Кровосмешение, кастрация и три строчки Эсхила: из чего состоит история Hades

Разработчикам из Supergiant Games удалось рассказать собственную историю в сеттинге греческих мифов, не отходя при этом слишком далеко от канонов.

Hades стала игрой если не революционной, то явно претендующей на этот статус. Supergiant Games сумели «подружить» roguelike геймплей и продуманную историю в сеттинге мифов Древней Греции, движущей силой которой стали постоянные смерти главного героя — своевольного младшего бога Загрея.

Кровосмешение, кастрация и три строчки Эсхила: из чего состоит история Hades

В этом материале мы остановимся на литературной первооснове Hades — «Теогонии» Гесиода, гимнах Гомера и Нонна, одной невышедшей трагедии Эсхила, а также попытаемся ответить на вопрос: получилось ли у Supergiant Games создать нечто большее, чем очередную адаптацию одной из самых популярных мифологий в мире?

Осторожно: текст содержит небольшие спойлеры игрового сюжета.

Эсхил — отец трагедии и сценария Hades

Изначально концепция «божественного» сюжетного рогалика отличалась от того, что в итоге получили игроки. Главным героем должен был стать сын бога морей Посейдона Тесей. В основу сюжета был положен миф о лабиринте Минотавра, из которого герою и предстояло сбежать.

Однако от этого варианта вскоре отказались. Как вспоминал Грег Касавин, Тесей — абсолютно стандартный персонаж, легендарная биография которого известна каждому, кто знаком с мифологией Древней Греции. Касавину хотелось создать уникальную историю в античном сеттинге, и досконально расписанная биография Тесея для этого не подходила. Сценарист углубился в изучение древнегреческой мифологии и натолкнулся на Загрея — младшего бога, о котором неизвестно почти ничего.

О Загрее я узнал почти случайно. Есть такой греческий автор — Эсхил, я от него узнал, что у Аида вообще-то был сын. И я такой: “Что?!”.

Мы выбрали Загрея, потому что думали, что с его с помощью сможем заполнить белые пятна в древнегреческой мифологии

Грег Касавин, Сценарист и креативный директор Supergiant Games
Концепт-арт Загрея. Художница — Джен Зи
Концепт-арт Загрея. Художница — Джен Зи

Эсхил упоминает Загрея как одного из богов подземного мира в произведении «Сизиф-беглец». К сожалению, полноценно проанализировать роль Аида и Загрея в этой пьесе невозможно — вся привёденная ниже информация основывается на общеизвестных фактах о самом Сизифе и примерно дюжине строк, оставшихся от оригинального произведения древнего драматурга.

В своей пьесе Эсхил переосмысляет один из мифов о коринфском царе, мудреце и первом лжеце среди греков по имени Сизиф, который вознамерился бежать из подземного царства бога мертвых Аида и продлить свои земные удовольствия. Согласно исходной легенде, перед смертью монарх попросил жену не приходить на его могилу, не класть туда цветов и не совершать погребальные обряды.Такое вопиющее неуважение к покойному и богам возмутило Аида, и тогда хитрый царь отпросился из царства усопших, чтобы якобы наказать нехорошую супругу.

Сизифу удается сбежать и еще несколько лет пышно пировать у себя дома, пока Аид не проводит инвентаризацию покойников и не понимает, что одного не хватает. Тогда он высылает за монархом богинь возмездия Эриний (в Древнем Риме их еще называли Фуриями). Лживого царя возвращают в подземный мир, а в качестве наказания за грехи бог мёртвых приговаривает Сизифа к бессрочной каторге — катить на гору камень, который никогда не достигнет вершины.

«Сизиф», Тициан, 1549 год
«Сизиф», Тициан, 1549 год

У Эсхила же, судя по единственному сохранившемуся фрагменту «Сизифа-беглеца», наступает хэппи-энд. Легендарный монарх стоит у самого выхода из царства мертвых, готовый окунуться в истинно эллинский гедонизм, и говорит:

«Теперь прощайте, Загрей и Всеприемлющий — отец Загреев».

Эсхил
, «Сизиф-беглец»

Всеприемлющий здесь — один из эпитетов, которыми древние греки называли Аида. Царя мёртвых, как и многих других богов, старались не поминать всуе, а потому заменяли их имена яркими образными определениями. Аида нередко называли именно Всеприемлющим — в конце концов, он действительно принимает всех смертных без исключения в своем Доме.

Страх и трепет древних греков перед мощью имени Аида в Hades также обыгрывается: собеседники Загрея предпочитают называть властителя подземного мира просто «царем» или «твоим отцом». Однако во время побегов Загрей часто упоминает родителя — «именем Аида» он заклинает богов-олимпийцев на получение даров. У Эсхила от Загрея осталось только имя, поэтому более подробно на происхождении этого бога мы остановимся в отдельном разделе.

Эсхил также повлиял и на другие элементы игры. Очередность игровых локаций, их настроение и обитатели тоже перекликаются с произведениями античного драматурга.

«Сизиф-беглец» относится к жанру сатировой драмы. Ключевую роль в сюжете таких произведений играют сатиры — полулюди-полукозлы, которые высмеивают происходящее на сцене. Тем самым они придают налет комедии изначально трагической и поучительной истории. Единственный дошедший до наших времен в целости образчик такого вида драмы — это «Киклоп» Эврипида. В ней сатиры заменяют человеческих персонажей и в пародийной манере переиначивают приключения одного из главных персонажей греческой мифологии — царя Одиссея.

