Я смирился с тем, что не успею пройти все игры, которые хочу, — это просто невозможно
Как я отпустил давление бэклога и принял свой стиль игры таким, какой он есть.
Сотни несыгранных игр в библиотеке ждут своего часа. Некоторые из них просто дёшево стоили на распродаже. Некоторые — проверенная классика, про которую как-то даже стыдно сказать друзьям, что не играл в неё. Некоторые — инди-тайтлы с кучей наград. А некоторые игры просто настолько огромные, что к ним не подступиться, потому что знаешь, что прохождение затянется на долгие недели или месяцы.
Бэклог формируется у каждого геймера по-своему, но место на задворках сознания занимает примерно одинаково. Разбираемся, как избавиться от гнетущего ощущения, что ты не успеваешь сыграть во всё, что хочешь, а также как найти свой стиль игры и перестать бороться с собственными игровыми привычками.
Человек играющий
Я всегда любил игры. Спортивные, интеллектуальные, настольные и, конечно же, видеоигры. С довольно раннего возраста я понял, что процесс игры — это мой любимый способ взаимодействия с окружающими. Своё собственное время, если не нужно было делать уроки или идти на тренировку, я тоже занимал играми. В очередной раз проходил Sonic the Hedgehog 3 на Sega Mega Drive или же шёл к соседу играть в «Денди».
В более осознанном возрасте игры превратились в способ вознаграждения за собственные успехи: сделал всю работу, какую планировал на день — можно и поиграть. Например, Elden Ring я хоть и купил на распродаже, но не запускал его около двух недель: ждал, пока сначала закончу большой проект по работе. Наверное, в психологии есть какой-то термин для этих ментальных установок — что-нибудь с умным словом «гратификация». Но я не знаток в этой области.
Что я точно знаю по части психологии, так это то, что я перфекционист по своей натуре. В играх это проявляется в другой форме: в обсессивном комплеционизме. Если я берусь за дело, я довожу его до конца. Если я начинаю играть в игру, я пройду в ней сто процентов контента, или по крайней мере буду к этому стремиться.
Речь при этом не про достижения: собрать все «ачивки» — это второстепенная цель. А вот увидеть все концовки или, скажем, «пропылесосить» всю карту, или собрать все комплекты брони — вот это мой стиль игры.
Хорошо это или плохо? На DTF несколько лет назад выходила статья «Парадокс комплециониста», которая исследовала именно этот вопрос. Материал рассказывает о том, как проходить игры и «получать удовольствие от них, не зависая в каждой на десятки часов». И хотя на момент выхода этого текста я был согласен с автором и даже пользовался предлагаемыми им методиками, со временем я пришёл к несколько иным выводам. Каким именно — разберёмся ниже.
Отпускаем бэклог
Первое, что я для себя понял — это то, что бэклога не существует. Вернее, он существует только в нашем воображении. Если ваша работа не состоит в том, чтобы сыграть в как можно больше разных игр, то бэклог — это не более чем просто список игр в вашей библиотеке вкупе с ментальной установкой о том, что вы почему-то должны их однажды пройти.
Если избавиться от этой установки, то останется просто список игр и ничего более. Он будет жить своей отдельной жизнью и не будет занимать ваше умственное пространство. Кстати, если ваша работа всё же состоит в том, чтобы проходить как можно больше игр, свяжитесь со мной — я должен понять, в какой момент моя карьера свернула не туда.
В реальности вас вряд ли кто-то осудит за то, что вы не прошли ту или иную игру. А даже если и осудят — ну и что? «Как так, ты не играл в Silent Hill 2? Это же классика!». Да, я не играл Silent Hill 2, потому что в 2001-м году мне было интереснее играть в Max Payne и прокачивать паладина в Diablo II. И вообще, survival horror — не мой жанр. Так что идите к чёрту.
Ключевое слово — «интереснее». Раньше я регулярно просматривал свой бэклог, составлял списки и приоритезировал игры. Сначала нужно закончить текущую игру, потом вот у меня есть другой тайтл, до которого всё никак не доходят руки, потом есть вот это интересное инди, которое давали по подписке 5 месяцев назад. Но если к тому моменту выйдет DLC к той игре, в которую я играю сейчас, то скорее всего я поставлю его в начало очереди. И так далее. Секунды, минуты, часы умственных усилий, потраченные впустую.
Сейчас у меня подход очень простой. Если я хочу во что-то сыграть, я играю в эту игру прямо сейчас, не откладывая. Ну, или ставлю её на загрузку и играю на следующий день. Вчера я проходил Horizon Forbidden West, а сегодня он мне наскучил и я решил вернуться в Helldivers II. Спустя неделю мне на глаза попадается видео со спидраном Bloodborne, что запускает внезапное желание и самому пройти её снова — уже в третий раз.
Через пару недель меня отпускает Bloodborne, и я вспоминаю, что когда-то начинал, но так и не прошёл Horizon Forbidden West. Желания возвращаться в неё нет — ну и ладно. Возможно, оно появится позже. А может, не появится уже никогда — и в этом тоже нет ничего страшного. Если дать бэклогу давить на тебя, нависать, словно список невыполненных дел, то он либо заставит тебя играть в то, во что на самом деле играть не хочешь, либо будет подгонять закончить текущую игру побыстрее, чтобы перейти к следующей.
Списков дел и дедлайнов мне хватает и на работе, а в игры я прихожу за отдыхом. Так что я убрал все правила и ограничения относительно того, во что и как играть. Оставил только одно правило — игра должна приносить удовольствие. Если этого не происходит, переходим к следующей.
Играем так, как нравится
Второе, чему я научился с возрастом — это принятию своих игровых привычек. Как я уже говорил ранее, я комплеционист: каждую игру я исследую вдоль и поперёк. Раньше я думал что в этом есть что-то неправильное, что я трачу слишком много времени, что в этом нет никакого смысла. Возможно, отчасти так и есть, но я понял одну очень важную вещь: это именно то, как мне нравится проходить игры.
Да, по опыту я знаю, что когда я завершу последний сайд-квест, соберу последний спрятанный предмет или получу «платину», меня не настигнет внезапный прилив счастья. Но сам процесс выполнения задачи на сто процентов, процесс постепенного приближения к цели — вот, что действительно доставляет мне удовольствие. Даже в тех играх, где нет условных границ игрового мира, я всё равно сам ставлю себе рамки и пытаюсь их заполнить. Например, когда я играл в D&D с университетскими друзьями, я старался попробовать сыграть за все доступные расы и классы персонажей.
Один мой хороший приятель играет в игры совершенно по-другому: он проходит основной сюжет и сразу же перескакивает на следующий крупный релиз. В сессионных мультиплеерных играх типа тех же Helldivers II он тоже не зависает надолго: играет десяток-другой партий, пока не надоест или пока не появится что-то более интересное.
И я, и он прошли Elden Ring, но мой счётчик игровых часов показывает в два раза больше времени. Он совершенно не может понять, как можно за одно прохождение обойти всю карту, пройти все подземелья и открыть все концовки (да, я делал манипуляции с сейвами, чтобы посмотреть все шесть финальных катсцен). Я же совершенно не могу понять, как можно пройти эту великолепную игру, не исследовав полностью её наполненный атмосферой и лором мир.
На самом деле, конечно, я всё понимаю и, что самое главное, принимаю. Все мы играем по-разному, и в этом нет ничего страшного. Не нужно никого осуждать. А самое главное — не нужно осуждать самого себя. И если мне нравится проходить игры по максимуму, то значит мне именно так и нужно играть. А если моему другу нравится проходить только основной сюжет в играх, значит ему следует именно так и делать.
Джон Леннон однажды сказал: «Время, потерянное с удовольствием, не считается потерянным». Кто-то может с этим не согласиться, но в отношении игр, на мой взгляд, этот подход работает отлично. Пусть из-за своих игровых привычек я буду проводить в отдельно взятой игре больше времени, чем остальные, и пусть из-за этого я никогда не разберу свой бэклог — ну и ладно. Зато я играю так, как нравится, и счастлив в моменте, когда у меня в руках геймпад.
Больше текстов от блога FunPay:
- «Как разработчики не видят, что непомерное количество лута превращает игры в «душную» рутину?»;
- «На каких играх мы вырастим своих детей? Отвечают родители-геймеры»;
- «Как Castlevania стала метроидванией (и создала жанр), какой была прежде и к чему пришла сейчас — я поиграла в 20 игр серии и расскажу вам о каждой»;
- подписывайтесь на нас тут, на DTF, или в Телеграме, чтобы не пропускать новые статьи.