«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

«Оглянись» — самая нетипичная работа Тацуки Фудзимото. Здесь нет жестокости, демонов и библейских отсылок. На фоне «Огненного удара» ваншот ощущается более взрослым и саморефлексирующим произведением. О чем хочет рассказать безумный мангака и почему «Оглянись» стоит прочитать каждой творческой личности?

Младшеклассница Фудзино рисует для школьной газеты ёнкому — четырехпанельную комедийную мангу. Ее остроумные комиксы любят школьники, а самой ей пророчат успешную карьеру мангаки. Но Фудзино не интересует творческое будущее, ей больше нравится тусить с друзьями и заниматься спортом. Все меняется, когда в газете появляется другая ёнкома от одноклассницы-затворницы Кёмото. Комиксы Фудзино блекнут на фоне выверенного рисунка Кёмото, и тогда звезда школы решает улучшить свои навыки.

Сюжет

Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.

Автопортрет художника и внутренний диалог

Кёмото выпускает книгу «Искусство фонов» с известными фонами из «Огненного удара»
Кёмото выпускает книгу «Искусство фонов» с известными фонами из «Огненного удара»

Фудзимото явно рисует автопортет своих терзаний, просеянный через сито своего же стиля. Это угадывается как в явных отсылках на свои же работы (Фудзино рисует мангу «Акулий удар»), так и в самих именах героинь (ФУДЗИно и кёМОТО). Особенно интересно это раздвоение Фудзимото на двух героинь.

Кёмото известна своим рисунком, проработкой фонов, окружения. При этом заявляет, что из-за скрупулезного отношения фонам, она замедляет работу. Фудзино же известна прежде всего благодаря диалогам, персонажам, сюжету. При этом рисунок у нее хоть и на уровне, но явно уступает по крутости Кёмото. И как же хочется провести эту параллель взаимоотношений Фудзимото-художника и Фудзимото-мангаки. Будто бы он через «Оглянись» погружает нас в свою голову, представляя также выбор приоритета.

Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.

Раскадровка как способ повествования

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Фудзимото строит юмор и драму двумя средствами: большая отрисованная панель в виде кульминации сцены, а также детализированная раскадровка с повторяющимися кадрами. И если с первым способом завлечь зрителя все понятно, там он вкладывает все свое изобразительное мастерство. Однако со вторым способом он работает на одно четкое чувство читателя: напряжение.

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Если вы читали Фудзимото, то нередко могли застать себя с ощущением дискомфорта или накапливающегося напряжения. Во многом стоит благодарить эти вечно повторяющиеся кадры, где панели предстают скорее посекундным слайд-шоу действий героя. Так было в «Огенном ударе», такое можно найти и в «Оглянись». Но куда лучше работает такая же, но совершенно другая вещь. Мы видим смену кадров, где главная героиня одной и той же позе сидит, а окружение меняется, что прямо говорит о ее отрешенности от внешнего мира и труда без оглядки.

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.

Магия автора

У Фудзимото есть магия трогать душу грубыми мазками и прямо в лоб поданными идеями. Его диалоги явно не тарантиновские, в них куча нескрытой экспозиции. Но магия его киноязыка (иначе в случае его не скажешь) в том моменте, когда герои перестают говорить. И тогда начинаются вышеописанные раскадровки, совсем не новые в мире манги, но выкрученные Фудзимото на максимум.

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

И в этот раз он делает использует свой киноязык для двух вещей: саморефлексии, а также парочке выводов.

  1. Человека определяет старание. Фудзино, увидев кучи разрисованных альбомов Кёмото, признает пропасть между ней и «соперницей».
  2. Признание для художника — все. Если бы Кёмото не рассказала о своей любви к ёнкомам Фудзино, то та бы окончательно сдалась.
«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Потому что страшнее осознания своего потолка может быть только остаться наедине со своим провалом. А признание придает сил дальше стараться.

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.

Послесловие и вывод

Эта манга — удивительная возможность для нас проследить, за тем, как Автор открывает двери в свою голову, разговаривая хоть и примитивными метафорами, но на равных с читателем.

«Оглянись»: саморефлексия, сублимация и Фудзимото

Мне кажется «Оглянись» — это в том числе попытка Фудзимото оглянутся на свою карьеру, в которой он до этого, как и его героиня Фудзино, без оглядки рисовал и писал. И также попытка сформулировать какой-то промежуточный итог. В какой-то момент ужаснувший его, но в то же время заставивший принять свои собственные изменения. И это также призыв нам, авторам, оглянуться и посмотреть, что мы потеряли, что обрели. И принять тот факт, что мы уже не вернемся к тому, с чего начинали.

Подпишитесь на наш телеграм-канал: там все самое быстрое, свежее и вкусно приготовленное.

3131
10 комментариев

Отличный ваншот, но как написал один чел в твитторе, которого я читаю: хочется, чтобы Тацуки написал уже о чем-то другом, кроме собственно процесса творчества — о чем и были Оглянись и Эри. Но даже его сериализации по сути сводятся к размышлению о творчестве, что Фаер Панч, что ЧСМ. У него очевидно есть абмиция не просто развлекателя, но большого автора. Но есть ли ему что сказать? Тот же Исаяма стилистически мне наверное менее близок, но Атака при всех своих минусах — размышление и высказывание о реальном мире. Тацуки как будто слишком зациклен на себе, что ли?

4

мне кажется, каждый автор так или иначе пишет о себе в контексте. Как говорил классик: "артист, всегда нарцисс и..."

Если вы читали Фуджимото, то нередко могли застать себя с ощущением дискомфорта или накапливающегося напряжения. Во многом стоит благодарить эти вечно повторяющиеся кадры, где панели предстают скорее посекундным слайд-шоу действий героя.Так вот откуда Хирохико Араки взял фишку для Стил бол рана
Берегись медведя
Берегись медведя
Берегись медведя
Берегись медведя
БЕРЕГИСЬ

2

Скорее наоборот

1

Не знаю, как по мне самое главное, что вообще не зная бэкграунда Фудзимото, манга читается классно и понятно, душевная история. А то что там у него саморефлексия, если честно меня не сильно волнует.

Конечно, лучшие произведения - это те, которые понятны и без контекста. Но с контекстом выходит еще интереснее, как нам кажется)

2