Музыкальные стили, и их место в саундтреках игр

Меня всегда радовало, что в музыке для игр есть место большей свободе и экспериментам чем, скажем, среди саундтреков к фильмам. Хотя бы в целом, такое чувство у меня всегда было. Понятно, что чем больше бюджет у произведения - тем меньше предоставляется творческая свобода (или нет?). Когда как благодаря буму indie-игр, теперь у игровых музыкантов совсем развязаны руки, и можно услышать даже любой богемный андерграунд .
Однако, многие жанры и стили музыки не так часто протаптывают дорожку внутрь игровой индустрии, а среди них есть те, что хотелось бы встречать побольше. Приведу примеры некоторых близких мне направлений с обоих сторон баррикад (как из чисто музыки, так и из игровых дорожек).

Space Ambient

Эмбиент в общем виде - частый посетитель игр, но его космическую разновидность вставляют, обычно, во всяческие тематические симуляторы (что довольно ожидаемо). Также отмечу, что расцвет жанра пришелся на эпоху аналоговых синтезаторов, когда как в саундтреках для игр по большей части применяются программные решения типа VST плагинов и сэмплов. Может, ситуация вскоре изменится из-за большей доступности относительно недорогого "аналога" на рынке инструментов в последнее время.

Michael Stearns - Toto I've A Feeling We're Not In Kansas Anymore
Thomas Egeskov Petersen - X-Tension OST

Tribal Ambient

Подобная музыка, бывает, мелькает ситуационно на "отдельных уровнях", но вот так, чтобы полностью наполнять собой звуковое сопровождение... припоминаю разве что Akuji the Heartless. Возможно, винить стоит малую сочетаемость подобного с различными сеттингами (а про шаманов в джунглях игр не так уж и много).

Muslimgauze - Hand of Fatima
Jim Hedges - Akuji The Heartless OST

Minimalism

Вспоминается нежная лирика из Lost in Shadow. Также можно вспомнить оркестровый саундтрек из первого Drakengard (вот уж действительно где артхаус на артхаусе). Хотя, если подумать, стиль хорошо подходит играм. Просто вместо зацикленного лупа, используются очень маленькие изменения музыкальной фразы.

Steve Reich - Six Marimbas
Gutevolk - Lost in Shadow OST

Gamelan

Разумеется, можно услышать в индонезийских видеоиграх (например, в саундтреках хоррора DreadOut или шмапа INheritage: Boundaries of Existence). Но в международном плане музыкальной составляющей игр - огромная редкость. Понимаю, что очень уж культурная специфика присутствует в данном случае. Но гамеланом интересовался и вдохновлялся еще Джон Кейдж (тот самый автор "Тишины", да). Так что это не совсем уж неизвестное явление для западного слушателя. И инструменты этого традиционного оркестра интересные, одновременно как будто тональные и ударные.

Asih Abadi - Sunda degung
Marika Suzuki, Miwako Chinone, Reo Uratani, Masato Kouda - Monster Hunter 4 OST

Jungle

Джангл, а также его брат-близнец (стиль драм-н-бас) часто мелькали в играх 90х и начала 00х. А потом оно как-то вышло из моды, несмотря на исключительную божественность. Будем надеяться, что грядущий тренд ностальгии по эпохе PS1 и эстетике Y2K расставит все точки над i. Тем более уже есть предпосылки к этому, например среди звукового сопровождения к недавнему "обскурному хипстер-шлягеру" Umurangi Generation.

Soichi Terada - Grand Senshuuraku
Jun Chikuma - Bomberman Hero OST

Electro

Если ничего не попутал, то за этим - на Амигу. В отличие от синт-вейва, на подобное тренды не запускали. Может, услышим еще от каких-нибудь ностальгирующих немцев, кто знает.

Arpanet - Illuminated Displays
Martin Iveson - Jaguar XJ220

Gabber

О да, детка, это рейв! Клубы, кислота, угар. Но слишком хардкорно или попросту олдскульно для типичного слушателя. В играх если и обнаруживается, то обычно в качестве тем битв с боссами в шутемапах.

