Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями когнитивных способностей

Разнообразные вспомогательные функции и повсеместное упрощение передачи информации.

Автор YouTube-канала Game Maker’s Toolkit Марк Браун опубликовал четвёртое видео из цикла о том, как сделать игры доступными для людей с различными нарушениями. Прежде он рассказал о нарушениях слуха, зрения и мелкой моторики, а теперь — о том, как можно адаптировать игры для людей с проблемами когнитивных способностей, такими как эпилепсия, дислексия и трудности обучаемости. Мы выбрали из материала главное.

Во время игры может возникнуть ситуация, при которой органы чувств человека будут конфликтовать друг с другом. Это может происходить из-за противоречивых сигналов, которые поступают в мозг. Если глаза видят движение, а внутреннее ухо говорит, что человек сидит, то могут появиться симптомы морской болезни.

Особенно такой эффект заметен при игре в 3D-шутеры от первого и третьего лица. Нет какого-то единого способа справиться этим, поэтому разработчики обычно добавляют сразу несколько возможностей снизить негативный эффект. Например, плавающее оружие и камера, тряска экрана и motion blur. Также может помочь настройка угла зрения и чувствительности управления. Кроме того, для игр от первого лица важно наличие прицела, даже если в ней нет оружия.

«Плавающее» оружие может снизить негативные эффекты от игры в FPS

Разработчикам важно задумываться о неожиданных сменах ракурса: лучше сделать их более плавными, вместо быстрых переходов и приближений.

Другой важной темой в контексте видеоигр выступает сенсорная нагрузка. Яркие цвета, частые вспышки и большое количество двигающихся элементов могут оказать негативное влияние на широкий спектр людей с сенсорными проблемами, такими как аутизм, мигрени и фотосенситивная эпилепсия.

Сенсорная перегрузка в основном происходит из-за быстрых вспышек и постоянного движения. Поэтому важно, чтобы игра позволяла снижать их интенсивность. В Just Shapes & Beats есть возможность отключить вспышки. В Stardew Valley можно изменить интенсивность эффекта падения снега, что также может повлиять на сенсорную перегрузку.

Интенсивные вспышки могут негативно сказаться на самочувствии человека

Многие крупные компании используют инструмент The Harding Flash and Pattern Analyser, который позволяет проанализировать записанный кусочек геймплея на предмет наличия негативных эффектов.

Для того, чтобы у игроков с дислексией было меньше проблем с пониманием текстовой информации, нужно упрощать предложения и делать их наиболее лёгкими для восприятия. Также важно использовать подходящие шрифты — clean, sans serif; редко применять написание, при котором все буквы заглавные; оставлять полуторный интервал между строчками, а также не делать строки длиннее 70 символов. Кроме того, субтитры должны размещаться на едином текстовом поле, чтобы ничего не мешало воспринимать текст.

Существуют шрифты, которые созданы специально для повышения удобства чтения. Например, бесплатный Open Dyslexic или платный FS Me. Разработчики тайтла The Last Door добавили возможность выбора шрифта Open Dyslexic. По их словам, 14% пользователей, прошедших игру, использовали этот шрифт.

Важно помнить, что люди читают с разной скоростью, поэтому стоит избегать текстов, которые пролистываются автоматически.

Шрифт FS Me
Шрифт FS Me

Исполнительные функции описывают процесс того, как человек меняет свои решения в соответствии с контекстом ситуации. Люди с проблемами обучения могут испытывать трудности с этим, но существуют способы исправить эту ситуацию.

Во-первых, может помочь упрощение информации. Хорошее начало — простым языком сказать игроку, что нужно сделать. Например, в Assassin’s Creed Odyssey персонажи объясняют задачу в кат-сценах. А затем, игра в нескольких простых предложениях описывает суть квеста.

Этот текст останется на виду на протяжении всего задания, чтобы напомнить пользователю что от него требуется. Также в подобной системе игроку важно иметь возможность фильтровать информацию, чтобы выделять нужную информацию и скрывать ненужную.

Для некоторых пользователей внутриигровая навигация может оказаться проблемой. Чтобы помочь им, существуют мини-карты, путеводные знаки и даже большие указательные стрелки. Например, в Red Dead Redemption 2 есть возможность включить функцию GPS, которая красной линией будет показывать путь к цели. А функция помощника в Super Mario Odyssey рисует голубые стрелки на земле, которые ведут к следующей части игры.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями когнитивных способностей

Обучение помогает всем пользователям понять, по каким правилам работает игра. При этом, важно дать людям перепроходить обучение в любой момент или хотя бы дать быстрый доступ к инструкциям через меню. В тайтлах со сложным интерфейсом, например, как в Cities: Skylines, важно добавить функцию всплывающих окон, которые будут напоминать нужные вещи.

Также отлично помогают режимы практики. Множество соревновательных игр предлагают отдельный режим, в котором пользователь может потренироваться в определённых условиях или сразиться с ботами. Важная черта таких режимов — они позволяют отточить навыки в среде, свободной от стресса.

Это же работает и в одиночных играх. Например, хаб в Super Mario 64 даёт возможность пользователям научиться всем трюкам и попрактиковаться в безопасной обстановке. Или загрузочный экран в Bayonetta, который позволяет попробовать разные комбо перед боем.

Загрузочный экран в Bayonetta 2 даёт игрокам возможность попробовать различные комбо

Пауза зачастую позволяет игрокам передохнуть и решить, что делать дальше. Экран паузы может содержать полезную информацию, например, данные по актуальной задаче. Некоторые игры делают паузу частью геймплея. Например, в Sims пользователь может остановить время, чтобы осмотреться. Или в Fallout, в котором режим VATS превращает шутер в более тактическую игру.

Некоторые тайтлы предоставляют возможность поменять скорость геймплея. Например, в Celeste можно понизить скорость всего происходящего, благодаря чему, совершать прыжки становится намного проще.

Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями когнитивных способностей

Сохранение вручную позволяет игрокам, например, пробовать разные стратегии, для того, чтобы найти самый безопасный и эффективный способ решить задачу. Если же у сохранений присутствуют скриншоты, то это может помочь пользователям быстрее найти нужный файл.

Выбор сложности даёт пользователям возможность попробовать разные условия игры. Обычно тайтлы предлагают выбор между «лёгким», «средним» и «тяжёлым» режимами, которые могут отличаться лишь уровнем здоровья и силой атаки противников, или же могут определять степень их наблюдательности в стелс-играх.

Некоторые тайтлы предлагают достаточно тонкую и подробную настройку сложности. Например, в Dishonored пользователь может выбрать даже степень отваги врагов.

В Dishonored 2 есть множество настроек для того, чтобы сделать игру максимально комфортной для прохождения
В Dishonored 2 есть множество настроек для того, чтобы сделать игру максимально комфортной для прохождения

В Soma есть возможность полностью отключить врагов, а в Furi игрок может стать неуязвимым, поэтому битвы с боссами не вызывают страх неудачи.

Сделать игру доступной для людей с проблемами когнитивных способностей — не очень сложная задача. При разработке лучше всего сесть за прохождение вместе с человеком, который испытывает определённые трудности, и вместе отмечать все спорные аспекты, которые мешают получению игрового опыта. Благодаря такому подходу, можно заранее решить множество потенциальных проблем.

5353
23 комментария

В Soma есть возможность полностью отключить враговБлин, не знал. Ещё во время игры подумал, что просто ходить по полузаброшенной станции было бы приятнее, чем играть в прятки.

6
Ответить

Эта фича появилась не сразу. Сначала был мод, а потом его добавили в игру.

9
Ответить

"Как сделать игру доступной для игроков с нарушениями когнитивных способностей"
Добавить в неё королевскую битву.

8
Ответить

сегодня со мной уже ничего лучше этого комментария не случится

1
Ответить

Ммм... Эйблизм это смищно, да... (Нет)

Ответить

Интенсивные вспышки могут негативно сказаться на самочувствии человекаМне даже будучи относительно здоровым неприятно смотреть.

5
Ответить

Я вообще считаю, что большая часть этих советов подходит и для пользователей, которые не имеют проблем со здоровьем. С такими решениями просто комфортнее играть.

9
Ответить