Настольная игра "La Cosa Nostra"

Карточная игра про боссов мафии, способная разрушить семьи, дружбу и отношения, с конкуренцией, кооперацией, блефом и дипломатией. Разберем основные механики и оценим, насколько хорошо они укладываются на сеттинг Cyberpunk 2077.

La Cosa Nostra – соревновательная карточная игра про мафию, где выигрывает тот игрок, который накопит к концу игры больше денег. Для этого необходимо расширять свой бизнес, нанимать гангстеров и заключать сделки по отмыванию средств с другими игроками. Особое внимание уделено переговорам между игроками, игра одновременно поощряет как кооперацию, так и предательства с обманом и шантажом.

Компоненты

Игра карточная, они же составляют основу механик. Для простоты понимания разделим их на две основные категории.

Вместо дела на гангстера можно поместить карту бизнеса с рынка, тем самым запланировав покупку.
Вместо дела на гангстера можно поместить карту бизнеса с рынка, тем самым запланировав покупку.
  • Расположенные на игровом поле в открытую – карты гангстеров и бизнесов. Это основные активы игрока. Гангстеры делают грязную работу, а бизнесы приносят деньги.
  • Хранимые на руках в закрытую – карты дел и влияния. Первые отражают занятия гангстеров, а вторые используются как ситуативная помощь своим или помеха чужим.
  • Дополнительные элементы – кубики д6, жетоны денег, маркеры сделок, карты монополий и босса мафии. Им особого внимания уделять не будем, здесь это лишнее.

Правила

В начале игры каждый игрок получает карты гангстеров, бизнесов, дел и влияния, а также стартовый денежный капитал. Карты бизнесов выкладываются в открытую и приносят пассивный доход в конце игрового раунда (всего игра длится 4 раунда). Они могут представлять собой недвижимость, фирмы или полезных предпринимателей и необходимы для выполнения карт дел. Все игроки видят, у кого какие активы в наличии.

Чем больше гангстеров, тем больше можно выполнить дел за раунд.
Чем больше гангстеров, тем больше можно выполнить дел за раунд.

Второй основой активов игрока являются гангстеры, они также выкладываются перед игроком. В начале раунда на этапе планирования игрок распределяет на каждого из них в закрытую по одной карте дела с руки, которая представляет собой что-то из всего многообразия грязных или полулегальных занятий мафии.

Самыми мирными делами является отмывание денег. Для выполнения таких работ нужно на кубиках д6 проходить проверки, указанные на карте и получать деньги в случае успеха. Но перед этим необходимо убедиться, что у игрока есть все указанные в требованиях бизнесы. Без этого работу выполнить не выйдет, но можно договориться использовать бизнес другого игрока.

Другой тип дел – направлен против игроков. Это - ограбление, саботаж бизнеса, покушение на гангстера, переманивание предпринимателя и многое другое. Успех этих дел также определяется бросками кубиков, а все результаты и последствия описаны на самих картах.

Последний тип дел – редкие карты реакций, которые позволяют перехватить чужой заработок с дела или устроить ловушку для гангстера неприятеля во время покушения.

Настольная игра "La Cosa Nostra"

Как только все игроки распределили дела по всем своим гангстерам, начинается этап действий. Теперь игроки по очереди отыгрывают запланированные дела своих гангстеров. Притом, запланировать можно все что угодно, даже если у вас на это нет средств, в таком случае карта дела просто сбросится. Т.е. можно запланировать действия так, чтобы за счет одних приобрести деньги на выполнение других. Отчего любое вмешательство со стороны может спутать все планы.

Вот здесь и начинается самая яркая часть игры. Так как карты дел размещены в закрытую, игроки не знают точно, у кого что в планах, а значит, они могут угрожать, торговаться, запугивать и одновременно блефовать. Можно пригрозить покушением на гангстера другого игрока, запросив откупные и при этом не имея соответствующей карты на столе. Можно торговаться за долю или конкретную сумму, одолжив чужой бизнес для своего дела, оплатить сразу или потом. Притом можно и обмануть, не выплатив обещанного, или попросить денег в долг, договориться играть в коалиции и т.п.

Здесь полная свобода дипломатии.

Разнообразие вносят карты влияния, которые могут играться с руки в разные моменты времени. Они могут как усложнить проверки оппонентам, так и облегчить себе, подсмотреть чужие карты дел, предотвратить смерть своего гангстера и т.п.

Гони мне свой гараж за 1к или я насру в штаны.
Гони мне свой гараж за 1к или я насру в штаны.

Когда все дела выполнены, наступает этап выплат, в который игроки получают пассивный доход за активные бизнесы, добирают карты дел и влияния на руки, а также могут нанять дополнительных гангстеров. Затем наступает новый раунд и так до победного.

На этом собственно и все. Выше описано ядро игры. Можно добавить, что гангстеры различаются по силе, которая отражается в количестве бросаемых кубиков при проверках (от 2 до 4). Бизнесы разделены на категории, и, если у одного игрока однотипных карт бизнесов больше, чем у всех остальных вместе взятых, то он получает карту монополии, дающую солидный куш в конце каждого раунда, если он все еще остается монополистом.

Игравшие говорят, что обычное дело, когда во время партии двое игроков закусываются и втягиваются в бесконечный цикл взаимной мести, устраняя гангстеров и грабя друг друга, тем самым сильно теряя в финансах, пока остальные зарабатывают и кооперируются.

В конце побеждает тот, у кого больше денег, гангстеров и бизнесов. Дополнительные финансы начисляются за убитых гангстеров противника. Игра в своих механиках настроена на то, чтобы поощрять как кооперацию, так и конкурирование игроков, совмещая лаконичную простоту правил и комплексность стратегий игры. Это впечатляет.

Причем тут киберпанк

Только картинки на нейрохрючево поменять и не отличишь.
Только картинки на нейрохрючево поменять и не отличишь.

Данную концепцию можно легко переработать, например, под конкуренцию мегакорпораций в сеттинге киберпанка. Тут уже есть все: шпионаж, бизнесы, ограбления колонн, устранение конкурентов, переманивание специалистов. Заменить гангстеров на агентов служб безопасности, добавить импланты как модификаторы их прокачки, может, ввести тот же контроль территорий районов города вместо монополий. И игра будет передавать вайб лицемерных корпораций, сотрудничающих на публике и втыкающих ножи друг другу за фасадом.

В общем, игра топовая, жаль, что ее сейчас трудно достать в переводе. Остается только отлавливать на барахолках.

P.S. У меня еще возникала идея, что в особо обидчивых группах игроков можно вводить колоду ролей с целями наподобие "предай игрока справа" или "обмани игрока напротив".


Таким образом элемент конкуренции из акта личной агрессии превратится в цель катки, что послужит сглаживающим фактором от обидок.

6
1
1
6 комментариев