В Hades сатиры тоже присутствуют как активные участники действия — противники Загрея. Однако козлолюди не просто дерутся с мятежным юным богом — они пляшут, корчат рожи, плюются и всячески задирают его.

Джованни Монторсоли, Пьяный сатир. Скульптура XVI века<br />
Джованни Монторсоли, Пьяный сатир. Скульптура XVI века

Порядок смены уровней в Hades может быть вдохновлён древнегреческим фестивалем искусств и гедонизма под названием Великие Дионисии. В дни этого священного праздника авторы-драматурги представляли так называемые тетралогии: четыре идущих подряд произведения, основанных на мифах и легендах.

Каждый такой сборник включал в себя три трагедии и одну сатирову драму, которая всегда показывалась в конце. С её помощью авторы разбавляли мрачный тон предыдущих произведений и готовили народ к огромному пирупосле спектаклей.

Прохождение миров Hades до встречи с Аидом повторяет эту структуру: сначала следуют три более мрачных этапа — Тартар, Асфодель и Элизиум, а затем идет Стикс, настрой которого радикально отличается.

Создатели Hades решили не повторять досконально структуру подземного царства Аида из мифов. Например, Тартар не относился к миру мертвых и, согласно Гесиоду, «отстоял от земли так же, как земля от неба». Как правило людей не ссылали в Тартар — здесь пребывали в вечном заточении титаны, великаны и циклопы.

Луга Асфодель в свою очередь были обителью «простых смертных» — здесь находились души, не добившиеся ничего при жизни, но и не совершавшие серьезных грехов. Supergiant Games «оживили» эту локацию, разместив в ней огненную реку Флегетон. Согласно философу Платону, именно во Флегетоне бесконечно жарились души убийц и насильников.

Елисейские поля же (или Поля Элизиума) были обителью великих: полубогов, философов и героев. Так, сюда после своей смерти попал другой великий мыслитель Античности — Сократ.

Образы Лугов Асфодель, Елисейских полей и Флегетона впоследствии были отражены в другом культовом произведении — «Божественной комедии» Данте Алигьери (XIVв.). Флегетон попал в седьмой круг Ада, а Елисейские Поля и Луга Асфодель слились в Лимб.
Образы Лугов Асфодель, Елисейских полей и Флегетона впоследствии были отражены в другом культовом произведении — «Божественной комедии» Данте Алигьери (XIVв.). Флегетон попал в седьмой круг Ада, а Елисейские Поля и Луга Асфодель слились в Лимб.

В Hades на первых трёх этапах Загрею противостояли призраки воинов и преступников, а также хтонические чудища. Каждый из уровней завершался обязательной схваткой с боссом.

В противовес им Стикс, четвёртый этап прохождения, настроен на более лёгкий, если не комедийный лад. Здесь основные противники — это пляшущие сатиры и кусачие вонючие крысы, а герою регулярно приходится употреблять нечто, похожее на алкоголь (а если конкретнее — брагу из мандрагоры). Единственный босс на локации опционален и тоже скорее комичен — мелкий грызун с суперспособностями.

У задачи накормить Цербера вонючим мешком сатиров тоже может быть прототип, но уже из эпохи Древнего Рима. В поэме Вергилия «Энеида» героям предстояло пройти стража мира мертвых, и чтобы это сделать, они накормили трехглавого пса лепешкой со снотворным<br />
У задачи накормить Цербера вонючим мешком сатиров тоже может быть прототип, но уже из эпохи Древнего Рима. В поэме Вергилия «Энеида» героям предстояло пройти стража мира мертвых, и чтобы это сделать, они накормили трехглавого пса лепешкой со снотворным

«Теогония» Гесиода — откуда появились боги Hades

Если имя главного героя и общий игровой концепт Supergiant Games подсмотрели у Эсхила, то все остальные действующие лица и многие сюжетные линии позаимствованы у другого греческого автора — Гесиода. Его поэма «Теогония» (с греческого — «Происхождение богов») подарила Hades ключевых персонажей и систему отношений между ними.

Когда ты работаешь с исходными материалами — ещё не переваренными другими медиа — ты понимаешь, насколько же древнегреческие боги были поехавшими.

Грег Касавин
, Креативный директор и сценарист Supergiant Games

Поэма была написана около VIII века до нашей эры и представляла собой сжатую компиляцию всех уже существовавших мифов и легенд о рождении богов. Гесиод поставил перед собой задачу собрать в единую сюжетную линию разрозненные легенды и оформить все в общую родословную. По этой причине читать «Теогонию» непросто: каждое событие разбавляется длинным перечнем имен с указанием, кто кого и от кого породил. Примерные (но не до конца точные) итоги усилий поэта выглядят вот так.

Теперь давайте разбираться в самой поэме. Любопытные детали, нашедшие отражение в игре, здесь появляются с первых же строк:

С Муз, гели­кон­ских богинь, мы пес­ню свою начи­на­ем.
На Гели­коне они оби­та­ют высо­ком, свя­щен­ном.
Неж­ной ногою сту­пая, обхо­дят они в хоро­во­де
Жерт­вен­ник Зев­са-царя и фиал­ко­во-тём­ный источ­ник».

