Почему музыка в The Elder Scrolls такая изумительная — объясняет музыкальный учитель

Про техники, приёмы и творческий подход Джереми Соула к саундтрекам Morrowind, Oblivion и Skyrim.

Написал andre500
Специально для торговой площадки FunPay
Почему музыка в The Elder Scrolls такая изумительная — объясняет музыкальный учитель

О музыке из The Elder Scrolls было сказано уже очень много. Она прошла проверку временем, а композитор Джереми Соул увековечил своё имя в истории саундтрека к видеоиграм.

Но что именно делает музыку TES такой особенной? Сам автор не спешит раскрывать свои секреты, поэтому здесь мне поможет моё композиторское чутьё: с 2019 года я пишу академическую музыку и даю частные уроки по теории музыки и игре на фортепиано, с 2024 — преподаю в сельской музыкальной школе, где руковожу детской композиторской студией.

В этой статье вы узнаете о музыкальных приёмах, благодаря которым многие (и я в том числе) влюбились в музыку TES — и уже не смогли её забыть.

Геймер-пианист

Джереми Соул рос в творческой семье: его отец был учителем музыки, а мать — художницей. В возрасте пяти лет будущего композитора захлестнул интерес к симфоническому оркестру, что переросло в профессиональное обучение игре на фортепиано.

Будучи уже состоявшимся музыкантом, Соул видел себя в роли концертирующего пианиста, но совмещать постоянные гастроли с другим его интересом — сочинительством музыки — было невозможно, поэтому он выбрал последнее. И сразу же решил для себя, что хочет писать музыку для видеоигр.

Почему музыка в The Elder Scrolls такая изумительная — объясняет музыкальный учитель

Композитор осознавал, что музыка в играх должна быть не просто красивой, но и выполнять важные функции: рассказывать историю, создавать атмосферу и погружать в виртуальный мир. Чтобы добиться поставленных задач, Соул собрал целый арсенал выразительных музыкальных приёмов из классической и популярной музыки.

Тихо, сейчас припев будет

Наверняка в вашем плейлисте есть хотя бы одна песня на иностранном языке, перевод которой вы не знаете, но это не мешает вам ею наслаждаться. Она понятна на совершенно другом уровне — эмоциональном. Можно, к примеру, послушать песню Despacito, не зная испанского, но ритм и интонации голоса наверняка вызовут у вас ощущение лёгкости и праздничного настроения.

Вы чувствуете эмоции и не задумываетесь о смысле музыки благодаря собственному слушательскому опыту — привычке к определённому звучанию. Формируется слушательский опыт на протяжении всей жизни, когда из незнакомой музыки вы неосознанно запоминаете особенности её звучания — ритмы, инструменты, какие части в ней есть и как они чередуются. В дальнейшем вам будет легче понять похожую музыку от других исполнителей.

Почему музыка в The Elder Scrolls такая изумительная — объясняет музыкальный учитель

Возьмём для примера куплетно-припевную форму. Возможно, вы даже не слышали о таком музыкальном термине, но практически любая популярная песня построена за счёт чередования куплета и припева. Такое строение музыки позволяет слушателю предугадать, что будет дальше.

Саундтрек TES действует по тому же принципу узнаваемости и предсказуемости: сначала Соул даёт для разогрева простую и запоминающуюся мелодию, а затем повторяет её снова и снова, используя для этого разные инструменты. Более того, каждое повторение звучит мощнее предыдущего — за счёт нарастания громкости и добавления новых инструментов. Так мелодия прочно закрепляется в вашей памяти, и если в следующий раз вы услышите её где-то ещё, то сразу же сможете распознать (а если не услышите, то сможете по памяти напеть).

Nerevar Rising

Аналогичный приём встречается в каждом саундтреке TES. Очень много повторяющихся элементов можно услышать в композиции Fall of the Hammer из Oblivion.

Fall of the Hammer

В саундтреке Dragonborn (Theme) из Skyrim мелодия отдана мужскому хору — и это здорово запоминается.

Dragonborn (Theme)

А вот пример многократно повторяемой мелодии из классической музыки: «Падеде» из балета «Щелкунчик» Чайковского.

Щелкунчик, Act II, Op. 71: No. 14, Падеде

Дух средневековья

Обычно музыка, которую мы слышим в поп-культуре, написана либо в мажоре, либо в миноре — это два самых распространённых музыкальных лада, то есть способов организовать звуки по высоте, чтобы создать определённое настроение. Их можно представить как палитру красок: мажор звучит «светло» и весело, минор — «тёмно» и грустно.

Но так было не всегда. В старинной музыке, например в Средневековье и Ренессансе, использовалось целых семь ладов: ионийский (аналог мажора), эолийский (аналог минора), а также дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и локрийский — каждый со своим особым звучанием.

А ещё раньше, до того, как были придуманы лады, музыканты руководствовались принципом «эта последовательность звуков звучит красиво — давайте её и использовать». Такой подход получил название модальность. Со временем композиторы стали отдавать предпочтение определённым модальным системам — так появились лады. А ещё позже из всего этого многообразия популярными остались только мажор и минор.

Композитор TES тоже использует старинные лады и модальность. Например, King and Country в Oblivion написана в дорийском ладу.

King and Country

From Past to Present из Skyrim тоже использует дорийский лад: кажется, он больше всего нравится композитору.

From Past to Present 

А музыка Blessing of Vivec из Morrowind — модальная. Именно в Morrowind модальный лад встречается чаще, чем в других играх серии.

Blessing of Vivec

В современном мире такие приёмы чаще всего используют, чтобы передать атмосферу прошлого — например, в саундтреках к фэнтези или историческим фильмам. Но бывают и неожиданные исключения: например, песня Earth Song Майкла Джексона так же, как и саундтрек Oblivion, написана в дорийском ладу.

Earth Song

Ощущение недосказанности

Чтобы мелодия из саундтрека застряла у вас в голове, композитор специально наращивает мощь звучания… а потом — обрывает. И начинает всё сначала. В этом и кроется сила музыки Джереми Соула: он не завершает мысль и заставляет слушать дальше. В музыкальной теории этому есть своё объяснение.

Вы уже знаете, что такое лад. Внутри каждого лада есть ещё один уровень оттенков — тональности. Это как если бы один и тот же цвет можно было бы сделать ярче, холоднее или теплее.

Почему музыка в The Elder Scrolls такая изумительная — объясняет музыкальный учитель

Любая тональность — это набор из семи звуков. Некоторые из них кажутся слуху особенно стабильными и «родными» — их называют устойчивыми ступенями, потому что именно они формируют основу тональности. Остальные звуки создают напряжение и ожидание — это неустойчивые ступени.

Соул активно этим пользуется: он завершает мелодию на неустойчивой ступени, чтобы снова втянуть нас в тот же музыкальный цикл, но уже с устойчивого звука.

Мелодия с 0:26 заканчивается на 0:48 на неустойчивой ступени. Далее её подхватывает другая мелодия, которая звучала в самом начале трека

В саундтреках Skyrim есть композиции с очень короткими по времени звучания мелодиями. К примеру, в The City Gates мелодия длится всего лишь восемь секунд, заканчивается на неустойчивой ступени и начинается заново.

The City Gates

В композиции Silt Sunrise из Morrowind мелодия строится ровно по такому же принципу, что и прошлые примеры.

Silt Sunrise

В классической музыке такое тоже встречается: например, в первой части второй Симфонии Бородина. Главная тема (с начала до 0:47) заканчивается на неустойчивом звуке и повторяется ещё раз.

Symphony No. 2 in B minor - 1. Allegro

Красота полифонии

Музыка Средневековья кардинально отличалась от того, что мы слышим сейчас — и дело не только в разнообразии ладов. В ту эпоху музыкальные тренды диктовала церковь, и в основном исполнялись только духовные сочинения — хоралы и органумы, песнопения для большого состава певцов.

Пример хорала

Если хорал на раннем этапе представлял собой одну мелодию, которую пели все вместе, то в органуме у каждого певца могла быть своя партия. Так рождалась полифония — способ сочинения музыки, где одновременно звучат несколько мелодий, одинаково важных.

Пример органума

Полифоническая музыка может получиться невероятно красивой, но написать её без подготовки почти невозможно: чтобы все мелодии сочетались друг с другом, нужно следить, как они движутся — вверх или вниз, плавно или перескакивая с одного звука на другой. Любое неверное решение композитора превратит музыку в «кашу». А ещё важно учитывать стилистику времени: каждая эпоха предлагала свои правила, по которым должна была звучать полифония — от этого зависел и её характер.

В Peace Of Akatosh из Oblivion полифония в стиле органума звучит особенно правдоподобно: здесь задействован только хор.

Peace Of Akatosh

А вот в Dawn из Skyrim к хору присоединяется симфонический оркестр — и не в качестве фона, а как ещё один самостоятельный голос.

Dawn

Такой же музыкальный пример можно найти в Morrowind — композиция The Prophecy Fulfilled.

The Prophecy Fulfilled

Реприза

Закончим этот разбор тем, с чего начали — с саундтрека Nerevar Rising из Morrowind. Только теперь он звучит немного иначе, а в названии трека появилось слово Reprise.

Nerevar Rising (Reprise)

Чтобы вам не листать — вот трек из начала статьи.

Термин reprise, или по-русски реприза, пришёл из классической музыки и означает повторение какого-либо раздела композиции — либо даже всего произведения. Реприза может быть точной, тогда повтор звучит без изменений. Но нередко композиторы вносят в неё небольшие изменения, чтобы подчеркнуть развитие музыки. Это можно сравнить с персонажем фильма, который по ходу сюжета приобретает новый жизненный опыт, меняется в характере, но его черты внешности остаются такими же, и мы не перепутаем этого героя с кем-то другим.

Отличатся два трека временем звучания: там, где в Nerevar Rising музыка завершалась, в репризе начинается новая. В классике такой приём называется кода: это как послесловие, продолжение уже после логической точки.

Пример из классической музыки: Концерт №20 для фортепиано с оркестром Моцарта. Кода начинается с 06:34

Но и кода в Nerevar Rising Reprise не заканчивается по-настоящему: звучит неустойчивый для тональности звук. Композитор не ставит точку, как в первом треке — здесь он предпочитает многоточие.

Джереми Соул проделал с саундтреком The Elder Scrolls колоссальную работу. Он взял лучшие приёмы из классики и популярной музыки, смешал их вместе и получил рецепт цепляющего саундтрека. Что-то из перечисленного в статье работает в первую очередь на стилистику средневековой эпохи, вплоть до использования старинных ладов и полифонической техники. Но общий скелет каждого саундтрека выполнен так, что музыка будет понятна каждому.

Не маловажную роль в запоминании музыки из TES играет мелодия. И есть две причины, почему это работает: во-первых, сам композитор постоянно её повторяет. Это музыкальное правило существовало во все времена, ведь наш мозг лучше усваивает то, что слышит или видит постоянно.

А вот вторая причина — сложнее и глубже. Как и в любом виде искусства, в музыке наряду с приёмами и теорией всегда есть что-то неуловимое. Что-то личное, что резонирует именно с вами. В моём случае это «личное» проявилось в саундтреках с участием хора: для меня человеческий голос — самый пронзительный музыкальный инструмент.

Попробуйте и вы поделиться своими мыслями в комментариях, почему вам полюбилась музыка из The Elder Scrolls? А если она наоборот не нравится — тоже расскажите об этом. Или может вам интересно почитать разбор какого-то другого культового саундтрека? Предлагайте свои варианты.

215
18
8
2
2
1
1
114 комментариев