DTF Anime Awards: вручаем анимешные «оскары» за 2024 год
Внутри вас ждет: много гифок, видео и прочего иллюстративного материала, а также голосования по всем номинациям.
Номинации:
Номинация: лучший background art
В этой категории выбираются лучшие фоны (задники) в аниме: одним словом, всё, что в кадре не двигается и не должно.
Make Heroine ga Oosugiru! (Слишком много проигравших героинь!)
Nige Jouzu no Wakagimi (Юный лорд — мастер побега)
Look Back (Оглянись)
Bakeneko Anzu-chan (Бакэнэко Андзу)
Sousou no Frieren (Провожающая в последний путь Фрирен)
Победитель: Make Heroine ga Oosugiru!
Очень сложно кого-то выделить в этой категории -- все номинанты чрезвычайно сильны. Поэтому голосую сердцем. Жутко детализированный арт "Проигравших героинь" мастерски воссоздает атмосферу обшарпанной школы и удушливого лета. От такого сердечко ёкнет у каждого, кто когда-то был мечтательным подростком.
Номинация: лучший дизайн персонажей
В этой категории вручается награда за самый выразительный и подходящий для анимации дизайн.
Kusuriya no Hitorigoto (Монолог фармацевта)
Character Design: Yukiko Nakatani
Dandadan (Дандадан)
Character Design: Naoyuki Onda
Nige Jouzu no Wakagimi (Юный лорд — мастер побега)
Character Design: Yasushi Nishiya
Mayonaka Punch (Полуночный удар)
Character Design: Ryouta Arima
Katsute Mahou Shoujo to Aku wa Tekitai shiteita. (Волшебница и злой офицер)
Character Design: Haruko Iizuka
Победитель: Dandadan
Дизайны Дандадана ощущаются на удивление свежо и нетипично; они кажутся простыми и детализированными одновременно, но что самое главное -- невероятно приятными глазу. Хвалю я преимущественно адаптированную версию: несмотря на то что оригинальные дизайны уже были хороши сами по себе, прикосновение Science Saru вывело их на совершенно иной уровень.
Номинация: лучший саундтрек
В этой категории выбираем лучшие саундтреки в целом, а не только представленные для примера композиции. Опенинги и эндинги не учитываются.
Sousou no Frieren (Провожающая в последний путь Фрирен)
Garden of Remembrance (Сад воспоминаний)
Look Back (Оглянись)
Girls Band Cry (Плач девичей группы)
Dungeon Meshi (Подземелье вкусностей)
Победитель: Garden of Remembrance
Выбирал между короткометражкой Наоко Ямады и Dungeon Meshi. У "Подземелья" шедевральный саундтрек (просто послушайте композицию в посте), однако за год, не буду лукавить, впечатление успело размыться. А вот музыка из "Сада воспоминаний" оставляет неизгладимое впечатление, бьет под дых и не выветривается из памяти.
Номинация: лучшая кинематография
Стоит пояснить, что это вообще за зверь такой. В анимации нет операторской работы в привычном виде, но существует должность, отвечающая за создание цельной визуальной эстетики: совмещение анимации и задников, добавление фильтров, бликов и проч. Короче говоря, в этой категории награждаем за красивую картинку.
Katsute Mahou Shoujo to Aku wa Tekitai shiteita. (Волшебница и злой офицер)
Hibike! Euphonium 3 (Звучи, эуфониум! 3)
Gimai Seikatsu (Жизнь с моей сводной сестрой)
Make Heroine ga Oosugiru! (Слишком много проигравших героинь!)
Look Back (Оглянись)
Победитель: Look Back (Оглянись)
Из-за разговоров об анимации в Look Back, сделанной режиссером практически в одиночку, другие аспекты фильма недополучили внимания. А эстетика у него удивительная: она одновременно и скетчевая, и вылизанная до мелочей. Но самое большое достижение продакшена -- это цвета, невероятно "эмоциональные" по своей природе, если так вообще можно говорить о цветах.
Номинация: лучшая анимация
Здесь все просто: чем больше двигаются картинки, тем лучше. А если двигаются красивые картинки, да еще и двигаются красиво, то это уже победа.
Look Back (Оглянись)
Sousou no Frieren (Провожающая в последний путь Фрирен)
One Piece (Ван Пис)
Dungeon Meshi (Подземелье вкусностей)
Hibike! Euphonium 3 (Звучи, эуфониум! 3)
Победитель: Sousou no Frieren
Выиграть вполне мог и Look Back, но его анимацию я уже отмечал в предыдущем посте. А Фрирен заслуживает признания не меньше, потому что это действительно достижение. В первую очередь продюсерское (продюсер Фрирен -- Yuichiro Fukushi). В условиях современной аниме-индустрии (т.е. постоянной нехватки рук) сделать сериал на 28 эпизодов, который будет выглядеть и двигаться на ТАКОМ уровне -- и при этом не просаживаться -- не иначе как чудо.
Номинация: лучший сценарий
В категории представлены вперемешку как оригинальные, так и адаптированные сценарии. Не очень правильно, но, к сожалению, хороших историй не настолько много, чтобы воротить нос.
The Fable (Басня)
Karasu wa Aruji o Erabanai (Ворон не выбирает господина)
Girls Band Cry (Плач девичьей группы)
Dungeon Meshi (Подземелье вкусностей)
Monogatari Series: Off & Monster Season (Межсезонье и сезон монстров)
Победитель: Girls Band Cry
Можно было бы отдать победу и Dungeon Meshi, но GBR ощущается более цельным произведением (все-таки "Подземелье" сильно зависит от грядущего продолжения). Если смотреть немного поверх всех мастерски разыгранных в сюжете ссор, криков и слез, то Girls Band Cry -- это прежде всего история о нонконформизме, как и всякая хорошая история про рок-группу. В Японии, чтобы жить хорошо, нужно уметь вовремя промолчать и извиниться. Girls Band Cry рассказывает о кучке андердогов, которые готовы добиваться успеха -- но только на своих условиях.
Номинация: лучшая женская роль
Речь, разумеется, об актрисах озвучания. В номинации представлены как главные, так и второстепенные роли, потому что мне не хочется, чтобы актерские номинации заняли половину голосования.
Рина в роли Нины Исэри (Girls Band Cry)
Савасиро Миюки в роли Ёко Сато (The Fable)
Тоно Хикару в роли Анны Янами (Make Heroine ga Oosugiru!)
Аой Юки в роли Маомао (Kusuriya no Hitorigoto)
Маюми Танака в роли Турбо-бабки (Dandadan)
Победитель: Тоно Хикару в роли Анны Янами
Для меня данная категория -- это дуэль между Тоно Хикару и Савасиро Миюки. Не буду скрывать, я большой поклонник последней, и ее перформанс в The Fable украл мою душу и сердце. Но я не могу не отметить работу Тоно Хикару; ее нельзя назвать новичком в индустрии, но роли настолько заметной у нее еще не было. Возможно, мы наблюдаем появление новой суперзвезды.
Номинация: Лучшая мужская роль
Здесь всё, как и в категории выше: актеры озвучания, главные и второстепенные.
Мамору Мияно в роли Кэя Канамэ (Boukyaku Battery)
Нака Хироси в роли Сэнси (Dungeon Meshi)
Хориэ Сюн в роли Кётаро Итикавы (Boku no Kokoro no Yabai Yatsu)
Нобухико Окамото в роли Эйдзи Китахамы (Giji Harem)
Судзумура Кэнити в роли Брэйварна (Yuuki Bakuhatsu Bang Bravern)
Победитель: Нака Хироси в роли Сэнси
Сэнси в исполнении Наки Хироси я номинировал по тому же принципу, что и роль Маюми Танаки в Дандадане -- это характерные роли, преимущественно комедийные. Но вместе с этим у актеров получается, сохраняя в голосе нужную "характерность", выдавать глубокие, проникновенные и драматичные перформансы. Сцена с участием Сэнси, представленная в посте, пробирает до мурашек.
Номинация: лучшая режиссура
Режиссёр -- главный человек при создании аниме. Именно его подход -- видение, если угодно -- определяет, как на выходе будет выглядеть труд огромного количества людей. Стиль, эстетика, тон, ритм, интерпретация сценария -- за всё это и многое другое отвечает именно режиссёр.
Dandadan (Дандадан)
Shoushimin Series (Как стать обычным)
Gimai Seikatsu (Жизнь со сводной сестрой)
Monogatari Series: Off & Monster Season (Межсезонье и сезон монстров)
Hibike! Euphonium 3 (Звучи, эуфониум!)
Победитель: Monogatari Series: Off & Monster Season
Должен отдать должное, Дандадан был очень близок -- это, пожалуй, лучшая режиссура, которую только может себе позволить сёнэн-аниме. Но Shaft, как всегда, вне досягаемости для простых смертных. Франшиза Monogatari долгое время топталась на месте, законсервировавшись еще в начале 10-ых, но со сменой режиссера сериал нам напомнил, насколько ярким, авангардным и эклектичным и он может быть. О чем вообще спорить, если даже Акиюки Симбо вернулся, чтобы нарисовать пару раскадровок.
Номинация: эпизод года
Аниме-индустрия -- несправедливое место. Зачастую, чтобы выпустить ТВ-продукцию в срок, даже лучшим из лучших приходится идти на компромиссы. Но есть и исключения, когда продюсеры предоставляют хорошие условия элитным режиссерам и аниматорам. Так и получаются особенные эпизоды.
Dandadan (Дандадан), эпизод 7
One Piece Fan Letter (Письмо от поклонника), спэшл
Boukyaku Battery (Забвение баттери), эпизод 11
Sousou no Frieren (Провожающая в последний путь Фрирен), эпизод 26
Yoru no Kurage wa Oyogenai (Медуза не умеет плавать в ночи), эпизод 1
Победитель: One Piece Fan Letter
Честно, пока я с опозданием не досмотрел Дандадан, то был убежден, что у Ван Писа (а точнее, у Иситани) в этом году нет конкурентов. Теперь же я вынужден признать, что это два полноправных эпизода года. Пронзительный эпизод Эномото с рисунками невероятной красоты или мегаломанский шедевр Мэгуми Иситани -- я до сих пор не до конца уверен, кому из них отдаю предпочтение. Но все-таки... Fan Letter немного ближе к совершенству.
Номинация: аниме года
Свое мнение по этому вопросу я уже выразил в личных итогах года. Поэтому теперь я умываю руки и оставляю решение вам.
Я не очень хотел делать этот пост, потому что в прошедшем году просмотрел далеко не все, что вышло значительного в индустрии -- как например, фильмы по Haikyuu! и Uma Musume. Но меня вдохновил своими личными итогами господин Night Review, поэтому обязательно посмотрите и его версию: