Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Смогло ли дополненное издание решить проблемы оригинальной новеллы и стоит ли она внимания тех, кто уже знаком со старой версией - попытаемся понять через разбор основных отличий.

О чём вообще речь?

Chaos;Head Noah - дополненная, скажем так "режиссёрская" версия визуальной новеллы Chaos;Head, первой в серии Science Adventure (более известной по "ветке" Steins;Gate). Долгое время была доступна только на японском - официального порта на ПК (и Свитч) и английского перевода мы дождались только в 2022, почти одновременно с приближением к завершению фанатского порта-долгостроя от Комитета Нуля (совпадение?), в то время как вышла на консолях ещё в далёком 2009. Оригинальный Chaos;Head изначально вышел на ПК, а потому имел фанатский перевод, однако особой популярности в комьюнити не сыскал - новелла вышла по своему интересная, но прямо говоря неоднозначная: медленное и скачущее повествование, невнятный лор, отталкивающий главный герой, много поверхностно раскрытых персонажей (подробнее о сути и проблемах оригинала я писал тут). Noah на фоне вышеизложенного обрёл статус чего-то вроде святого Грааля всей Chaos-ветки, так как теоретически должен был быть работой над ошибками оригинала и решить проблемы и с лором, и с персонажами, и с повествованием. Так оказалось ли это правдой?

Чьи глаза эти глаза? Основная история

И здесь мы сразу приходим к неутешительному выводу. Основная история не претерпела изменений вовсе. Если у вас изначально были проблемы с темпом истории или неприязнь к жалкому эгоистичному социопату-хиккикомори Такуми Ничиджо - ничто из этого не изменилось. При чтении на втором заходе добавляются пара эпизодов, которые иначе были бы слишком спойлерными - некоторые эпизоды они поясняют, но особой важности не несут.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Также при чтении Noah мне показалось, что лекции о GE-рейтинге и концепте работы способностей гигаломаниаков стали подробнее и вразумительнее, однако сложно сказать, заслуга это самого переиздания или более тщательного перевода нынешней команды Комитета Нуля. Более того, на момент чтения оригинала версия перевода всё ещё была довольно забагованной - как выяснилось, у меня пропадали огромные куски текста, например первое появление Рими работало только в делюжн-триггерах, а пребывание "в сознании" пропускало историю до следующего дня (вот уж где истинный Chaos;Head-экспириенс), вполне возможно, что лорные лекции это тоже задело.

Расколотая реальность. Альтернативные концовки

Самым главным отличием Noah являются руты других героинь, многие из которых в оригинале имели слишком мало "экранного времени" и потому казались пятым фансервисным колесом, а собственно эти руты по идее должны были исправлять обозначенную проблему. Странно сравнивать в обратном порядке, но истории побочных персонажей здесь оформили так же, как в Chaos;Child (хотя, конечно, очевидно, что это в Chaos;Child сделали как в Noah). Изначально чтение залочено в основной рут, и после завершения на концовку "Безмолвного неба" в некоторых исходах делюжн триггеров появляются "Да-Нет" опросы, которые при правильных выборах открывают альтернативные руты, приводящие в определённый момент к отклонению от оригинальной истории в сторону соответствующей девушки. Эти альтернативные главы обычно короткие (1,5-2 часа), и больше напоминают руты персонажей в дейтсимах, ибо целиком и полностью сосредоточены на пребывании в компании определённых девушек, иногда даже в романтическом плане. Поскольку основные события происходят независимо от действий Такуми, последствия альтернативных глав зачастую принимают не самый обнадёживающий оборот, однако всё же дают сфокусироваться на персонажах, которым места в оригинальной новелле не нашлось.
Концовка "Плачущего неба" также была перенесена в Noah, всё с тем же условием нахождения большинства из запрятанных по результатам делюжн триггеров фраз "Чьи глаза эти глаза?" и всё тем же плачевным исходом и пересказом подробностей всех убийств "Безумия Нового Поколения".

