С чего начать игровому 2D-художнику: программы и устройства

Опыт разработчиков.

Художники — неотъемлемая часть команды разработки практически любой игры. Неважно, над каким проектом работает команда, ей, чаще всего, необходим такой человек, если не для создания спрайтов и фонов, то для концептов. Однако разнообразие программного обеспечения и профессиональных устройств для художников может озадачить тех, кто только начинает работать на этом поприще,

Мы пообщались с видеоигровыми 2D-художниками, чтобы узнать, какими программными и аппаратными инструментами они пользуются в своей работе.

С чего начать игровому 2D-художнику: программы и устройства

Софт

Среди всего многообразия графических редакторов, в первую очередь, выделяется, конечно, Adobe Photoshop. Абсолютно все опрошенные DTF художники отдают предпочтение именно этой программе. За почти 30 лет своего существования Photoshop стал основным инструментом для профессиональных художников. Виной всему огромное количество всевозможных функций, выходящих далеко за рамки простого рисования.

Так, Алексей Тестов, разработчик платформера Inmost, рассказал, что даже освещение в игре было сделано с помощью Photoshop.

Большая часть освещения в игре — это несколько слоёв c разным типом смешивания (overlay, additive, multiply) поверх очень простых, почти монохромных спрайтов с текстурой поверхности. Дальше слои схлопываются и выгоняются скриптами в игру. В игровом движке мы накладываем дополнительные эффекты для освещения.

Алексей Тестов, разработчик Inmost

Тех возможностей, которые предоставляет программа от Adobe, как говорит художник Blasphemous Андрей Гогия, «хватает с лихвой». Она даже подходит для создания пиксель-арт анимации, хотя в этом смысле Photoshop — не лучший выбор.

В нашем случае большого инструментария с кучей возможностей и не нужно. Мне нужны были слои, которые можно анимировать по отдельности, просто для того, чтобы удобнее было редактировать исходники. На этом всё. Просто я решил делать и арт, и анимации в одной программе.

Алексей Тестов, разработчик Inmost

Впрочем, Тестов признаётся, что не работал в других программах для анимации. К тому же, команда разработчиков Inmost написала специально для Photoshop большое количество скриптов, чтобы «делать многие рутинные вещи в один клик».

Inmost
Inmost

Что же до приложений для планшетов, то тут ситуация сложнее. На мобильных платформах пока нет программ, сопоставимых по возможностям с Photoshop — даже версия этой программы для iPad не может соперничать с десктопной.

Впрочем, для тех, кто хочет «рисовать в дороге», есть свои варианты. Андрей Гогия рекомендует обратить внимание на Procreate от Savage Interactive. Программа была выпущена в 2011 году и регулярно обновляется, обрастая новыми функциями. Сейчас она поддерживает разрешение слоя до 16К, а на выбор доступно около 150 различных кистей. Программа хорошо подходит для цифровой живописи, но если вы занимаетесь пиксель-артом, то есть смысл попробовать Pixaki от компании Rizer.

Квадратно-гнездовой интерфейс Pixaki поначалу кажется немного архаичным, но для «ламповых» пикселей это не то, чтобы серьёзный недостаток. В отличие от прямоугольного способа выделения — в этой «рисовалке» нет лассо, что затрудняет некоторые этапы работы над промежуточными кадрами для отдельных задач. Беда не критичная, но иногда вам будет проще перекинуть файлы на компьютер, сделать какую-то часть работ там, и залить изменённые файлы обратно — дошлифовывать.

Кстати, будьте внимательны при сохранении из Pixaki в формат psd — частенько на выходе вы получите нечто перекошенное. Исходный файл не страдает, но придётся сохранять заново. Если слоёв не слишком много, часто проще сохранить гифкой, в которой каждый слой выведен в отдельный кадр.

Андрей Гогия, художник Blasphemous

Для анимации на мобильных устройствах Гогия советует использовать приложение Animation Desk. Оно распространяется по условно-бесплатной модели, содержит более 40 типов кистей и позволяет импортировать и экспортировать файлы в разных форматах: от GIF до MOV.