Гесиод, «Теогония»

Источник необычного цвета называется Аганиппа — в честь нимфы, живущей на горе Геликон. Её воды наполняли всех поэтов новыми творческими силами и вдохновением. В игре Аганиппа получила неканоничное, но всё же отражение: фиалково-тёмные кристаллы Тьмы, порожденной богиней ночи Никтой, используются здесь для перманентной прокачки героя. Вопрос о том, можно ли считать это отсылкой, остается открытым, но не обратить внимание не этот момент нельзя.

После описания Аганиппы и знакомства читателя с покровительницами искусств, Музами, начинается непосредственно повествование. В начале всего был Хаос, из которого родились первоначальные боги — Ночь-Никта, Любовь-Эрос, Земля-Гея, Сумрак-Тартар и Мрак-Эреб. От Никты поведут свой род хтонические боги — Смерть-Танат, Сон-Гипнос, вещие Мойры, отвечающие за судьбы всех смертных, и многие другие. На Никте и её отображении в Hades остановимся подробнее.

Несмотря на то, что Аид — формальный царь мира мертвых, Никта ему не подчиняется и в системе отношений персонажей она занимает особое место. Для многих прислужников Дома Аида, именно Никта — босс. Она намного старше отца Загрея, как и всех остальных олимпийцев, и говорит с ними на равных.

Лучше всего авторитет Никты среди всех богов пантеона раскрывает история поэта Нонна Панополитанского (V в. н.э.) о том, как Гипнос усыпил Зевса по просьбе его супруги Геры, чтобы не мешать ей творить козни против Геракла. Гипнос выполнил просьбу, а когда Зевс проснулся и начал крушить все вокруг себя, укрылся у матери — Никты. И Зевсу пришлось отступить — даже царь олимпийцев боялся с ней связываться.

«Не ставь под сомнение мою силу, Аид». Из немногочисленных диалогов Никты и царя мёртвых понятно, что богиня ночи с олимпийцем не церемонится и усомниться в своем авторитете не позволяет
«Не ставь под сомнение мою силу, Аид». Из немногочисленных диалогов Никты и царя мёртвых понятно, что богиня ночи с олимпийцем не церемонится и усомниться в своем авторитете не позволяет

Другая ключевая фигура греческой мифологии — это мать жизни на земле Гея. Она не фигурирует прямо в сценарии Hades, но она стоит за всеми ключевыми событиями «Теогонии» — рождениями, сражениями и одной судьбоносной кастрацией.

Первым Гея породила Урана — Безграничное Небо, что могло её покрыть. Именно покрыванием Уран и занялся. Многократное совокупление Неба и Земли породило огромное количество монстров: сторукие великаны-гекатонхейры, одноглазые циклопы и, конечно, титаны. Многие из этих чудовищ были столь уродливы и отвратительны, что их было решено заточить в глубины Тартара.

Вскоре Гею перестала устраивать такая сексуальная активность сына-супруга, да и дети рождались сплошь уродливые и монструозные. Тогда она подговорила младшего из сыновей Урана — титана Крона — оскопить отца.

Кастрация Урана — один ключевых смысловых узлов и «Теогонии», и всей греческой мифологии. После злодеяния Крона на Олимпе сменилась власть — опозоренный отец ушел в Тартар, а его сын стал править всей Грецией. Также отрубание титанического пениса привело к появлению новых богов.

В Hades это событие освещается лишь косвенно и всего в одном диалоге, но именно из отрезанного детородного органа Урана появились три игровых босса и одна богиня. Но этом мы остановимся позже, а пока взглянем на орудие преступления — в игре оно появляется минимум в двух ипостасях.

Вопрос о том, чем именно Крон оскопил Урана, остается открытым. В русском переводе «Теогонии» за авторством Викентия Вересаева упоминается «серп», однако в английских переводах с языка эллинов используется слово Scythe — коса. Она же присутствует на картине XVI века художника Джорджо Ваззарри, посвященной этому эпизоду.

Джорджо Вазари, Оскопление Урана Кроном, XVI век, Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия
Джорджо Вазари, Оскопление Урана Кроном, XVI век, Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия

Образ косы в Hades втречается всего один раз. Этим оружием обладает бог смерти Танатос — сам он в диалогах на происхождение своего орудия никак не намекает. Ахиллес, автор внутриигрового дневника, — тоже.

В древнегреческой мифологии у Танатоса оружие было. Как правило, в русских переводах применительно к нему используются слова «меч» и, несколько реже, вышеупомянутый «серп». На некоторых изображениях у него и вовсе два меча.

В пользу того, что у Танатоса коса «та самая» говорят изображения самого Крона. Именно на рисунках и скульптурах с ним впервые появляются атрибуты смерти, которые впоследствии станут каноническими для всей мировой культуры — коса и песочные часы.

Примечание автора: в ходе подготовки материала я неоднократно находил упоминания того, что перед изгнанием в Тартар Крон лично передал Танатосу свои атрибуты — косу и песочные часы. Однако подтверждения этой информации непосредственно у древнегреческих или древнеримских авторов авторов встретить не удалось, поэтому утверждать окончательно, что бог смерти мог орудовать косой титана Крона, я не могу.

Кровосмешение, кастрация и три строчки Эсхила: из чего состоит история Hades
<span>Концепт-арт Танатоса от художницы Supergiant Games Джен Зи</span>
Концепт-арт Танатоса от художницы Supergiant Games Джен Зи

«Титаномахия» — война богов и титанов и поставщик инфернального оружия

Крон пошел на предательство отца и сам возглавил Олимп, но правителем он был так себе. Уходя в вечное изгнание в Тартар, оскопленный и опозоренный Уран сделал новому правителю Олимпа последнее предсказание: его свергнет собственный сын. Крон вскоре женился на титаниде Рее и, лелея мечту о вечном правлении, решил проблему элегантно — глотал целиком своих детей и будущих олимпийских богов сразу после рождения.