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Кратко опишу суть всех альтернативных концовок персонажей и попробую оценить их важность для раскрытия персонажа.
Daydream, концовка Ничиджо Нанами:
Угроза Сёгуна в конце 5 главы (если вы знаете, то вы знаете) оказывается менее жестокой, а Такуми неожиданно приходится провести некоторое количество времени в компании собственной сестры, к которой он до этого относился мягко говоря с неприязнью. В ходе рута Такуми осознаёт ценность семьи (Доминик одобряет), а Нанами признаётся, что иногда ей всё же тоже хочется почувствовать себя младшей сестрой с братом, которому можно поплакаться в жилетку.
Для персонажей рут несёт мало ценности, ибо братская любовь Такуми к Нанами и так была известна (в конце-концов добрую половину новеллы он винил себя, что подвёл её), а новых деталей личности Нанами тут не добавилось, однако сам по себе является классическим майндфаком Chaos;Head'а, так как на всём протяжении рута заставляет задуматься о реальности происходящего и постоянно выдёргивает из комфорта в беспокойство.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Moon and Sun, концовка Кусуноки Юи:
Одержимость своей правдой вынуждает Юи захватить Такуми в плен и попытаться поговорить с его второй личностью в существовании которой она железно уверена (но, как мы знаем, определённым образом ошибается). В ходе рута мы можем посмотреть на пределы её психопатического преображения в почти что машину в попытках добиться своего, а затем плавно перейдём к основной идее: рут Юи сфокусирован на той же мысли, которой её пытались вывести из игры в оригинальной истории - является ли она тем, за кого себя выдаёт и была ли у неё вообще сестра, из-за которой она и влезла в расследование Безумия Нового Поколения.
У Юи в оригинале было достаточно экранного времени и относительно достаточно значимости для формирования паранойи ГГ и расследования детектива Бана, но её личная линия словно в какой-то момент обрубилась, поэтому данный рут можно считать более полноценным завершением. Однако слишком уж он ни на чём заканчивается: "Третье оплавление" всё равно происходит, но мир спасать особо некому, да словно больше и не нужно - Такуми здесь скорей по инерции, а Юи и вовсе пытается покончить с собой, но ради создания видимости романтического исхода оказывается спасена. Хэппи энд?

Bloody contract for your sins, концовка Кишимото Аясе (FES):
FES в оригинальной истории была персонажем достаточно побочным - выступая якобы одним из пояснителей лора, она наоборот только больше запутывала своими разглагольствованиями о семи чёрных рыцарях, короле порочных сердец и пришествии Глажиола, который принесёт апокалипсис. При этом, по канонам кудере, какой-то личности за пределами отведённой роли у неё не нашлось. И именно эту проблему данный рут исправляет - здесь мы больше узнаём и о пророчествах Аясе, которые она списывает на сагу о Глажиоле, больше узнаем о сути "порочных сердец" и почти буквально влезем к ней в голову, чтобы увидеть мир, каким она его видела всегда.
Так что можно сказать, что рут очень даже работает на раскрытие FES и при этом даже не забивает на последствия "Третьего оплавления" - по исходам мы спасём если не весь мир, то хотя бы саму Аясе. Ведь так и было предсказано в Саге о Глажиоле, не правда ли?

Disease that leads to slaughter, концовка Орихары Козуэ:
Снова прошу прощения за сравнение в обратном порядке, но рут Козуппи напоминает рут Ханы Казуки из Chaos;Child. Оба рута сфокусированы на персонажах, которые очень минимально важны для основной истории (либо совсем не нужны, либо их роль можно было спокойно спихнуть на кого-то ещё), и история рута сама по себе вносит настолько резкий поворот в изначальный ход событий, что всё рушится до того, как должно было начаться. Коротко рут Козуэ можно описать так:

ВСЕ ЗДОХЛИ

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

В руте поднимается двойственность натуры Козуэ, переплетение желания жить нормальной жизнью и подавленным желанием жестоко наказать всех "врагов". Несмотря на то, что она обрела нового друга в лице Такуми, возобновлённая пытка зеркалами всё же довела её до потери контроля над Ди-мечом, который, будучи воплощением её тёмных мыслей, против её воли устроил массовую резню, в которую угодил и ряд основных персонажей.
Но всё же, в отличие от рута Ханы, в котором раскрывался как очень плотный сюжетный поворот, так и она сама как персонаж, этот рут скорее неожиданный кровавый фестиваль, мало значимый для общего повествования и не особо решающий проблему центрального персонажа. Да, тут поясняют, что такое количество гигаломаниаков на квадратный метр Шибуи не связано с тем, что они словно станд-юзеры притягиваются друг к другу, они специально были туда согнаны. Да, о стремлении Козуи к нормальной жизни в основной истории толком не говорили. Но для персонажа, единственным назначением которого было вовремя появиться, дабы спасти ГГ, а потом свести его с Сеной, чтобы та скормила ему солидный кусок лора, этого мало. Я понимаю, всем после Цикад и Фейта хочется в своей истории лоли-берсерка, но должен же в ней быть ещё хоть какой-то смысл.

