Made in Asia 2022: Интервью с аниматором Охирой Синъя
Это один из самых примечательных аниматоров в истории аниме-индустрии. Его стиль сочетает в себе экспрессивность с сильной деформацией и высокий реализм движений. В сентябре FullFrontal взяли у него интервью, а я его перевёл.
Предисловие
Помимо иллюстраций и примечаний из оригинального интервью, я буду сопровождать текст дополнительными материалами и пояснениями от себя. Оригинальное интервью доступно тут. При переводе я частично сверялся с японским текстом и проводил редактуру для удобства чтения. Цифрами в квадратных скобках указаны пункты из примечаний FullFrontal, которые расположены в самом конце статьи.
Интервью
Охира Синъя не нуждается в представлении. Благодаря своему мгновенно узнаваемому стилю, который делает акцент на неровных линиях и деформации, он является одним из самых уникальных аниматоров в мире. Но стиль и карьера Охиры сводятся не только к деформациям, которыми он знаменит в наши дни.
Он попал в анимационную индустрию уже в 18 лет, устроился в студию Pierrot и специализировался на анимировании меха, будучи одним из самых ярых последователей Ямаситы Масахиро. Однако вскоре он перешёл к анимированию персонажей и, после участия в создании «Акиры», начал работать с величайшими аниматорами школы реализма: Уцуномией Сатору, Исо Мицуо, Танабэ Осаму… Среди них он был одним из самых ярких аниматоров, стремящихся к переменам, и работал над такими экспериментальными произведениями, как «Антикварный магазин» и пилотный фильм «Юнкерс, ко мне!». Эта тяга к экспериментам естественным образом привела его к совместной работе с тогда ещё неизвестным аниматором Юасой Масааки над одним из самых революционных эпизодов в истории аниме — 4-ой серией OVA-сериала «Хаккэндэн: Новая глава». В этот момент и был сформирован его отличительный стиль, которым он знаменит сегодня.
Нам довелось встретиться с Охирой и его другом Такахаси Дзюнъити на фестивале Made in Asia, который проходил в Брюсселе в сентябре 2022 года. Они прибыли туда для продвижения активностей и продукции своей независимой организации Studio Break, которая регулярно выпускает артбуки и флипбуки авторского и совместного производства. С неё и началась наша беседа, но помимо этого мы также поговорили и о карьере Охиры в целом — о её прошлом, настоящем и будущем.
«Мне пришла в голову идея сделать что-то о моей личной истории»
— Охира, мы очень рады возможности побеседовать с вами. Как вам Бельгия?
Охира: Спасибо. Мне довелось поесть много вкусной еды и выпить бельгийского пива. [Поворачивается к Такахаси] Мы уже достаточно много выпили, да? Я уже со счёта сбился. [смеётся] Мне очень понравилось.
— Это ваш первый визит в Европу?
Охира: Да, это так. Мне не очень-то нравится летать на самолёте… [смеётся]
— Благодарим за приложенные усилия. Но значит ли это, что вы больше не вернётесь?
Охира: Как знать… [смеётся]
— Будем надеяться, что вернётесь! Охира, ваша анимация достаточно знаменита, но люди совсем ничего не знают о вашей организации Studio Break. Не могли бы вы, или ваш друг Такахаси, рассказать нам о ней побольше?
Охира: Что ж… Став фрилансером, я начал работать вместе с другом, и в какой-то момент мы подумали, что будет лучше иметь некое общее название или типа того. Но это была не компания, а просто группа людей под общим названием. Не знаю, стоит ли мне говорить об этом, но когда мы не хотим приписывать свои имена к чему-либо, мы используем Studio Break в качестве псевдонима.
— Кто состоит в этой группе помимо вас?
Охира: Сперва нас было двое — я и Яно Ацуси [1]. Потом присоединился Хасимото Синдзи [2], Сакияма Хокуто [3] и, конечно же, Такахаси Дзюнъити. Думаю, это все.
— Такахаси, вы являетесь продюсером Break?
Переводчик: У вас схожая роль, верно?
