Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

В начале лета состоялась премьера полнометражного фильма «Мобильный воин Гандам: вспышка Хэтэуэя» (Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway). Несмотря на успех на родине: фильм заработал в прокате 18,7 млн. долларов, а продажи BD в кинотеатрах составили более 90 тыс. дисков — и оперативный выход на Netfliх за пределами Японии — в русскоязычном инфополе «Вспышка Хэтэуэя» прошла практически незаметно. Возможно, из-за того, что фильм является продолжением вышедшей в 1988 году "Контратаки Чара" (Kidou Senshi Gundam: Gyakushuu no Char) и экранизирует серию книг за авторством создателя оригинального «Гандама» Ёсиюки Томино. Как ни крути, древнее аниме про огромных человекоподобных боевых роботов не входит в стандартный суповой набор современного анимешника, и попытка сходу ворваться в франшизу с 40-летней историей закончится для смельчака недоумением от происходящего на экране. Вдобавок, «Вспышка» — это первый фильм из планируемой трилогии, что отсеивает и любителей смотреть аниме залпом.

По нынешним временам «Вспышка Хэтэуэя» выглядит артефактом из прошлого. Здесь нет ненавистных любому культурному человеку пищащих большеглазых малолеток, ноющих школьников, гипертрофированных эмоций, ярких цветов и силы дружбы. Правда, взыскательному зрителю придётся смириться с наличием в фильме пилотируемых ОЧБР, но с этим ничего не поделать: ведь по словам Томино, франшиза будет жить до тех пор, пока продаются сборные модели.

Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

На дворе 105 год Вселенского Века (UC105), эпохи, ознаменовавшейся выходом человечества за пределы Земли. Большая часть популяции живёт в космических колониях. В ходе серии конфликтов между Земной Федерацией и борцами за независимость колоний на Землю уронили три колонии и ресурсный астероид, отчего старушке поплохело. Для сокращения нагрузки на экосистему планеты правительство насильственно депортирует всех тех, у кого нет денег на «Теслу», в космос; при этом «уважаемые люди» продолжают наслаждаются правом доступа к незатронутым экологическими катастрофами регионам.

Такое положение дел устраивает далеко не всех, и на сцену выходит террористическая организация «Мафти» и её лидер Мафти Навуи Эрин. За короткое время их жертвами стали несколько высокопоставленных чиновников Земной Федерации, а число сочувствующих идеалам «Мафти» растёт.

Kidou Senshi Gundam: Senkou no Hathaway

На борту роскошного космического лайнера «Хаунзен», везущего группу министров на большую конференцию в Аделаиде, встречаются следующий к новому месту службы офицер Кеннет Слиг, загадочная девушка Гиги Андалузия и ботаник Хэтэуэй Ноа.

Во «Вспышке Хэтэуэя» несомненно есть что-то от шпионского триллера. «Ноа. Хэтэуэй Ноа» — представляется главный герой в финале вступительного акта, который можно было бы органично вписать в очередной фильм об агенте 007. Хэтэуэй Ноа, он же Мафти Навуи Эрин, самый опасный преступник в пространстве Земной Федерации, вынужден провести некоторое время в городе, контролируемом федералами и слишком близко к двум опасным для себя персонам.

Гиги Андалузия, содержанка богатого пенсионера, к которой на борту«Хаунзена» выстраивается очередь из ухажёров. На удивление проницательная девушка быстро раскрывает истинное лицо Мафти и начинает оказывать ему знаки внимания, которые он внешне игнорирует. Внутри же у него происходит конфликт между двумя его персонами: в Хэтэуе Ноа Гиги будит воспоминания о событиях Восстания Чара, а для Мафти Навуи Эрина девушка представляет серьёзную угрозу раскрытия.

Кажется, на анимацию Гиги затрачено столько же усилий, сколько на всех остальных персонажей вместе взятых.

Прямая угроза исходит и от Кеннета Слига, новоиспечённого командира гарнизона Давао, которому поставлена задача покончить с террористами «Мафти». После событий на «Хаунзене» он проникается симпатией к Хэтэую и устраивает с ним полушутливое состязание за благосклонность Гиги. Но, несмотря на расслабленное поведение вне службы, Кеннет — компетентный офицер, готовый пойти на жёсткие меры для достижения результата.

Итак, в наличии и роковая красотка, и харизматичный оппонент, вот только «шпион» из Хэтэуэя получился так себе. Он слишком занят борьбой со самим собой. Из-за своей сентиментальности он раз за разом совершает поступки, которые идут вразрез с планами «Мафти», а необходимость творить ужасные дела тяжёлым грузом давит на его совесть. Эта внутренняя борьба и выступает центральной темой фильма и разрешается в финале, когда Хэтэуэй окончательно принимает свою роль Мафти Навуи Эрина.

Второй конфликт — противостояние террористов «Мафти» и Земной Федерации только начинает набирать обороты. При этом обе стороны показаны отнюдь не с лучшей стороны. Боевики «Мафти» применяют тяжёлое вооружение и прикрываются городскими кварталами как живым щитом, а федералы не считаются с жертвами среди мирного населения и не гнушаются использовать заложника. Под сомнение ставятся и идеалы «Мафти», ведь обывателю глубоко наплевать на экологическую катастрофу, которая случится через тысячу лет — его больше волнует, как добыть денег на взятку чиновнику чтобы избежать депортации.

С фильмами о шпионах «Вспышку» роднит и общая неспешность повествования. Значительная часть экранного времени посвящена разговорам между тремя главными героями, во время которых из случайно оброненных фраз и действий накапливается критическая масса подсказок, позволяющая Кеннету — пусть и слишком поздно — раскрыть истинное лицо Хэтэуея.

Впрочем, фокус на взаимодействии персонажей не превращает фильм в парад «говорящих голов». Режиссёр Сюко Мурасэ (знакомый пожилым анимешниками по Ergo Proxy) вместе с приложившим руку к раскадровкам Синъитиро Ватанабэ (Cowboy Bebop) и аниматорами студии Sunrise поработали на славу. Частая смена ракурса, нестандартные углы съёмки, акцент на язык тела и мимику персонажей создают очень кинематографичную картинку.

Фильм снят в реалистичной манере. Чёткие линии, сдержанная палитра, фотореалистичные «задники» на основе реальных видов филиппинского города Давао, в котором разворачиваются события «Вспышки». Даже традиционный сверхъественный аспект «Гандама» — ньютайпы — сведён к нескольким фразам, которыми обмениваются персонажи и паре коротких сцен.

Технофетишизм. Рукомойничек прекрасен.

Особого упоминания заслуживает дизайн персонажей. Любимец Хидео Кодзимы, художник и иллюстратор Пабло Утида проделал великолепную работу, создав, пожалуй, лучший чардиз в аниме за последние несколько лет. Его реалистичный подход к переработке оригинальных «книжных» дизайнов Харухико Микимото выглядит очень свежо на фоне склонного к самокопированию современного аниме-мэйнстрима.

Музыкальное сопровождение написал Хироюки Савано, для которого это уже третья по счёту работа над «Гандамом». На смену возвышенному пафосу «Юникорна» пришли более мрачные и напряжённые мелодии, гармонично дополняющие происходящее на экране. Но есть и исключение — Tracer, знаменующий переход к активным боевым действиям. Под бодрые ритмы танцпола начинается главный аттракцион фильма — ночная атака «Мафти» на Давао.

Если вы забыли, у нас тут аниме про роботов, и «Вспышка Хэтэуея» выдаёт мощное действие с участием мобайлсьютов. «Пенелопа» подобно морскому хищнику скользит в небе, пронзительный звук двигателя Миновского напоминает рёв кайдзю. Меткий выстрел выбивает из рук «Мессера» лучевую винтовку — и через несколько секунд она падает на землю, раскидывая припаркованные машины. Шальной луч орудия, способного уничтожить боевой космический корабль, вонзается в жилой квартал, сея хаос и разрушения. Мурасэ показывает бой с редко используемой точки зрения человека на земле, которому не повезло оказаться под ногами двадцатиметровых боевых машин, и это смотрится великолепно. Жаль, что по понятным причинам фильм в наших краях нельзя посмотреть в кинотеатре. Финальная дуэль двух «Гандамов», снятая в более традиционной манере, на фоне рейда на Давао выглядит пресновато.

Под конец становятся видны и последствия проблем при производстве: премьеру фильма перенесли на год из-за пандемии коронавируса. В финальных сценах качество картинки заметно ухудшается, демонстрируя довольно-таки неряшливое ротоскопирование и бросающиеся в глаза трёхмерные модели окружения. Но даже эти досадные недочёты не портят общего впечатления от фильма.

Снятую по мотивам произведения конца 80-х годов прошлого века «Вспышку Хэтэуэя» роднит с той эпохой и её формат. По сути, это первая серия высокобюджетной OVA, которая, несмотря на промежуточный финал, оставляет больше вопросов, чем ответов. У будущей трилогии есть все задатки для того, чтобы войти в золотой фонд «Гандама», а случится ли это — зависит от того, смогут ли следующие два фильма удержать заданную «Вспышкой» планку качества.

409409
223 комментария

Комментарий недоступен

86

Будто аниме про Джона Уика

9

простите за доёб, но почему у него в магазине пистолета всего пять патронов оказалось ? это же не револьвер

Визуально — вышка, а нарративно и ЛОРно — очень неряшливо и ТОЛЬКО для своих. Сразу видно, что это кусочек ранобэ, который довольно спорно перенесли на экран. Половину времени персонажи мельтешат, болтают, но от этого никакого особого толку. Не скучно, красиво, интересно, но всё равно как-то грубо вышло. Стоит ждать продолжения.

13

нарративно и ЛОРно — очень неряшливо и ТОЛЬКО для своих.Слышь, Семён, это ты зря сказал. Тут обсирателей гандама не любят.

5

Чего там "ТОЛЬКО для своих"? Всего-то надо оригинальный сериал или мувики-компиляции глянуть, плюс Контратаку Чара. Ну может еще Зету. Это совсем немного Гандама. А насчет режиссуры, ИМХО это такое подражание Томино, но те кто знает — те поймут. И не забывай, впереди еще два мувика, ИМХО концовку им стоило бы сменить, а то она уже и так довольно известна.

Да фильм вышка.
Сам конечно сильно люблю метафоричные загоны с ньютайпами из CCA и Юникорна, но и по реалистичной драме в UC в стиле Зеты соскучился.
Авторы то в итоге говорили, чей канон ССА в трилогии будет: Фильма 88 года или оригинальной новеллы?

7