Kingdom Come: Deliverance II - Даниэль Вавра подарил нам одну из лучших RPG в истории
Он выдал редкий пример сиквела, который не просто улучшает оригинал, а доводит заложенные идеи до совершенства. Из условной «местечковой» РПГ проект вырос в по-настоящему взрослую, глубокую и реалистичную игру без магии, избранных героев и фэнтезийной чепухи, которой в последнее время стало уж слишком много, хоть я и люблю подобные игры, но лично мне не хватало такого обособленного, приземленного проекта, как KCD 2. И это та игра, которая превзошла все ожидания и сотворила настоящий прорыв в жанре
Warhorse Studios создали мир, где ты не турист, а полноправный участник событий: крестьяне, рыцари, политики — все реагируют на тебя логично и органично, а сюжет крутится вокруг реалистичных конфликтов, которые интересно не просто наблюдать, а переживать. Особенно порадовали диалоги: живые, остроумные, с аутентичной подачей. Все на высоте, персонажи — колоритные и харизматичные, без шаблонов и фальши
На первый взгляд, история о местечковых разборках выглядит мелкой. Но это только на первый взгляд. Через личные трагедии и сомнения Генри нас погружают в грязную, но реалистичную политическую борьбу при дворе короля Вацлава и Сигизмунда. Здесь нет спасения мира или тому подобной заезженной хрени — только власть, амбиции, предательства, и вопрос: «Что ты сам готов ради цели?». Иногда даже не можешь понять, на чьей ты стороне, и это прекрасно. Напряжённые сцены допросов, ночные вылазки, захват замков, осады, обороны — сюжет ощущается как качественный и дорогой исторический сериал
И также каждое взаимодействие с нпс — это удовольствие. Не потому что тебе выдают экспу, а потому что с тобой разговаривает человек, а не квестовый автомат. Генри — один из лучших протагонистов в РПГ. Он живой. Его путь — не путь избранного, а путь человека, оказавшегося в водовороте событий. Его голос, мимика, манера речи — настоящий живой персонаж. Его отношения с другими — не просто «варианты диалога», а история взросления, доверия, дружбы и предательства
Геймплей стал удобнее и цельнее: боевка наконец ощущается как боевка, а не мука — система ближнего боя по-прежнему сложна, но теперь она дарит удовлетворение, особенно в дуэлях. Она всё ещё требует терпения: ни о каком спаме ударов речи не идёт. Но теперь есть расширенные тренировки, новый тип контратак, улучшенные анимации и понятная обратная связь. В схватке с хорошо обученным противником, всё решает не сила, а точный тайминг. И когда ты побеждаешь — ощущение триумфа непередаваемое, даже спустя 100 часов
РПГ-составляющая не сводится к банальным уровням. Важно, как ты одет, кто тебя знает, как говоришь. Один и тот же квест можно выполнить через силу, обаяние или хитрость. И все побочные задания — ручная работа, с уникальными диалогами, моральными дилеммами и даже механиками. Настоящие мини-истории, порой они лучше основного сюжета в других играх. Ну и какая же тут восхитительная прокачка навыков, после этой игры мне будет тяжело играть в очередных недорпг Ассассинов и тому подобные калы
Ну и что безусловно поражает — это подход к открытому миру. Он тупо шедевр, как в RDR 2, без преувеличений. Мир огромен, но живой — в нем хочется жить, бродить, охотиться, ковать, торговаться, воровать, учиться, просто наблюдать. Маленькие деревушки, заброшенные мельницы, монастыри, крепости — всё ощущается не как декорации, а как логично вплетённые элементы быта. Этот мир не прогибается под игрока, он существует сам по себе. И это вызывает почти детское восхищение. Также исследование поощряется через события, встречи, тайники и т.д.
Это одна из тех РПГ, которые не требуют огромных exposition-блоков и лора, чтобы быть интересной. Она рассказывает не выдуманный эпос, а показывает, как могла бы выглядеть твоя жизнь в 15 веке. И это делает игру по-настоящему уникальной. Даниэль Вавра и его команда не просто сделали хорошую РПГ. Они создали опыт, который буквально проникает под кожу. История, персонажи, боёвка, механики, локации — всё работает в унисон. Это просто величие
Хочется больше таких проектов. Честных. Без пафоса. Без избранных героев. Только история, мастерство и любовь к своему делу. И если индустрия всё ещё способна рождать такие игры — значит, не всё потеряно
P.S. Об этой игре ещё можно много чего написать, рассказать и расписать, но я постарался пройти по самым важным элементам и очень коротко, чтобы вообще объяснить, почему меня игра так сильно влюбила в себя