Охира: Да, что-то в этом роде. Он занимается контрактами и прочими подобными вещами. Хоть мы и не компания, организационных дел тут хватает…
Такахаси: Возможно, мы станем компанией когда-нибудь…
— Studio Break располагается в префектуре Тиба, верно?
Такахаси: Ох, нет, там живу я. Участники Break разбросаны по всей стране.
— Охира, а откуда работаете вы?
Охира: Китанагоя, префектура Айти.
— Вы там живёте?
Охира: Да, там мой дом.
— Охира и Такахаси, не могли бы вы рассказать нам больше о ваших взаимоотношениях. Как долго вы знаете друг друга?
Такахаси: Мы старые друзья. Дружим уже, кажется, 27 или 28 лет?
Охира: Точно.
— Понятно. Теперь мы хотели бы спросить вас, Охира, о том, как вы работаете. Обычно аниматоры рисуют лэйаут, затем грубую ключевую анимацию [рафу гэнга], потом идёт прорисованная ключевая анимация [гэнга/дайни гэнга], после чего уже начинается фазовка [дога]… С вашими рисунками такой подход кажется невозможным. Так каков ваш метод?
Охира: Хм… В целом, в большинстве случаев я делаю все этапы анимации самостоятельно. Что касается разделения моей ключевой анимации для её прорисовки другими людьми, я делю её лишь в случае с персонажами, а анимацию эффектов всегда полностью делаю сам.
Примечание: Процесс создания японской анимации состоит из следующих этапов:
- Лэйаут — очень грубая анимация, которая рисуется на основе раскадровки и содержит в себе детали как анимации, так и фоновых изображений.
- Рафу гэнга/1st key animation — грубая ключевая анимация, отрисованная на основе лэйаута.
- Дайни гэнга/гэнга/2nd key animation — прорисованная ключевая анимация. Этот этап иногда делается другими людьми.
- Дога/in-betweening/clean up — фазовая анимация + чистовая отрисовка ключевой анимации. Этот этап, как правило, делается другими людьми. Они дорисовывают промежуточные кадры между ключами и обводят гэнгу.
Вопрос интервьюера заключался в следующем: как Охира делит свою анимацию в том случае, когда третий этап предстоит выполнять другим людям. У него ведь очень необычная анимация, с прорисовкой которой справится далеко не каждый. Охира ответил, что если кто-то должен делать третий этап в его работе, он проводит разделение только в случае с анимированием персонажей, а в анимации эффектов (огонь, взрывы, дым, вода и т.д.) он все этапы всегда делает самостоятельно.
— Вы всё ещё рисуете на бумаге или уже перешли на диджитал [планшет и компьютер]?
Охира: Нет, я по-прежнему работаю на бумаге.
— Какие карандаши вы используете?
Охира: 6B и 10B [речь о твёрдости].
— Среди флипбуков, которые вы привезли в Бельгию, есть один автобиографического характера под названием «1966». Не могли бы вы рассказать нам о его создании?
Охира: Ну, мы с Такахаси часто выпускаем флипбуки и они имеют продолжительность в 100 страниц, так что приходится много рисовать. Однажды я задумался о том, что изобразить, и мне пришла в голову идея сделать не анимацию, а что-то о моей личной истории. Рисунки не имеют чёткой связи между собой, но каждый из них показывает какое-то событие из моей жизни. Вот так он был создан.
— Вы рисовали их на обратной стороне бумаги Нагойского университета, верно? Это видно на страницах.
Охира: Стоп, серьёзно? [смеётся] Просто я работал над ним в период преподавания там, потому рисовал на обратной стороне бумаги, которую мне выдавал университет. Там по-прежнему видны обозначения, да? [смеётся] Что ж, так всё и было.
— Планируете ли вы превратить этот флипбук в короткометражный фильм или что-то в этом духе?
Такахаси: Вроде не планируем, да?
Охира: Ну, рисунки не анимированы и это не фильм со свадебной церемонии, знаете ли! Думаю, можно было бы сделать из этого фильм с эффектом стробоскопа, чтобы воссоздать это ощущение нечёткости, которое есть в воспоминаниях, но я никогда не думал об этом.
