Как Пэнти и Стокинг устои шатали / Panty & Stocking with Garterbelt
Знакомимся и разбираем одно из самых необычных творений индустрии в ожидании второго сезона. Детям и слабонервным противопоказано
Задумывались ли вы, что получится, если один из детских мультсериалов на Cartoon Network будет порождён безграничным японским гением? Творцы из Gainax вот задумались. И создали тайтл, известный у нас под названием «Труська, Чулко и пресвятой Подвяз». Это вольная русская интерпретация англоязычной адаптации японского аниме. Потому для простоты я буду использовать имена Пэнти и Стокинг.
Я же после просмотра задался вопросом как и ради чего тайтл, дискредитирующий всех и вся, может существовать. И решил разобраться.
Оглавление
Местный безумец
Представляю вам Хироюки Имаиси. Японский аниматор и в будущем сценарист и режиссёр, работавший над лучшими тайтлами Gainax — от «Евангелиона» до FLCL и «Гуррен-Лаганна».
На дворе 2008 год. Имаиси ещё не ушёл из студии чтобы вместе с Масахико Оцука основать Trigger. И вот в гениальной голове, распалённой забористой лапшой, рождается идея — создать аниме, не похожее вообще ни на что из созданного ранее. Этот проект должен будет ломать границы морали и нравственности, а художественным стилем как можно сильнее отличаться от обыкновенного аниме.
Как и все остальные, я вырос на анимационных фильмах, и вот теперь, когда я сам их создаю, у меня появилась определенная ответственность. Я сам и есть отаку, так что я прекрасно понимаю, что они чувствуют. Делать то, что им нравится, не сложно, но для настоящего творчества этого мало. Я стремлюсь к тому, чтобы не ограничиваться рамками отаку, чтобы заинтересовать тех, кто не входит в подростковую аудиторию.
Важной составляющей при производстве станет помощь золотого состава работников студии. Если посмотреть на список принимавших участие в создании Panty & Stocking — можно увидеть различных именитых сценаристов, художников и аниматоров, работавших над огромным списком очень известных тайтлов. Каждый из этих людей должен будет предлагать свои идеи и видение для разных эпизодов сериала, и чем необычнее идея — тем лучше.
Единственным тёмным моментом в этой истории останется способ, с помощью которого такую авантюру протолкнули руководству Gainax. Как настолько странную и ненадёжную идею не зарубили на корню — для меня загадка. Но чудо случилось, и в итоге мы получили одну из самых неоднозначных и впечатляющих работ, когда-либо выходивших из-под пера японских аниматоров.
Опальные ангелы
Пора бы переходить к самим Пэнти и Стокинг — падшим ангелам, изгнанным с небес на землю. Они оказываются в церкви города Daten-city (в контексте молодёжного сленга, название означает «много криминала и секса»). Жители города постоянно подвергаются нападениям призраков, которых ангелы и должны будут истреблять, чтобы искупить свои грехи. Цель благородная, но уже на этом моменте сериал делает всё гораздо прозаичнее. Дело в том, что из побеждённых призраков выпадают небесные монетки, собрав определённую сумму которых можно «купить» себе возвращение в рай. Капитализм во всей красе.
Ангелы тоже не простые, а под стать городу, в который были изгнаны. Пэнти милая внешне блондинка, по натуре же — развратница и нимфоманка, живущая плотскими утехами. Её младшая сестра, Стокинг — готическая лолита, склонная к мазохизму, страстью которой являются всевозможные сладости. Обе сестры ленивы и постепенно входят во вкус земной жизни, не слишком порываясь вернуться на небеса. Чтобы они хоть что-то делали — к ним приставлен куратор Гартербелт, священник, транслирующий девушкам волю Господа.
Особого внимания заслуживает оружие героинь. Как ясно из их имён, трусики одной превращаются в пистолеты, чулки её сестры — в катаны. Сериал высмеивает жанр махо-сёдзё и превращения «девочек-волшебниц». Здесь трансформация ангелов обыграна с помощью стриптиза.
Махо-сёдзё (яп. 魔法少女 махо: сё:дзё, «девушка-волшебница») — жанр аниме и манги. Основной сюжетной особенностью махо-сёдзё является главный персонаж — девочка или молодая девушка, обладающая некими сверхъестественными способностями. Для лучшего понимания ярким примером может послужить аниме и манга «Сейлор Мун».
В таком стёбе Panty & Stocking не знает никаких границ. Незамеченным не останется ни один объект массовой культуры того времени, будь то кино, аниме, различные движения или нормы этики.
Основную часть хронометража аниме маскируется под очередной мультсериал американского производства. Каждый эпизод состоит из двух 12-минутных арочных серий. Они представляют из себя сражение с «боссом недели», но каждая касается определенной тематики. Общего сквозного сюжета тут не будет, за исключением нескольких последних эпизодов.
Первая обсуждаемая тема, как заведено в век интернета — коричневая. И это пожалуй единственная серия, от которой становится действительно не по себе. Я люблю «сортирные» шутки, но здесь случился явный перебор. Впрочем, такое хардкорное начало служит предупреждением зрителю — нужно быть готовым ко всему. Уже со второй половины эпизода постепенно начинаешь втягиваться в происходящее.
В дальнейшем под аморальный каток попадут нудисты, церковь, плохие фильмы про зомби и много чего ещё. Высадка в Нормандии будет смоделирована в виде эякуляции, а одна из серий станет типичным американским ситкомом. Идей у сценаристов было немерено. Хотите музыкальный клип с телеканала MTV середины нулевых? Да пожалуйста.
В то же время, радует, что в этом бесконечном потоке сатиры и безумия авторы смогли найти место для островков серьёзности. Одним из примеров станет серия, напоминающая сказку «Красавица и Чудовище». Её суть в том, что Стокинг, вместо того чтобы уничтожить очередного появившегося призрака, влюбляется в него. Призрак отвратительно выглядит, ведёт себя как альфонс и остальные персонажи переживают за девушку.
В решающий момент, когда Пэнти готова убить чудище во благо сестры, призрак делает предложение Стокинг. Получив согласие, он улыбается и исчезает. Оказывается, что это был призрак несбывшейся любви. Этот эпизод заставляет задуматься, что, возможно, применение силы не было единственным вариантом решения проблем героинь, но, разумеется, в таком сериале нужные выводы сделаны не будут.
Художественный винегрет
Во время рассказа об идее сериала, я упомянул не похожий на обычное аниме визуальный стиль. Самое время поговорить и о нём. Большую часть времени в аналоги аниме можно поставить западных «Суперкрошек» и «Самурая Джека».
Но в нише американизированных мультфильмов у Panty & Stocking нет равных. Минимализм рисовки не мешает ей быть невероятно качественной, а переход к 3D-сценам настолько плавный, что вы его скорее всего даже не заметите. Разумеется, отрисовано всё вручную по заветам японских мультипликаторов. Как и в FLCL, аниме постоянно играется со стилями и, бывает, переходит к обычной японской рисовке. А порой выдаёт серию в духе Сатоси Кона, с его приглушёнными тонами и необычным стилем. Просто забавы ради.
Отдельного упоминания стоит и анимация. Авторы в каждый кадр постарались добавить как можно больше движения, чтобы компенсировать простую рисовку. Порой экшен-сцены тут могут удивлять не хуже «сакуги» в традиционном аниме.
Идущий против правил
В самом начале этого текста я говорил, что не знаю, каким образом аморальный сериал попал в производство и не был отменен. А вот с какой целью Хироюки Имаиси хотел его создать и продвигал — мы можем обдумать.
Начать следует с того, что у японского новатора уже был схожий проект, в моём понимании являющийся прототипом Panty & Stocking. Речь идёт о Dead Leaves 2004 года выпуска. Это первая авторская работа Имаиси.
И если у будущих Пэнти и Стокинг появится структура, идея и посыл, то Dead Leaves выглядит как техно-демо, призванное показать творческий потенциал автора, его видение экшена и то, чему он успел научиться. Тут так же присутствуют бесконечные взрывы и перестрелки, а каждый кадр наполнен движением. Будут и интересные режиссёрские приёмы, например обыгрывание фреймов из комиксов.
Но насколько проект хорош технически, в той же мере он не обременён сюжетом и смыслом. Этот фильм — неостановимый поток сознания, находящийся на грани «смотрибельности». Ещё бы чуть-чуть абсурднее и зритель бы прекратил просмотр, перестав что-либо понимать (хотя многие скорее всего так и сделали). Теперь же для Имаиси настала пора не только показать себя, но и высказать своё мнение всему мультипликационному миру.
«Гайнаксу» не впервой было заниматься экспериментами. Студия в свою золотую эпоху была этаким Мэрлином Мэнсоном от мира аниме, эпатажной и ломающей стереотипы. Своим «Евангелионом» она перевернула застоявшийся жанр мехи, с помощью FLCL разрушила жанры комедии и фантастики, а заодно сыронизировала над популярностью своего предыдущего творения; во время бума классических сёненов и превозмогающего Наруто — мощно выстрелила пафосным «Гуррен-Лаганном».
Panty & Stocking же стал плевком в сторону набиравшей в то время популярность моэ-культуры. «Адзуманга Дайо» и «Кланнад» влияют на многие будущие тайтлы, в это же время начинает выходить K-On!. Публика требует всё больше милых школьных ромкомов и этти-произведений.
Моэ (яп 萌え, от «моэру» — «гореть энтузиазмом») — японское слово жаргона отаку, изначально означавшее фетишизацию чего-либо. С ростом количества фансервисных тайтлов приобрело смысл «вызывающее умиление и влечение»
И тут появляются Пэнти и Стокинг и начинают рвать шаблоны. Это карикатурное переосмысление жанра повседневности, с единым местом действия и без общего сюжета. Но здесь не будет привычной нам цветущей сакуры и девочек с глазами на пол лица, персонажи изображены совсем не милыми, с огромными конечностями и отвратительными повадками. Священный японский оплот — школа, тоже извращен. Она представлена полностью американской, с чирлидингом и регбистами, классовым расслоением и идолопоклонничеством.
«Девочки-волшебницы», в лице главных героинь, не сражаются за добро, а лишь стремятся утолить свои низменные потребности — похоть и голод. Чтобы дополнительно подчеркнуть испорченность ангелов, авторы в противовес им создают пару демонов-антагонистов, следующих правилам и ладящих друг с другом.
В пользу уничижения вектора развития индустрии говорит и рисовка аниме. Она переходит к классическому японскому стилю исключительно в моменты, когда героинь нужно максимально сексуализировать, например, когда в порыве жадности девушки проигрывают свою одежду в казино, а так же в моменты трансформации, которые, как мы знаем, тоже сделаны в сатирическом ключе.
В то же время Panty & Stocking не является проамериканским мультфильмом. Он безостановочно высмеивает шоу, под которые маскируется, и западную поп-культуру в целом. Создаётся впечатление, что это аниме воюет на оба фронта. Как будто оно появилось, чтобы встряхнуть всех и сразу, удивить своей уникальностью и самобытностью.
Пэнти и Стокинг берут все устои, извращают их и очерняют. Ни один «гаремник» не сможет потягаться с ними в количестве похабщины и фансервиса. Ни одно популярное американское шоу не составит им конкуренцию в количестве мерзости и плоских шуток. Это чистейшая грязь и гротеск. Если поднимается тема моды — людское стадо будет коллективно жевать сопли. Высмеивается туалетный юмор? Экскременты будут везде и крупным планом.
Даже филлерная серия про «трансформеров», выбивающаяся из общего ряда серий аниме, несёт свой посыл. Лидеры местных «автоботов» и «десептеконов» в конце эпизода осознают, что с подачи сценариста всё время занимались какой-то чушью и решают объединиться.
На этой ноте я бы мог погрузиться в пучины СПГС, рассказывая вам о том, что олицетворение двух смертных грехов в лице Пэнти и Стокинг, стоящих на стороне добра, является аллюзией на борьбу человека со своими низменными желаниями — но не буду. Этот сериал всё ещё остаётся сатирической комедией.
Да, сатира всегда служит цели высказать негативное мнение о чём-либо и проводить параллели с религией и людской психологией здесь можно очень долго. И я действительно считаю, что Panty & Stocking не «треш» ради «треша». Просто его посыл лежит не в глубине, а на самой поверхности. Этот сериал — призыв к действию, способ показать, насколько уникальные вещи можно создать, если прекратить погоню за трендами.
Заигрывание с разными стилями рисовки и вариативность анимации, обсуждение «запретных» тем, изобличение «сортирного» американского юмора и стёб над конвейерными японскими тайтлами, создающимися в угоду запросов аудитории, вкрапление серьёзных серий прямо посреди потока комедии. Всё это находится в Panty & Stocking с целью задать единственный вопрос — «а вы вот так можете?».
Студия Gainax снова выдала нечто интересное и неповторимое. Как показало время — революции в индустрии Panty & Stocking не совершил, фансервисной жвачки стало только больше с ростом популярности аниме как медиа. Тайтл так и остался нишевым развлечением для самых искушённых отаку, ищущих новых впечатлений. Что же, сериал отлично сохранился и всё ещё может припечатать неокрепшие умы своим беспардонным поведением.
С годами после выхода Panty & Stocking темы, обсуждаемые в нём, стали только актуальнее. Авторы как будто предсказали злободневные проблемы, появившиеся в наше время цензуры и толерантности. Оттого начинаешь сильнее волноваться за грядущее продолжение — как бы оно не оказалось слишком беззубым под давлением вездесущей культуры «отмены и извинений». В 2023 году темнокожего священника, совращающего мальчиков в БДСМ-подвале, могут неправильно понять.
Исходя из вышесказанного, рекомендовать тайтл кому-либо очень трудно. Перед просмотром задайте себе несколько вопросов. Любите ли вы безумие наподобие FLCL? Не отторгает ли вас классическая рисовка американских многосерийных мультиков? Готовы ли вы столкнуться с уровнем аморальности, способного вогнать в краску большинство нормальных людей? Если на все вопросы ответ положительный, то вперёд. Panty & Stocking станет не глотком свежего воздуха, а яростной оплеухой здравому смыслу.
Смотреть рекомендую в оригинале или английском дубляже, с субтитрами без цензуры. При всём моём уважении к нашим студиям «фандаба», тут они потеряли дух и идею сериала. Сам смотрел в оригинале — японские сэйю очень колоритно произносят английские ругательства. Дерзайте, самые стойкие из вас получат новый и ни с чем не сравнимый опыт.
Прикладываю скан статьи с кинофестиваля в Локарно 2009 года, откуда взята цитата Имаиси. Очень интересная.
Репосты и активность в комментариях приветствуются, напоминание о том, что я занимаюсь странными вещами тоже. Также заглядывайте в блог, потихоньку наполняю его всяким.