Ralphie Dee - Mad as Hell
Kou Hayashi, Daisuke Nagata - Karous OST

Happy Hardcore

Еще одна клубная классика лихих 90х, уже более мягкая на слух. И все же, именно что продукт своей эпохи. Не представляю, где такое можно найти в игровой музыке, кроме как среди содержимого ритм-игр.

Dune - Hardcore Vibes
Beatmania IIDX 4th style OST

Acid Techno

Продолжая разговор о кисленьком, нельзя не упомянуть самое примечательное. Кислое-прекислое техно! Да, опять таки, в саундтреки оно все-таки проникало, но ясно не в последнюю дюжину лет. Да и хочется эсида, записанного на реальном Roland TB-303, сочном и журчащем (не аппарат, а легенда!), а вовсе не с помощью софтварного Rebirth.

Laurent Garnier - Wake Up
Neil Baldwin - Machine Hunter OST

Trip-hop

Конечно же, вспоминаются мелодичные треки из Silent Hill'ов. Наверняка для многих игроков этот жанр открыл именно он.

Massive Attack - Black Milk
Akira Yamaoka - Silent Hill 3 OST

IDM

Ну путать с EDM. Айдиэмщина - это своего рода Devil May Cry от мира электронной музыки. А именно, всяческие выкрутасы и комплексность во главе угла. Кому-то подобное кажется неслушабельной кашей, а кто-то погружается в этот мир странных звуков и постоянно меняющихся ритмов, и больше не может оглядываться назад. Как бы то ни было, в коммерческий продукт подобному попасть очень сложно. Или так было раньше. Ведь, если подумать, малюсенькие рекламные джинглы на известном канале 2x2 - не что иное, как idm. А с нынешней эпохой инди-игр, тем более не должно быть больше каких-либо преград. Но так ли это на деле?

Aphex Twin - 4
Osamu Sato - LSD Emulator OST

Breakcore

Лично я очень люблю этот жанр, и ох как его мне не хватает в играх. Да, он близок к некоторым вышеперечисленным, и при этом еще более экстремальный, а значит - маловероятен где-либо, кроме плюющих в мейнстримное лицо нишевых произведений (и босс-файтах японских аркад, ахах).

Venetian Snares - Number Seven
Kou Hayashi, Daisuke Nagata - Karous OST

Glitch

Продолжаем вспоминать электронный андеграунд :) Невозможно говорить про цифру, не вспоминая такое понятие, как глитч. Наверняка многие из вас неосознанно им занимались, пытаясь воспроизвести .exe-файл в WinAmp'е, и получая на выходе очень странный скрежет. На почве подобных шутливых экспериментов, использующих глюки и "сломанное использование" так или иначе возникла определенная субкультура, затрагивающая как визуальный арт, так и музыку. И очень странно, что игровые саундтреки оно практически обошло стороной, кроме редких исключений. Тем более удивляет, что спустя много лет мода на глитч стала проникать и в мейнстрим, включая даже телевизионную рекламу операторов мобильной связи. Ну и дела!

Oval - Store Check
Rez / Rez Infinite OST

Heavy Metal

Вы, наверное, возмущаетесь моим уклоном в электронные стили. Что же, поправим чуть-чуть ситуацию (хотя, если говорить по правде, не-электронных жанров, отсутствующих или очень редких в ОСТах, гораздо больше...). И вспомним про классический и традиционный хэви! Как ни странно, в игровую музыку относительно часто проникают другие представители "тяжеляка", начиная от альтернативного рока и заканчивая джентом. Но вот "старое-доброе" с ласкающими слух гитарными соляками и неповторимой энергетикой можно буквально по пальцам пересчитать, и большая часть heavy metal в играх - заслуга великолепных T's Music.

Motorhead - Ace of Spades
T's Music - Ginga Fukei Densetsu Sapphire

Thrash Metal

Раз уж заговорили о делах риффовых... Тоже не самый частый гость в звуковом сопровождении виртуальных миров. Иногда хочется именно этого, а не беспомощных всхлюпываний! Особенно в шутерах.