— В этом флипбуке есть один рисунок, который меня заинтересовал. Тот, где вы нарисовали себя за швейной машинкой. К чему он отсылает? К вашей подработке?
Охира: Нет, вовсе нет. У моих родителей была швейная фабрика, тогда я занялся семейным делом. Понимаете, однажды я ушёл из анимации.
— Но потом вы всё же вернулись в индустрию. Как это было?
Охира: Кажется, я поговорил с Токурой Норимото [4] и он уговорил меня вернуться.
— В конце флипбука есть короткая анимация, которая очень напоминает вашу короткометражку 'Wanwa' the Doggy [5], а на самом последнем рисунке изображены вы с собакой. В ваших работах собаки появляются довольно часто, не так ли?
Охира: Ах… Это мой пёс — мамэсиба по имени Судзуто. Сейчас он уже совсем старичок. [смеётся]
«Анимация Ямаситы и чёткая, и чувственная одновременно»
— Известно, что вы стали аниматором после знакомства с работой Ямаситы Масахито [6] в «Несносных пришельцах» [7]. В чём, по вашему мнению, заключается привлекательность анимации Ямаситы?
Охира: Так… [думает] Во-первых, атмосфера и динамичный экшен, которые он унаследовал от Канады Ёсинори [8]. Но при этом у Ямаситы есть то, чего нет у Канады, вроде физики и детализированности… Это сложно выразить. Анимация Ямаситы и чёткая, и чувственная одновременно. Мне очень нравится такая броская атмосфера, я также люблю изогнутые, неровные линии… Канада использовал линейки, поэтому его работы очень чёткие и ровные, в то время как рисунки Ямаситы состоят из кривых, и он соединяет их, чтобы создать что-то очень насыщенное деталями… [задумался] Я думаю, это то, что мне нравится в нём. Вот почему работы Ямаситы мне нравятся больше, чем работы Канады.
— Раз уж мы заговорили в «Несносных пришельцах», какой фильм вам больше нравится: «Только ты» [9] или «Прекрасная мечтательница» [10]?
Охира: «Только ты» конечно! [все смеются]
— Скоро выйдет новый ТВ-сериал «Несносных пришельцев». Будете его смотреть?
Охира: Ну, знаете… [смеётся] Там совсем другой состав аниматоров, и мне не особо интересен сюжет этого сериала, так что если там не будет Ямаситы, я смотреть его не стану.
— Итак, поначалу вы анимировали как Ямасита, потом вы переключились на нечто очень реалистичное, а затем ваш стиль снова сильно изменился. Стали бы вы по-прежнему называть себя аниматором-реалистом?
Охира: Хм… [думает] Ну, то, что я хотел делать с самого начала — это нечто яркое и живое. Затем я аранжировал это в динамичной манере, характерной для анимации, и приложил усилия в этом направлении, чтобы движение оставалось «анимационным». Сейчас я стараюсь сохранить в своей работе живость и при этом добавлять в неё деформацию, которая характерна только для анимации.
— Я хотел бы спросить вас о пилотном фильме «Юнкерса» [11]. Как вы попали в этот проект?
Охира: «Юнкерс», да… Как это произошло… Я не могу вспомнить… Что это была за студия?
Такахаси: Triangle Staff.
Охира: А, ну, я думаю, что какой-то из продюсеров Triangle Staff услышал обо мне и связался со мной для работы. А затем… Почему они решили назначить именно меня заниматься дизайнами персонажей и режиссурой анимации? Кажется, я никогда не спрашивал их об этом, или, возможно, забыл. Прошу прощения.
— Над пилотом вы работали вместе с Охаси Манабу [12]? Есть ли у вас какие-нибудь воспоминания о нём?
Охира: Для меня он был мастером среди мастеров, кем-то по-настоящему впечатляющим… Я боялся подходить к нему, но в то же время был счастлив. Печально, что он так рано умер. Мне очень нравился его стиль, особенно в «Карнавале роботов» [13]. Он помогал с анимированием пилота и его рисунки были прекрасны.
В те времена вы также часто сотрудничали с Исо Мицуо [14]. Как вы познакомились?
Охира: Исо Мицуо… Думаю, я впервые узнал о нём посредством «Гандама»… Это был «0080» [15]?
Такахаси: Да, «0080».
Охира: Там я впервые увидел его рисунки и не мог поверить, что кто-то делает настолько удивительные вещи. Но как же мы познакомились…
Такахаси: Разве не в «Долгих лет жизни, предки!» [16]?
Охира: Ах да, «Предки». По всей видимости, это было тогда, когда я рисовал ключевую анимацию «Предков» для Pierrot. Исо тоже принимал там участие, и я думаю, что именно там мы впервые встретились. После этого он помогал мне в различных проектах, вроде «Хаккэндена».
— Вы упомянули «Гандам 0080». Вы немного поработали там на пре-продакшене, но потом быстро ушли. Из-за чего так вышло?
Охира: Думаю, в то время у меня была другая работа. Вроде бы это были «Предки»?
Такахаси: Кажется, да.
Охира: «Предки» стали моим основным проектом, и поэтому… Как бы это сказать… Ну, работа в производстве «Гандама» была достаточно сложной, поэтому я в конечном счёте решил уйти, чтобы сосредоточиться на «Предках».
Такахаси: Кроме того, в то время «бум роботов» уже подходил к концу, да?
Охира: Точно. Вместо мех я хотел рисовать персонажей и людей. Это, вероятно, тоже сыграло роль в принятии решения.
— Такахаси, как вы видите отношения Охиры и Исо как художников? Извините, если этот вопрос сложноват для ответа.
Охира: Наши отношения как художников? Что это значит? [смеётся]
Такахаси: Ну, поначалу казалось, что они взаимно воодушевляли друг друга, но потом это переросло в соперничество. Сейчас, с моей точки зрения, они больше похожи на соперников.
— А что бы вы могли сказать об отношениях Охиры и Юасы Масааки [17]?
Такахаси: Разница в том, что они друзья. Видите ли, сначала Охира пригласил Юасу поработать над «Хаккэндэн: Новая глава» и сделал его знаменитым. Потом Охира ушёл из индустрии, и после этого именно Юаса попросил Охиру о помощи в проектах, которые он режиссировал. Так всё и было. Я также считаю, что они очень хорошо подходят друг другу с точки зрения стиля.
«Я хочу вернуться к своим корням»
— Охира, вы посмотрели «Ину-о» [18]?
Охира: Да, посмотрел. Я сходил в кинотеатр, чтобы посмотреть его.
— Вы не принимали там участие?
Охира: Нет, не принимал. Я хотел, но, к сожалению, был сильно занят другим проектом.
— Нами ранее уже упоминался Университет Нагои. Появились ли у вас там ученики, пока вы преподавали там?
Охира: «Ученики»? [смеётся] У меня были десятки учеников, знаете ли...
— Вам всегда было трудно вписаться в индустрию коммерческой анимации. Хотели бы вы попробовать себя в независимом производстве, например, в короткометражном фильме?
Охира: Ах, конечно хочу! Я бы с удовольствием сделал фильм.
Такахаси: Он также хотел бы сделать что-то побольше короткометражного фильма.
Охира: Я действительно хочу сделать это, всегда хотел.
— Есть ли у вас какие-нибудь планы на этот счёт?
Охира: Нет, так далеко дела пока не заходили. Хотя, возможно, что-нибудь небольшое всё же выйдет в ближайшее время. Но я хотел бы сделать что-нибудь более продолжительное перед тем, как умру. На самом деле, я хотел бы попробовать снова сделать что-то в жанре «меха». Само собой, не в 3D, а чтобы всё было нарисовано от руки. Что-то навроде того, что мы делали в 80-ых.
— Не хотели бы вы сделать ремейк «Перерождения» [19]?
Охира: [смеётся] Да, что-то в этом духе! Я хочу вернуться к своим корням, понимаете. Поначалу мне очень нравились Канада и Ямасита, но окружением это было отвергнуто, поэтому мне пришлось меняться. Но раз уж всё так сложилось, я хотел бы вернуться к тому, что было раньше. Я хотел бы выпустить полнометражную работу с моей собственной интерпретацией стилей Канады и Ямаситы, чего я не мог сделать, когда мне было 18 или 20 лет. Сюжет здесь не нужен, я бы предпочёл сделать что-то вроде документального фильма о такого рода рисунках. Я просто хочу рисовать то, что продолжает двигаться.