Рее такое положение дел не понравилось, и она обратилась к своей матери Гее за советом. Богиня земли пожалела дочь, пообещала выходить втайне ото всех новорожденного Зевса, сына Крона.

Мать-земля сдержала свое слово: выросший и окрепший будущий царь Олимпа вознамерился свергнуть отца и тайно устроился к нему виночерпием. Втеревшись в доверие к титану, он, по наущению богини мудрости Метиды, подмешал в напиток вещество, вызывающее сильную рвоту. Титан буквально выблевал подросших олимпийских богов из себя, после чего началась следующая глобальная сюжетная арка, нашедшая свое отражение в Hades — Титаномахия или десятилетняя война богов с титанами.

Боги были юны и неопытны, а также численно уступали титанам. Тогда Зевс обратился за помощью к заточенным в Тартаре сторуким великанам-гекатонхейрам и циклопам. Последние обучили олимпийцев ратному делу и вооружили их. Будущему богу грома вручили молнии, Посейдону — знаменитый трезубец, а Аиду — шлем невидимости.

«Свержение титанов». Питер Пауль Рубенс, 1537–1538 гг.<br />
«Свержение титанов». Питер Пауль Рубенс, 1537–1538 гг.

Царь мёртвых неоднократно упоминает Титаномахию, когда Загрей приходит сражаться с ним с каждым новым оружием. Все, что использует Загрей, когда-то было создано для того, чтобы проливать кровь Крона и ему подобных, рассказывает Всеприемлющий. Именно кровь позволяет открывать и улучшать различные аспекты этих орудий.

Большая часть аспектов инфернального оружия в Hades — это полный вымысел с указанием имени одного из персонажей греческой или любой другой мифологии — скандинавской, шумерской и даже христианской. Однако за некоторыми из орудий Загрея все же кроются реальные истории из мифов и даже одна загадка от разработчиков.

Например, в одном из диалогов с Аидом Загрей выясняет, что изначально Посейдон владел не своим знаменитым трезубцем, а мечом под названием Стигийский клинок. Возможно, так Supergiant Games обыграли сразу две греческие легенды — об убийстве Персеем горгоны Медузы и о вышеупомянутом оскоплении Урана.

Как мы уже писали выше, орудие преступления Крона в некоторых источниках называлось «серп». Под этим термином может также скрываться необычного вида меч-крюк под названием харп. Свои варианты того, как выглядел легендарный клинок, в скульптурах представили сразу два итальянских мастера: Бенвенуто Челлини и Антонио Канова.

В пользу этой гипотезы говорит то, что «серпом» был вооружен античный герой Персей, когда убивал горгону Медузу — именно так это оружие называет поэты Нонн Паноплитанский и Юлий Гигин, в то время как у Лукана оно же называется просто «кривым мечом». Исходя из той же гипотезы, получается, что тот самый «серп», которым оскопили Урана, тоже мог быть на самом деле мечом-харпом.

Скриншот из игры Hades. Обратите внимание на необычную форму клинка аспекта Посейдона<br />
Скриншот из игры Hades. Обратите внимание на необычную форму клинка аспекта Посейдона

Ещё одной любопытной отсылкой стало наличие аспекта Хирона у лука Коронахта. Хирон — предводитель полулюдей-полуконей кентавров, по одной из версий — бессмертный сын Крона, и одна из ключевых фигур всей греческой мифологии. Хирон мастерски владел луком — его учили величайшие боги-стрелки Аполлон и Артемида. Сам сын Крона был другом и наставником многих смертных — Геракла, Ахиллеса и Орфея — и охотно делился знаниями с ними.

Однако финал истории мудрого кентавра одновременно трагичен и ироничен. Его случайно ранил в ногу Геракл стрелой, вымоченной в отравленной крови Лернейской гидры. Страдающий от невыносимой боли, старый кентавр взмолился богам о том, чтобы его лишили бессмертия. После этого Хирон вознесся на небеса и превратился в созвездие Стрельца.

Теперь об обещанной шутке-загадке от разработчиков. Одно из инфернальных оружий Загрея — Эгида, Щит Хаоса — содержит вот такую строчку в описании: «Силы, заключенной в лице чудовищного существа, боялись даже титаны».

Афина Паллада. Скульптор Фидий. Богния<br />
Афина Паллада. Скульптор Фидий. Богния

Однако лицо на аспекте Зевса едва ли можно назвать чудовищным или жутким. Разработчики сами указывают на это: «После того, как он стал царем богов, ему стало нечего бояться». Но, как мы уже видели выше, Зевс все-таки не самое могущественное существо в Древней Греции. Он опасается Никты, а для победы в Титаномахии ему пришлось звать помощь и вооружаться.

Чтобы понять, чего может по-настоящему бояться Зевс, давайте вспомним, как менялась власть на Олимпе: всякий раз это происходило путем свержения отца собственным сыном. Так поступил Крон, так поступили с самим Кроном, то же самое было обещано вещими Мойрами и Зевсу. Вполне возможно, что лицо на щите — это лицо матери того, кто однажды «подвинет» Громовержца с небесного престола.

В греческом пантеоне богов особое место занимала морская нимфа Фетида, дочь морских богов Нерея и Дориды. Фетиде было предсказано, что ребенок, которого она родит, будет могущественнее его отца. Зевс не знал об этом пророчестве и захотел овладеть нимфой. Вскоре Громовержец узнал правду, и здравый смысл взял верх над желанием. С того момента Зевс боялся приближаться к Фетиде и запретил другим бессмертным с чересчур активным либидо даже говорить с ней.

Но совсем в одиночестве не оставил — организовал её свадьбу с царем Пелеем, от которого морская нимфа родила величайшего из смертных по имени Ахиллес. Официально разработчики никак не комментировали необычный внешний вид щита Зевса, поэтому всё, написанное выше — лишь теория.

Концепт-арты аспектов инфернального оружия в Hades<br />
Концепт-арты аспектов инфернального оружия в Hades

В Hades уникальное оружие Аида, Шлем невидимости, в адском арсенале не найти. Но использовать его силу Загей всё же сможет после того, как Персефона вернется домой, и отцу можно будет подарить вторую бутылку нектара. В благодарность Аид отдаст артефакт под названием Печать мёртвых, активация которого делает протагониста невидимым на небольшой промежуток времени.

Вечная зима и как с ней бороться

Одна из главных сюжетных линий Hades — это вечная зима, которая обрушилась на Грецию, когда Аид якобы похитил олимпийскую богиню Персефону и начал жить с ней в царстве мёртвых. Улаживанию конфликта между матерью Загрея и его бабушкой, богиней плодородия Деметрой, посвящена вся основная сюжетная линия Hades после того, как юному богу удается воссоединить родителей. По словам Грега Касавина, именно покровительница земледелия показалась ему самым интересным персонажем из всех.

Деметра — мать, которая потеряла свою дочь. Она уже прошла начальные стадии скорби и озлобилась. Богина как бы говорит: «Ладно, хорошо, вы отобрали у меня дочь — получайте зиму. Все по-честному».

С точки зрения писателя, мне бы хотелось, чтобы Деметра оставалась за кадром — история и без нее получалась перегруженной. Однако спустя месяцы разработки, я начал корить себя за трусость. В конце концов, она важна, мы ведь делали историю о семье! Более того, мне стало стыдно за то, что я не смог правильно вписать эту героиню в историю.

Грег Касавин
, Креативный директор и сценарист Supergiant Games
Концепт-арт Деметры<br />
Концепт-арт Деметры

Из истории Деметры и Персефоны команда Supergiant Games почерпнула конфликт двух сильных личностей, психотерапевтический подход к подаче сюжета и важную игровую механику — прокачку героя с помощью священного граната.

Миф о двух богинях носит этиологический характер. Это значит, что древние греки языком мифа пытались объяснить природное явление смены времен года. Однако Supergiant Games эту часть легенды не трогали: они сосредоточились на истории горя и отчаяния матери, оставшейся без ребенка.

Подробно трагедия Деметры раскрывается в Гомеровых гимнах. В пятой песне цикла песенных обращений к богам раскрывается история сговора Аида и Зевса за спиной матери Персефоны. Всеприемлющий похитил собирающую цветы юную богиню, когда Громовержец якобы отвлекся. Деметра искала свое чадо по всему свету, отказавшись от своих прямых обязанностей по поддержанию урожая и покровительству земледелия — и тогда по миру начали расползаться зима и запустение.

Только благодаря помощи бога солнца Гелиоса сговор братьев-Кронидов удалось раскрыть. Но даже тогда Персефону Аид возвращать отказался, а Деметра отправилась скитаться по миру в поисках дочери. Всё это время в мире властвовала зима, и Зевс таки уговорил Аида вернуть Персефону на Олимп — иначе всё живое рисковало замерзнуть насмерть.

Однако и царь мёртвых был не так прост: перед уходом жены он скормил ей семена своего божественного граната, чем навсегда привязал ее к себе. В итоге богам пришлось найти компромисс — треть года Персефона проводила с Аидом, и две трети — на Олимпе.

Джованни Бернини, Похищение Прозерпины (Персефоны), Боргезе, Рим, 1621–1622 года<br />
Джованни Бернини, Похищение Прозерпины (Персефоны), Боргезе, Рим, 1621–1622 года

Грег Касавин перевернул эту легенду с ног на голову. В его истории женские персонажи выступают не невинными жертвами и бессловесными страдальцами, а активными участниками событий, между которыми существует собственный конфликт. Как отмечала в диалогах с Загреем сама Персефона, её союз с Аидом был добровольным, а жизнь в Подземном мире позволила отдохнуть от жёсткой матери с манией постоянного контроля. Олимп в ее рассказах предстает таким же: контролирующим, властным, подавляющим любое несогласие.

Деметра в Hades из депрессивного и пассивного персонажа превращается в озлобленную и деструктивную силу. Если у Гомера зима наступила из-за того, что богиня была убита горем и ничего не хотела делать, то в Hades похолодание — это осознанное решение богини. Зима — это месть жестокому миру, который отобрал у матери дочь.

Потому и развязка истории получается не такой, как в песне Гомера. Персефона заявляет о том, что из-за граната может быть на Олимпе лишь несколько месяцев в году, чтобы защитить свое стремление быть с мужем, которого она сама же избрала. Таким образом удаётся примирить богов, семья Загрея наконец обретает мир и покой, а на поверхности наступает весна.