Deus Ex Machina, концовка Аой Сены:
По степени раскрытости персонажа в оригинальной истории Сена, пожалуй, наравне с Рими - у неё описаны предыстория и мотивы, она ключевой источник лора и как личность она показана многогранно: за жёстким холодным фасадом кроется добрая хрупкая душа (в общем типичная цундере). И в общем-то именно на эту её сторону приходится упор истории рута. Сена использует историю Такуми как повод вломиться в здание корпорации НОЗОМИ, что в итоге (очевидно) приводит их в ловушку. "Третье оплавление", однако, выручает героев, разрушая зону сдерживания. Из-под обвала их достаёт отец Сены, а затем с ними связывается неожиданная сторона - Комитет трёхсот.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

На этом этапе я немного потерял желание следить за Сеной, ибо информация, которую обрушивают на читателя, полностью переворачивает представления о Комитете, которые у меня сложились за всё это время. Хотел бы я называть этот рут самой важной причиной для фанатов SciAdv читать Chaos;Head Noah, однако в конце оказывается, что мне стоило поучиться у Сены параноидально сомневаться по поводу происходящего в этом мире. В этом же эпилоге рута вскрылась работа одного из персонажей на Комитет 300, не скажу, которого, но я почувствовал себя преданным.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Однако вернёмся к руту - всё недоверие Сены пропадает, стоит ей лишь услышать о возможности искупить вину перед матерью и сестрой, Такуми хватается за обещание получить "чит", который позволит ему защитить себя и перестать быть"отаку-фриком". Чит, однако, оказывается заключён в форму младенца, а для его активации носитель чита необходимо уничтожить, что окончательно приводит и без того распадающуюся внешнюю силу Сены и её самовнушённые идеалы к краху. Несмотря на то, что этот рут всё же из тех, где планы главного антагониста остановить удалось, итоги его сложно назвать воодушевляющими, как у Аясе.

Anima Archetype, концовка Сакихаты Рими:
Как я и сказал раньше, Рими - это один из персонажей, которые были раскрыты в оригинале в достаточной мере. Сценаристы это вполне осознавали, поэтому раскрывать по второму разу её не стали, лишь добавили в основную историю эпизодов с её точки зрения, а также углубились в её прошлое и жестокую историю пробуждения как гигаломаниака.

Повторить десятки раз
Повторить десятки раз

"Третье оплавление" помогает Такуми проникнуть в её сознание и соединить все "убитые" воспоминания воедино, из-за чего Рими всё же набирается решимости противостоять антагонисту самостоятельно.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Ещё одна концовка, где мир был спасён, однако вновь его сложно называть позитивным - несмотря на всю решимость Такуми найти Рими в развалах и в этот раз таки стать её опорой.

После завершения всех вышеперечисленных концовок открывается доступ к истинной концовке "Синее небо", которое в оригинале достигалось выбором правильных вариантов перед самым концом истории, а здесь угодило в этакий таймгейт за прочтением остальных рутов (и цепочка выборов кстати никуда не делась). Изменений в ней тоже не оказалось, но после прочтения "Синего неба" открывается короткий пролог, в котором ну совсем уж до конца разжёвывают историю с точки зрения Сёгуна.

Витая в фантазиях: сравнение Chaos;Head Noah с оригинальным Chaos;Head

Дьявол в деталях

Если уж сравнивать, то добавлю и менее важные изменения, привнесённые Noah-версией.
1) Графика. Бэкграунды переработали, и теперь часть расплывчатых CGI-людей заменили на всё таких же безликих, но более отрисованных людей. Также в основной истории появился ряд новых CG.

2) Интерфейс приобрёл в доступности, но потерял в атмосферности. Пункты главного меню перестали создавать звуковые помехи при наведении, слоты сохранений пришли к новому стандарту окну сохранений SciAdv-новелл (и где-то потеряли 12 слотов из 60), а начало и конец выбора делюжн триггеров теперь предельно чётко обозначены (выбор к тому же можно изменить), что придаёт им больше важности, чем они на самом деле имеют, и отнимает время при проматывании.

3) Опенинги и эндинги сменились, вместо Find the Blue (доступного в галерее видео в "ламповом" пониженном разрешении) играет fake me или Chaos Logic, основные эндинги поменялись на песни FES, а концовки персонажей обзавелись своими, новыми эндингами. В результате этого потерялись Desire Blue Sky и Cry от Itou Kanako, и насчёт последнего лично я негодую: мало того, что Cry был единственной хорошей вещью в концовке Плачущего неба, так ещё и куда больше подходил тону концовки из-за соответствующего текста и меланхоличного настроения.

