем пока.