Rainbow Six Siege — моя любимая игра, которой больше нет
От своей первой компьютерной сборки до эмоционального выгорания — рассказываю, как одна игра Ubisoft надолго определила мою жизнь, помогла найти друзей и чуть не лишила меня диплома.
Я познакомился с Радугой задолго до того, как смог в неё поиграть. Когда-то давно, будучи школьником, я очень много играл в танки — это уж совсем стыдная часть моей биографии. Но как-то так вышло, что некоторые танковые стримеры играли и в Осаду. Она мне очень нравилась, но поиграть я не мог до тех пор, пока не собрал компьютер. Итак, 2018 год, прощайте танки и старый ноутбук, здравствуйте новый компьютер и новая сессионка на тысячи часов.
Играть в Siege страшно. Взрывы, шаги повсюду, куча прострелов, запутанные карты и ваншоты в голову — всё это очень быстро доводит неподготовленные мозги до закипания. И вот ты залазишь под какой-нибудь столик и сидишь там до конца матча — ты новичок и тебе страшно. А потом тебя в атаку кидает и ты вообще не понимаешь, что происходит!
Разобраться в игре самому практически невозможно. Хорошо если с тобой в команде адекватный союзник: он и покажет, какую стенку надо укрепить, и скажет, какой угол стоит смотреть. Но даже на средних рангах, где уже совсем не новички собрались, попадаются особы, которые будто вообще в другую игру играют.
И в этом вся прелесть Радуги. Широта возможностей и командное взаимодействие позволяют обыгрывать даже тех, кто не оставит тебе шанса в перестрелке 1 на 1. В первую очередь, ты должен досконально знать карты, знать все возможности доступных персонажей. Контрпики, спавнпики, прострелы, дроны, гаджеты и тактика — вы, верно запутались. А вот теперь представьте, как я захожу в матч и даже не знаю, в каком меню можно прикрепить прицел к оружию. Таким было моё знакомство с игрой.
В памяти отпечатался момент, как я на персонаже Smoke сделал свой первый квадракилл. Я сидел за барной стойкой, на моём оружии не было ни прицела, ни рукояток, вообще никаких обвесов. И вот я выхожу и выдаю очередь в спину всей атакующей команде. Руки трясутся, адреналин, ты обыграл кого-то — за это я и полюбил Осаду.
Клатчи, Эйсы, абсолютно непредсказуемые повороты событий — всё это остаётся в памяти. Жаль, что записей у меня осталось совсем мало, но вы даже не представляете, какой кайф испытываешь, поставив хэдшот с пистолета Каида противнику на другом конце карты.
Отдельно выделю ещё и то, что смерть совсем не завершает твоё участие в матче. Наблюдение в камеры, расставленные дроны, данная тобой информация — это то, что определяет твою полезность. ты можешь сидеть постоянно мёртвый с отношением убийств 0,7, но быть залогом успеха всей своей команды. Ах, если бы все игроки это понимали...
А ещё Rainbow Six — это постоянный риск. Каждое неосторожное действие, каждая ошибка — это смерть, очень быстрая смерть. Да, это командная игра, но ценность отдельного решения невероятно высока. Вся атака может посыпаться если кто-то один забыл проверить угол или плохо поставил клеймор за спину. Коммуникация с командой — одна из основ игры.
И вот осень 2018 года, я потихоньку учусь играть, а ещё параллельно сижу на одном ролевом форуме. Волшебство, но ребята оттуда тоже играют в Радугу! Мы находим время, создаём дискорд-сервер. Теперь у меня есть своя пати, со многими людьми из которой я дружу и играю до сих пор.
И вы наверное подумали, что вот теперь-то я расскажу, как мы забирались к вершинам рейтинга? Нееет, это была совершенно конченная команда подпивасов. Преувеличиваю, конечно, но веселье почти всегда брало верх над превозмоганием. И вот вся суть, когда вы играете в полном составе: все делают какую-то дичь.
Этот пошёл спавнпикать и первым погиб, этот забыл, что надо стенки укрепить и пошёл роумить, тот уже просто слишком много пива выпил и не понимает, что происходит. Единственный адекватный ваш товарищ, который просто хотел поиграть, сидит и наблюдает, как метки четырёх его друзей гаснут одна за другой.
И я это говорю для того, чтобы просто заключить: Осада может быть весёлой, и она была весёлой. Без всех нововведений, без скинов и бесконечных правок, убивающих всю её суть.Достаточно посмотреть какие-нибудь старые нарезки деград-отряда и понять, насколько весело и смешно это было. Такое просто не повторяется.
Но вечно играть в казуальный режим — это не наш путь. Постепенно вышло так, что практически все игры, которые мы играли, были рейтинговыми. А я пошёл ещё дальше — мог целую ночь соло пытаться поднять рейтинг. И, да, признаюсь, перед вами среднестатистический казуал с платины.
Я смотрел гайды, наблюдал за киберспортсменами, заучивал пики и трики. Немало времени уходило и на саму игру. «Ты не научишься стрелять, если не будешь стрелять» — Енотька-мудрец, 11 марта 2025 года. И так Радуга превратилась в моё основное хобби, а где-то на стороне там маячил диплом.
На предзащиту, чтоб вы понимали, я пришёл вообще без работы. Я понимаю, что есть истории и страшнее, и хуже, но я тогда неплохо так постыдился самого себя. Ладно, несколько ночей без сна и выпускная работа была сдана на слабую четвёрочку, но осадочек остался. Я и не занимался никаким досугом, помимо видеоигр. И всё-таки, где-то глубоко в голове щёлкнуло: «Я ничего не добьюсь, если продолжу уделять столько времени подобным вещам». Думаете спустя 4 года что-то изменилось? Нет.
Я кайфовал от Осады и не жалею об этом. Но в какой-то момент игра стала превращаться в одержимость. Я всё сильнее уставал, а паузы делать не хотел. Мне хотелось побеждать всё больше и больше, наращивать статистику KD, становиться лучше. Нужно ли говорить, что это приводило меня только к истощению?
Желание стать лучше — это одновременно и суть, и бич всех соревновательных игр. Ты приходишь после работы или учёбы с уже накопленной усталостью, а игра не расслабляет тебя, а, напротив, выжимает то немногое, что в тебе ещё осталось. Надо ли говорить, что очень быстро ты выгораешь? И это выгорание касается не только игр.
Ты не можешь нормально спать, повседневные дела даются тебе с трудом, а каждый выходной ты тратишь на то, чтобы хоть как-то выправить свой рейтинг. Лузстрики и бесконечный тильт — вот следствие такой жизни. И даже победы не приносят тебе желанного удовольствия, ты хочешь всё больше и больше. Самое время, чтобы остановиться.
Иногда я удалял игру после слитой катки, чтобы снова её установить вскоре. Это превращалось в какую-то нелепую попытку самому себе чего-то доказать. И нет, я не очень вдумчивый игрок, я не люблю заучивать карты, мне тяжело играть на разных персонажах. Я выбираю одну стратегию и тупо в лоб пытаюсь ею чего-то добиться. А тильт делает голову ещё более деревянной. Кто там повторяет из раза в раз одно и тоже?
Я из тех игроков, которые неплохо стреляют, но напрочь отключают всё мышление в напряженные моменты. Иногда я концентрируюсь настолько, что не замечаю, чего мне там со стороны говорят. И я люблю перестрелки — нет ничего приятнее точного выстрела в голову. Но карабкаться по рейтинговой лестнице, изнуряя себя, для этого совсем необязательно. Как жаль, что я этого так и не понял.
Не по своей воле я бросил игру. Я защитил выпускную работу, получил диплом, и меня забрали в армию. Меня не было год, а Радуга очень сильно изменилась. Или я изменился?
Друзья перекатились в Лигу Легенд. А сама Осада не приносила уже того удовольствия. Да и разбираться в новой мете, новых картах, персонажах, других изменениях я просто не хотел. Моя одержимость угасла, а любовь просто осталась где-то в прошлом. Радуга не разочаровала меня, не перестала мне нравиться, но просто стала другой, а я не захотел к этому привыкать.
Пожалуй, для многих игроков изменения и стали основным поводом для ухода. Поддержка радуги — это всегда балансирование между хотелками хардкорных игроков и массовостью продукта. Каждый сезон добавляются новые оперативники, а их всегда непросто адекватно встроить в мету. Постепенно Rainbow Six Siege превратилась в геройский шутер с гонкой вооружений. Показательной стала переработка новобранцев, персонажей без способностей, которые зачастую были залогом веселья.
Из меня такой себе аналитик, и я не могу сказать, в какой момент разработчики свернули не туда. Но определённо был такой слом, когда аудитория начала расходиться. Вот только адекватной замены Радуге так и не появилось. Ну вот просто нет второго такого шутера.
Я не жду чего-то особого от перезапуска. Может он вернётся к корням, а может свернёт вообще в другую сторону — мне уже как-то безразлично. Вряд ли уже возможно такое, что я смогу отдавать столько времени и сил одной игре.
Может быть виноваты изменения, коридорные карты, срезание вариативности и ультимативные новые герои. Но по большому счёту всё упирается лишь в мою собственную усталость. Rainbow Six в прошлом, и всё, что осталось от неё — это очень тёплые воспоминания. Все сессионки рано или поздно умрут. Все ваши достижения, рейтинг, скины — всё это исчезнет, а воспоминания и эмоции останутся.
Игры Ubisoft, будь то Осада или For Honor, как по мне, были обречены на нишевость. Они сложные и геймплейно уникальные. Call of duty выходит каждый год с минорными изменениями от части к части, (давайте, нападайте), но чем больше от неё отваливается старой аудитории, тем больше приходит новой. Такие игры живут бесконечной ротацией комьюнити. Ubisoft не смогла в такую ротацию: порог вхождения слишком высок, чтобы быстро набирать игроков.
На мой взгляд, столь нишевый шутер просто не способен конкурировать за среднего игрока. Точнее, он не способен дать то, чего от него ожидает издатель. В случае с Осадой я бы сказал, что она вполне может окупить траты на свою поддержку. Но принесёт ли она столько денег, сколько CoD? Да никогда в жизни.
Ubisoft попыталась вывести Осаду на широкую аудиторию. Ничего хорошего из этого не вышло. Но всё-таки стоит признать, что Радуга и For Honor, последняя здесь для примера, всё ещё живы и не закрыты — таких игр вот уж точно ни у кого нет. И я очень надеюсь, что упомянутая компания не будет гнаться за сверхприбылью, а продолжит радовать своих верных фанатов, которые всегда готовы её поддержать. Но нет, обратно я не вернусь, нет, нет, нет.
Нельзя ведь вернуться к тому, чего уже нет. Есть похожая игра, а эмоции, страсти и желание остались в прошлом, вместе с моей любимой Rainbow Six.
Текст написан для конкурса: