Небольшая заметка о первом сезоне аниме Shingeki no Kyojin (Атака титанов) в честь его сегодняшнего 10-летия

За первые 3 сезона отвечала Wit Studio, а созданием «Финала» занимается студия MAPPA. Оригинальная манга от автора Хадзимэ Исаяма выпускалась в журнале Bessatsu Shounen Magazine с 2009 по 2021 год. Заключительную часть финала сериала обещают выпустить осенью 2023 года.

За последнюю пару лет про «Атаку титанов» на DTF не написал только ленивый, даже бывшая верхушка редакции поучаствовала. Поэтому позвольте мне не утомлять вас очередным разбором психологии и философии поступков Эрена или, тем более, срачем про анимацию от Wit Studio vs MAPPA. Здесь будет только информация о первом сезоне и почему он стал успешным.

Шикарная аудиовизуальная составляющая. Не стану тянуть с первой причиной, приходящей на ум. Аниматоры Wit Studio провели просто титаническую работу, ведь создавать анимацию с нуля, тем более, такую трудоемкую по производству, — гораздо сложнее, чем в дальнейшем ее улучшать от сезона к сезону. А у них прекрасно получились и сложные для реализации полеты на приводах, и сочные кулачные бои титанов, и эффектные драматические эпизоды. Ну а теперь к более медийно известным людям.

Тэцуро Араки для меня — чертов недооцененный гений. Ведь своими режиссерскими трюками он смог раскрутить сразу две адаптации манги просто до немыслимой популярности: это Death Note (Тетрадь смерти) и Shingeki no Kyojin (Атака титанов). Еще по «Тетрадке» было ясно, что этот человек способен сделать абсолютно пафосной и напряженной даже сцену с поеданием чипсов.

Естественно, он и в «Титанах» подарил нам множество крутых сцен. Для меня лично самой любимой стала эта.

Вот такой я больной ублюдок

Хироюки Савано. Еще один чертов гений этой аниме-адаптации. Для него «Титаны», а также стартовавший в 2013 году сериал Kill la Kill, стали пропуском в высший пантеон аниме-композиторов, где Саваныч находится и до сих пор, радуя нас новыми своими треками. И саундтрек к Shingeki no Kyojin среди них всё еще является одной из лучших работ этого композитора. Не, вы только послушайте!

Отдельного внимания заслуживает первый опенинг сериала. В качестве главного плюса трека «Guren no Yumiya» от Linked Horizon выделю то, что его короткая версия непосредственно для опенинга является законченной самостоятельной композицией, а не просто куском, вырезанным из песни. Именно это, на мой взгляд, и послужило главной причиной его дикой популярности.

А еще сочетание самого трека и видеоряда получилось настолько мемным, что породило сотни пародий, которые благотворно повлияли на развитие культуры мемных видосов в интернете. Кидаю сюда свою любимую пародию.

Идеальная в своем исполнении первая серия. Для таких протяженных по хронометражу проектов, как «Атака титанов», в своем дебютном эпизоде очень важно сразу же заинтересовать зрителей, при этом не ускоряя темп повествования по сравнению с первоисточником. А еще обязательно не затеряться на фоне первых серий другой пары десятков сериалов, стартуюших каждый аниме-сезон. И «Титанам» это удалось. Как уже не раз писал, я бы вообще назвал первую серию «Атаки титанов» одной из лучших в истории аниме-индустрии. И вот почему.

Уже в дебютном эпизоде «Титанам» удалось: довольно подробно описать сеттинг мира, в котором происходит действие, представить троицу главных героев и, более того, их различия по характеру и качествам, а также их взаимоотношения друг с другом. Также за первую серию успели обоснованно представить основной конфликт в повествовании, аккуратно развесить чеховские ружья, одно из которых вообще является главным макгаффином всего произведения. Ну и завершили всё мощной драматической ситуацией. К громадному плюсу первой серии еще можно отнести представление образа, который стал в прямом и переносном смысле лицом всего произведения. Я про лицо Колоссального титана. И раскрывают всё это не каким-либо закадровым голосом (хотя и он имеется — в самом начале произведения, для нагнетания пафоса), а через диалоги персонажей и визуальные образы. Ну а финальная сцена серии для меня уж точно является одной из лучших драматических ситуаций пролога в истории аниме. Особенно идеально удалось передать в анимации животный страх Ханнеса перед титаном.

Прекрасная деконструкция силы дружбы. Побеждать антагонистов силой дружбы — самый популярный, пожалуй, штамп сёнэнов. И с каким же смаком его растаптывает на глазах у зрителей «Атака титанов». Лучше всего это сделано в сцене гибели целого отряда на глазах Эрена, которую я кидал выше. Здесь многим еще наивным зрителям разжевывают, что в реальной жизни часто абсолютно невозможно предугадать заранее, какое из решений окажется верным, пока не нагрянут последствия. И даже сто друзей часто при этом не смогут ничем помочь.

Смертность персонажей. В начале манги и в первом сезоне «Титанов» создатели еще могли себе позволить убить практически любого персонажа, чтобы читатель и зритель по-настоящему переживали за каждого и ощущали вместе с героями ту истинную тревогу, что в любой момент может произойти нечто ужасное. Да что тут говорить, если уже в пятой серии убили целый отряд во главе с самим главным героем аккурат после пафосной, но безрассудной речи последнего.

Более того, сцена смерти Эрена нужна повествованию не только для того, чтобы повысить ставки. Благодаря ей и сам Эрен, и Армин, которого главный герой спас ценой своей жизни, развиваются в плане характера. Более того, данная сцена является ключевой и в структуре повествования, так как нетривиально вводит способность людей превращаться в титанов, которая является основой для всего произведения в целом. И да, в тот момент зрители еще не знали об этой способности, поэтому считали, что главный герой реально умер вплоть до концовки восьмой серии, то есть целых три эпизода, то есть целых три недели, если вы смотрели сериал онгоингом. Поэтому смерть главного героя не была быстро обесценена моментальным воскрешением.

Первый сезон «Атаки титанов» — одно из лучших антивоенных аниме. Тут информация попадается зрителю не в лоб, как во многих других фильмах и сериалах. Мы смотрим на ситуацию глазами Эрена, который на начало повествования считает, что рисковать своей жизнью в Разведкорпусе, выходя за пределы стен, это банально круто, а представители других родов местных войск — поголовно трусы и лентяи. Далее за время повествования главный герой сам, и мы вместе с ним, видит реальные ужасы местной войны. И апогеем всего становится сцена возвращения его из первой полноценной собственной вылазки за стены, которая, как и большинство остальных, тоже терпит неудачу. Только теперь уже Эрен находится по другую сторону действия. Теперь и его тоже толпа ругает за безрассудство и трату драгоценных налогов. А затем Эрен видит такого же мальчика, каким когда-то был и он сам, смотрящего на него горящими глазами. Именно тогда Эрен окончательно понимает, что такое настоящая война.

Однако не обошлось у аниме и без минусов. К главному такому я бы отнес просчет в компоновке серий. Первый сезон надо было завершать на сцене, которую я описал чуть выше. Это и есть логическое завершение превращения Эрена из молодого безрассудного юнца в настоящего солдата. Посыл «Титаны! Титаны везде! Они на деревьях, ой, в стенах!» конечно круто смотрится для клиффхэнгера, но сильно портит завершенность первого сезона и его целостность с точки зрения драматургии. Однако я прекрасно понимаю, почему так получилось. Сериал старательно подгоняли под формат 24 эпизодов. Для этого, кстати, даже филлерные сцены пришлось вставлять. Например, большая часть 22 серии представляет собой один большой филлер. Это, конечно, плохо, однако 10 лет назад практически никому не позволялось экспериментировать с количеством эпизодов в аниме, поэтому имеем то, что имеем.

Да, конечно, от того, что я тут написал, сильно отдает фанбойством, но другого отношения к сериалу, который 10 лет назад закрепил у меня желание смотреть аниме онгоингом, мне и не надо. Ну а если у вас другое мнение, или вы хотите поговорить и о других сезонах, то рад приветствовать вас в комментариях!

С днем рождения, «Атака титанов»!

4242
29 комментариев

Жаль маппа все проебала. Выдала просто средний аниме продукт после отлично сделанных 1-3.

6
Ответить

Ещё бы мангака не проебал бы всё в конце и не сделал так, что ГГ творит геноцид и не может найти вариантов решения, как человек с мозгами

2
Ответить

Факты. После смены студии это прямо сильно бросается в глаза, качество заметно падает.

2
Ответить

про 4 сезон?

1
Ответить

Спорно. Фоны стали на порядок хуже, полеты хоть и норм, но и близко не Витовские. Но с другой стороны, вспоминаю Колосса от Витов и три раза перекрещиваюсь, что 4 сезон делают не они.

Ответить

. Для него «Титаны», а также стартовавший в 2013 году сериал Kill la Kill, стали пропуском в высший пантеон аниме-композиторов,Guilty Crown: Я шутка для тебя какая-то?

2
Ответить