Animation Desk удобен для классической анимации, драфтов движений крупных персонажей и так далее. Если для анимации требуются скетчи, а спрайт персонажа достаточно велик, то делать наброски движения в пиксель-арте не всегда удобно — глаз спотыкается на на слишком отчётливых в пиксель-арте корявых линиях, пиксельных «волосах» и прочих несущественных для текущего этапа мелочах. Обычно эту стадию мне быстрее и комфортней проскакивать в Animation Desk с её более-менее натуральным карандашиком. Для сохранения пропорций увеличиваю размер холста со спрайтом персонажа в кратное число раз, рисую ключевые кадры, сохраняю гифку и, уменьшив до исходных размеров, перекидываю в Photoshop или Pixaki для дальнейших работ.

В принципе, это приложение подходит и для некоторых этапов работы над небольшим мультфильмом — раскадровки и драфты анимаций в нём делать удобно. Недоработки интерфейса пока что затрудняют процесс чистовой контуровки и, особенно, покраски поверх драфтов, но для моих задач эта рисовалка часто оказывается самым удобным решением.

Андрей Гогия, художник Blasphemous

Конечно, это далеко не все графические редакторы и инструменты, которыми пользуются видеоигровые художники. Пусть Photoshop и является своего рода негласным стандартом, существует ещё огромное множество программ, которые могут стать альтернативой ему. Вот некоторые из них.

  • Affinity Designer — графический редактор от компании Serif, который изначально разрабатывался исключительно для macOS, однако в итоге появился и на iOS, и на Windows. Позиционируется создателями как «самый быстрый редактор», поддерживает большинство форматов изображения и предоставляет большой набор настроек и инструментов.
  • Autodesk SketchBook Pro — растровый графический редактор, который, помимо прочего, позволяет работать с анимацией и поддерживает импорт и экспорт в PSD-файлы. С 2018 года бесплатен для персонального пользования.
  • Pixelmator — графический редактор, который вышел только для macOS и iOS и поэтому имеет полную интеграцию с сервисами Apple. Интересно в нём то, что он использует машинное обучение для «интеллектуальной» работы с изображениями.
  • GIMP — бесплатный графический редактор, который может выступать альтернативой Photoshop. Имеет поддержку сторонних плагинов.
  • Krita — редактор с открытым исходным кодом. Активно поддерживается сообществом, которое добавляет в программу новые функции.
Blasphemous
Blasphemous

Устройства

Если по поводу программного обеспечения у художников есть единое мнение, то с аппаратной частью всё не так просто. Основные инструменты видеоигрового художника — это планшет и мышь, и тут каждый использует те устройства, которые ему удобны.

Все опрошенные DTF художники пользуются продукцией компании Wacom — лидера на рынке производителей графических планшетов. При этом, по словам разработчиков, зачастую не важен выбор модели устройства. По словам Игоря Артёменко, работавшего над The Banner Saga, от планшета «ничего не зависит», а сам он отдал предпочтение Intuos 5M. Сейчас художник работает в Riot Games, где, по его словам, установлены Cintiq — профессиональные графические планшеты с экраном. Однако, как признаётся Артёменко, ему удобнее рисовать на простом Intuos5 M.

Wacom Cintiq 22HD
Wacom Cintiq 22HD

Андрей Гогия же выбрал компактный Intuos Pen and Touch, но рекомендует обратить внимание и на Apple Pencil.

Брал первое, что подвернулось под руку, но пока не пожалел ни разу. Компактный, надёжный. Если в работе вам нужна живописность и важен мазок — не ваш вариант.

Зато «айпадовский» Apple Pencil с наклонами [пера] творит магию, мне нравится. Ты примерно как с обычными кистью или карандашами можешь регулировать толщину и жёсткость линии в зависимости от площади поверхности стилуса, касающейся стекла. Довольно кайфово. Ещё мне нравится отсутствие расстояния между точкой касания пером стекла и линией. Насколько знаю, на Cintiq эту проблему ещё не решили. Но это всё мелочи, отсутствие которых вас перестанет смущать уже через пару часов работы.

Андрей Гогия, художник Blasphemous

Алексей Тестов имеет в своём распоряжении Intuos4, но отмечает, что если вы работаете в стилистике пиксель-арта, то можно обойтись и без планшета. «По мне он скорее вредит и замедляет», — говорит Тестов. Однако с ним не согласен Андрей Гогия.