Destruction - Bestial Invasion
크래쉬 - Kingdom Under Fire Heroes OST

Death Metal

Чего уж теперь мелочиться, а? Поднимаем ставки еще выше... Опять таки, кроме как для темы босса или тематической арены в файтинге, у игровых композиторов (а точнее - у боязливых издателей) кишка тонка на подобное.

Cryptopsy - Slit Your Guts
Dominique Le Vack, Toshikazu Tanaka, Gennine Peirce - Gouketsuji Ichizoku 3 Groove on Fight OST

Metalcore

Кто-то уже, наверное, шутит про 50 оттенков рубилова. Ну что поделать? Засилье бластбитов и брейкдаунов мы в стороне оставлять не можем. Надеюсь, авторы игр тоже это понимают. Хотя бы в независимых кругах.

Norma Jean - Memphis Will Be Laid to Waste
Vagues Games - Cambria Sword OST

Black Metal

Вот, казалось бы, немало игр затрагивает оккультную тематику в качестве сеттинга или источника происхождения монстров. Doom, Heretic, всякое такое. Однако, спрашивается, почему в них не используется в качестве звукового сопровождения самый что ни на есть блэкыч? Цензура не пропустит?

Weakling - Cut Their Grain And Place Fire Therein
Lightning Swords of Death - Undead Knights OST

Post-Rock

Возможно, вашим ушам захочется теперь немного отдохнуть. Тогда перейдем к более мягкому звучанию. Как насчет взрыва эмоций, подпитанным долгими путешествиями? Тягучего ожидания, воздающим настоящим духовным катарсисом? Есть подходящий и для этого стиль. Правда, с игровым примером я на этот раз схитрю и поставлю замечательный трек из No Man's Sky. И хотя условно он вполне относится к этому жанру, в нем присутствует интересная смесь и из вышеупомянутых электронных стилей в том числе. А вот были ли в саундтреках образцы классического пост-рокешника - в этом я не уверен. Да, из "не-игрового" тоже подберу пример неочевидный. Про легендарные "Godspeed You Black Emperor!" все помнят, но как насчет почтения памяти отечественной "Босх с Тобой"?

Босх с Тобой - Dreams That Come A Thing
65daysofstatic - No Man's Sky OST

Math Rock

Не могу обойти стороной один из любимейших жанров. "Математический рок" впитал в себя множество отголосков различных стилей - в нем можно услышать оттенки и прогрессива, и джаза, и пост-рока с пост-хардкором опять таки. Но если вкратце - позитивная и приятная музыка, в которой часто используются не самые простые партии инструментов. Тактовый размер 7/4 или синкопа ритма - частый атрибут данного стиля. В игровых саундах он представлен практически никак, хотя выходило не так давно одно инди, заигрывающее с попытками попробовать капельку math.

Tera Melos - Melody 7
Fat Bard - Jet Lancer OST

Progressive Rock

Сказал А, скажи и Б. Уважаемого прародителя мы не могли оставить в стороне! Кажется, подходящий музыкальный стиль для наиболее пафосных и эпических свершений... Ну да, самое то для jRPG, походу.

Rick Wakeman - Catherine Of Aragon
Motoi Sakuraba - Shining the Holy Ark OST

Jazz Fusion

Джаз - это целый мир. Но есть ли ему место в играх? "Сегодня ты играешь джаз, а завтра Говарда продашь!" Впрочем, японцы опять умеют удивлять подражанию американской мечте 50х.

Джаз-оркестр п/у В. Коновалова - Предание Араратской Долины
Shinsekai Gakkyoku Zatsugidan - Art of Fighting 3 OST

Neoclassical Darkwave

Как насчет сжигающей все внутренние органы вашей тленной души меланхолии? Постепенное схождение с ума сопутствует героиням страшных сказок, не так ли...

Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows - May I Kiss Your Wound
Jarboe & Kris Force - The Path OST

Modern Classical

Нет, вы не должны это путать со слащавой "голливудской" оркестровкой. "Современная академическая музыка" - не то, что бы, удел снобов... Но для нее нужно определенное настроение и открытость слушателя. Возможно, именно в саундтреки подобное помещать легче, чем слушать отдельно. Но это уже обобщение, ведь это лишь условное обозначение внушительного пласта музыки. Которая вполне способна и восторгать, пробирая до костей и даже глубже.

