«Цирк Итано»: применение боевого опыта в анимации

Зрителям японских мультфильмов нередко попадаются на глаза характерные акробатические сцены уклонения, которые привлекают внимание своей зрелищностью и динамикой. На самом деле они появляются в различных аниме уже более 40 лет. Здесь я расскажу об их происхождении.

«Цирк Итано», или же «Ракетное побоище Макросса» — особая манера изображения боя в пространстве, где некий объект изящно уклоняется от, как правило, множества преследующих его снарядов.

Его автор — известный аниматор Итано Итиро. За время своей карьеры он поработал над множеством популярных произведений, среди которых была и легендарная меха-франшиза — «Мобильный воин Гандам».

Итано Итиро в период продвижения своей дебютной режиссёрской работы — «<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.world-art.ru%2Fanimation%2Fanimation.php%3Fid%3D5066&postId=1391780" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Megazone 23  Часть II</a>», 1985 год.
Итано Итиро в период продвижения своей дебютной режиссёрской работы — «Megazone 23  Часть II», 1985 год.

Появление и популяризация

Впервые этот «особый приём» был замечен в 1980-ом году — в сериале «Легендарный Бог-гигант Идэон» режиссёра Томино Ёсиюки, где Итано отрисовывал ключевую анимацию по меньшей мере в десяти эпизодах.

Разумеется, тогда это был не «Цирк Итано», а скорее его эмбриональная форма. Тем не менее, сходство прослеживаются без труда.

Нельзя не отметить, что даже в наши дни эти сцены выглядят вполне достойно, а если учесть, в каких обстоятельствах осуществлялось производство ТВ-аниме в те годы, вес работы становится ещё больше.

Фрагмент Итано Итиро из 29 эпизода сериала «Легендарный Бог-гигант Идеон».

«Идэон» произвёл фурор и стал очень популярным. Помимо тонкостей сюжета, поклонников привлекала зрелищная меха-анимация, в том числе и эти причудливые завихрения ракет.

Спустя два года на экраны телевизоров выходит другой известный сериал — «Гиперпространственная крепость Макросс». Итано попал в проект по приглашению основателя этой популярной в будущем франшизы — Кавамори Сёдзи.

Здесь он, помимо отрисовки ключевой анимации, занимался ещё и её режиссурой. Причём отвечал именно за те фрагменты, где фигурировали мехи.

Примечание: под режиссурой анимации подразумевается слежение за корректностью её отрисовки и самостоятельное внесение правок в случае необходимости.

Фрагмент Итано Итиро из 18 эпизода сериала «Гиперпространственная крепость Макросс».

В «Макроссе» характерные ракетные залпы Итано были отточены и приведены примерно в тот вид, который знаком современным зрителям.

Впоследствии они стали одним из ярких символов этой франшизы и отложились в подкорке многих фанатов. Со временем некоторые из них начали сами становиться аниматорами, что и привело ко множественным оммажам. Кроме того, у Итано было немало поклонников среди людей его поколения.

В промежутке от начала 80-ых до нынешних дней «Цирк Итано» можно встретить в самых разных произведениях.

Фрагмент Мураки Ясуси из фильма «Конец Евангелиона».

Речь уже не идёт строго о космическом или воздушном бое, а на месте характерных элементов может быть абсолютно что угодно.

Фрагмент Масуды Хирофуми из фильма «Боруто: Следующее поколение Наруто».

Что интересно, какого-то конкретного шаблона тут нет. Аниматор в отношении этого приёма свободен и ни к чему не привязан. Главное — это желание сохранить оригинальную и узнаваемую выразительность, которую тут же приметят другие фанаты.

Фрагмент Анно Хидэаки из открывающей анимации фестиваля «Daicon IV».

Жанровых и стилистических ограничений, разумеется, тоже нет. Ничто не мешает использовать этот приём, например, в аниме о девочках-волшебницах.

Фрагмент Камэды Ёсимити из 37 эпизода сериала «Восхитительные дети».

Или в высококлассном психологическом триллере от именитого автора.

Фрагмент Иноуэ Тосиюки из фильма «Паприка».

Случай популяризации этого приёма и его применения в самых разных уголках индустрии, безусловно, интересен, но не так, как история его зарождения.

Происхождение

В 2004 году Итано дал интервью журналу Anime Style, где детально описал происхождение своей визитной карточки. Как оказалось, всё основывалось буквально на личном боевом опыте.