Если рисуете пиксель-арт мышкой — лучше купите любой дешёвый планшет и потратьте пару дней на переобучение. Помимо удобства и постоянной практики рисования руками вы ещё и внезапно перестанете запарывать сроки.

Андрей Гогия

Мышь и клавиатуру отдельно отметил лишь один из опрошенных DTF художников — Владимир Демченко, работавший над ATOM RPG.

Мышь (Mamba Elite) и клавиатура (Cynosa Pro) — Razer. Даже ковёр большой — Razer. Все подсветки выключил — вообще не интересует, просто есть надежда, что геймерские девайсы прослужат дольше.

Владимир Демченко, художник ATOM RPG

Важную роль в работе художника также играет монитор. Демченко использует 27-дюймовый Dell UltraSharp U2711, с разрешением 2560 x 1440. Игорь Артёменко, в свою очередь, пользуется монитором с разрешением 5К, но отмечает, что и «обычного QuadHD хватит всем», так как при смене разрешения видна разница в тексте, но рисунок меняется не сильно. В целом, он рекомендует использовать монитор с IPS матрицей и диагональю 24-27 дюймов.

The Banner Saga 2
The Banner Saga 2

Советы

В конечном итоге, художники сходятся во мнении, что инструменты не так важны — хороших результатов можно добиться любыми удобными средствами. Например, Владимир Демченко рекомендует начать с «самых простых и доступных вариантов».

Андрей Гогия советует купить мобильный планшет, если есть такая возможность, но в целом он уверен, что конкретные девайсы не так важны, так как «они все сейчас достаточно хорошие». Игорь Артёменко также считает, что начать можно и с дешёвого планшета, отдельное внимание уделив именно выбору монитора.

Алексей Тестов же советует заняться поиском подходящих лично вам вариантов и не бояться экспериментировать.

Я долгое время анимировал во Flash и мне казалось, что там всё прекрасно и ну куда уже лучше. Когда я после Flash пересел на Spine, у меня случилось небольшое прозрение. Я несколько дней в экстазе тыкал инструменты, удивляясь, насколько всё логично и правильно сделано, и при этом сильно отличается от привычного Flash. Так что не бойтесь экспериментировать, иногда новые инструменты открывают глаза. Бывают, правда, и обратные примеры. В zBrush у меня случались натуральные рейджквиты из-за интерфейса, с ударами кулаком по клавиатуре. Но никогда не узнаешь, пока не попробуешь.

Алексей Тестов, разработчик Inmost

У каждого художника свои подходы к работе и выбору инструментов, поэтому универсальных вариантов тут быть не может. Если вы сами рисуете, то рассказывайте в комментариях, какими программами или устройствами пользуетесь.

6666
31 комментарий

Есть фш, крита, и даже гимп Нет Sai 

21

И Clip Studio. Автор хейтер анимы :(

4

Помимо просто очепушительной Krita (которые, кстати в соседних зданиях с Blender Foundation находятся) советую ArtRage (Очень классная имитация традиционных средств), разумеется Corel Painter (можете даже 11 версию ставить, они всё равно только интерфейс меняют, но ещё и «онион скин» в анимации сломали), PaintStorm (Классные масляные и бленд кисти, идеален для тамбнэйлов), Mischief от Foundary крутой векторный софт с философией отсутствием границ холста, т.е. зумься и рисуй до бесконечности. 
Упомянули пиксель-арт, но не затронули воксель-арт, а тут королева MagicaVoxel. 
Добавлю про китайский софт с самой лучшей имитацией акварели, вплоть до затекания капель в зависимости от наклона холста – Expresii (кому ещё как не китайцам лучше всех знать о том как растекается тушь и клеевая краска;))

15

Ещё MyPaint (бесплатный растровый редактор) с бесконечным холтом, Hexels 3, Rebelle 3, Moho 12 для анимации и многое другое. PaintStorm купил полгоданазад по скидке и мне очень понравилась эта прога, она мне показалась космической по видосам на ютубе,а потом привык к ней))) Мешиф идеальна для скетчей и зарисовок, еще есть прога Alchemy, но я хз, а Corel Painter 2020 ван лав :)

Шок! Художники много лет скрывали эту программу! Достаточно установить...

8

Информационный портал DTF не сотрудничает ни с одним производителем программного обеспечения. Только полная непредвзятость!

3