«Берсерк» в надёжных руках: впечатления от новых глав манги, написанных после смерти автора
Похоже, мы и правда увидим финал, которого эта история заслуживает. Хотя бы в сжатом виде.
6 мая прошлого года в возрасте 54 лет умер мангака Кэнтаро Миура. Он так и не успел завершить работу над своим главным сериалом — «Берсерк». В последних выпущенных главах история Гатса впервые за долгое время начала развиваться — и оборвалась клиффхэнгером.
Работу над мангой продолжила целая команда авторов под руководством Кодзи Мори, близкого друга Миуры. Первые две главы (365 и 366) вышли 24 июня.
Я прочитал их и делюсь впечатлениями.
В новых главах мало сюжетных событий: они показывают реакцию персонажей на внезапное появление Гриффита на острове. Во многом это объясняет общую немногословность: немые панели передают эмоции через рисунок. Ничего, кроме шока и непонимания, ситуация вызывать не может: вместе с Гриффитом на остров пришло зло. По сути нам показывают немую сцену, и это оправдано.
Лишь во второй главе герои начинают обмениваться репликами, но их речь крайне скупа и функциональна. Это, пожалуй, главное, что бросается в глаза на фоне работ Миуры: у него герои были весьма многословны и любили рефлексировать о происходящем.
Впрочем, сцену это не портит: все реплики появляются строго по делу и не отвлекают внимание от главного — схватки.
Качество отрисовки на достойном уровне. Можно заметить мелкие отличия в дизайне героев, детализации и штриховке: всё же, Кэнтаро Миура был редкостным перфекционистом, а в поздних главах превзошёл сам себя. Но если не всматриваться и не сравнивать, то различия почти незаметны. Да, местами рисунок стал схематичнее, условнее, неравномернее, особенно это заметно по задним планам. Но разница не бросается в глаза.
Новые главы нарисованы динамично, тщательно и просто красиво. Когда Гриффит одним движением смахивает одинокую слезу и встаёт перед Гатсом во весь рост, его холодная красота вызывает всё ту же ненависть, что и раньше.
Ненависть — ключевое слово. Новые главы отлично справляются с передачей эмоций героев. При виде Гриффита у Каски кровоточит метка жертвы, а её разум снова поглощают воспоминания о Затмении. Гриффит встречает её крики ужаса хищным взглядом.
Гатс же звереет и кидается на врага, — и его ярость заразительна. В ключевых сценах глаз героя уже окончательно приобретает черты Берсерка. Отрисовка эмоций не настолько агрессивно гротескная, как в поздних главах от Миуры, но она всё ещё впечатляет и заставляет поверить в происходящее.
Выразительность экшен-сцен тоже не сильно пострадала. Чувствуется, что авторы старались приблизиться к стилю Миуры, насколько это вообще возможно.
То же касается общей экспрессивности. Гриффит застал Гатса врасплох, и тот не способен нанести ему ни удара. За несколько страниц авторы зрелищно передали эмоциональную динамику сцены: от слепой ярости до полного смятения героя. Контраст между выбивающимся из сил Гатсом и абсолютно спокойным Гриффитом заставляет прочувствовать, насколько велика пропасть между ними.
И отчаяние Гатса подаётся не только через эмоции, но и сам стиль фреймов: в ключевой момент они погружаются в хаос.
Вторая глава заканчивается ещё одним клиффхэнгером: на подмогу Гриффиту прилетает Носферату Зодд. Здесь команда Кодзи Мори демонстрирует ещё один важный момент: новые авторы хорошо воспроизводят чувство масштаба, которое в «Берсерке» всегда было непревзойдённым.
Кодзи Мори явно не слукавил, когда заявил, что будет придерживаться только того, что Миура успел лично поведать ему перед смертью. Дебютные главы нового авторского коллектива успокаивают: по ним уже заметна осторожность и даже скованность авторов рамками поставленной задачи. По меньшей мере, коллектив последователей сможет передать зрелищность и эмоциональный накал концовки.
Кажется, мы и правда увидим то, как Миура представлял себе финал «Берсерка» — хотя бы в общих чертах.
Настораживает разве что немногословность персонажей и бешеный темп изложения. Текущая арка завершится через несколько глав, после чего начнётся новая и, возможно, последняя. В любом случае, работы впереди ещё много. Уважение к первоистчнику — это важно, но авторам в любом случае придётся добавлять отсебятину, хотят они того или нет. Иначе новые главы могут больше походить на краткий пересказ, эдакие расширенные иллюстрации с акцентом на основных событиях. Надеюсь, этого не произойдёт.
Но я в любом случае рад, что редакция журнала Young Animal решила продолжить историю и выбрала именно Мори на роль руководителя проекта. Да, мы уже никогда не сможем увидеть подлинный финал «Берсерка», Миуре не суждено оставить последний штрих. И далеко не все будут готовы принять итоговый вариант как каноничное продолжение манги — у меня самого новые главы вызывают смешанные чувства.
Но даже как приложение к неоконченному сериалу — это превосходная работа и лучший повод наверстать мангу. А если главы будут и дальше выходить в таком темпе (следующая — уже 7 июля), то тридцатилетнее путешествие Гатса подойдёт к концу совсем скоро.
И это — меньшее, чего он заслуживает.
Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»