Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Дизайнер уровней Crytek о приключениях Букера и Элизабет.

Левел-дизайнер Crytek Михаил Кадиков в своём блоге разобрал, как устроены локации Bioshock Infinite и какими приёмами её создатели направляют пользователя.

DTF публикует статью с разрешения автора.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Впервые в Bioshock Infinite я поиграл почти четыре года назад — меня сильно впечатлил атмосферный мир и то, насколько грамотно разработчики используют окружение для подачи сюжета. Недавно мне захотелось перепройти и внимательно изучить эту игру, что привело к покупке переиздания Bioshock Collection и двум тысячам скриншотов на жёстком диске. Результатом исследования стала сотня иллюстраций с самыми интересными дизайнерскими решениями.

Сюжет посредством окружения

Самая сильная сторона Bioshock Infinite, безусловно — образцово-показательная подача истории через окружение. Каждый уровень может похвастаться десятками отличных примеров.

Плакаты с изображением Пророка, статуи с торжественными надписями, киноавтоматы с агитационными роликами, сувенирные игрушки — всё это позволяет познакомить игрока с мифологией летающего города и рассказать о царящих там порядках.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Нейтральные персонажи часто выступают в роли «экскурсоводов», рассказывая толпе зевак интересные байки из истории города. Также персональным гидом периодически становится напарница главного героя, Элизабет, которая время от времени комментирует происходящее вокруг.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Один из уровней и вовсе представляет собой настоящий музей с анимированными экспозициями. В нём игроку расскажут о важных страницах истории Колумбии.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Обучение новым геймплейным механикам подано в виде сюжетного события, которое органично вписывается в повествование. В самом начале главный герой посещает ярмарку, где может пострелять в тире и поиграть в мини-игры со специальными способностями. Инструкции с правилами использования аттракционов представлены в виде табличек.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

В каждой палатке главного героя ждёт небольшая демонстрация — ему рассказывают о новейших технологиях (Голософон, Скайлайн, Механический человек) и показывают различные типы энергетиков (Вигоры).

Для продвижения по сюжету игроку нужно в обязательном порядке выпить «пробник» и загипнотизировать автомат, который откроет ворота к следующей секции уровня.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Интеграция сюжетного повествования в окружение позволяет создавать необычайно яркие, атмосферные и запоминающиеся образы.

Например, три письменных стола и лестница под вывеской реконструируют в голове игрока акт вандализма. А следы зверств — скальпы, прибитые к доске с надписью «Скажи нам, Пророк, ты видишь, как мы идем за тобой?» — характеризуют анархистов из Гласа Народа, как жестоких и хладнокровных убийц.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Фокусировка внимания

Чтобы игрок не пропустил ту или иную сюжетную сценку, дизайнеры уровней используют несколько любопытных способов.

Первый — популярный среди фотографов метод «кадр в кадре», когда элементы окружения создают естественную рамку, фокусируя таким образом взгляд на происходящем в кадре (скриптовая сцена, подбираемый предмет или ориентир). Примеры:

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite
  1. ​Главный герой впервые видит Элизабет через окно, спрятанное за прозрачным зеркалом.
  2. На входе в дирижабль взгляд игрока сфокусирован на статуе Пророка.
  3. В большинстве случаев скриптовые сценки запускаются сразу за дверным проёмом (на выходе из лифта).

Второй способ — это размещение скриптовых сцен в узких проходах, блокирующих продвижение игрока.

Например, практически все сценки с загадочной парочкой Лютесов делают невозможным продвижение вперёд. В итоге игрок неосознанно фокусирует всё своё внимание на диалоге персонажей.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Третий метод — создание препятствий перед входом на новую локацию, вынуждающих игрока их обходить.

Это обеспечивает фокусировку внимания на препятствии, которое может содержать как элементы сюжетного повествования (статуи, плакаты, аудиологи), так и припасы (аптечки, эликсиры, патроны).

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Четвёртый способ — размещение сцен повествования на развилках. Таким образом, вне зависимости от того, каким путём игрок пойдёт дальше, он обязательно усвоит всю необходимую информацию.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Пятый метод — использование лифтов с окнами для представления новой локации, что обязательно сопровождается сценками с участием нейтральных персонажей и диалогами между главным героем и Элизабет.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Локации с важными сюжетными сценами отсекают от предыдущих при помощи турникетов и перепада высот, что вынуждает игрока двигаться вперёд навстречу запланированному событию. Примеры:

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite
  1. Главный герой и Элизабет проходят через турникеты в помещение с дверью, запертой на кодовый замок. Из комнаты можно выйти, только подобрав листок с кодом к замку и посмотрев сюжетную кат-сцену (активация сигнализации и появление механической птицы).
  2. Перед сценой с преследованием Элизабет игрока «отсекают» от предыдущей локации перепадом высоты — фургоном, образующим естественный трамплин. ​

Атмосфера

Для создания эффекта погружения дизайнеры и художники используют классический набор приёмов.

Смена дня и ночи позволяет создать ощущение прогресса в повествовании. Игрок попадает в залитую солнцем Колумбию и, по мере продвижения сюжета, наблюдает смену дня и ночи несколько раз. При этом самые драматичные события происходят на закате или под покровом ночи.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

При помощи десятков скриптовых сцен и сотен нейтральных персонажей разработчики создают иллюзию социальной активности. В каждом районе города персонажи живут своей жизнью и по-разному реагируют на действия игрока и их последствия.

Например, после того, как в Колумбии начинаются беспорядки, самые зажиточные граждане в спешке покидают город, а работяги из бедных кварталов берутся за оружие.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Присутствие в игре детей всех возрастов позволяет сделать игровой мир ещё правдоподобнее.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Разработчики не стесняются затрагивать серьёзные темы и во всех деталях показывают общество, в котором расовая дискриминация — часть повседневной жизни.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Наличие в игровом мире диких и домашних животных оживляет игровой мир. Особый шарм паркам Колумбии придают летающие вокруг цветов миниатюрные колибри.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Отличный приём создания напряжения — наполнить комнату людьми, которые стоят на месте и внимательно наблюдают за действиями игрока.

Например, в эпизоде у билетных касс вы встречаете множество подозрительных персонажей, застывших в ожидании. Позже тайна их странного поведения раскрывается — по команде человека на кассе они достают оружие и нападают на главного героя.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Особую атмосферу игре добавляют многочисленные эпичные события:

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite
  1. Элизабет открывает порталы в другие измерения.
  2. Механическая птица уничтожает летающие корабли.
  3. Вооруженные силы Колумбии атакуют Нью-Йорк будущего. ​

Узнаваемые детали

Чтобы сделать локацию, похожую на какое-нибудь знаменитое место, вовсе не обязательно воссоздавать его в точности. Достаточно воспроизвести некоторые детали, формирующие шаблонный образ места.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Благодаря Эйфелевой башне на горизонте, иконической набережной Сены и архитектурным деталям (форма крыш и окон, вывески на французском), у игрока создаётся впечатление, что он исследует виртуальный Париж. Образ локации дополняют персонажи — это уличные художники, дамы с зонтиками и прыгающий мальчик с багетом.

Возвращение в Восторг вызывает дежавю. Разработчики сумели воссоздать все узнаваемые детали подводного города, показав их с впечатляющей стороны.

Коридорные локации превратились в многоуровневые просторные залы с гигантскими окнами и стеклянным полом. Архитектурный стиль развился и, благодаря округлым формам, стал ещё изящнее.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Появились локации, на которых можно встретить знакомых персонажей и посмотреть на мирную жизнь подводного города до того, как он погрузился в хаос.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Не была позабыта и ставшая классической для игр серии Bioshock фишка с «театром теней». При этом в Колумбии этот прием практически не используют.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Подсознательный конфликт

В процессе игры людям свойственно сравнивать виртуальное пространство с реальным, причём в большинстве случаев это происходит неосознанно. Иногда мельчайшие детали могут вызвать подсознательный конфликт с житейской логикой игрока и негативно сказаться на эффекте погружения.

Если посмотреть на изображение ниже, можно заметить, как бросаются в глаза три бочки с абсолютно одинаковым градусом вращения. Это происходит из-за того, что человеческий мозг очень легко замечает повторяющиеся элементы.

Чтобы сделать окружение хаотичнее и естественнее, после копирования объекта нужно в обязательном порядке вращать его на произвольное количество градусов. Только тогда предметы на уровне не будут походить на магазинные полки с аккуратно расставленными продуктами.

​

Ещё один распространённый грешок дизайнера уровней — это висящие в воздухе объекты. Здесь комментарии излишни, такого просто не должно быть.

Ощущение фальшивости окружения может вызвать и непостоянство масштаба объектов. Например, практически на каждом уровне можно встретить одну и ту же модель ворот с позолоченными узорами. Различие её размеров выдают персонажи, по сравнению с которыми ворота выглядят очень странно. В одном случае их размер просто огромен, а в другом — подозрительно мал.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Исследование

Исследование окружения в Bioshock Infinite — одно из основных занятий. Дизайнеры уровней стараются максимально эффективно использовать пространство, чтобы сделать интересным процесс его изучения.

Столы, шкафчики, прилавки, трибуны и барные стойки размещают в центре комнаты. Из-за этого игроку хочется заглянуть за каждый прилавок, где обычно его ждёт приятный сюрприз — аптечка, коробка боеприпасов или несколько монет.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Ещё один классический трюк — показать содержимое запертой комнаты через окно. Игроки не любят «котов в мешке», поэтому, прежде чем тратить драгоценные отмычки на вскрытие замка, им обязательно нужно знать, что они получат взамен.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

К особо ценным предметам (аудиологи, эликсиры, слитки золота) внимание игроков привлекают дополнительными источниками света и интересными объектами (манекены, игрушки, надписи на стенах, следы крови, тела людей).

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Игра линейна, но дизайнеры создают иллюзию свободы в исследовании окружения, разделяя пространство на два параллельно идущих пути (в итоге они приведут к одной цели).

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Препятствия

Иногда игроку приходится устранять препятствия с помощью определённой спецспособности.

К примеру, запитав электричеством генератор, можно активировать управление дверью. А при помощи заморозки — превратить фонтан воды в ледяной мост. Как правило, в таких местах есть автомат, обеспечивающий неограниченный доступ к эликсирам.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Препятствия в виде забора или запертых ворот можно преодолеть, используя аэрокрюк.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Визуальный язык

Благодаря визуальному языку игроку понимает статус объекта и способ взаимодействия с ним.

Все интерактивные контейнеры (мебель, сумки, ящики) имеют два хорошо читаемых состояния — «закрыт» и «открыт». Благодаря этому игрок даже на расстоянии может легко определить, содержит контейнер какие-либо предметы, или нет.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Похожий визуальный язык помогает определить статус дверей. Заблокированные двери закрывают специальными решётками, а ворота сковывают цепями. Для большей убедительности сверху вешают табличку «закрыто».

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Если табличка на решётке отсутствует, значит, дверь можно разблокировать — найти и запитать генератор, обычно связанный с дверью толстым кабелем.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Ещё один хороший пример использования визуального языка для обозначения игровой механики — круглые навесные замки. Их используют на дверях, сейфах и автоматических пушках. При наличии достаточного количества отмычек Элизабет взломает замок любой сложности.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Навигация

Досягаемые ориентиры помогают создать ощущение приключения и путешествия по миру. В каждой локации есть уникальный ориентир — гигантская статуя, светящаяся вывеска или высокая башня.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Главная достопримечательность Колумбии и её доминанта — статуя ангела, в которой долгие годы жила Элизабет. Именно туда направляется главный герой после прибытия в летающий город.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

По многочисленным плакатам и картам-схемам, мы можем не только определить своё местоположение, но и наглядно оценить масштабы игровых локаций.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Указатели привязывают к названиям районов и ближайшим ориентирам, что позволяет усилить ощущение погружения.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Прожектор используется в скриптовых событиях для динамического подсвечивания дверей и важных пультов управления.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Ещё несколько интересных примеров:

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite
  1. ​Находясь в темном помещении, игрок должен найти по кабелю генератор и отключить его.
  2. Следы призрака Леди Комсток ведут игрока в нужном направлении.
  3. Ярко-красная ткань, извивающаяся на ветру, привлекает взгляд ко входу в вентиляционный колодец.