— Этот проект уже продвинулся?
Охира: Он по-прежнему близок к небытию. [смеётся] Но именно поэтому короткометражка, о которой мы говорили ранее, может выйти в свет.
— Вы уже заключили какое-нибудь соглашение со студией?
Охира: Да, но больше я ничего не могу рассказать.
Такахаси: Там нужно ещё с авторскими правами разобраться.
Охира: Мы пока не знаем, дадут ли нам добро. Проект ещё даже не на стадии планирования.
— Мы в любом случае с нетерпением ждём этой работы! Большое вам спасибо за то, что уделили нам время сегодня.
Интервью взято Людовиком Жойе, Маттео Ватцке и Димитрием Сераки.
Устный перевод: Людовик Жойе; стенограмма: Comrade Karin; перевод и примечания: Маттео Ватцке.
Мы благодарим сотрудников Made in Asia, особенно Эмиля Вермота, а также Господина Охиру и Господина Такахаси за уделённое нам время и доброту.
Материалы по теме
Примечания
1. Яно Ацуси (1964—...). Аниматор. Друг и наставник Охиры Синъя. Он был ярым поклонником Ямаситы Масахито в 80-ых годах. В настоящее время он уже не занимается анимацией.
2. Хасимото Синдзи (1967—...). Аниматор и дизайнер персонажей. Один из самых близких друзей Охиры Синъя с начала 90-ых годов. Он был одним из самых значимых представителей реалистичной школы анимирования. Его стиль похож на стиль Охиры в плане применения деформации, но Хасимото также известен своей способностью адаптироваться к любому стилю. Он регулярно участвует в производстве работ студии Ghibli.
3. Сакияма Хокуто (1985—...). Аниматор. Давний поклонник Охиры Синъя. Среди его известных работ: «Звездный гонщик», «Пинг-понг» и «Космический денди 2».
4. Токура Норимото (...). Аниматор. Специализируется на анимации эффектов. Среди его примечательных работ: «Мобильный воин Гандам: Ответный удар Чара», «Изгнанник», REDLINE и «Магическая битва».
5. 'Wanwa' the Doggy. Короткометражный фильм 2008 года, произведённый на Studio 4°C. Режиссёром выступил Охира Синъя. Это был вклад Охиры в антологию Genius Party Beyond. Сюжет рассказывает о маленьком мальчике и его собаке в мире, полном красок и приключений.
6. Ямасита Масахито (1961—...). Аниматор. Один из самых значимых аниматоров в 80-ые годы. Он прославился своими сильно стилизованными рисунками и необычным чувством тайминга [ритма]. Он был особенно влиятельным в области анимации эффектов и меха.
7. «Несносные пришельцы». ТВ-сериал, транслировавшийся с 1981 по 1986 год. Производство проходило на студиях Pierrot и Deen. Режиссёрами были Осии Мамору и Ямадзаки Кадзуо. Это один из самых значимых телесериалов за всю историю аниме. Он оказал большое влияние на целое поколение аниматоров. В частности, именно благодаря ему Ямасита Масахито, Нисидзима Кацухико и Морияма Юдзи стали знаменитыми. С октября 2022 года в эфир выходит ремейк этого сериала от студии David Productions.
8. Канада Ёсинори (1952—2009). Аниматор. Один из самых значимых художников в истории японской анимации. Он произвёл революцию в анимировании меха, эффектов и персонажей. Иногда прозываемый «Отцом сакуги», он стал одним из первых аниматоров, получивших широкое признание за свой уникальный стиль. Он породил несколько поколений последователей: от Ямаситы Масахито до Имаиси Хироюки и Камэды Ёсимити. Среди его известных работ: «Неукротимый супер-робот Дзамбот 3», фильм «Галактический экспресс 999», «Навсикая из Долины ветров»…
9. «Несносные пришельцы: Только ты». Фильм 1983 года, произведённый на студии Pierrot. Режиссёр — Осии Мамору. Это был первый фильм франшизы «Несносные пришельцы», где Ямасита Масахито впервые занял позицию режиссёра меха-анимации.