Особую роль и в оригинальной легенде, и в истории Hades, занимает священный гранат. Изначально атрибутивное растение Аида, постепенно он приобретает в мифологии и традиции статус символа супружеской верности. Легенда о появлении граната также играет немаловажную роль и в греческой мифологии, и в истории Hades: он возник из капель крови бога, которого Климент Александрийский называет «первым Дионисом». Кто такой этот «первый Дионис» и как он связан с историей Hades?

Откуда взялся сам Загрей

Информация о сыне Аиде крайне фрагментарная и разрозненная. Выше мы уже приводили слова Касавина о том, что образ Загрея идеально подходит для того, чтобы заполнить белые пятна в греческой мифологии. Разработчики из Supergiant Games рассказали свою историю рождения и становления сына Персефоны, но оставили в игре несколько намеков на различные существующие в древнегреческом каноне варианты его происхождения.

Загрею посвящена целая песня у известного греческого автора Нонна Панополитанского. В его варианте Загрей — тоже сын Персефоны, но не от Аида, а от Зевса. Это был уникальный ребенок — поэт называет бога-младенца «рогатым» и рассказывает, что Громовержец души не чаял в своем сыне: дозволял ему сидеть на своем небесном престоле и даже играться с молниями:

«Так Загрей и родился, отпрыск рогатый, он Зевсов
Трон занимал единый на небе и трогал ручонкой
Детской зарницу Зевеса, в ладонях слабых младенца
Неразумного эти зарницы казались игрушкой!»

Однако радости очень быстро пришел конец. Загрея убила законная жена Зевса — богиня Гера, недовольная очередной внебрачной интрижкой супруга. Она подговорила титанов, чтобы те изрубили ребенка на мелкие кусочки, пока он играется с зеркалом. Однако на этом история не закончилась: Зевс забрал еще бьющееся сердце сына и проглотил его, а вскоре из его бедра вышел младенец. Так появился Дионис, чьё имя буквально означает «дважды рожденный».

Сатир Силен и младенец Дионис. Автор неизвестен, предположительно Лисипп<br />
Сатир Силен и младенец Дионис. Автор неизвестен, предположительно Лисипп

Эта история нашла свое отражение в Hades. Легенду о дважды рожденном боге Дионис предлагает протагонисту в качестве розыгрыша преподнести певцу Орфею, чтобы тот сложил из неё красивую балладу. Загрей выполняет просьбу своего товарища с Олимпа, а когда впоследствии пытается объяснить, что это была лишь выдумка, величайший поэт Древней Греции ему не верит. Шутка зашла слишком далеко, заключает сын Аида.

Другая версия отождествляет Загрея с богиней охоты Артемидой. Во время одного из диалогов богиня-лучница рассказывает, что означает имя сына Аида на древнегреческом — «отличный охотник». Эту теорию также развивает венгерский филолог Карл Кереньи — в одной из своих работ от возводит происхождение имени сына Аида к слову zagre, которое означало «ловчая яма».

Нерешенным остается еще один вопрос: если есть бог, значит, он должен за что-то отвечать? Версия Нонна говорит сама за себя — как прото-Дионис Загрей отвечал за веселье и пирушки. Тождество с Артемидой намекает на связь с дикой природой и охотой. Но Грег Касавин решил создать свою версию Загрея, а потому и покровительствует он чему-то третьему. В игровом дневнике за авторством Ахиллеса Загрей называется богом крови, жизни и перерождений, что хорошо вписывается в геймплей «божественного» рогалика.

Hades — невошедшее. О чем не рассказали разработчики

История греческих мифов — это история инцестов, похищений, насилия, проклятий, злобы, обид. Разработчики отошли от досконального переноса всех возможных эпизодов, конфликтов и взаимных обид олимпийцев друг на друга, чтобы сосредоточиться на собственной истории и не запутаться в бесконечных кровосмешениях. Однако на паре любопытных сюжетов все же можно остановиться.

Одним из главных сюжетных отклонений от «Теогонии» Гесиода стало происхождение Персефоны (или Коры) — здесь она родилась от сочетания её матери Деметры со смертным. В греческом исходнике она была дочерью Зевса, что превращало Аида не только в отца Загрея, но и в его двоюродного дедушку, да и сам громовержец был одновременно и родным дедушкой по маминой линии, и дядей по линии отца. Брак же Персефоны со смертным в Hades разрешил две важные задачи: разрубил узел из кровосмешений и дал Загрею смертное начало, что объяснило и его красную кровь, и постоянные смерти с перерождениями.

Решение команды Касавина значительно упростило понимание сюжета игроками. Дело в том, что в оригинале Деметра была сестрой Зевса, а Персефона — дочерью от брака богини земледелия и Громовержца. А Аид таким образом возжелал свою собственную племянницу. И это лишь один из множества инцестов и инцухтов в древнегреческой мифологии.

Кровосмешение, кастрация и три строчки Эсхила: из чего состоит история Hades

Есть и более безумные истории, которые разработчики предпочли просто не рассказывать. Так трехглавый пёс Цербер — это правнук Медузы-горгоны. Медуза была красивой жрицей в храме Афины, которую изнасиловал, обратившись в голубя, Посейдон.

Афина такого святотатсва не простила, но наказала почему-то не насильника, а жертву, превратив свою служительницу в чудовищную горгону. Позднее именно от Медузы произойдет хтоническое чудище Ехидна, которое станет матерью Цербера. Тайна, о которой милая летающая отрубленная голова по имени Дуза вам никогда не расскажет.

Другой секрет, который Загрею никто не раскроет — это история родства фурии Мегеры и богини любви и красоты Афродиты. По Гесиоду Эринии (Фурии) появились из капель крови, упавших на землю после кастрации Урана. Отрубленное божественное хозяйство же упало в море и спустя некоторое время пристало к берегам Крита. Там его обволокла морская пена, и вскоре из нее вышла Афродита — прекраснейшая из богинь. Мегера лишь один раз намекнет на историю своего происхождения — когда Загрей в первый раз заполучит кровь титана, фурия расскажет, что была рождена из такой же.

Немного фанатского творчества в жанре фем-слэш. Афродита и Мегера. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FOneBlackPeony%2Fstatus%2F1329257793816322050&postId=945668" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Автор</a>
Немного фанатского творчества в жанре фем-слэш. Афродита и Мегера. Автор

Hades как часть реальной мифологии

Hades стала одной из первых, если не первой игрой, где древнегреческие боги и их отношения между собой были поставлены во главу сюжета, а не были декорацией. Supergiant games деконструируют мифы о происхождении богов, их грызне, предательствах и насилии с точки зрения одного простого вопроса: а какая это семья? И устами Загрея дают однозначный ответ: она глубоко больна, она прячется от собственных проблем, но её можно спасти. Лучше всего взгляд разработчиков на историю похождений своенравного сына Аида демонстрирует эта реплика.

Мы взяли за основу концепцию того, что греческие боги — это одна большая дисфункциональная семья. И нам не нужно было заставлять Зевса швыряться молниями, чтобы сделать его убедительным — мы просто показали, что у них всех есть свои недостатки, и иногда они могли по-настоящему бесить. <...>

Чтобы понять наш взгляд на богов подземного мира, просто посмотрите на Цербера — этого ужасного гончего пса мира мертвых. Глядя него, вы поймете, чего добивались мы, создавая мир Hades. Ведь для Аида адский пёс — это же просто домашний питомец! Понимание этого помогло нам превратить эпос про богов в камерную драму.

Грег Касавин
, Креативный директор и сценарист Supergiant Games
Дисфункциональное семейство в (почти) полном составе
Дисфункциональное семейство в (почти) полном составе

По сути создатели Hades сконструировали классический древний миф о герое: заручившись поддержкой высших сил, Загрей идет к конечной цели, которая, вместе с его ростом как личности, постепенно меняется: от «найти мать» до «воссоединить эту чёртову семью». С этой точки зрения произведение Supergiant Games — это чистой воды древняя поэма. Но можно ли считать рассказанную в формате видеоигры историю мифом?

«Эта чёртова семья должна прекратить прятаться от собственных проблем». Скриншот из игры Hades и момент зарождения личного мифа Загрея
«Эта чёртова семья должна прекратить прятаться от собственных проблем». Скриншот из игры Hades и момент зарождения личного мифа Загрея

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с тем, для чего мифология была нужна древнему человеку. Университетские программы по антропологии как правило дают мифу три функции — развлекательную (эпическая история-сказка), научную (объяснение того или иного явления) или кодифицирующую (через миф закреплялись законы общества и нормы морали). Hades при таком подходе можно рассматривать под двумя разными углами — она развлекает игрока геймплеем и историей, а также учит его важности семьи в жизни каждого человека. Но так можно сказать о почти любом произведении.

Другой подход к мифотолкованию был озвучен известным польско-британским антропологом Брониславом Малиновским. Учёный на протяжении нескольких лет жил вместе с аборигенами Папуа и островов Тробиан, где пришел к неожиданномому выводу: в функциональном разделении мифов в зависимости от их сюжета нет смысла. Миф — это всегда прямолинейный, адаптированный под психику аборигена, свод практических и моральных норм. Вот что он пишет в книге «Миф в примитивной психологии» (1926):

Если миф изучать живым, то он оказывается не символическим, а прямым выражением своего содержания, <…> словесным воскре­шением первобытной реальности. Он пересказывается для удовлет­ворения глубоких религиозных потребностей, он является сводом моральных и даже практических предписаний, а также средством поддержания общественной субординации.

В примитивной культу­ре миф выполняет незаменимую функцию: он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он оправдывает и проводит в жизнь мораль­ные принципы; он подтверждает действенность обряда и содержит практические правила, направляющие человека.

Бронислав Малиновский
, Исследователь-антрополог, «Миф в примитивной психологии» (1926)
Малиновский в окружении аборигенов<br />
Малиновский в окружении аборигенов

Проживание предложенного Касавиным мифа Загрея — это проживание истории героя, верящего в нерушимость семьи и кровных уз. Греческие авторы фактически бросили божественный клан олимпийцев на полпути — чёткой конечной точки в хронологии древнегреческих мифов нет.

Касавина и команду Supergiant Games не устроило, в каком положении оставалась божественная семья последние две тысячи лет. Сценарий Hades — это попытка навести порядок в том бардаке, который оставили Гесиод, Гомер, Нонн, Эсхил и десятки других авторов. И наводить порядок команда Грега Касавина решила теми же инструментами, что и древнегреческие творцы: через историю одного героя, которую нужно прожить самостоятельно.

Заполнить белые пятна в греческой мифологии авторам действительно удалось: несмотря на наличие как минимум двух богинь, так или иначе отвечающих за семейный очаг (Гера и Гестия), нет ни одной поэмы, легенды или предания о богах, которые бы прямо на примере основных действующих лиц говорили о важности сохранения семьи и умения говорить о проблемах, а не замалчивать или избегать их. В этом и заключается психотерапевтическая сторона сюжета игры — она учит разговаривать о проблемах, обсуждать трудности в отношениях и на примерах показывает, к чему приводят семейные тайны и невысказанные обиды.

