Полтора ассасина: почему Ясукэ не нужен в Assassin’s Creed Shadows и чем ещё раздражает игра
Небольшое мнение о проблемах новой игры Ubisoft, которые исправь, — и станет заметно лучше.
Игры серии Assassin’s Creed всегда были и остаются проектами для массового пользователя. Мы каждый раз знаем чего ожидать от нового тайтла и вряд ли рассчитываем на серьёзные изменения в сравнении с предшественниками. Однако будет нечестным по отношению к разработчикам сказать, что франшиза совсем не эволюционировала. Геймплей, пусть и оставался в стержне тем же самым, постоянно менялся. Не побоюсь даже сказать, что в лучшую сторону!
Первая часть кажется прототипом. Совсем уж примитивная боёвка на простых контратаках не удивляла, повествование сводилось к последовательному убийству всех целей с последующими пафосными диалогами, а открытый мир представлял из себя беготню от одной точки обзора до другой, и местами помощь местным жителям. Зато мы нигде больше не могли получить настолько детализированные средневековые города и вот эту фирменную атмосферу, когда ты являешься частью реальной истории, пусть даже и с фэнтези-вкраплениями.
Второй «Ассасин» поддал размаха пусть и не в графике, но в возможностях. Арсенал Эцио стал внушительнее, чем у Альтаира, открытый мир наполнили кучей дополнительных активностей в виде скачек, контрактов на убийства и подобных вещей. Но первый серьёзный скачок, на мой взгляд, произошёл в третьей части. Индеец-полукровка Коннор умел охотиться, управлять кораблём, развивал собственное поселение, да и боевую систему переработали — она стала чуть динамичнее, богаче на качество анимации.
Затем Дезмонд умер, а сюжетная часть в настоящем времени, вне «Анимуса», загнулась вместе с ним. Тем не менее, модель тройки продолжала работать ещё и в Black Flag, за счёт того, что корабли стали не отдельными миссиями, а полноценной механикой — судно можно было апгрейдить и путешествовать между островами Карибского бассейна в любую сторону, какую захочешь. Хотя мне эта часть и не особо нравится, я признаю её значимость.
В Rogue старая модель уже дала сбой. Даже, без шуток, хороший сюжет с отступником-ассасином и демонстрация Братства с отрицательной стороны не помогли. Игра плохо собрала. Как и забагованная на старте Unity. А затем и Syndicate. Требовались реформы. Так вышла первая «Ведьмак»-подобная игра с упором на RPG-элементы — Origins. И вот с тех пор эксплуатируется уже эта модель. Эволюция остановилась. Каких-то значимых изменений не наблюдается. Так и Shadows не стал откровением.
И, видимо, фанатов это устраивает. Фанатам и не нужны глобальные изменения. Почему же? Секрета никакого нет, формула лежит на поверхности — комплексность. Стелс мы видели намного лучше, экшен-боёвка слишком простая, паркур неплохой, но не удивляет. Зато в комплексе всё это формирует идеальную систему.
Хочешь — подкрадывайся и убивай незаметно, хочешь — учиняй массовую резню, хочешь — убегай и прячься под водой. «Ассасины» всегда давали тебе способ самовыражаться в решении боевой задачи, как ты сам того пожелаешь. Это работало в каждой игре, даже в странной Liberation, где, кстати, была классная механика переодевания. Сюжет в старых частях был цельным и даже небольшие ответвления и дополнительные квесты не создавали ощущения рассеянности сценаристов. Мини-истории не воспринимались, как «левые».
Но всё вышеупомянутое я уже не могу сказать про Shadows. Комплексность в ней пострадала. Об этом и пойдёт разговор.
Будет много негатива в стороны конкретных аспектов и чуток спойлеров. У вас может сложиться ложное впечатление, что я игру ненавижу, но это не так. Мне лишь хочется высказаться о самых раздражающих аспектах, которые можно было причесать или вырезать вообще. Разумеется, это моя вкусовщина.
Полтора ассасина
Когда нас знакомят с Ясукэ, кажется, что он будет главным героем или как минимум значимым персонажем, но затем акцент резко переводится на шиноби Наоэ и первые 14 часов я играл только за неё, пока по сюжету не разблокировал чёрного самурая. Немного побегал в роли огромного «демона», покромсал низкорослых островитян и подумал, что не так уж Ясукэ и нужен этой игре, как персонаж под управлением игрока. Ему подошла бы роль Адевале из Black Flag или что-то на таком же уровне.
Наоэ является, пожалуй, геймплейно лучшим героем с момента околоRPG-шного перезапуска франшизы. Она — настоящий ассасин, который носит тот самый скрытый клинок, отлично умеет в стелс, паркур и ловко уклоняется от ударов. Как я уже говорил, каждый из этих элементов геймплея — курам на смех, но комплексно всё работает как надо. Ясукэ же — не ассасин даже частично. Он максимально прямолинейный рубака без каких-либо механик, которые заставили бы меня выбирать этого персонажа вместо Наоэ.
Черный самурай не умеет так же ловко лазить, а какие-то места ему и вовсе недоступны. У него ограниченный стелс и в целом он неповоротливый, как телега. Я не вижу в нём главного героя для Assassin’s Creed, но вот союзника — вполне. Уже слышал тезисы, что «зато за него весело врубиться в толпу, разнести форпост». Так оно и получается — персонаж просто фановый. Мы видим двух главных героев, но полноценный «ассасинский» геймплей есть только у Наоэ. Лично мне бы хватило, чтобы черный самурай призывался по команде «выпускайте бычка» и помогал в бою.
Вы можете сказать «зато он воин крутой, сильнее хрупкой девушки». Как по мне — за Наоэ тоже легко разносить толпы врагов на экспертной сложности, а во-вторых — Assassin's Creed не та игра, где боевая система выстроена настолько качественно и увлекательно, чтобы создавать персонажа с акцентом только на неё.
Разве что интересно попробовать больше оружия, которого нет у шиноби — вот одна мотивация. Очень быстро я перестал «пикать» Ясукэ и целиком перешёл на Наоэ, которая ползает по-пластунски, плавает под водой с трубочкой из тростника, убивает через сёдзи и цепляется кошкой за крыши. Единственные моменты, когда мне нравилось играть за Ясукэ, связаны с сюжетом. Там африканец в тему. Под рэпчину с азиатскими мотивами выносить врагов действительно прикольно. Ровно 5-10 минут, пока длится миссия.
Если брать двоих главных героев и смотреть на них в целом, я не чувствую полноты геймплея. Она есть только у Наоэ.
Не сравнится скучный Ясукэ с функциональным и ловким шиноби, да ещё и отлично разбивающим лица железным шариком на верёвке. Наоэ также может в полной мере воспользоваться всеми преимуществами, что даёт ей окружение и погода. Летом ниндзя затаится с трубочкой в пруду, а зимой вода замерзнет и откроет путь к заблокированному ранее участку стены. Гром заглушает шаги, брошенный кунаи потушит огонь свечи.
Всё это делает Assassin’s Creed Shadows классной игрой в лучших традициях серии. Зачем тут бестолочь, который может только рубить? Ах, да — для фана. Ну, и для истории, наверное. Но про неё мне тоже есть что сказать...
Проблемы с повествованием
История Наоэ — чистейшее клише, всё то, что мы видели раз двести не только в других играх, но и в этой же серии. Она мстит за убийство отца группой лиц по предварительному сговору, а после его смерти узнаёт, что тот состоял в какой-то секретной организации. Нам конечно не говорят сразу про ассасинов и тамплиеров, но всем и так всё ясно. Ничего это всё не напоминает? Быть может, историю Эцио, который мстил за семью и узнал о прошлом отца только после его гибели?
Далее идут клише в виде флэшбеков с тренировками на деревянных мечах. Такие же как в Ghost of Tsushima, где главный герой Дзин вспоминал своего дядю.
Но ладно такое... В самом начале игры Ясукэ на политической встрече примечает Ода Нобунага, японский дворянин, и забирает раба к себе на попечение.
И вот в том же коротком разговоре при первой встрече он сразу же выдаёт, что видит в Ясукэ великого воина, достойного стать генералом. В чёрном, диковином человеке. Это смешно.
Сделать Ясукэ самураем — вполне в духе прогрессивного Нобунаги, такое реально могло быть, но чтобы сходу объявить его великим воином — сглаживание углов или фиговая попытка сценаристов заменить фразу «иди помойся» (нормальное для японцев того времени мнение о чернокожих) чем-то более интересным.
Как мы знаем, Нобунага сделал самураем Тоётоми Хидэёси, сына крестьянина, что являлось чем-то немыслимым по меркам других самураев, ведь ими становились по наследству только дворяне. Тем не менее, Ода так поступил. Но перед этим Тоётоми долго нарабатывал репутацию. В случае с чёрным рабом в Shadows Нобунага сразу говорит о генеральском потенциале.
Да, после нам подробнее покажут карьерный рост Ясукэ на службе у Нобунаги, но это когда будет, и это не отменяет абсурдности их первой встречи.
Когда Ясукэ лишился господина, согласно единственной известной легенде, предатель Акэти Мицухидэ сказал: «Чёрный человек — животное, а не японец», — и велел отдать его обратно иезуитам, чтобы те поступили с ним, как сочтут нужным.
Что мы видим в игре? Резкие углы слова сглажены, Акэти вежливо просит иезуитов забрать самурая, после чего Ясукэ говорит, что никуда не пойдёт... и всем норм. Отпускают вооруженного до зубов солдата гулять по Японии. Никто не попытался его скрутить, остановить, сделать что угодно.
Думаете заканчиваются проблемы на этом? Следующая моя претензия вернёт нас к теме статьи — комплексности. Вот Наоэ прокрадывается в замок и открывает ворота для Ясукэ, чтобы тот помог развальцевать злодея. Вместе вы слушаете как тот понтуется, а затем игра даёт выбирать, кем и откуда совершать нападение на босса. Я выбираю Наоэ и думаю, что вот сейчас-то мы вместе, как одна единая команда, порежем всю эту толпу, а затем и главного гада. Но Ясукэ просто берёт и исчезает.
Как могут разработчики объяснить смысл присутствия Ясукэ в этой миссии? Смысл вообще от двух персонажей в таком случае? Зачем я открывал ему ворота? Чтобы он просто поговорил с боссом, а потом вернулся, когда тот уже мёртв?
Другие герои такие же сомнительные. Японский аналог Бриенны Тарт по имени Яя постоянно ноет и говорит о том, что всех нужно прощать. Вы только что вырезали кучу народу, но казнить остатки вражеского войска она не хочет, уговаривая вас этого не делать. Ух ты. Тех было не жалко, а этих жалко. Хорошо, тут всё спишем на нежелание убивать безоружных, уже сдавшихся, давайте такой «костыль» применим. Но следующее уже сложно объяснить. Яя берёт и отпускает негодяя, который грабит храмы, как буддийские, так и христианские. Почему? Потому что надо прощать людей. Понимаете?
Если вы немного разбираетесь в японской истории или хотя бы читали книгу «Сёгун» Джеймса Клавелла, можете вспомнить, что там говорилось о казнях за всё подряд, а тюрьмы существовали только как буферные зоны для ожидающих смертного приговора.
Один из заключённых был приговорён к смерти за то, что увидел кражу и не сдал вора. А тут Яя берёт и отпускает не просто вора, а БОГОХУЛЬНИКА. За такое «благородство» она должна была отправиться прямиком на распятие или ещё что похуже.
В какой-то момент я уже махнул рукой и перестал триггериться на подобный бред. Все друг друга прощают, все углы сглаживаются, каждый старается выставить себя одухотворённым. Наоэ только что вырезала 15 человек, которые были чьими-то мужьями, братьями, отцами, но это всё неважно. Она же мстит за папу и плевать сколько страданий принесёт другим. Потом все обнимемся и проведём духовные практики. Выпьем сакэ и заслужим прощение.
Но сглажу углы и сам: в плане историзма многое мне в Shadows даже нравится. Тут отлично показали закрытые монастыри с боевыми монахами (сохэями), раскрыли мотивацию фанатиков Икко-Икки, когда я вообще не ожидал, что Ubisoft о них знают, есть даже очень смелые мелкие детали, вроде описания цудзигири (практики, когда самураи проверяли остроту своих катан на крестьянах). Да и в целом самураи не показаны тут как очень благородные мужи. Они тут просто люди, которым свойственно ошибаться и творить ужасные зверства.
Лучше бы так же качественно прописали твоих союзников. Из всех мне понравился лишь мальчишка Дзюндзиро.
Assassin’s Creed Shadows мне понравился. Тут всё ещё приятно исследовать прекрасный мир в очередной исторической локации нашей планеты, ненапряжный геймплей «под сериал», порой увлекательные миссии и бодрая боёвка.
Заценил я кучу новых возможностей Наоэ, влияние времён года, мелкие детали, вроде заживающего шрама на лице девушки. Есть даже такое, что враги могут найти твой сюрикен и сказать: «где-то рядом шиноби». Здорово!
Больше скажу — нарративно мне понравился Ясукэ. Он не бесит, не вызывает ощущения насильно навязанного «повесточного» персонажа, приятный парень. Главная проблема чернокожего самурая в геймплейной презентации, а не социальной репрезентации.
А главная проблема игры не в чернокожем самурае, а во вторичном сценарии. Ради сюжета её не хочется советовать никому — а вот как экскурсию по живописной исторической Японии, то конечно. С этим у Ubisoft проблем нет.