Вывод

Спасением тайтла Noah стать не смог. Те, кому история изначально чем-то не нравилась, вряд ли найдут здесь мотивацию попробовать ещё раз. Читавшие оригинал получают сверху несколько часов вполне увлекательного контента, из которых по запчастям можно дозаполнить некоторые белые пятна в лоре и личностях персонажей - не самый плохой повод перечитать новеллу, хотя на мой взгляд основная история показала себя слабой при знании ключевых моментов, можно и разочароваться. Новичкам стоит заглянуть сразу сюда - всё же нет смысла читать неполную версию, если только нет тяги минмаксить атмосферность прочтения - оригинал с этим справляется слегка получше.
Ждём Chaos;Head Love ChuChu, я полагаю? Поговаривают, что это мало того, что канон (каноничность рутов Noah вот довольно таки под вопросом), так там ещё и развитие сюжета подвезут...

3737
34 комментария

Нихуя не понял, но зачем то прочитал до конца.

4

Смотрю,что многим людям не нравится Такуми. Лично на мой взгляд без него история не работала бы так как работает,все эти его извращённые фантазии и прочий бред,который он несёт.
Игра не пытается показать его как Героя,даже сам Такуми говорит,что он не герой,когда его начинают восхвалять люди на улице ближе к концу игры.
Также мне очень нравятся моменты ,где Такуми сидит в Контейнере и игра погружает нас в его поехавшие мысли.
Поэтому на мой взгляд аниме адаптации,что хэда,что чайлда выходят неудачными,ведь там на получается нормально погрузить зрителя в мысли главного героя.
Автор статьи молодец,респект тебе за проделанную работу:3!

3

Да, я тоже считаю, что персонаж то отличный, но конечно сложновато на него настроиться. Мне то лично вся эта хикканская социофобная психопатия близка в некотором смысле, но Такуми даже по моим меркам мерзкий мудила)
—--—--—
Про аниме адаптации я тоже считаю, что они просто слишком быстрые, а скорость обоим Хаосам противопоказана, в Хэде нужно сидеть и погружаться в параноидальное безумие, а в Чайлде плавно закручиваться в водоворот событий

1

Ну насчёт ГГ - меня лично, наоборот, прикололо, насколько конченым его сделали)) Всё-таки не все протагонисты обязаны вызывать симпатию у зрителя - это могут быть и подонки в стиле ГГ "Заводного апельсина", ну или поехавшие долбоебы в стиле Нисидзё Такуми)

3

Новелла вообще не зашла лично мне. Культисты на реддите ее поголовно хвалят и заставляют любого кто хочет влится в SciADV играть в нее мол она важна для серии и ее лор НАДО знать. Мой совет просто прочитать рекап. Даже если не упоминать убожество гг и факт что его всратые мысли придется читать всю новеллу пока он сидит в своем контейнере, самая главная фишка новеллы и та нихера не используется ни ГГ не главным кастом. Гг, просто как пример, предпочитает огребать от толпы своих вайфу или Норосе вместо того чтобы просто вообразить себе ну хотя бы огнестрел лол.
Хочу добавить что "prelude" после истинной концовки это вроде патч committee of zero добавляет. Не помню откуда оно но это канон.

1

На реддите прям сильно любят преувеличивать значение каждой отдельной новеллы для общей картины, я больше чем уровень отсылочек пока не видел, в Ноутсах правда Noah-портеры используют, но там буквально в новелле поясняют, как они работают, так что...
—---
А по поводу абилок, там с гигаломаниаками же такая фишка, что если некому засылать частицы в голову и устанавливать взаимное восприятие, то ты хоть обпридумайся - ничего не появится. А против других гигаломаниаков там чисто мерянье хуями, у кого воображение сильнее (и у Норосе оно сильнее).
—--
С prelude в принципе так и думал, что Комитет Нуля добавили, в принципе всё равно все советуют с их патчем читать

1

У меня вопрос похожий, раз уж тут знатоки собрались, насколько велика разница между S;G и S;G ELITE? Если проходил только оригинал, много потеряешь? И второй вопрос, в какой момент стоит прочитать Linear Bound Phenogram? Он по хронологии куда-то вписывается или вообще отдельно стоит?