Сказки юга. Обзор South of Midnight
Экшен в мистическом сеттинге Южной готики от авторов We Happy Few.
Кто: Compulsion Games, Xbox Game Studios
Когда: 3 апреля 2025 Premium Edition, 8 апреля Standart Edition.
Где: Xbox, PC, Game Pass
Цена: 40$
Сколько: ~ 10 часов
Compulsion Games впервые представила игру в конце 2023 года. Не очень информативный трейлер показал, что в игре будет отличный саундтрек, мистический сеттинг Южной готики и stop-motion анимация. Хватило ли этого, чтобы закричать: «Продано!» и бросить деньги в монитор? Конечно, нет.
Последующие ролики — как геймплейные, так и сюжетные — подстегнули мой ��нтерес. Всё выглядело стильно, игралось, вроде бы, неплохо, а саундтрек очаровывал. Очень хотелось рискнуть, дать игре шанс и заплатить за то, за что, в общем-то, платить было не обязательно.
И я рискнул.
Южная готика — литературный жанр, развившийся в США в первой половине XX века и вобравший в себя многие элементы классической готической литературы (склонность к макабрическому, гротескному, иногда мистическому), но при этом неразрывно связанный с бытом и традициями американского Юга.
Чтобы не запутаться в определениях: Глубокий Юг — это место действия. К нему относят четыре штата на юге США, например, Луизиану или Алабаму. Среди игр, действие которых разворачивается в этих широтах, можно назвать Mafia III, а непосредственно к жанру Южной готики, действие которой происходит на Глубоком Юге, относятся такие игры, как Norco, Alone in the Dark (2024) и сегодняшний гость — South of Midnight. Все три объединяет и место действия, и мистическая или фэнтезийная составляющая.
Игра начинается с того, что главная героиня, Хейзел, ссорится со своей матерью на фоне надвигающейся бури. Причина — мать не уделяет дочери достаточно внимания, а бабушка, с которой у семейства натянутые отношения, практически не участвует в семейных делах. Почему? Потому что бабушка была против брака своего почившего сына с матерью Хейзел (не смотря на то, что своего сына она не очень любила). И в игре это прямо не говорится, но есть у меня подозрение почему бабушка невзлюбила мать Хейзел, но озвучивать его не стану. Однако у кого-то может возникнуть подозрение другого толка, что South of Midnight это игра про "повестку", но нет, слушая истории персонажей ты видишь, что жертвы тут все: и цветные, и белые люди.
Тем не менее потоп смывает дом Хейзел вместе с матерью, и та бросается в погоню, надеясь спасти её. В это же время начинается чертовщина: Хейзел видит странное, огромное, шестиногое существо и бежит в поместье к бабушке за помощью. Там она узнаёт, что является Прядильщицей — эдакой ведьмой, способной видеть Нити и распутывать опасные клубки человеческих эмоций.
Сразу хочется отметить, что Хейзел — пожалуй, самая нехаризматичная героиня из всех, что я встречал за свой игровой стаж. Она пытается быть обаятельной и остроумной, но слушать её потуги порой очень тяжело. Она скучно комментирует происходящее и часто повторяет в слух то, что уже видела своими глазами.
Получив силы Прядильщицы, Хейзел встречает гигантского говорящего Сома, который по совместительству является рассказчиком, и который помогает ей советами или катает героиню на спине на пути к очередному уровню. На этом пути Хейзел встречает разных персонажей, погружается в их проблемы и распутывает клубки эмоций и воспоминаний, собирая всё это в бутылку, чтобы в конечном итоге распутать главный клубок на уровне. Эти истории незамысловаты и во всех случаях касаются проблем отношений взрослых и детей, ну а поданы они весьма дешево через короткие катсцены от чего ими сложно проникнуться.
Уровней в игре всего 14, но как-то так получилось, что один уровень может длиться всего три минуты, а следующий больше часа. Еще авторы очень часто при загрузке нового эпизода пересказывают то, что игрок видел буквально минуту назад. Это относится к проблеме сценария игры и неспособности нормально рассказать внятную историю.
И только за божественный саундтрек, который сопровождает Хейзел во время сбора воспоминаний встречаемых персонажей, South of Midnight можно попытаться простить и её скучную историю, и боевую систему, о которой мы поговорим ниже.
Стоит и отдать должное той самой готике. Мир игры не очень старается объяснить, почему всё так, как есть, и поначалу обскурность происходящего воспринимаешь как попадание Алисы в другой мир. Но со временем приходит понимание, что нет — это герои живут во вселенной, где существует гигантский аллигатор Двупалый Том, а детей похищает огромная Обнимающая Молли. Еще, разумеется, дополнительно обо всем можно прочитать в записках в меню игры.
Но несмотря на слабый сценарий South of Midnight очень сильно спасает саундтрек и особенно песни, уникальные для каждого героя и неизменно звучащие ближе к завершению сбора воспоминаний, — они невероятно шикарны. Да, просто пересказывают уже увиденное, но спеты так искренне и с такой душой, что хочешь, чтобы саундтрек этой игры получил награду в конце года. Порой у меня мелькала мысль, что эта музыка слишком хороша для South of Midnight.
В одном из западных обзоров кто-то написал про один из игровых сегментов примерно следующее: «Вы не просто лезете на дерево — вы проходите духовный путь». И это чистая правда. Песни в этой игре эмоционально заряжены и берут за душу. Каждая из них.
А как это всё играется? Представьте себе усреднённый современный экшен от третьего лица. Представили? Вот South of Midnight — это он. Вы в такое уже играли не раз. Увороты, удары, неблокируемые красные и жёлтые атаки, прожимание способностей по кулдауну. А в промежутках между боями лазаете по скалам с синей краской, прыгаете по платформам и читаете бесконечные записки, которые Хейзел уныло комментирует.
За сражения героиня получает очки опыта, которые можно потратить на усиление одной из способностей. Никаких новых комбо-атак или подкидывания врага в воздух с последующим расстрелом из Ebony и Ivory. Исследование уровней вознаграждается тоже слабо: вы либо находите сферки с опытом, либо усиления здоровья. Найдёте три таких штуки по одной на уровень и здоровье Хейзел заметно подрастёт. Это все. Ну и записки, да.
Геймплей не плохой и не хороший — просто обычный, но до ужаса однообразный. Как, впрочем, и враги, с которыми приходится сражаться Хейзел. Их видов то штук шесть на игру. Запала боевой системы попросту не хватает на весь хронометраж. Забавно, но разработчики предусмотрели возможность пропустить любое сражение — включая даже боссов.
Ну и по каким-то неведомым мне причинам авторы сильно угорели по тому, чтобы сделать животных частью мира игры — куда большей, чем обычно это бывает. Зачастую звери не просто бродят по локациям, но и участвуют в кат-сценах в качестве наблюдателей и своеобразного забавного отвлекающего фактора. А в геймплее можно найти их норы: вот лиса сидит в окружении книг, а кролики неподалёку гоняют чаи, сидя на стульях.
Последнее, о чём я не упомянул, — это шикарный визуал. Stop-motion анимацию можно отключить в настройках, чтобы она не раздражала глаза, и просто наслаждаться красивой, действительно детализированной и разнообразной картинкой. Художникам и прочим артистам — большой респект за проделанную работу.
Ну и бонусом хочется показать фрагмент единственной по-настоящему запоминающейся сцены в игре — музыкального номера. Спрячу его под спойлер.
Итоги
Риск не оправдался. За прекрасным визуалом и музыкальной частью скрывается посредственная игра, не способная рассказать действительно интересную историю. Как Netflix породил усреднённые фильмы и сериалы, штампуемые пачками, так и Xbox с его Game Pass дал жизнь десяткам среднебюджетных игр, единственным плюсом которых становится релиз по подписке. South of Midnight — одна из них. Скучная история вкупе с самой нехаризматичной главной героиней в истории попросту не способны увлечь даже на десять часов прохождения. А божественный саундтрек и визуал, увы, не в силах вытянуть всю игру целиком.
Оценка
3 из 5