Кровосмешение, кастрация и три строчки Эсхила: из чего состоит история Hades

С точки зрения концепции проживания мифа формат видеоигры подходит даже больше, чем книга или те же комиксы, которым сам Касавин прочит лавры историй о богах нового мира. Создателям Hades удалось не просто заполнить белые пятна в легендах о властителях древнего мира, но благодаря выбранному формату цифрового развлечения рассказать убедительную историю, которая с лёгкостью вписалась бы в «Теогонию», гимны Гомера, предания Нонна или любую трагедию Эсхила.

Как говорил немецкий философ Эрнст Юнгер в книге «Уход в лес»: «Миф — это не предыстория; он — вневременная действительность, которая повторяется в истории. То, что наше столетие снова находит в мифах смысл, относится к добрым знакам». Может быть, видеоигры — это и есть новая мифология?

546546
137 комментариев

Огромное спасибо за статью! Хочется оставить небольшой религиоведческий комментарий. На самом деле, образ Диониса как бога веселья и пирушек доволньо опошлен в современной культуре и отчасти это обусловлено культурой римлян, которые значительно упростили теологию, на попытках все излишне структурировать.

Боги имеют функциональное значение опосредовано, исходя из своей истории, а не сами по себе. Например, богом войны необязательно является Арес, также можно назвать и Афину покровительницей войн. Мне нравится понимать божеств как состояние духа и определенное настроение, так Арес — это прежде всего ярость битвы и некоторая ненависть, в то время как Афине соответствует разумность, упорядоченность и то, что мы сейчас назовем тактикой и стратегией.

В общем, это я к тому, что и Дионис — прежде всего бог опьянения не в пошлом смысле пьянства, а в некотором возвышенном смысле безумия и единения с другими людьми. Безумие — как потеря собственного "я", состояние, которое противопоставляется Аполлону, дарующему индивидуальность.

В современной истории мифологии Загрей действительно упоминается как пра-Дионис, это связано с мифом о происхождении людей. Загрей был божеством, которое растерзали Титаны, его разорвали на куски и съели. Из земли, впитавшей кровь Загрея как раз и происходят люди. Потому пра-Дионисом он считается не в связи с тем, что он был, возможно, покровителем веселья и пирушек, а связи со схожестью мифических мотивов. Дионис — как дарующий безумие, тесно связан со множеством мифов о растерзанных на части героях. Он скиталец и терзаемый на части персонаж. Героев, которым покровительствовал Дионис, как правило, разрывали на части и поедали, как самого Диониса. В наше время подобное воспринимается прежде всего как наказание и ужасная участь, но для древнего человека это понималось как нечто другое. Это позволяло героям самим обожествиться и грубо говоря занять место в Олимпе.

Культ Диониса, которые имел, скорее всего, корни не греческие, а варварские, постепенно занял одно из самых значительных мест и у греков, и позже в Риме, он вошел в основу орфизма и пифагорейства. Скорее всего, даже самое главное событие в христианстве — Тайная Вечеря, когда Иисус предложил тем, кто был с ним за одним столом, разделить свою плоть и кровь, тесным образом связано с дионисийским культом.

Я очень люблю Hades за то, что они ввели Загрея в массовую культуру, но был немного огорчен тем, что его роль никак не связана с Дионисом, а сам Дионис там появляется в типичной и упрощенной роли покровителя виноделия. Как только начинаешь изучать древнегреческие мифы, самое первым открытием становится столь важная и неоднозначная роль Диониса в религии греков. Если бы суперджайанты погрузились чуть глубже в мифы, могла получиться еще более крутая концепция, конечно. Но несмотря на все, Hades все равно очень крутая в плане лора игра)

98

Погрузиться-то они, кажется погрузились, там же целая ветка диалогов есть, где Дионис и Загрей рофлят над Орфеем, по сути пересказывая сюжет про растерзанного Диониса-Загрея, тем самым создавая орфический культ. Просто, видимо, решили в эту сторону на серьезных щах не идти. А я вот все прохождение надеялся, что Дионис сделает отсылку к "Рождению трагедии из духа музыки", упомянув некоего безумного усача, но увы)

16

А каких героев еще съедали? И много было таких личностей, что они тогда все порождали?

Кажется, я не попал по кнопке и оставил самостоятельный комментарий вместо ответа вам. Если хотите, ниже есть развернутый реплай.)

1

"Боги имеют функциональное значение опосредовано, исходя из своей истории, а не сами по себе."

Кстати, у Желязны в Князе Света "боги" так же определяют свои аспекты. То есть, исходя из того, к чему у них предрасположенность.

1

С Дионисом ещё вот какая штука. Он в мифотворчестве появляется аккурат с появлением культуры виноделия в Греции. Эту культуру, как и ее покровителя греки переняли у финикийцев. Причём сами греки поначалу настороженно относились к вину, мол дурманит, отравляет, и отказывались покланяться Дионису. Есть даже миф, в котором Дионис с помощью другого бога наказывает людей, которые отказываются приносить жертвы и славить покровителя виноделия.

1

Hades стала игрой если не революционной, то явно претендующей на этот статус. Supergiant Games сумели «подружить» roguelike геймплей и продуманную историюAdom, Tales of Maj'Eyal и прочие сейчас такие.

27