Привлечь внимание игрока и указать направление движения также можно при помощи грамотного использования персонажей.

Например, чтобы сделать торговые автоматы заметными с большого расстояния, их снабдили механическими куклами. Заприметив главного героя, продавец начинает активно жестикулировать и подзывать его к себе.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Для блокирования некоторых путей также используют нейтральных персонажей, вежливо предупреждающих, что проход закрыт.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Если разместить перед дверью несколько объектов, которые визуально заблокируют проход, игроку сразу станет очевидно, что это тупик.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Боевой опыт

При встрече с противником дизайнеры оставляют за игроком право первым вступить в бой. Как правило, в такие моменты вражеские персонажи не догадываются, что за ними кто-то наблюдает и продолжают мирно беседовать.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Бои можно разделить на два типа.

Первый — это классическое поле боя с ярко выраженной линией фронта и возможностью захода с фланга через обходные пути.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Второй — сражения на аренах-песочницах, рассчитанных на циркуляцию по уровню и постоянное движение.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Создать преимущество в бою помогают интерактивные элементы окружения, поощряющие использование спецспособностей (поджечь лужу с мазутом, взорвать бочку с фейерверками, переманить на свою сторону механического пулемётчика).

Элизабет может телепортировать на поле боя по просьбе игрока ящики с боеприпасами, дополнительные укрытия, крюки для быстрого перемещения по вертикали и подкрепление.

​

Со временем к аренам-песочницам добавляют вертикальный геймплей — игрок получает доступ к подвесным рельсам. Обычно на арене используют от одной до нескольких зацикленных рельс; по ним можно оперативно перемещаться по локации в поисках укрытий и спрятанных боеприпасов.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Стелс

Во втором эпизоде дополнения Burial at Sea разработчики добавили новые игровые механики и сфокусировали геймплей на скрытном прохождении (в стиле Dishonored).

Повышенная уязвимость главной героини вынуждает игрока постоянно искать укрытия и передвигаться, пригнувшись. Появилась возможность нелетального устранения противников (удар крюком по затылку), которые в бессознательном состоянии начинают храпеть. Над головами персонажей появились иконки со статусом тревожности.

В арсенал игрока добавили арбалет, позволяющий усыплять врагов и отвлекать их шумовыми дротиками. Взлом замков и пушек превратили в мини-игру, которая в случае провала заканчивается активацией сигнализации. Появился и эликсир невидимости, с помощью которого Элизабет видит врагов сквозь стены.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Ходьба по лужам и разбитому стеклу стала опасным занятием — каждый шаг генерирует шум и привлекает внимание противников. Разработчики очень изобретательно подошли к созданию туториала — они разместили стекло и лужи в вентиляции, чтобы дать игроку возможность безопасно понаблюдать за реакцией вражеских персонажей, находящихся снаружи.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Уровни обзавелись выгодными позициями (люстры, козырьки, карнизы), с которых игрок получает возможность скрытно наблюдать за противником и планировать свои дальнейшие действия. Добраться до них можно через многочисленные вентиляционные шахты и подвесные крюки.

Острова Колумбии: чему можно научиться у BioShock Infinite

Даже спустя четыре года после выхода, Bioshock Infinite выглядит необычайно свежо и атмосферно. Секрет молодости кроется в выразительном художественном стиле и в грамотном использовании окружения для подачи сюжета.

3737
4 комментария

не люблю шутаны, т.к. их время для меня прошло давно, но Биошок зацепил своей визуальной составляющей и атмосферностью. Настоящий экстаз от увиденного. А если со временем ВР прикрутят, то вообще в нирвану унесет.

Спасибо за статью. Не хотелось чтобы кто либо из игавших забывал про Биошок...

Какая же это всё-таки профессиональная игра, и какой же хороший разбор)

Настоящая кладезь! Спасибо за статью.