Я прошел Kingdom Come Deliverance 2 на 100% и мне есть что вам рассказать
God be with you, благородные паны и пани. Всю последнюю неделю я безвылазно гонял Индржиха по землям средневековой Богемии, прошел основную историю и все побочные квесты. Ну по крайней мере все что нашел. Так что друзья присаживайтесь, ведь нам во второй раз нужно отправляться доставлять королевское семя.
Для всех тех, кто с большими текстами на вы, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
И начать бы я хотел с очень нетрадиционного для меня аспекта, а именно с технической части. Чаще всего я на ней вообще внимание не акцентирую, и дай бог в конце несколько упоминаний делаю, мол все хорошо или все плохо, но тут прямо особый случай. Не знаю, помните ли вы релиз первой KCD, но я вот отлично помню. И тогда, окунувшись в средневековую Богемию в день выхода я себе основательно так от нее все впечатления попортил, игра постоянно выдавала странные баги, что потом разлетались на гифки, перед каждым диалогом на добрый десяток секунд отправляла в загрузку, да и просто банально тормозила даже не железе, которое превышало рекомендуемые к ней требования.
Так что на вторую часть я в этом аспекте смотрел с опаской, заранее для себя решив так, если все опять будет плохо, то игру просто отложу на годик, а потом уже в формате условного Royal Edition пройду ее и без багов, так еще и со всеми дополнениями.
Но команда Вавры за годы работы над первой частью видимо окончательно освоила CryEngine и потому сиквел можно назвать эталонным релизом особенно для последних лет. Ну пара проблем то есть, несколько раз у меня разные НПС в стенах застревали, пару раз игра вылетала, ну и разок начались спонтанные довольно сильные фризы, но на этом все. В остальном же красота, у меня сиквел умудряется лучше оригинала работать, благо сравнить есть с чем, ибо оригинал пару недель назад буквально перепрошел на половину для записи футажей.
Я уже почитал мнение некоторых скептиков, мол да вторая часть работает хорошо, но это только в силу того, что технически она не так далеко ушла от первой. Но я эту точку зрения не разделяю. В базе то своей да, тот же движок, текстурки думаю плюс минус того же качества, но анимации тел стали более плавными, а анимации лиц нормальными, теперь у меня игра не вызывает эффекта зловещей долины, чем первая часть порой грешила.
Сама картинка выглядит куда более сочной и нажористой, так что да, если рассматривать картинку с чисто технологической точки зрения, то наверное можно сказать, что от первой части она далеко не ушла, текстурки плюс минус те же, равно как и количество полигонов. Но вот с позиции моего субъективного восприятия, она делает шаг вперед, сильно докручивая провисающие в первой части аспекты, и полируя и доводя до идеала, те, что и без того были хороши.
И я внезапно выдал всю базу сиквела, ведь он по факту является очень сильно доведенным до ума оригиналом, без каких то прямо резких изменений.
Вот возьмем тот же сюжет, в первой части я его сильной стороной явно не назвал бы, ну вернее так, история обладала довольно интересной постановкой, вводила местами занимательных персонажей, и что особенно важно для игры, подкидывала нашему герою интересные задачи и вызовы, с которыми приходилось справляться.
Но все это портилось тем, что игра обрывалась на полуслове, едва ли не на самом интересном месте, антагонисты были слишком уж плоскими, да и мотивация героя в виде мести, воображение своей инновационностью явно не потрясала. Типа не подумайте что мне прямо не нравится история первой части, она, ну нормальная. Просто возвращался я в эту игру совсем на ради основной истории, но об этом позднее.
Главное достижение сиквела на мой взгляд в том, что история Индро наконец то подошла к концу, и игра в целом имеет адекватный финал без клиффхэнгеров. Варианты продолжить жизненный путь Индржиха конечно есть, если вдруг авторы решат это сделать, но вроде как Вавра в одном из интервью сказал что дальше они на что то новое переключатся. Впрочем, KCD 2 уже продалась очень мощными тиражами, так что загадывать наперед не станем. Так или иначе адекватный финал у нас есть.
И без того отличная постановка из первой части превратилась ну прямо в абсолютную синему в сиквеле, местные ролики и катсцены ну прямо мое почтение. А уж работа с персонажами, ух, если всякие второплановые товарищи не сказать чтобы сильно изменились, то вот сам Индро и знакомый по первой части Ян Срачек, ой в смысле Птачек, ну прямо расцвели и заиграли новыми красками. Между ними и раньше то была нехилая такая химия, но сейчас, ух, это уже местами прямо бади-муви какое-то.
Игра любит как старых, уже полюбившихся игрокам персонажей вводить, типа того же отца Богуты, так и новых, местами довольно неожиданных. И да в игре есть Ян Жижка, правда в каком виде и формате и рассказывать не буду, ибо спойлеры.
Поработали и с антагонистами, вернее так, те кто перекочевал в сиквел из первой части меня лично как раньше не цепляли, так и сейчас не особо, но вот некоторые новые ребята, которые на арену только во второй части вышли, среди них есть прямо интересные ребята, опять же, хотел бы про своего любимчика тут рассказать, да не хочу спойлерить.
Ну а сами ситуации в которые нас игра ставит и которые предстоит решать как были крутыми, так крутыми и остались, у нас то оружие все заберут, то стелсить заставят, то в неравные условия поставят, а порой и вовсе весь квест будет заключатся в веселых катсценах, круто, правда. Но тут и первая часть марку держала. В отличие от побочных квестов.
О да, у оригинала с этим были большие проблемы, ну вернее как, часть то квестов была отличная, с постановкой и историями едва ли не лучше чем в оригинале, вот только на каждую такую задачу приходился десяток гриндовых краж, зачисток лагерей и прочей чепухи. Конечно, заниматься этим никто не заставлял, но тут я выступлю в защиту всех манчкинов, к коим и сам отношусь, и скажу что квест в журнале есть квест в журнале и его очень хочется закрыть.
Но да ладно, это уже проблемы субъективные казалось бы, но даже их вторая часть решила и теперь буквально каждая побочка это собственная интересная история с колоритными персонажами и временами даже крайне достойными кат сценами. Справедливости ради пара гриндовых заданий все же осталась, те же охоты за дичекрадами или бандитами под Тросками, но их во первых не так много, а в во вторых те же квесты с бандитами пытаются некую изюминку привносить, в первой части каждый лагерь бандитов от прошлого отличался, ну ровно ничем. Сиквел же каждого из атаманов шаек наделил своими чертами, один в монаха любит одеваться, другой рассудительный и потому с ним как то договорится можно и все в таком духе. Эту цепочку квестов интересной я бы все равно не назвал, и делал я ее скорее в надежде, что хоть в финале какой то годноты навалят, но даже так прогресс на лицо и это круто.
Помнится первую часть из-за прокачки многие называли Обливионом без магии, так вот, теперь, ну лично для меня, КЦД стала напоминать Древние Свитки еще и тем, что местные сайды в разы интереснее основного сюжета, немного разве что разочаровали побочки из Кутна-горы, уж слишком там много квестов на воровство, но это опять же момент субъективный. Главное в этих сайдах то, что их теперь реально много и они здорово так оживляют местный мир.
В который и без того хочется поверить и влюбится без оглядки. Он не сказать чтобы прямо огромный, у нас есть две карты, каждая из который по размерам ну пожалуй с карту из первой части, но масштабы все равно по современным меркам не то чтобы поражали. И это хорошо, потому как авторам удалось карты проработать и добиться реализма.
Местные деревни это не три рандомных халупы из Скайрима, это вполне четкие поселения, у каждого из них своя специализация, где то коней разводят, где то скот пасут, а вокруг третьих колосятся золотые пшеничные поля. То есть мне одного взгляда хватает чтобы понять чем живут местные жители, что они кушают, и как они взаимосвязаны со своими соседями.
Но то же самое и в первой части примерно было, а вот пространства между деревнями изрядно так прокачали, как и раньше на карте есть разные точки интереса, большая часть которых, увы, особого интереса не вызывает, но кроме того, между городами теперь колесят караваны, которые можно грабить, не мечта-ли?
Тут и там встречаются разные бандиты, но это опять же уже не новшество, и конечно же случайные встречи, они тоже были в первой части, но там их пул был довольно таки ограниченным, тут же прямо раздолье, игра генерирует целую кучу колоритных ребят, у каждого из которых есть своя история, которая при этом может еще и иметь свое развитие, ведь всегда есть шанс что вы встретитесь снова. Сами то по себе эти встречи не сильно интересные, но внезапно для общей картины оказываются тем самым недостающим кусочком пазла, чтобы она выглядела законченной.
О знаете еще о каком кусочке пазла я вспомнил. В лонгах про исторический контекст, я говорил мол многие паны между собой должны говорить на немецком языке по хорошему, но мол понимаю почему этого не стали реализовывать. И паны то в большинстве своем так на чешском и балакают, а вот многие торговцы и ремесленники перешли на помесь чешсккого и немецкого. Первую половину игры, пока мы ползаем в Тросках, которые сами по себе такая же провинция как и окрестности Ратае, пусть и чуть более богатая, тут немцев еще мало. Хотя можно и в таборе цыган побывать, у которых свой говор есть, и даже выпить среди венгров, один из моих любимых моментов второй части, кстати, ведь этим воякам, которые в первой части были этаким аналогом орков, теперь подарили человеческое лицо, и им даже можно сопереживать.
А вот стоит нам оказаться близ Кутна-горы, как тут каждый второй торговец уже немец, трактирщики тоже по немецки только в путь шпрехают, и даже среди простых пешеходов таких товарищей хватает. Еще и еврейский квартал там есть, где вас не преминут гоем обозвать. Так что на всем этом фоне я еще раз выскажусь в защиту одинокого чернокожего ученого, которого ветрами судьбы таки занесло в эти края, и поверьте мне, он расскажет очень даже внятную историю, где четко пояснит что он тут делает, так что надеюсь все антиповесточники успокоятся, и начнут уже игрой наслаждаться.
Впрочем, если вам именно с геймплейной точки зрения первая часть не зашла, то скорее всего не зайдет и вторая, просто потому что каких то радикальных изменений на этом фронте не произошло.
Ну возьмем вот боевую систему, у нас все так же есть стойки, которые чуть упростили, но суть работы осталась прежней, все так же есть идеальные блоки, разве что парирования понерфили, и теперь их чуть сложнее делать, если раньше нужно было просто нажать блок вовремя, то сейчас нужно атаковать с противоположного противнику направления.
Ну условно если враг бьет слева, то для контрудара мы должны бить справа. Причем эти парирования теперь можно выполнять только с мечами, и эх мне еще в первой части не нравилось, что бои хоть с клинком, хоть с дубиной или секирой по факту одинаковые, геймплейной разницы меж ними кот наплакал, и когда я в трейлерах увидел что в сиквел на полноценной добавят древковое оружие, то прямо на хайпе был, вот оно то точно будет играться как то иначе. И нет, оно играется точно так же как и все остальное оружие, увы, еще и минусом тут идет, что всяких сильных копий и алебард в игре то и нет по сути, и по итогам мой выбор опять падал на длинные мечи.
Кроме того тут осталась и некоторая затянутость боев, от которой страдал оригинал, враги стали менее плотными это правда, но порой если встретишь против себя консервную банку, то ковырять его придется долго. Бои разом с несколькими врагами все так же вызывают только боль и негатив, они стали капельку более удобными и приятными чем были, но все равно бесят, и врагов стараешься просто кайтить и бить по одному.
Но не подумайте что плюсов совсем уж нет, во первых существенно прокачали импакт от ударов, что накидывает местным боям зрелищности и мясистости, сама динамика стала выше, состояние врага стало проще отследить по его внешнему виду. А ну и стрелковое оружие само собой разнообразили, к лукам добавились арбалеты и огнестрел, последний мне на самом деле понравился, ибо бьет он больно и порой даже самых плотных латников шотает, но заряжать бум палку очень уж долго, так что слишком активно им не пользуешься.
Немножко пересобрали прокачку, по факту то она осталось такой же как и раньше, чем занимаемся то и качаемся, но некоторые ветки между собой срастили, взамен добавили кое чего нового, перки опять же пересобрали, ряд старых добрый остался на месте, а иные подверглись полной переработке или были и вовсе из игры выброшены. Ну и новых само собой навалили. Опять же, прямо радикальных изменений не произошло.
Система сохранений также сохранилась в неизменном виде, игра сохраняет прогресс когда мы из нее выходим, когда ложимся спать в своей кровати, во время важных сюжетных точек и само собой, когда мы попиваем спасительный шнапс. Знаю что многих оно еще в первой части бесило, но я правда не понимаю почему, это даже хардкором то назвать сложно, ибо я еще в самом начале сварил себе двадцатку шнапсов, да так с ними до конца игры и пробегал и особых проблем не испытал.
Еще в минусы я бы записал рыцарский сет, что давали за предзаказ игры, вернее не сам сет, а квест на его получение. Сам квест то прикольный не спорю, но сет имбовый, я нашел из него только шлем, после чего запретил себе искать дальше, ибо если бы нашел его целиком, то сделал бы из Индро терминатора раньше времени, ведь более крутую броню можно уже только во второй половине игры найти, что вокруг Кутна-горы проходит.
И сам факт что этот сет доступен не всем, а только тем, кто на предзаказ раскошелился мне напоминает первые поползновения в болото микротранзакций, которыми уже давно топят баланс в своих проектах Ubisoft и EA, впрочем надеюсь, что я просто напрасно бью тревогу и ничего страшного в этом нет.
Вот что мне точно понравилось, так это то что игра теперь охотнее обучает своим механикам, той же алхимии нас еще в прологе научат пользоваться, что крайне приятно, ведь процесс этот занимательный, а в первой части многие его избегали, потому что он казался душным. Стелс как по мне тоже прокачали, враги теперь чуть корректнее действуют, благодаря чему красться в тенях стало приятнее.
Ах, ну и добавили полноценный крафт, Индро теперь, как истинный сын Мартина может браться за молот и ковать себе оружие, и всякую мелочевку типа пуль, стрел и подков. Процесс не сказать чтобы прямо занимательный, но как способ разнообразить геймплей почему бы и нет.
В лучшую сторону изменилась и диалоговая система, теперь нам на выбор предагают куда более богатое разнообразие скилчеков чем в оригинале, и они сильнее зависят от контекста. Где то можно как и раньше заболтать, задавить авторитетом или запугать, порой нужно блеснуть своей образованностью, временами пофлексить боевыми навыками или тем насколько тихо вы можете передвигаться. Опять же ничего прорывного, просто чехи добавили к уже существующей системе несколько приятных штрихов.
И наверное это можно сказать и про всю игру в целом, если вам нравилась первая часть, то зайдет и вторая, ибо это все то же самая неторопливое, но очень душевное приключение, в великолепно проработанном средневековом сеттинге, с крутыми персонажами, которые стали лучше, с интересными квестами которых стало больше, но с тем же ворохом проблем, которые не сильно то и пытались решить, ведь большая часть этих проблем это чистая вкусовщина и я уверен, что многие игроки и за проблему то ту же медлительность боевики не считали.
В общем KCD 2 это эталонный сиквел, который сделали ребята, которые этой игрой прямо горели, и это видно, они не пытались делать фэмили-френдли игру, не пытались зацепить как можно более широкую аудиторию, а просто сделали проект своей мечты, и тем приятнее что аудитория его приняла с распростертыми объятиями и уже обеспечила ему отличные продажи. Такие игры возрождают во мне веру в игровую индустрию, и теперь я на низком старте буду ожидать анонса новой игры от Вавры и его команды, ибо ну ребята очевидно прорвались в высшую лигу с чем я их точно могу поздравить.
А вот кого я поздравить точно не могу, так это бедолаг из Обсидиан, чей Avowed вышел сразу после такого титана как KCD 2, я просто понимаю насколько это тяжелая конкуренция, впрочем надежда что Обсидианы ее все же выдержат у меня теплится, ведь я искренне люблю эту студию, и потому оставлю тут такой анонс, прежде чем вернутся к историческим лонгам, а они будут, не сомневайтесь, я думаю сделать обзор на Avowed, если конечно там будет что рассказать, ведь сам то я поиграть пока не успел (супер премиум издания жаба задавала покупать) просто потому что я со своей стороны хочу разрабам хоть такую небольшую информационную поддержку оказать. Так что увидимся совсем скоро, не скучайте. Пока.