История Ми-24: как советский вертолёт стал символом зла в массовой культуре
«Крокодил» поучаствовал во множестве военных операций и занял место «босса-вертолёта» в компьютерных играх. [Перезалив удаленной статьи.]
Нередко в фильмах и играх главным врагом предстаёт «босс-вертолёт» — как правило, это советский Ми-24. «Крокодил» принял участие в десятках конфликтов и состоял на вооружении многих стран. Каким образом вертолёт, чуть не уничтоженный партийной бюрократией, стал типичным символом зла в поп-культуре?
История создания и эксплуатации вертолёта
1960-е выдались для авиастроения прекрасной эпохой: тогда начали массово использовать крупные пассажирские самолёты, появились сверхзвуковые истребители, а вертолёты стали обыденностью. В то время армии со всего мира задумались о создании транспортно-боевых вертолётов, которые могли доставлять пехоту и вести огневую поддержку.
В США разрабатывался подобный вертолет фирмы Сикорского S-67. Но в США уже было развернуто производство легкого вертолета UH-1 «Iroquois», и другого средства перевозки отделения солдат не требовалось. На сам «Ирокез» иногда дополнительно устанавливались блоки неуправляемых ракет и пулемёты, но огневая мощь все равно была меньше, чем у боевого AH-1 «Cobra».
СССР тоже смотрела в сторону таких вертолётов. В те годы вертолета, способного перевозить отделение солдат, в советских десантно-штурмовых бригадах не было: Ми-4 скоро должны были списать, а попытка превратить Ми-2 в аналог «Литл Берда» оказалась неудачной.
Таким проектом решил заняться известный конструктор Михаил Леонтьевич Миль. Он смог зарекомендовать свой проект, однако нашлись его противники среди высокопоставленных чиновников Минобороны во главе с министром Малиновским. Он предпочитал боевым вертолётам традиционные средства вооружённой борьбы.
Нужно посадить главного конструктора на вертолет и отправить на нем повоевать, чтобы он сам убедился, какую ерунду предлагает
В 1967 г. Миль уговорил обсудить свой проект первого заместителя министра обороны Гречко — тот с пониманием относился к идее вооружённого вертолёта. Конструктор получил поддержку.
Однако в то же время свой проект предложил Николай Камов: он разработал вооруженную версию успешного Ка-25. Модернизация существующего вертолёта дешевле, чем создание нового — это стало ещё одним препятствием к реализации идеи Миля. Проект планировали сворачивать, но благодаря поддержке главы ЦНИИ-30 генерала Молоткова разработку нового советского вертолёта одобрили.
ОКБ быстро подготовило два предложения: первое — вертолёт семи тонн с одним двигателем ТВЗ-117, второе — по вертолёту массой 10,5 тонн с двумя такими же двигателями. В итоге выбрали второй вариант из-за его возможности нести большую боевую нагрузку и лучших лётно-технических характеристик. На него установили новый ПТУР «Штурм».
Этот вертолёт получил кодовое название «Крокодил». В формулировке НАТО его прозвали «Hind», что в переводе с английского означает «Лань».
Отдельная особенность модели — устройство кабины пилота. В ОКБ она получила неофициальное название «Веранда». На неудобства кабины жаловалось множество пилотов, и из-за этого в модификации Ми-24Д спроектировали принципиально новую носовую часть. Лётчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях.
Также пилоты говорили, что на некоторых режимах полёта им не хватает запаса путевого управления. Эту проблему решили в 1974 году переносом рулевого винта с правого борта на левый. В итоге винт из толкающего превратился в тянущий, потери от обдувки балки возросли. Но зато за счёт изменения направления вращения его окружающая скорость стала складываться с индуктивным потоком несущего винта. В результате тяга рулевого винта значительно увеличилась. Так Ми-24 приобрёл свой облик.
31 января 1970 года скончался от инсульта Михаил Леонтьевич Миль — он не дожил до начала эксплуатации и триумфа вертолёта Ми-24. Из-за его смерти работа над проектом приостановилась. Спустя полгода после кончины Миля работу над проектом продолжил новый генеральный конструктор ОКБ Марат Николаевич Тищенко.
Самой массовой модификацией является Ми-24В, созданный для ведения боя с танками. Было выпущено более тысячи вертолётов этой модификации. Также разработали противолодочный Ми-24М, противопехотный Ми-24П и корректировщик Ми-24К.
На экспорт для стран не входивших в ОВД вертолёт поставляли под кодовыми именами Ми-25 (экспортный вариант Ми-24Д) и Ми-35 (экспортный вариант Ми-24В).
Впервые «Крокодил» появился на поле боя в 1978 года в ходе Эфиопо-сомалийской войны. Им управляли кубинские летчики, нанося удары по пехоте и технике сомалийского генерала Сиада Барре. Затем во время гражданской войны Ми-24 использовались правительственными войсками.
Вертолёт стал особенно известен во время Афганской войны. Тогдашние «двадцатьчетвёрки» не были готовы к ведению боя в горной местности против пехоты. Пришлось облегчить броню некоторых вертолётов и заменить противотанковое оружие на противопехотное. Крупной проблемой стал и ПЗРК «Стингер», который ЦРУ поставляло моджахедам.
После вывода советских войск из Афганистана вертолёт поучаствовал ещё во множестве войн как на пост-советском пространстве (например, в Чеченской войне), так и по всему миру (например, во время гражданской войны в Ираке).
«Крокодил» в культуре
Впервые «Крокодил» «появился» в Рэмбо: первая кровь 2. Это был переделанный под Ми-24 французский вертолёт Aérospatiale SA 330 Puma. Этот же вертолёт использовали в Рэмбо 3 и Красный Рассвет как копию «Крокодила». Тогда не было про-западных стран, где можно было достать Ми-24, поэтому при создании фильмов приходилось выкручиваться.
В те годы вертолёт, способный перевозить пехоту и нести тяжёлый огонь, был одним из главных страхов Минобороны США. Поэтому этот вертолёт стали в фильмах как транспорт антагонистов.
После распада СССР Ми-24 появися в фильме «Самолёт президента». В картине моделью пользовались террористы из Казахстана. В дальнейшем «Крокодил» стал появляться во множестве западных фильмов, например: Хитмэн, Крепкий Орешек 5, Кровавый Алмаз, 5 дней в августе и Неудержимые 2.
В игровой индустрии Ми-24 впервые заметили в игре Rambo 3 1989 года. Тогда он был финальным боссом. После этого вертолёт стал несменяемым «боссом-вертолётом» в играх.
Увидеть этот вертолёт в можно в игре Metal Gear Solid 1998 года. Его использовал главный злодей Ликвид Снейк. В игре модель была промежуточным боссом. Затем этот вертолёт побывал «в гостях» у таких игровых серий как Call of Duty, Battlefield и STALKER.
Вот такая история вышла про вертолёт, который чуть не сгубила смерть главного конструктора и бюрократия Минобороны СССР.