На дворе была вторая половина 70-ых. Будучи школьником старшей школы, молодой Итано очень хорошо общался с ребятами из машиностроительного факультета. Насмотревшись токусацу, они решили смастерить пусковую установку ракетных фейерверков для мотоцикла. Поскольку у парней с машиностроительного был свободный доступ к токарным станкам, это не было для них проблемой.

«Установка» представляла собой некую железную штуку, которая по задумке авторов должна была крепиться на переднюю вилку мотоцикла. В качестве «шахт» для фейерверков использовались свинцовые антенны Яги — они были полыми внутри и отлично подходили для установки в них бамбуковых стабилизаторов ракет. Ребята просто обламывали эти антенны и припаивали к своей установке — по 50 штук с каждой стороны.

Поскольку их мотоциклы по типу были похожи на «Эндуро» (кроссовые), у них возникла проблема с активацией всей этой адской машины. В качестве решения они соорудили импровизированную ветрозащиту из алюминия в месте расположения запала.

В момент запуска планировалось разогнать мотоциклы до 70-80 км/ч и тут снова возникли трудности — им потребовалось отыскать зажигалку, которая бы не тухла на такой скорости. Итано скупил множество различных вариантов, от простых 100-иеновых до вполне себе дорогих, и всё хорошо протестировал. Его выбор остановился на модели Zippo.

И вот, момент «Икс» — герои накупили кучу пиротехники, после чего отправились на остров Эносима, который располагался неподалёку. Выбор пал на него неспроста.

Там на побережье был мост, по которому можно было перебраться на остров. В будние дни машины с острова почти не ездили. Обычно люди оттуда выезжали в выходные или на праздники, а в будни зачастую никого не было.

Итано Итиро, интервью Anime Style, 2004 год.

Запал у каждой из ракет был длиной примерно 10 см, что позволяло без труда соединять их в рамках пусковой установки. Отчаянные юные пиротехники сделали это и приступили к испытаниям на том самом мосту.

Когда мы туда приехали, я сказал: «Ну что, давайте сыграем в "Хакайдер против Кикайдера"». В старом токусацу «Андроид Кикайдер» была сцена с погоней на мотоциклах, где Хакайдер преследовал Кикайдера, в конце последний въехал в странный чёрный круг на дороге и взорвался.

На передней вилке мотоцикла Хакайдера были установлены ракетные фейерверки, но они совсем не попадали по Кикайдеру. И хотя уклоняться ему было не от чего, он всё равно въехал в тот странный чёрный круг и взорвался. Мы тогда подумали: «Это круто, давайте тоже попробуем».

Итано Итиро, интервью Anime Style, 2004 год.

По ролям ребята делились через камень-ножницы-бумагу. Проигравший становился Кикайдером, то есть тем, в кого будут палить из ракетной установки на скорости ~75 км/ч.

Фрагменты телесериала «Андроид Кикайдер», выходил в эфир с 1972 по 1973 год.

Надо ли говорить, что атмосфера там царила беззаботная. То, что всё это могло закончиться мягко говоря травматично, их не волновало. Вероятно, они довольно высоко оценивали степень защиты своих мотоциклетных шлемов.

Стрельбу мы устраивали прямо на дороге. В тот момент, когда Хакайдер делал первый залп, там были такие выстрелы: «Пам-пам-пам!» Он весь окутывался дымом и такой «Шува!» [непереводимая японская ономатопея, вероятно, выражающая резкий рывок вперёд].

Это круто, но это был единственный крутой момент за Хакайдера. У Кикайдера же сначала в зеркале заднего вида были видны приближающиеся ракеты, а затем они его обгоняли и начинали взрываться прямо у него на глазах.

Кикайдера отыгрывать было куда интереснее. Я не понимал этого, пока не попробовал. [смеётся] Когда я сделал это, передо мной возникли интересные образы.

Итано Итиро, интервью Anime Style, 2004 год.

Можно подумать, что на отстреле последних ракет всё закончилось, но, как оказалось, они накупили и взяли с собой ещё до кучи других петард. Мотоциклы были отложены в сторону и война переместилась на побережье.

Когда ракеты закончились, адреналин попёр в гору и мы начали обстреливать друг друга 38-46-залповыми установками драконьего фейерверка [смеётся] — это было очень похоже на страйкбол, где вы надеваете шлем, перчатки, куртки и нещадно палите друг в друга: «Пам-пам-пам!»

На пляже мы разбились на команды. Там у нас началась своего рода решающая битва. Когда посреди боя у нас закончились драконьи фейерверки, мы достали мышиные фейерверки-катушки и начали швырять их как гранаты. Один парень обжёгся, когда катушка попала ему на воротник. Тогда мы подумали: «Ого, направлять фейерверки на людей всё же не стоит» [смеётся] и остановились.

Итано Итиро, интервью Anime Style, 2004 год.

Смешно, что эта сессия была далеко не единственной. По словам Итано, они покупали фейерверки и проворачивали это много раз. Итиро даже устраивался на подработку, чтобы раздобыть денег для этого дела.

Ходят слухи, что помимо всего прочего в этой истории был замешан алкоголь, но достоверных подтверждений этому я не нашёл. Так или иначе, этот боевой опыт в итоге вылился в то, что сегодня принято называть «Цирком Итано».

К слову, термин впервые был упомянут в ноябрьском номере журнала My Anime в 1982 году. Там известный дизайнер механизмов и техники Миятакэ Кадзутака сказал в своём интервью: «Мы называем это "Цирком Итано"... »

Понятие «Цирка» в отношении воздушного боя берёт своё начало из демонстративных акробатических полётов трёх-самолётной формации военного лётчика Гэнда Минору. Выступления его группы были прозваны «Летающим цирком Гэнды».

Фрагмент Итано Итиро из первого эпизода «Макросс Плюс».

Стоит отметить, что Итано в целом был довольно любопытным человеком и зачастую черпал вдохновение именно из личного опыта.

К примеру, во время работы над проектами студии Sunrise, он был в поиске вдохновения для создания анимации эффектов. Тогда он подумал, что было бы неплохо понаблюдать за эффектами в реальной жизни. В итоге он чуть ли не каждый день звонил в мэрию, спрашивая, не проходит ли где-нибудь в городе демонтаж каких-нибудь зданий. Когда ему отвечали: «Вы вообще кто?», он им спокойно объяснял: «Ну, я — аниматор. Я хочу создавать новые эффекты и приёмы, изображая трёхмерные объекты в двухмерной картинке, но на уроках по рисованию я не вижу ничего, кроме гипсовых слепков и голых баб, поэтому мне действительно очень нужно увидеть демонтаж здания». В итоге ему всё-таки дали адрес со сносом какой-то начальной школы и он отправился туда в свой ближайший выходной.

Из этого демонтажа, который протекал c применением спецтехники с навесным шаром, а также из сжигания строителями деревянных обломков, он в самом деле многое подчерпнул и тут же применил в работе. Особенно сильно его тогда впечатлил столб дыма и огонь.

Правда, дым от сгораемых обломков и пыль от разрушенного здания были токсичны. Когда он начал чувствовать недомогание, ему пришлось перестать ходить туда.

Такой вот творческий человек. К слову, он по-прежнему работает в индустрии, охотно обучает молодых аниматоров и изучает возможности компьютерной графики. В этом году ему исполнилось 63 года.

Итано Итиро, ориентировочно, 2022 год.
Итано Итиро, ориентировочно, 2022 год.
391391
30 комментариев

Комментарий недоступен

30

Комментарий недоступен

21

Роман, это офигенский материал! Спасибо. Прочитал с огромным удовольствием и теперь пытаюсь вспомнить, а есть ли подобные сцены в кино, или техника распространяется лишь на анимацию?

8

Спасибо. Касательно Цирка Итано в игровых фильмах и сериалах, лично я пока не наблюдал сильно схожих вариантов его применения, но мне кажется, что некоторое влияние на западную киноиндустрию Итано Итиро всё же оказал, именно как экшн-аниматор.

Возможно, что-нибудь более явное в этом плане проявится в будущих проектах, когда меха-аниме гики дорвутся до режиссёрских кресел высокобюджетных проектов.

В качестве примерной аналогии: Джордан Пил вставил в свой недавно вышедший фильм Nope шот со знаменитым Akira Slide: https://www.youtube.com/watch?v=i-C9GaCgrMA

5

"Железный купол" если снимать с большой выдержкой.

4

Комментарий недоступен

7

Большое спасибо, очень интересно. Однако я очень надеялся узреть, что там за таинственный чёрный круг на дороге, в который въехал Хакайдер.
У меня есть вопрос. Я этот материал увидел в ленте вк, там было прикреплено видео со фрагментами из различных аниме. Хотелось бы узнать, что за тайтл на 37 секунде с таким сочным графоном и истребителями.

4