10. «Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница». Фильм 1984 года, произведённый на студии Pierrot. Режиссёром также был Осии Мамору. Второй фильм франшизы, известный своим отходом от концепции сериала и высококачественной анимацией.
11. «Юнкерс, ко мне!». Фильм 1995 года, произведённый на студии Triangle Staff. Режиссёр — Сато Дзюнъити. Семейная драма, которая объединила под собой ряд значимых представителей реалистичной школы анимирования, в частности Исо Мицуо и Танабэ Осаму. Охира занимал позиции дизайнера персонажей и режиссёра анимации пилота, но в самом фильме его заменили на Комацубару Кадзуо из-за сорванного графика и выход за рамки установленного бюджета (производство 3-х минутного пилота длилось 6 месяцев).
12. Охаси Манабу (1949—2022). Аниматор. Уникальная фигура в истории аниме. Он всегда находится на грани между коммерческим и независимым производством. Будучи одним из самых ранних сотрудников студии Madhouse, он известен своим сотрудничеством с такими режиссёрами, как Дэдзаки Осаму («Остров сокровищ», «Завтрашний Джо 2», «Космические приключения Кобры») и Ринтаро («Хармагеддон», «Кинжал Камуи»).
13. «Карнавал роботов». Антология короткометражных фильмов 1987 года, произведённая на студии A.P.P.P. Она объединила под собой ряд знаменитых аниматоров 80-ых годов. Используя псевдоним Мао Ламдо, Охаси создал поэтический короткометражный фильм «Облако».
14. Исо Мицуо (1966—...). Аниматор и режиссёр. Один из самых важных аниматоров в новейшей истории аниме. Благодаря своей невероятно реалистичной анимации, Исо был одним из главных представителей реалистичной школы анимирования. Позже он перешёл к режиссуре, создав такие научно-фантастические произведения, как «Кибер-виток» и «Дети на орбите».
15. «Мобильный воин Гандам 0080: Карманная война». OVA-сериал 1989 года, произведённый на студии Sunrise. Режиссёром выступил Такаяма Фумихико. Работа Исо над этим проектом, особенно сцена нападения на антарктическую базу в начале первого эпизода, принесла ему известность как в профессиональной, так и фанатской среде. Стиль эффектов, с которым экспериментировал Исо, оказал огромное влияние на анимацию 90-ых и 00-ых годов.
16. «Долгих лет жизни, предки!» OVA-сериал, который выход в 1989—1990 годы. Производство шло на студии Pierrot, режиссёром был Осии Мамору. Эта OVA — один из первых великих шедевров реалистичной школы анимирования в эру пост-Акиры. Под руководством режиссёра анимации Уцуномии Сатору, аниматоры, работавшие ранее над «Акирой», вступили в контакт с художниками, которые способствовали большим переменам в анимации, вроде Исо Мицуо и Охиры Синъя. Здесь они провозгласили новую эру в анимации, когда динамичные движения, деформация и реализм перестали быть противоположностями и стали дополнять друг друга.
17. Юаса Масааки (1965—...). Аниматор и режиссёр. Поначалу Юаса был аниматором, известным своим уникальным подходом к движению, в котором главенствовала деформация, а затем со своими работами: «Игры разума», «Кайба» и «Когти зверя» он стал одним из самых значимых режиссёров 00-ых годов. Позже он основал свою собственную анимационную студию Science Saru, которая экспериментирует с различными техниками, вроде применения в производстве Flash-анимации.
18. «Ину-о». Фильм 2022 года, произведённый Science Saru. Последний фильм Юасы Масааки. Это рок-опера о двух артистах в средневековой Японии.
19. «Перерождение». OVA 1984 года, произведённая студией Kaname Production. Режиссёр — Садамицу Синъя. За дизайн персонажей и режиссуру анимации отвечал Канада Ёсинори, и эту работу можно назвать высшим творением как его, так и его учеников. Но в то же время она часто подвергается серьёзной критике за почти полное отсутствие сюжета.