Самые важные опенинги в истории
Опенинги в аниме сейчас — это важная часть сериалов. В опенинги зовут лучших исполнителей, привлекают в работе над ними лучших аниматоров. Опенинги собирают многомиллионные просмотры на YouTube. Но этого всего могло бы не быть, если бы культура опенингов сложилась бы иначе.
Мы собрали топ-10 самых важных опенингов в истории, которые повлияли на всю индустрию:
Астробой (1963)
«Астробой» (или «Могучий атом») был первым аниме-сериалом с опенингом в современном смысле этого слова (музыкальная заставка с персонажами из сериала и титрами).
«Астробой» же был первым аниме, для которого была специально написана музыкальная тема опенинга. Композитор Тацо Такаи написал задорную музыку для оркестра — но... в ней изначально не было слов.
Однако, когда сериал готовили для показа в США, появился продюсер Фрэд Лэдд. Он предложил телекомпании NBC добавить в опенинг слова. В студии согласились и поручили написать англоязычный текст. А для его исполнения пригласили детский хор. Все это делалось без согласования с Осаму Тэдзукой.
Когда Тэдзука об этом узнал, он отреагировал не так как можно было ожидать. Ему понравилась эта идея! Поэтому по возвращении в Японию он срочно заказал японскую лирику, причем он хотел, чтобы исполняли ее в похожем на американскую версию стиле.
Так один американский продюсер повлиял на всю аниме-индустрию, потому что именно после «Астробоя» все сериалы стали выходить обязательно с музыкальной заставкой, в музыке которой обязательно были слова.
Спиди-гонщик
Одно из самых известных и влиятельных аниме про гонки в истории тоже может похвастаться культовым опенингом.
В 60-е годы не было ни одного аниме важнее, чем «Астробой» Тэдзуки. И поэтому стиль опенинга оттуда — военный марш с хоровым детским исполнением — можно было встретить в самых разных сериалах того времени.
И «Спиди-гонщик» выделился на этом фоне, став одним из первых сериалов, где в опенинге звучит джазовая музыка.
Космический линкор Ямато
«Космический линкор Ямато» запустил Золотой век аниме — и приковал к экранам миллионы японских подростков.
Именно «Ямато» стал толчком к тому, чтобы аниме воспринималось не просто как мультики для детей, а как достойный внимания самой широкой аудитории формат.
И именно песня из опенинга «Ямато» сделала из безызвестного актера озвучания Исао Сасаки звезду эстрады.
Саундтрек из «Ямато» быстро стал самым продаваемым за всю историю в Японии и держался на первом месте с почти полумиллионными продажами ровно сорок лет, до 2014 года.
Несносные пришельцы
Главный аниме-сериал 80-х подарил нам культуру вайфу и традицию пляжных эпизодов. А еще новый жанр для опенингов — сити-поп.
К началу 80-х годов индустрия аниме, переживающая Золотой век, была на подъеме. Как и вся экономика Японии. Города росли, люди могли себе позволить недвижимость, машины и хорошую жизнь. Сити-поп был способом показать в музыке этот экономический и культурный подъем.
И это отразилось в жизнерадостном опенинге сериала про инопланетянку Лам.
Сейлор Мун
«Сейлор Мун» не только популяризировал по всему миру девочек-волшебниц, но и заложил визуальные штампы для сотен последующих опенингов.
Тени главных героинь, показывающие двойственность из жизни, лепестки роз, как будто сошедшие со страниц сёдзё-журналов и, конечно, песня Moonlight Densetsu, которая была самой заказываемой в караоке в Японии на протяжении десятилетия.
Евангелион
Правда, за появлением штампов всегда следует их переворачивание и разрушение. И с этим лучше всего справился «Евангелион».
Заглавная песня, исполненная в традиции сити-попа, вместо счастливой беззаботной жизни, становится иллюстрацией к истории борьбы с депрессией.
А штампы с представлением героев по одному: их лицами, их отличительными чертами, и обязательно с встречей их всех под конец опенинга используются, чтобы обмануть ожидания
Евангелион же начинает опенинг так же — лицами героев, их силуэтами, изображением их роботов. Но, по сравнению с традицией, в конце опенинг «Евы» герои не встречаются. Они остаются такими же оторванными друг от друга, закрытыми, заключенными в собственной боли и собственных страхах.
Таким образом Ева показала, как можно работать с традицией, при этом искажая ее и перерабатывая. Неудивительно, кстати, что этот опенинг стал чуть ли не самым популярным среди тех, кто делает каверы.
Самурай Чамплу
Здесь одинаково заслужено мог стоять как опенинг «Ковбоя Бибопа», так и опенинг «Самурая Чамплу» — настолько великолепен в подборе саундтрека для своих картин Синъитиро Ватанабэ.
Но мы остановились именно на «Чамплу» из-за жанра музыки. Этот сериал стал первым проектом, где в качестве саундтрека можно услышать культовый сегодня Lo-Fi. Причем конкретно опенинг сделан, пожалуй, одним из самых известных Lo-Fi исполнителей в истории этого жанра — Nujabes.
Эксперименты Лэйн
Экспериментальный сериал, который далеко не сразу стал популярным и не сразу был понят, соединил в своем опенинге две довольно редкие вещи для аниме. Западного, а не японского, исполнителя — им стала британская группа Bôa. И жанр альтернативного рока.
После «Экспериментов Лэйн» слышать англоязычную музыку в опенингах все еще непривычно, но студии стали гораздо чаще делать такие эксперименты (можно вспомнить из последнего — «Киберпанк», где опенинг исполняла группа Franz Ferdinand).
K-ON
K сериалу K-On можно относиться по-разному: любить за легкий юмор и уютную повседневность или ненавидеть за отсутствие развития персонажей и скучный сюжет. Но чего точно нельзя отрицать — K-On стал ключевым сериалом для развития культа «милых девочек, которые делают милые вещи».
После выхода K-On случился бум аниме про школьные музыкальные группы и подростков-звезд. Это совпало и с появлением сверхпопулярной сферы айдолов. Именно благодаря этому опенингу мы видим каждый сезон новых поп-звезд в аниме формате (прошлогодний «Одинокий рокер» там уже рекорды по продажам саундтрека бьет).
Истребитель демонов
Наконец, последний опенинг в этом списке здесь по двум причинам.
Первая — он идеально иллюстрирует еще один тренд последних трех десятилетий в истории аниме-опенингов. С конца 90-х стали появляться исполнители, которые профессионально занимаются созданием музыки для аниме и на этом, во многом, строят свою популярность. Одним из таких исполнительниц и является LiSA, исполнившая трек для этого опенинга (и еще 15 других опенингов и эндингов других аниме, вроде Fate или SAO)
А вторая — на данный момент это самый прослушиваемый опенинг в стриминговых сервисах. Только на одном Spotify счетчик трека побил рубеж в 300 миллионов прослушиваний.
Выбрать десять опенингов было невероятно сложно. Хотелось добавить и опенинги JoJo, и прекрасный опенинг «Стального алхимика: Братство», и хардкорный второй опенинг «Тетради смерти», и примерно два десятка других.
Если вы хотите больше узнать об истории опенингов, о том, какие там можно встретить музыкальные жанры, а главное: зачем опенинги вообще нужны — то советую послушать наш новый эпизод подкаста «Врата аниме»:
И после просмотра обязательно делитесь в комментариях, какие ваши любимые опенинги! (лучше со ссылками, чтобы можно было сразу посмотреть)