Worrytrain - Apokalypsen
Hideki Sakamoto - Echoshift OST

Electroacoustic

Под конец, хочется снова вернуться ко всякой "экспериментальной дичи". Начнем с электроакустических экскурсов - появившихся еще в середине прошлого века попыток скрестить новые технологии (синтезатор или даже предшествующее ему оборудование типа модуляторов частоты) и звучание акустических по своей природе источников. Вроде бы дела давно минувших дней, но даже в играх что-то похожее разочек было. А может, то ли еще будет?

Stockhausen - Kontakte, Struktur I
Koji Ueno - Gadget Past as Future OST

Avant Folk

Даже если свести вмешательство электроники к минимуму, акустика все еще может быть весьма странной. Но есть ли место такому внутри современной цифровой среды, которой являются игры? Насколько необычной и "леворезьбенной" должна быть игра, чтобы подобное в нее вписалось? Ла-ла...

Світлана Охріменко, Олександр Юрченко - знаєш як, розкажи
Kota Hoshino - Evergrace OST

Detroit Techno

Да, скажете вы, техно само по себе довольно часто является завсегдатаем игровой музыке. Но-но, речь о конкретном сорте техно, родом из Детройта. Оно... жесткое, отстраненное, механическое. Одним словом - мерзавское. И именно такого бескомпромиссного тыц-тыц от воображаемого хладнокровного ассасина в саундтреках я ой как мало слышу.

Jeff Mills - The Bells
Hideyuki Eto, Kota Hoshino - Armored Core For Answer OST

Experimental

Ну, а иногда бывает и нечто, чей стиль вообще и не определить особо по признакам. Для таких случаев есть и тэг подходящий.

Ghost Eyes - Fear & Fever
Zuntata - G-Darius OST

Dark Ambient*

Изначально я хотел закончить этот длинный пост абсолютным шумом, но так и не смог найти хорошего примера видеоигрового noise-саундтрека, который при этом не был бы наполовину industrial (как кошмарные биты из Silent Hill 1), поэтому решил нагнать вконец успокаивающей темноты. И хотя сам по себе dark ambient не такая уж и редкая птица (спасибо хоррорам), заключительные примеры я постарался подобрать любопытные. От "не игр" - полностью акустический, записанный музыкантами в студии альбом от безумных джазмэнов под предводительством известного выдумщика Зорна. От "саундтреков" - просто один из любимых представителей жанра. Нет, на этот раз не роскошный Quake I от Трента Резнора, а нечто чуть более нишевое.

Naked City - Une correspondance
Masaharu Iwata - Baroque OST

Ну вот, теперь все. Да, можно было вспомнить еще различные милые сердцу и ушам жанры музыки, которые не так уж и часто встречаются в играх по той или иной причине. Но самое любимое конкретно для меня я более-менее перечислил. Надеюсь, тем из вас, кто неравнодушен к подобному, данная подборка доставила определенное аудиальное удовольствие. Или, быть может, кто-то выступит в комментариях с примерами других найденных в саундтреках редких стилей, или даже покажет что-то, о чем совсем не было упомянуто. В любом случае... слушайте нравящуюся музыку как в играх, так и вне их, да не бойтесь делиться любимыми произведениями с окружением!

4848
16 комментариев

Слушаю саундреки из игр вместо нормальных песен в плейлистах

4
Ответить

понимаю) 

1
Ответить

Обожаю, когда создатели стараются над саундтреками в играх

3
Ответить

Как же я обожаю электронщину из System Shock 2, бывало даже, что я просто так по палубам бегал бесцельно, чтобы лишний раз послушать годноту

3
Ответить

О да! Композитор, вроде, причем, муж Shodan (точнее, озвучивающей ее)?

Ответить

Самым лучшим саундтреком, который я когда либо слышал является саунд от Марка Моргана из Fallout 1 и 2. Он настолько неотделим от самой игры, что представить ее с каким то другим звуком я просто не могу.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить