Rainbow Six Siege — моя любимая игра, которой больше нет

От своей первой компьютерной сборки до эмоционального выгорания — рассказываю, как одна игра Ubisoft надолго определила мою жизнь, помогла найти друзей и чуть не лишила меня диплома.

Rainbow Six Siege — моя любимая игра, которой больше нет

Я познакомился с Радугой задолго до того, как смог в неё поиграть. Когда-то давно, будучи школьником, я очень много играл в танки — это уж совсем стыдная часть моей биографии. Но как-то так вышло, что некоторые танковые стримеры играли и в Осаду. Она мне очень нравилась, но поиграть я не мог до тех пор, пока не собрал компьютер. Итак, 2018 год, прощайте танки и старый ноутбук, здравствуйте новый компьютер и новая сессионка на тысячи часов.

Играть в Siege страшно. Взрывы, шаги повсюду, куча прострелов, запутанные карты и ваншоты в голову — всё это очень быстро доводит неподготовленные мозги до закипания. И вот ты залазишь под какой-нибудь столик и сидишь там до конца матча — ты новичок и тебе страшно. А потом тебя в атаку кидает и ты вообще не понимаешь, что происходит!

Эта игра — генератор самых неожиданных ситуаций

Разобраться в игре самому практически невозможно. Хорошо если с тобой в команде адекватный союзник: он и покажет, какую стенку надо укрепить, и скажет, какой угол стоит смотреть. Но даже на средних рангах, где уже совсем не новички собрались, попадаются особы, которые будто вообще в другую игру играют.

И в этом вся прелесть Радуги. Широта возможностей и командное взаимодействие позволяют обыгрывать даже тех, кто не оставит тебе шанса в перестрелке 1 на 1. В первую очередь, ты должен досконально знать карты, знать все возможности доступных персонажей. Контрпики, спавнпики, прострелы, дроны, гаджеты и тактика — вы, верно запутались. А вот теперь представьте, как я захожу в матч и даже не знаю, в каком меню можно прикрепить прицел к оружию. Таким было моё знакомство с игрой.

В памяти отпечатался момент, как я на персонаже Smoke сделал свой первый квадракилл. Я сидел за барной стойкой, на моём оружии не было ни прицела, ни рукояток, вообще никаких обвесов. И вот я выхожу и выдаю очередь в спину всей атакующей команде. Руки трясутся, адреналин, ты обыграл кого-то — за это я и полюбил Осаду.

Клатчи, Эйсы, абсолютно непредсказуемые повороты событий — всё это остаётся в памяти. Жаль, что записей у меня осталось совсем мало, но вы даже не представляете, какой кайф испытываешь, поставив хэдшот с пистолета Каида противнику на другом конце карты.

Отдельно выделю ещё и то, что смерть совсем не завершает твоё участие в матче. Наблюдение в камеры, расставленные дроны, данная тобой информация — это то, что определяет твою полезность. ты можешь сидеть постоянно мёртвый с отношением убийств 0,7, но быть залогом успеха всей своей команды. Ах, если бы все игроки это понимали...

Rainbow Six Siege — моя любимая игра, которой больше нет

А ещё Rainbow Six — это постоянный риск. Каждое неосторожное действие, каждая ошибка — это смерть, очень быстрая смерть. Да, это командная игра, но ценность отдельного решения невероятно высока. Вся атака может посыпаться если кто-то один забыл проверить угол или плохо поставил клеймор за спину. Коммуникация с командой — одна из основ игры.

И вот осень 2018 года, я потихоньку учусь играть, а ещё параллельно сижу на одном ролевом форуме. Волшебство, но ребята оттуда тоже играют в Радугу! Мы находим время, создаём дискорд-сервер. Теперь у меня есть своя пати, со многими людьми из которой я дружу и играю до сих пор.

Вот пример коммуникации. Sledge успевает бросить гранату, и она убивает друга позади меня. Все эмоции в голосовом чате. А Lion просто потерялся и не понимает, что его руками режут.

И вы наверное подумали, что вот теперь-то я расскажу, как мы забирались к вершинам рейтинга? Нееет, это была совершенно конченная команда подпивасов. Преувеличиваю, конечно, но веселье почти всегда брало верх над превозмоганием. И вот вся суть, когда вы играете в полном составе: все делают какую-то дичь.

Этот пошёл спавнпикать и первым погиб, этот забыл, что надо стенки укрепить и пошёл роумить, тот уже просто слишком много пива выпил и не понимает, что происходит. Единственный адекватный ваш товарищ, который просто хотел поиграть, сидит и наблюдает, как метки четырёх его друзей гаснут одна за другой.

И я это говорю для того, чтобы просто заключить: Осада может быть весёлой, и она была весёлой. Без всех нововведений, без скинов и бесконечных правок, убивающих всю её суть.Достаточно посмотреть какие-нибудь старые нарезки деград-отряда и понять, насколько весело и смешно это было. Такое просто не повторяется.

Осторожно, можно услышать енотий смех

Но вечно играть в казуальный режим — это не наш путь. Постепенно вышло так, что практически все игры, которые мы играли, были рейтинговыми. А я пошёл ещё дальше — мог целую ночь соло пытаться поднять рейтинг. И, да, признаюсь, перед вами среднестатистический казуал с платины.

Я смотрел гайды, наблюдал за киберспортсменами, заучивал пики и трики. Немало времени уходило и на саму игру. «Ты не научишься стрелять, если не будешь стрелять» — Енотька-мудрец, 11 марта 2025 года. И так Радуга превратилась в моё основное хобби, а где-то на стороне там маячил диплом.

На предзащиту, чтоб вы понимали, я пришёл вообще без работы. Я понимаю, что есть истории и страшнее, и хуже, но я тогда неплохо так постыдился самого себя. Ладно, несколько ночей без сна и выпускная работа была сдана на слабую четвёрочку, но осадочек остался. Я и не занимался никаким досугом, помимо видеоигр. И всё-таки, где-то глубоко в голове щёлкнуло: «Я ничего не добьюсь, если продолжу уделять столько времени подобным вещам». Думаете спустя 4 года что-то изменилось? Нет.

Я кайфовал от Осады и не жалею об этом. Но в какой-то момент игра стала превращаться в одержимость. Я всё сильнее уставал, а паузы делать не хотел. Мне хотелось побеждать всё больше и больше, наращивать статистику KD, становиться лучше. Нужно ли говорить, что это приводило меня только к истощению?

Rainbow Six Siege — моя любимая игра, которой больше нет

Желание стать лучше — это одновременно и суть, и бич всех соревновательных игр. Ты приходишь после работы или учёбы с уже накопленной усталостью, а игра не расслабляет тебя, а, напротив, выжимает то немногое, что в тебе ещё осталось. Надо ли говорить, что очень быстро ты выгораешь? И это выгорание касается не только игр.

Ты не можешь нормально спать, повседневные дела даются тебе с трудом, а каждый выходной ты тратишь на то, чтобы хоть как-то выправить свой рейтинг. Лузстрики и бесконечный тильт — вот следствие такой жизни. И даже победы не приносят тебе желанного удовольствия, ты хочешь всё больше и больше. Самое время, чтобы остановиться.

Примерно это ждёт каждого, кто будет слишком жадно идти к цели. *Ace — убийство всей вражеской команды одним игроком.

Иногда я удалял игру после слитой катки, чтобы снова её установить вскоре. Это превращалось в какую-то нелепую попытку самому себе чего-то доказать. И нет, я не очень вдумчивый игрок, я не люблю заучивать карты, мне тяжело играть на разных персонажах. Я выбираю одну стратегию и тупо в лоб пытаюсь ею чего-то добиться. А тильт делает голову ещё более деревянной. Кто там повторяет из раза в раз одно и тоже?

Я из тех игроков, которые неплохо стреляют, но напрочь отключают всё мышление в напряженные моменты. Иногда я концентрируюсь настолько, что не замечаю, чего мне там со стороны говорят. И я люблю перестрелки — нет ничего приятнее точного выстрела в голову. Но карабкаться по рейтинговой лестнице, изнуряя себя, для этого совсем необязательно. Как жаль, что я этого так и не понял.

Не по своей воле я бросил игру. Я защитил выпускную работу, получил диплом, и меня забрали в армию. Меня не было год, а Радуга очень сильно изменилась. Или я изменился?

Друзья перекатились в Лигу Легенд. А сама Осада не приносила уже того удовольствия. Да и разбираться в новой мете, новых картах, персонажах, других изменениях я просто не хотел. Моя одержимость угасла, а любовь просто осталась где-то в прошлом. Радуга не разочаровала меня, не перестала мне нравиться, но просто стала другой, а я не захотел к этому привыкать.

Пожалуй, для многих игроков изменения и стали основным поводом для ухода. Поддержка радуги — это всегда балансирование между хотелками хардкорных игроков и массовостью продукта. Каждый сезон добавляются новые оперативники, а их всегда непросто адекватно встроить в мету. Постепенно Rainbow Six Siege превратилась в геройский шутер с гонкой вооружений. Показательной стала переработка новобранцев, персонажей без способностей, которые зачастую были залогом веселья.

Из меня такой себе аналитик, и я не могу сказать, в какой момент разработчики свернули не туда. Но определённо был такой слом, когда аудитория начала расходиться. Вот только адекватной замены Радуге так и не появилось. Ну вот просто нет второго такого шутера.

Я не играл уже очень давно, но тысяча часов — это тысяча часов.
Я не играл уже очень давно, но тысяча часов — это тысяча часов.

Я не жду чего-то особого от перезапуска. Может он вернётся к корням, а может свернёт вообще в другую сторону — мне уже как-то безразлично. Вряд ли уже возможно такое, что я смогу отдавать столько времени и сил одной игре.

Может быть виноваты изменения, коридорные карты, срезание вариативности и ультимативные новые герои. Но по большому счёту всё упирается лишь в мою собственную усталость. Rainbow Six в прошлом, и всё, что осталось от неё — это очень тёплые воспоминания. Все сессионки рано или поздно умрут. Все ваши достижения, рейтинг, скины — всё это исчезнет, а воспоминания и эмоции останутся.

Игры Ubisoft, будь то Осада или For Honor, как по мне, были обречены на нишевость. Они сложные и геймплейно уникальные. Call of duty выходит каждый год с минорными изменениями от части к части, (давайте, нападайте), но чем больше от неё отваливается старой аудитории, тем больше приходит новой. Такие игры живут бесконечной ротацией комьюнити. Ubisoft не смогла в такую ротацию: порог вхождения слишком высок, чтобы быстро набирать игроков.

Плохие ли это цифры? Да нет, но это даже не близко к мультиплеерным гигантам.
Плохие ли это цифры? Да нет, но это даже не близко к мультиплеерным гигантам.

На мой взгляд, столь нишевый шутер просто не способен конкурировать за среднего игрока. Точнее, он не способен дать то, чего от него ожидает издатель. В случае с Осадой я бы сказал, что она вполне может окупить траты на свою поддержку. Но принесёт ли она столько денег, сколько CoD? Да никогда в жизни.

Ubisoft попыталась вывести Осаду на широкую аудиторию. Ничего хорошего из этого не вышло. Но всё-таки стоит признать, что Радуга и For Honor, последняя здесь для примера, всё ещё живы и не закрыты — таких игр вот уж точно ни у кого нет. И я очень надеюсь, что упомянутая компания не будет гнаться за сверхприбылью, а продолжит радовать своих верных фанатов, которые всегда готовы её поддержать. Но нет, обратно я не вернусь, нет, нет, нет.

Нельзя ведь вернуться к тому, чего уже нет. Есть похожая игра, а эмоции, страсти и желание остались в прошлом, вместе с моей любимой Rainbow Six.

Текст написан для конкурса:

104
10
4
3
2
2
1
1
1
1
1
1
115 комментариев