«Убить или не убить, вот в чём вопрос»: как Slay the Princess пленила моё сердечко
В Голливуде существует некое негласное правило при отборе сценариев — если первые десять страниц сценария, соответствующие примерно десяти начальным минутам фильма, в достаточной степени не увлекли читающего продюсера, то такому сюжету лишь «почётное» место в мусорной корзине.
Игра, о которой пойдёт речь в многочисленных абзацах ниже, прошла бы такой отбор изящно, легко и непринуждённо. В этом обзоре я постараюсь рассказать вам, как визуальной новелле Slay the Princess виртуозно удаётся с первых минут захватить внимание игрока похлеще (даю руку на отсечение), чем некоторым играм куда более динамичных жанров, и к чему это может привести.
*Для большего погружения рекомендую включить заглавную композицию чудеснейшего саундтрека Slay the Princess.*
«Ты стоишь на лесной тропе. В конце этой тропы избушка. В подвале избушки сидит принцесса. Твоя задача — покончить с ней. Если не справишься, наступит конец света.
Хочу тебя предостеречь... Она будет лгать, морочить тебе голову и делать всё возможное, чтобы помешать тебе покончить с ней. Не верь ни единому её слову».
С этой на первый взгляд тривиальной, но весьма интригующей задачи, поставленной перед игроком, берёт своё начало первая глава Slay the Princess под названием «Герой и принцесса». Провокационное задание нейтрализовать неизвестную и почему-то опасную Принцессу нам даёт некий бестелесный Рассказчик. Он — одно из трёх главных действующих лиц, а потому будет сопровождать Героя на протяжении всей игры, комментируя действия игрока и окружающую обстановку,
а также иногда непосредственно оказывать влияние на происходящее НЕВЕРЬЕМУНЕВЕРЬЕМУНЕВЕРЬЕМУНЕВЕРЬЕМУНЕВЕРЬЕМУНЕВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУВЕРЬЕМУ.
Природа происхождения Рассказчика вообще не ясна, как и его мотивы. Кроме того, игра через призму его ответов на ваши сами собой напрашивающиеся вопросы в духе «Что тут вообще творится?» будет давать весьма и весьма уклончивые объяснения происходящего. Надо С-Р-О-Ч-Н-О убить Принцессу, и всё тут.
Потому вскоре в поисках более вразумительных ответов вам захочется быстрее посетить вышеупомянутую избушку, где должна произойти судьбоносная встреча с загадочной Принцессой.
Надо сказать, многочисленные выборы из (Опций) и [Действий] в Slay the Princess оказывают значительное влияние на то, что будет происходить с героями дальше. Потому, например, в эпизоде со скриншота стоит несколько раз подумать, действительно ли хочешь ты брать с собой клинок в подвал: это же всего лишь принцесса, разве она может быть так опасна? С другой стороны, Рассказчик сказал, что она способна устроить конец света, и ей категорически нельзя доверять...
Я не могу без серьёзных спойлеров рассказать про первую встречу с Принцессой и не стану, поскольку этот значимый игровой момент нужно обязательно прочувствовать самому, полагаясь только на свои доводы и интуицию. Я например, чертовски запаниковал при первом прохождении и дал слабину, что привело к печальным последствиям.
Что тут скажешь — игра умеет в мастерское нагнетание интриги и саспенса. А ещё Slay the Princess — это не в последнюю очередь произведение про то, что у каждого твоего выбора есть последствия. И тебе придётся столкнуться с ними лицом к лицу.
Хельгер: Ты стоишь на лесной тропе. В конце этой тропы избушка. В подвале избушки сидит принцесса. Твоя задача — покончить с ней. Если не справишься, наступит конец света.
Хельгер: Хочу тебя предостеречь... Так, стоп, минуточку...
Хельгер: Вот это да, по всей видимости, я стал Рассказчиком в своём обзоре... Пу-пу-пу-пу-пу-пу... Ладно, будем считать, что смена формата метафорично показывает необратимые изменения, что таит в себе вторая глава игры.
Голос Скептика: Да-да. Меньше рассусоливай, пожалуйста, спасибо. Просто продолжай обзор, работая на погружение читателя. Ещё можешь меня представить. И не забудь про детали игры, про которые почему-то напрочь забыл в первой главе.
- (Опция) Это шутка какая-то?
Хельгер: Никаких шуток, я здесь, чтобы рассказать тебе про игру Slay the Princess.
- (Опция) Что ещё за Скептик?
Хельгер: О, это чертовски хороший вопрос! Рассказчиком, Героем и Принцессой персонажи игры не ограничиваются. По результатам твоих действий в первой главе в дальнейшем к тебе может присоединиться целый отряд личностей, которые будут являться фактическим отражением твоих прошлых деяний. Среди них, например, есть Скептик, Упрямец, Влюблённый и тому подобные.
Голос Скептика: Вообще-то я вижу, что вы тут меня обсуждаете.
Хельгер: Да помолчи ты пару минут. Тут у человека наверняка появились вопросы, так что не стесняйся, спрашивай.
- Ты упоминал про какие-то необратимые изменения во второй главе. Что это значит?
Хельгер: Это одна из интереснейших фишек игры. Каждое твое решение влияет на облик и характер Принцессы и окружение в обозримом будущем. Принцесса «запоминает», как ты поступил с ней, и в вашу следующую встречу будет выглядеть и вести себя соответствующе. Существует аж двадцать с лишним обличий Принцессы, которых ты можешь повстречать. И даже музыкальное сопровождение у каждой из них разное!
Хельгер: Лично мне, например, прямо запали в душу ипостаси Ведьмы, Лезвия, Кошмара и Шипов.
Голос Скептика: Кхе-кхе, кажется, ты забыл сказать, что меняется не только облик Принцессы.
Хельгер: Что ты имеешь в виду? А-а-а, понял, речь про голос. Действительно, со сменой внешнего вида также кардинально преображается манера речи Принцессы. То же можно сказать про внутренние голоса Героя — Параноика, Упрямца, Скептика и другие. Хельгер: Актёры озвучки Джонатан Симс (Рассказчик и всяческие голоса) и Николь Гуднайт (Принцессы) проделали поистине феноменальную работу, из-за чего театр двух актёров воспринимается не иначе как внушительная труппа.
- (Опция) Стоп-стоп-стоп. А если я убью Принцессу в первой главе, почему она вообще появится в каком-либо виде во второй? ЧЗХ???
Хельгер: Сложно объяснить. И спойлерно. Скажем так, в игре частично задействованы концепции и петли времени, и мультивселенной. Пройдя первую главу, ты непременно окажешься у тропы, ведущей к избушке с Принцессой. Но это будет не то же самое место, смекаешь? Константы и переменные, друг, константы и переменные, почти как в Bioshock Infinite.
- «Я устал читать этот балаган». [Покинуть страницу.]
Хельгер: Пойми, убить Принцессу очень важно! Надеюсь, ты отлучился именно с этими намерениями и вскоре вернёшься...
- Странная рисовка тоже играет какую-то особую роль?
Хельгер: Ну почему же странная? По мне так весьма приятная и замечательная рисовка. Между прочим, все иллюстрации в игре (а их свыше тысячи!) выполнены на бумаге карандашом руками талантливой художницы Эбби Ховард.
Голос Скептика: Ну и да, весь этот черно-белый стиль с редкими вкраплениями красного (угадай, что с его помощью изображают?) позволяет нагнать мрачности и безысходности. На минуточку, даже сами создатели позиционируют игру как «психологический хоррор».
Хельгер: Что, в принципе, недалеко от истины. Криповатых и жестоких моментов здесь хватает, но не ими едиными цепляет игра: Slay the Princess также умудряется искусно балансировать между трагизмом и юмором, экзистенциальным ужасом и милотой.
Хельгер: Ещё лучше у неё получается вводить игрока в диссонанс неожиданными вотэтоповоротами в ходе диалогов. Один лишь рут с ипостасью Принцессы под кодовым именем «Вечный враг» — это настоящая кладезь одновременно и смешных, и ужасающих моментов с существенным количеством развилок.
Хельгер: Знаешь, а ведь одно из самых доставляющих ощущений, что испытываешь при игре в Slay the Princess — это банальное любопытство.
Голос Скептика: Что, прости?
Хельгер: Если хочешь, интерес. Неподдельный интерес увидеть, к каким преображениям окружающего и мира и твоей извечной спутницы приведут выбранные тобой решения на этот раз. Будет ли Принцесса немыслимо жуткой или останется хоть чуточку милой? При каких обстоятельствах вы встретитесь вновь?
Хельгер: А теперь пойдём. Есть ещё кое-что, что я хочу тебе рассказать.
- (Опция) Куда мы идём?
Хельгер: Представь, что мы спускаемся на самый глубинный уровень личного восприятия, словно прыгаем в лимб в фильме «Начало».
- «Хорошо, вперёд». [Шагнуть в неизвестность.]
«Ты стоишь на лесной тропе. В конце этой тропы избушка. В подвале избушки сидит принцесса. Твоя задача — покончить с ней. Если не справишься, наступит конец света». Снова и снова. Снова и снова. И это не надоедает.
Не могу точно описать это ощущение, но лично для меня Slay the Princess оказалась какой-то супер душевной, тёплой и уютной. Даже с учётом большого количества кровей-кишок-насилия. Приятная музыка, необычный арт-дизайн и цепляющая история в совокупности создают какой-то особый, не побоюсь этого слова, В-А-Й-Б. Поэтому я с большим удовольствием прошёл игру на подсолнух в стиме. Хотя для этого пришлось повозиться с гайдами, ибо без подсказок сложно догадаться, как выйти на некоторые концовки, а также собрать кучу изображений в галерее.
Уж не знаю, виновата ли во всём моя сентиментальная натура, но Slay the Princess может похвастаться стопроцентным попаданием в моё эмпатичное сердечко. Пускай игра прячется за десятками масок, истинное её обличье не скрыть — в первую очередь, это история о любви.
Причём, авторы сами говорят об этом прямым текстом в самом начале игры. Но спустя всего несколько минут ты забываешь про это, будучи увлечённым в водоворот пугающих сущностей, событий и тайн. И вспоминаешь только уже под конец, прямо как... Ладно, это уже спойлеры.
Помимо любовных аллюзий Slay the Princess пронизана вдоль и поперёк философскими подтекстами: здесь экзистенциальный кризис ютится бок о бок с конструктивизмом, а где-то рядом маячит извечная тема добра и зла, и это только верхушка айсберга. По какой-то причине я люблю играть в игры, которые «задумляют заставиться», а Slay the Princess как раз позволяет разгуляться синдрому поиска глубинного смысла с лихвой.
- (Опция) Ну вот, ты говорил, что изменения во второй главе необратимы, а в итоге сейчас снова пишешь от первого лица. Неувязочка, однако.
Хельгер: Мы сами определяем, что есть реальность. Ты открыл спойлер, и теперь твоя претензия стала безосновательной. Понимаешь?
Если разработчики инди-студии в количестве всего двух человек с большой теплотой и любовью создали такое удивительное в своей многогранности произведение в том числе и про любовь, разве есть шансы не проявить к нему то же чувство? Я могу с уверенностью дать на свой вопрос субъективный до мозга костей ответ: «Нет».
Вполне вероятно, какой-нибудь Скептик скажет: «Опять выкатил обзор на паршивую ВН-ку, фу, это даже не игра». Хорошо, мистер Скептик, не играйте, ваше право. Всего лишь упустите увлекательнейшее визуальное, музыкальное и эмоциональное пиршество, что как раз-таки с легкостью может развенчать все ваши мифы о заурядности жанра.
Лучше один раз попробовать, чем сто раз прочесть чьё-то мнение.
Лучше самому один раз попробовать убить Принцессу, чем бессчётное множество раз спасти.
Лучше самому один раз попробовать спасти Принцессу, чем бессчётное множество раз убить.
Рад представить вам мнение об этой удивительно красивой, ужасающей, милой, тёплой, криповой и проникновенной игре.
Хельгер: Был рад ;)