Личная игра года. 2007

Совсем скоро все игры 2007-го смогут пойти спокойно купить себе пивка, а нехорошенькие дядяньки и тётеньки больше не будут бояться подойти и познакомиться с ними. Ведь им вот-вот стукнет 18! А кому-то уже. Так что давайте вместе вспомним наших почти совершеннолетних электронных друзей. Осторожно, сотни гифок!

Что творилось в любимой индустрии?

На самом деле, ничего прям серьёзного на видеоигровом рынке не происходило. Wii и PS3 пустились в погоню за шустреньким вторым Xbox'ом, и если первые японцы улетели куда-то вперёд, то вторые всё никак не могли прийти в себя. И зелёная американская приставка начала доминировать на родном рынке, несмотря на красное кольцо смерти. Опять же, если забыть про Wii.

Реклама Wii из 2007-го. К сожалению, японцы в комплекте не шли.

Платформодержатели начали понимать, что на одних дисках далеко не уедешь, поэтому анонсировали толстенькие версии своих консолей. Например, Xbox 360 Elite готов был похвастаться объёмом внутренней памяти в 120 гб. Правда, ждать его пришлось аж до 2009-го, а там и до слимки не далеко было.

Поэтому все силы три главных консольных гиганта бросили на игры. Microsoft бомбили рынок Японии эксклюзивными проектами, давали денег местным студиям, игры от сторонних разработчиков зачастую выходили на Коробке раньше, чем на PS3. Но выхлопа особого не было.

Star Ocean: Last Hope вышла на Xbox 360 в феврале 2009-го. А на PS3 через год.

К 2010-ому году только три игры в Японии на Xbox 360 перешагнули рубеж в 200 000 копий. Это Star Ocean: Last Hope, Tales of Vesperia и Blue Dragon. Напомню, что нахрен никому ненужную Too Human купили где-то 700 000 раз. В том числе и я. И даже не стыдно.

Может быть если бы Microsoft продолжила вливать ресурсы в японский рынок, то удалось бы там закрепиться, но это вопрос ко всяким там аналитикам. Да и отбились ли бы эти траты когда-нибудь?

А пока платформодержатели мерились длинной списка эксклюзивов, зарождался новый страшный зверь. Первое время он скрывался под неброским названием Justin.tv. Это развитие идеи Джастина Кана и его товарищей. Напомню, что в 2007-ом он нацепил на себя камеру, и человечки могли смотреть, как он живёт-поживает в прямом эфире. С перерывами на туалет и душ, конечно.

Супер краткая версия успеха Justin.tv.

Народ проникся, всячески развлекал Джастина, вызывая тому полицию на дом или заказывая ему гору еды. К видео ещё был прикручен онлайн чат, поэтому люди могли подбодрить нашего американского азиата.

Почуяв деньги, Джастин и Ко перезапустили Justin.tv уже как платформу для стримеров. Теперь людей там развлекал не один мистер Кан, а где-то шестьдесят таких же любителей показать свою жизнь. Но довольно быстро сайт стал открытым для всех желающих что-нибудь постримить. И это что-нибудь обычно превращалось в прохождение игр. И уже в 2011 этих игроманов изолировали на отдельный сайт. И назвали его Twitch.tv.

Электронная инъекция счастья

Но зачем смотреть как кто-то играет, если можно сыграть самому? Так что давайте перейдём к главному. К играм. Здесь я собрал проекты, которые смог вспомнить, которые были у меня на слуху, в которые я играл или просто мечтал поиграть.

Помимо недлинной гифки каждый проект я постарался сопроводить и каким-то примечательным фактом. Авось глаз за что-то зацепиться и захочется в это поиграть. Ведь в 2007-ом достойных вещей было много. Как и всегда.

World of Warcraft: The Burning Crusade. Blizzard, периодически любит баловать нас январскими релизами. Вот и первый аддон к WoW вышел в середине января. Но мы были к нему НЕ ГОТОВЫ!

А вот и автор строк, что выше.

Folklore. Японцы периодически посматривают на Туманный Альбион. Взять того же Миядзаки (который седой) и Ходячий замок за авторством Уинн Джонс. Только Хаул был валлийцем, а вот в Folklore балом правят соотечественники Конора Макгрегора. Поэтому игроков ждало путешествие в мир кельтской, а значит и ирландской мифологии. Но они не оценили.

Maelstrom: The Battle for Earth Begins. Попытка закрепиться авторов Вангеров и Периметра на большой арене. Как раз последний их туда и вывел. Получилось не очень. По сравнению с другими проектами K-D Lab игра казалась какой-то обычной, что ли. Зато был режим от третьего лица. И это в RTS.

Silent Hunter 4: Wolves of the Pacific. Симулятор подводной лодки от румынского подразделения Ubisoft. Между прочим, оно, в своё время было первой дочерней студией за пределами Франции. Впрочем, более известна как студия-поддержки, хотя вот над третьим, четвёртым и пятым Бесшумным Охотником дети Дракулы трудились самостоятельно.

Star Wars Battlefront: Renegade Squadron. Не очень понятно, зачем Battlefront нужен без мультиплеера. Нет, на PSP в Renegade Squadron он, конечно, есть, но 16 человек на одной карте, это совсем не то, чего хочется от звёздновоинческого батлфилда.

Dynasty Warriors: Gundam. Как можно сделать классический геймплей ещё лучше? Конечно, добавить туда огромных человекоподобных бронированных роботов. Да ещё и из любимой всеми бесконечной франшизе Gundam.

Ghost Rider. По традициям тех лет Призрачный гонщик вышел на трёх платформах. И у каждой были свои особенности. На Game Boy Advance, уже уходившем на покой, было что-то похожее на Castlevania, а вот на PSP и PS2 на классические слэшеры. А ещё можно было играть за Блейда.

Версия для PS2.

Восхождение на трон. Могла бы быть неплохой игрой, если бы до релиза дожили все завяленные разработчиками идеи. Но на пути к финишу многое пришлось резать. Даже прокачку войск.

Crackdown. Не самая плохая попытка в Microsoft создания собственной GTA. Особенно если вы цените в подобных играх не сюжет, миссии и возню вокруг них, а хаос свободного мира. Да ещё и приправленный суперсилами. Ну как, суперсилами. Ничего сверхъестественного. Высоко прыгаем, быстро бегаем, далеко кидаем, больно бьём.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. Мир не перевернулся и один из главных долгостроев видеоигровой сцены СНГ вышел. Пугал нас постоянными жучками, но компенсировал всё это густой, а ещё и такой знакомой нам атмосферой. Только вот на Ниве покататься так и нельзя было.

Battlestations: Midway. Редкий представитель видеоигровой индустрии Венгрии. Сама игра даже породила сиквел, который смотрелся как аддон. В целом, это аркадные полетушки и поплавушки на самолётиках и корабликах с элементами тактического управления.

The Sims Life Stories. Серия Sims, скорей всего, неоспоримый чемпион в деле выпуска дополнений и наборов со всякой мишурой. Были даже попытки в сюжетные дополнения. The Sims Life Stories – одна из них. Это примерно как Хроники Героев, только про симов.

War Front: Turning Point. Стратегии развлекались, как могли. Тут вот убили Гитлера в начале войны, но под руководством нового лидера Германия дожала Британию. Но союзники всё же, победили. А потом в Европу раздавать люлей пришли соколы Сталина. Всякие вундервафли в наличии.

7.62/7.62: Перезарядка. Технически, это как бы сиквел и триквел небезызвестной Бригада Е5: Новый альянс, которые вышли в 2007-ом году. Но по сути, это скорей аддоны. Или DLC, как сейчас принято называть. Вообще все игры серии – до мелочей продуманные тактические стратегии, венец которых – система одновременного хода.

Warhawk. Внезапный эксклюзив от Sony. Причём чисто онлайновый. Ну можно было играть и в сплит-скрине, как в той же Halo. А вот в оффлайн-режиме, почему-то, игра давала пострелять, опять же, только на раздельном экране со своими друзьяшками по дивану, но без ботов. К чести Sony, сервера игры калифорнийцы поддерживали аж до 2019-го года.

Arthur and the Invisibles. Бессон может снимать, что угодно, но я буду его помнить по Леону и Пятому Элементу. А вот кто-то может и по Артуру и Минипутам. Причём и по игре. Она отдалённо напоминает французскую версию Потерянных викингов от Blizzard. Хотя, лично я бы сравнил с The Lord of the Rings: War in the North, правда, там на лету менять героев нельзя.

Medal of Honor: Vanguard. EA настолько поверила в себя, что решила выпустить сразу две крупные игры своей когда-то главной шутерной серии. Vanguard вышла на консолях прошлого поколения: PS2 и Wii.

Medal of Honor: Airborne. А вот на парашютиках можно было прыгать уже в игре для современных, на то время, консолей. И, конечно, на компьютерах. Собственно, ничего особенного, кроме весёлой десантурной активности игра предложить не могла.

Europa Universalis III. Первая раскраска от Парадоксов, получившая новенький 3D-движок. Если не путаю, модельки для игры делали в России. Страшненькие. Но Europa Universalis не про модельки, а про собирательство земель русских. И не очень.

The Elder Scrolls IV: Shivering Isles. Дополнение для четвёртых свитков. Наркоманское. От Тодда. Классика.

Какие же страшные персонажи в Oblivion.

Кодекс войны/Кодекс войны: Высшая раса. На западе оригинальная игра известна как Fantasy Wars, а дополнение как Elven Legacy. Правда, последняя вышла у нас в тот же год, что и Кодекс Войны, а европейцы ждали аж два.

Def Jam: Icon. Я даже и не знал, что у серии игр про драки рэперов есть третья часть. Но вот она. Фокус с рестлинг-приёмов сместили куда-то в сторону кулачно-ножных боёв.

Hotel Dusk: Room 215. Nintendo DS могла стать спасением жанра классических квестов. Но не срослось. Хотя на ней и выходили необычные представители жанра. Игра от Cling тому пример. А вот западные разработчики возможностью вернуть золотую эпоху point-and-click не рассматривали. Или не видели. Или не хотели.

Supreme Commander. Возвращение Криса Тейлора к жанру RTS после дилогии Dungeon Siege. В этом же году, кстати, вышел и аддон Forged Alliance. Вообще, Supreme Commander прекрасный духовный наследник Total Annihilation. По сути, ещё одно ответвление от классических стратегий. Которое можно назвать не совсем мёртвым. Есть, например, бесплатная Beyond All Reason.

Ratchet & Clank: Size Matters. Очередная часть всё ещё не забытой Sony серии для карманной PlayStation. Интересно, что игру делала студия, в которой обосновались люди, приложившие руку к основным проектам франшизы от Insomniac. Через год Size Matters выйдет и на PS2. По просьбам фанатов. И это при живой PS3.

Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction. А вот следующая часть для уже большой и свеженькой PS3 вышла чуть позже. Её-то разрабатывали уже отцы-основатели из Insomniac Games.

Myst Online: Uru Live. История разработки этой игры, конечно, знатная. Парой строк тут точно не обойдёшься. Просто знайте, что это, по сути, онлайновый квест от, как не сложно догадаться, авторов Myst, Uru и прочих Riven.

Call of Duty: Roads to Victory. Первая и единственная часть серии, выходившая на PSP. Всё ещё эксплуатировала тему Второй мировой.

God of War II. Продолжение деяний главного чпокателя (во всех смыслах) греческого пантеона богов. Одна из самых графонистых игр на PlayStation 2 и, в целом, очень добротный слэшер.

NBA Street Homecourt. Аркадный стритбол от EA. Я бы даже сказал, что это смесь какого-то брейкданса и баскетбола. Сейчас вот аркадный спорт почти полностью ушёл в сегмент инди. А раньше вон оно как было.

Sonic and the Secret Rings. Впервые наш любимый синий ёж заскочил на Wii. Но оценили немногие. Дошло до того, что Sega через несколько лет начала отзывать из продажи диски с игрой. Якобы, если забрать из магазинов всех Соников с низкой оценкой, то ценность бренда вырастет. Интересная логика.

В основном, жаловались на неудачное управление.

Metroid Prime 3: Corruption. Первый и последний Prime на Wii. Первые два, конечно, тоже заглянули на консоль с нунчаками от Nintendo, но вот третий разрабатывался с оглядкой на её мощности. Поэтому авторам и пришлось немного ужать свои грандиозные планы для триквела. Ну, есть возможность реализовать их в четвёртой части. Наверно.

Silverfall. Об этой игре я больше знаю по обложке. Как раз её я пристально разглядывал в одинокие холодные вечера, думая, чем занять свои руки.

Игра.
Обложка.
Обложка.

Lair. Забытый всеми эксклюзив третей Плойки. Представитель не прям уж такого редкого жанра полетулек на драконах. Причём ящерке маршрут задаёт сам игрок.

Ещё Lair известна тем, что для неё Sony подготовила гайдик для рецензентов. Чтоб они понимали, как и что писать про игру. По словам IGN, они впервые получили такое обширное руководство для авторов, с иллюстрациями и советами по геймплею. Обычно в те годы к рецензируемым копиям игр прилагалась только небольшая информационная брошюрка. А самое смешное, руководство пришло уже после вышедших обзоров.

Грегг Миллер с руководством для рецензентов. Если что, товарищ поставил Lair 4,9 из 10. Во времена.
Грегг Миллер с руководством для рецензентов. Если что, товарищ поставил Lair 4,9 из 10. Во времена.

Peggle. Вторая из тройки великих казуальных игр PopCap. Две другие, если кто не знал, Bejeweled и Plants vs. Zombies. Хотя последнюю казуальной называть даже как-то неправильно.

Tom Clancy's Ghost Recon Advanced Warfighter 2. По ещё одной традиции тех лет версии для ПК и консолей отличались. Бояре получили что-то более близкое к классическим играм серии, а сами миссии отличались от приставочных вариантов, если не считать сюжета. Ну игралось всё от первого лица, а не от третьего, как на PS3 и XBOX 360.

Версия для ПК.

Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Успешный переход основной серии C&C в 3D. До этого отпочковавшимся от основной Westwood ребятам удалось сделать шикарных Генералов, а также создать ещё одну ветку RTS имени The Battle for Middle-earth.

Penumbra: Overture. Первая игра Frictional Games, которые подарили миру серию Amnesia и любимую многими Soma. При этом геймплея в первой игре, по ощущениям, было побольше, чем в той же Соме. Хотя Penumbra намного короче.

Super Paper Mario. Бумажному водопроводчику выпала честь быть первым представителем своего семейства на Wii. В отличие от оригинальной игры это больше уже платформер. Но какие-то элементы RPG остались.

Driver 76. У маленькой Игровой станции был свой маленький Водила. Сюжетно – это приквел Driver: Parallel Lines, повествующий о буднях второстепенных персонажей основной игры. Геймплейно же почти тоже самое, с поправкой на мощности консоли.

Odin Sphere. Здесь ещё нет мясомолочных персонажей из Dragon's Crown, но стиль Vanillaware легко угадывается.

GrimGrimoire. Ещё одна игра, созданная при участии Vanillaware. На этот раз это попытка японцев в RTS. Очень необычная, надо сказать, попытка. Но что-то в этом есть.

Forza Motorsport 2. В отличие от оригинала вышла уже на Xbox 360. Microsoft нужна была своя успешная симкада и она её получила. Серия живёт и здравствует по сей день, правда, теперь в тени своего спинн-оффа Forza Horizon.

Mario Party 8. Восьмой сборник компанейских мини-игр от Nintendo не смог соревноваться с другими подобными наборами для Wii, вроде серии Sports. Всё-таки, те были про что-то близкое к физическим активностям, а Mario Party про посиделки за разного вида настольными играми. Но всё равно восьмая Тусня с Марио продалась внушительным тиражом в почти восемь миллионов копий.

Shadowrun. Это, конечно, далеко не первая игра по франшизе. Но самая непонятно зачем существующая. Это онлайновый героический шутер с элементами CS. Время такого направления в игровой индустрии ещё не пришло, а фанаты франшизы обычно смотрели в сторону чего-то более напоминающее RPG. В итоге, народ купил где-то 150 тысяч копий игры.

Tomb Raider: Anniversary. Ремейк самых первых приключений Лары Крофт. И теперь британская аристократка гораздо больше экшен, чем адвенчэ.

Colin McRae: Dirt. Codemasters двинули свой раллийный симулятор в сторону аркад, что публике понравилось. К сожалению, буквально через пару месяцев после релиза игры Колин Макрей разобьётся на вертолете. Не летайте на этих проклятых штуках.

Harry Potter and the Order of the Phoenix. Как обычно, Гарри вышел на всех возможных платформах.

The Darkness. О ней я уже подробно писал. Тут могу только добавить, что вот из неё, а точнее даже из Риддика и вырос последний Индиана Джонс. Собственно, Джерк Густафссон (ну и имя), и был среди дизайнеров и The Darkness, и The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. И вот к Индиане, наконец, дорос до геймдиректора.

Overlord. Голландцам из Triumph Studios надоело возиться со своей первой серией Age of Wonders и они переключились на что-то более весёлое. Overlord по жанру, конечно, не Dungeon Keeper, и не такой мрачный, но смысл тот же. Правда, можно быть и относительно хорошим злодеем. Но это на выбор игрока.

Vampire Rain. Внезапный японский Splinter Cell, где вместо обычных врагов вампиры. Оценки у игры катастрофические низкие, но концепт интересен.

Project Sylpheed. Microsoft времён Xbox 360 вбухивала просто огромные деньги для покорения японского рынка. Временная эксклюзивность, постоянная эксклюзивность. Каких проектов только не было, чтобы очаровать граждан страны Восходящего солнца. Вот, например, Project Sylpheed, ремейк игры аж 1986 года с аркадных автоматов. Эксклюзив Xbox 360.

Очень удобный для пилота костюмчик.
А так-то это симулятор космического пыщ-пыщ.

Sid Meier's Civilization IV: Beyond the Sword. Последний аддон для четвертой Цивы. Если не считать Sid Meier's Civilization IV: Colonization, который немного про другое.

BioShock. System Shock 2 вернулся! Правда без Шодан. И без The Many. Но местами игре тоже удавалось нагонять жути не хуже своих двух духовных предков.

Stranglehold. Так-то это прямой сиквел боевика Джона Ву Круто сваренные. К главной роли инспектора Текилы вернулся Чоу Юньфат. Теперь он на мощностях Unreal Engine 3 красиво расстреливал недругов. Соку перестрелкам добавляла лёгкая разрушаемость, которую, почему-то, игнорировали многие разработчики движка Epic.

Heavenly Sword. Первая, но не совсем, игра Ninja Theory. Когда студия ещё называлась Just Add Monsters, то успела сваять эксклюзив для первого Xbox Kung Fu Chaos. А вот Heavenly Sword вышла уже только на PS3. Причём Sony подготовили и анимационные короткометражки для промоутирования игры, а потом и целый 3D-фильм.

Skate. Более серьёзная версия симулятора уличного скейтбордиста. Уже совсем скоро EA обещает выпустить фритуплейный перезапуск серии.

Coded Arms: Contagion. Шутер для PSP от отечественных разработчиков. Оригинал, Coded Arms, Konami делала собственными силами. А вот для сиквела пригласили американскую Creat Studios, чья команда разработчиков базировалась в Санкт-Петербурге.

Eternal Sonata. Японская игра про последние мгновения жизни Фридерика Шопена. Большая её часть, по всем заветам историй про умирающих, происходит в воображении польского композитора. Все персонажи здесь – носят максимально музыкальные имена.

Кто же знал, что умирающий Шопен мечтал об анимешных девочках.

Clive Barker's Jericho. Сверхъестественное дитя двух культур. Испанской и английской. Клайв Баркер как-то подтвердил, что намечается сиквел, но никто, к его огорчению, делать его не собирался.

Halo 3. Bungie прощается с Чифом в главной игре для Xbox 360. Американская компания, наконец-то, смогла на равных тягаться с японскими гигантами игрового рынка и даже где-то перегонять их. Но длилось это не долго.

The Settlers: Rise of an Empire. Не совсем те Поселенцы, но от той же студии Blue Byte. Грустно, что они последние, из когда-то великой школы немецких стратегий.

RTS Германии – это про созерцание.

The Legend of Zelda: Phantom Hourglass. Год без Линка – деньги на ветер. Phantom Hourglass прямой сиквел The Wind Waker. Правда, последняя выходила на большой консоли Nintendo. На той, которая похожа на куб. А вот сиквел запихали в маленькую DS.

Project Gotham Racing 4. Последняя часть серии, увидевшая свет. Activision купила разработчиков игры – Bizarre Creations. И Xbox 360 потерял свою эксклюзивную весёлую гоночку. Зато в дальнейшем мы получили Forza Horizon, а вот Bizarre Creations всего через несколько лет после приобретения закрыли.

В игре, кстати, есть трасса в Санкт-Петербурге.

Enemy Territory: Quake Wars. Как раз где-то в это время Кармак начал носиться со своей идеей мегатекстуры. Типа, зачем делать кучу маленьких для большой карты, если можно создать одну, но гигантскую. Вроде идея даже пережила карьеру Кармака в id. Более её продвинутая версия использовалась в Rage, DooM и Wolfenstein: The New Order. В версии движка id 7 её вроде бы уже убрали.

World in Conflict. Альтернативная Холодная война от шведов из Massive Entertainment, известных по серии Ground Control. Ну это для тех, кто застал эти игры. Сейчас-то их больше знают по дилогии Division. И Star Wars Outlaws.

Half-Life 2: Episode Two. Последняя игра про Гордона Фримена, если не учитывать концовку Alyx. Но, на самом деле, главный герой, конечно, это садовый гном.

По ощущениям, в Left 4 Dead 2 путешествие с гномиком проще будет. Правда, там сокомандники смотрят на тебя как на идиота, когда шарахаешься везде с этим садовым декоративным элементом.

Portal. Торт – это ложь!

Team Fortress 2. Безшапочная эра главного командного шутера конца нулевых.

Ace Combat 6: Fires of Liberation. У серии про боевые самолётики есть очень дурная традиция становиться эксклюзивом какой-либо платформы. В шестую номерную часть, например, можно поиграть только на Xbox 360 (а если у вас есть диск, то её всё-таки можно запустить на Series X). Так что, чтобы приобщиться к серии придётся обложиться где-то пятью приставками. Ну или накатить эмуляторы. Благо, больше Namco Bandai этой болезнью не страдает.

Трудно быть богом. Ещё одна игра, имеющая отношение к творчеству Стругацких. Никаких особых ожиданий от неё не было. А она и не собиралась что-то кому-то доказывать. Вышла поломанной и забагованной. Зато авторы не стали рвать на лоскуты повесть братьев, а просто пошли по пути продолжения истории.

Tony Hawk's Proving Ground. Скажем так, симулятор покатушек на скейте всё ещё близкий по атмосфере поколению MTV. Версии для предыдущих консолей уже выглядели совсем не очень, по сравнению со своим старшими братьями.

Версия для PS3.

Call of Duty 4: Modern Warfare. Activision удачно перепрыгнула от темы Второй мировой к чему-то гораздо более современному. В принципе, именно эту часть можно считать точкой становления одной из главных франшиз современности.

Conan. Ещё одна возможная причина падения THQ. Под патронажем уже мёртвого американского издателя персонаж Роберта Говарда превратился в кальку Кратоса. И очень плохо продался. THQ даже пришлось списать 20 миллионов. Ну ещё там была история с законом о регулировании игр с рейтингом M. Его продвигала неугомонная Калифорния. И лично её губернатор. Шварцнеггер. Который играл Конана.

Hellgate: London. Какая-то просто непотопляемая игра. Успела провалиться. И воскреснуть, после того как её подхватили какие-то корейцы и сделали хитом у себя на родине. А теперь и неувядаемый Билл Ропер взялся за сиквел. Лично у меня главное воспоминание о Hellgate – модель в неглиже, позирующая для Playboy. 3D-модель.

Игра.
3D-модель.
3D-модель.

Tabula Rasa. Раз уж мы начали про Playboy. Страницы журнала посетила одна из персонажей MMORPG Tabula Rasa Сара Моррисон.

Личная игра года. 2007

Но, как и в случае Hellgate, это не помогло. Проект очень тяжело шёл к релизу, разработчики менялись на ходу, на каком-то этапе её подхватил отец Ultima, да и MMORPG в целом, Ричард Гэрриотт. Не затащил, как говорится. Игрокам нужен был только WoW.

Manhunt 2. Сиквел нашумевшей игры про дружбу с бомжом. Ну и про всякие приятные методы устранения недругов. Путь к релизу был тернист. Начинали её делать австрийские Рокзвёзды, но их закрыли. Продолжила студия в Лондоне. Параллельно приходилось отбиваться от нападок активистов. В первую очередь, от печально известного Джека Томпсона.

The Witcher. Вышел совсем не тот Ведьмак, который изначально планировался, но это и не страшно. Игра удалась. Тем более тут есть такие родные славянские болота. А не вот эти японские миазмы от Миядзаки, который помладше.

TimeShift. Вторая игра от, чего уж скрывать, нашей части Saber Interactive. Пришлось, правда, её пересобирать на ходу, когда компания получила максимально негативные отзывы по демоверсии. Под нож пошёл даже главный герой.

Uncharted: Drake's Fortune. Игра, из которой вырастит одна из самых узнаваемых франшиз третьего поколения PlayStation. И целый Нил Дракманн.

Fire Emblem: Radiant Dawn. Intelligent Systems хотели выпустить очередную часть Fire Emblem поближе к релизу Wii. План был закрепиться на больших консолях, а заодно и бустануть продажи в качестве стартового тайтла. В итоге, в Японии игра вышла всего через пару месяцев после выхода приставки Nintendo. Ну и серия до сих пор прекрасно продаётся, так что тот давний план явно удался.

Silent Hill: Origins. Ямаока на месте, а вот все остальные нет. Но как стало недавно понятно многим, для успеха необязательно нужны авторы оригинала. В принципе, на PSP игру встретили относительно тепло. Хотя это и был приквел самой первой части.

Empire Earth III. Интересный факт. Игра работала на том же движке, что и Oblivion. И Civilization IV. Какая разносторонняя технология. А на его потомке фурычит Starfield. А на предке – Morrowind.

Super Mario Galaxy. Хотелось бы сказать, что это главный продаван Wii, но нет. Третий 3D Марио кое-как влез в десятку. В эпоху нунчак деньги Nintendo приносили другие игры. И вот именно этого Марио среди них нет. А пара других итераций – есть.

Kane & Lynch: Dead Men. Датчане из IO, наконец, повернулись лицом к тем, кто не умел в стелс и устраивал ад на почти любом уровне Хитмана. То есть, ко мне.

Need for Speed: ProStreet. NFS сошла с ума и шагнула в сторону симуляторов. Ну маленький шажочек точно сделала. Игру создавали разработчики во всех смыслах успешной Most Wanted, и получилось неплохо.

XIII век. Слава или смерть. Отечественный Total War без глобальной карты. Это, если я ничего не перепутал.

Crysis. Самый графонистый парень на деревне. И оставался таковым ещё долгое время. На консолях вообще вышел только спустя четыре года, да ещё и на движке Crysis 2. Уж больно прожорливый был товарищ. И ведь не зря жрал.

SimCity Societies. Maxis ушли делать Spore и EA отдала градостроительную серию людям с улицы. Tilted Mill, конечно, и до Societies делали градсимы, но их проекты и рядом не стояли с SimCity 4. В итоге, тотальное упрощение по всем фронтам в новой части. И серия впала в кому. Один раз шевельнулась в 2013-ом и снова затихла.

Assassin's Creed. Первая часть серии, от которой сейчас зависит судьба Ubisoft.

Unreal Tournament 3. Если не обращать внимания на одиночную кампанию, это старый добрый Unreal на технологических стероидах и с ховербордами. К сожалению для фанатов, серия забыта Epic'ами. А каково мне, ждущему ещё одного Jazz Jackrabbit? Без него не было бы ни Гирь, ни Анрила, ни Блежински.

Mass Effect. Временный эксклюзив Xbox 360. Большую часть времени разработки команда Bioware ковырялась в Unreal Engine, чтобы приспособить его под свои ролевые нужды. А заодно и для будущих проектов. А именно сиквелов Mass Effect. Ведь он изначально задумывался как первая глава большой истории.

Lost Odyssey. Microsoft закидали деньгами Хиронобу Сакагути, создателя Final Fantasy, тот в ответ написал сценарий и следил за разработкой двух JRPG, вышедших эксклюзивно для Xbox 360. Первая – Blue Dragon, а вторая, как раз, Lost Odyssey.

Universe at War: Earth Assault. Другая часть бывших Westwood продолжала экспериментировать на поле RTS. Издатель игры SEGA, планировал целую серию, но первую часть никто не купил, и японцы пошли окучивать Relic и Creative Assembly.

Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East. Не хило так расширившее основную игру дополнение от потрясающих Nival. Плюс появились орки, хорошо знакомые по Dark Messiah of Might and Magic. Да и сам Арантир пожаловал.

Bladestorm: The Hundred Years' War. Японский взгляд на события Столетней войны. При желании можно даже спасти Жанну д'Арк.

Разумеется, здесь были собраны далеко не все проекты славного 2007-го года. Некоторые я не знал, о каких-то забыл, часть посчитал ненужным и упоминать. Так что не стесняйтесь, делитесь вашими любимыми играми 2007-го года.

Ну а я предложу свой список занимательных электронных развлечений, которые запомнились мне пуще других.

Достойны упоминания

Здесь я остановлюсь на играх, о которых мне есть что рассказать самому себе. Если в этом списке нет, какого-то проекта, значит, поделиться историей о нём или эмоциями после его прохождения я просто не могу.

Из этого не следует, что игра плохая. Просто не отозвалась в моей душе, голове или сердце. Или просто я в неё не играл. Последнее более вероятно.

World of Warcraft: The Burning Crusade

Личная игра года. 2007

The Burning Crusade почти пролетел мимо меня. Всему виной наиболее медленная из кровей, что течёт по моим венам. В России первый аддон для WoW вместе с оригиналом вышел только в августе 2008-ого. Собственно, в то время я в первые и влетел в игру. И пропал на долгие-долгие часы.

А вот следующий аддон, Wrath of the Lich King, выходил уже в ноябре 2008-го. То есть у меня оставалось всего пару месяцев, чтобы докачаться до 70-го уровня. Но я никуда не торопился, спокойно топал по дорогам Азерота, копил 20 золотых на первого маунта. О полётах даже не мечтал.

По ощущениям, в The Burning Crusade было много болотистых локаций.

Поэтому выход погибели Артаса я встретил в Запределье. Там уже времени рассюсюкивать не было, я уже не так вдумчиво и неторопливо шатался по бывшему дому орков. Даже грифончика не успел купить.

Поэтому я и не успел толком насладиться Запредельем и поплыл в Нордскол. Вот в нём я уже плотно засел за эндгейм. А The Burning Crusade так и остаётся для меня потерянным дополнением, которое я успел распробовать совсем чуть-чуть.

За дренеев, точнее дренейку я сыграл гораздо позже выхода дополнения. Позабавило, что её с характерным дренейским акцентом озвучивал голос Рейчел из Друзей.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Личная игра года. 2007

Не сказать, чтобы я прям ждал Сталкер. Там столько всего обещали и его столько раз переносили, что я предпочитал сосредоточиться на более близких мне проектах. Но когда игра вышла, побежал с батьком её покупать. Чего себя обманывать.

Я даже и не вспомню каких-то страшных багов или вылетов. Мне на это дело обычно везёт и все такие неприятности проходят мимо меня. Зато атмосфера, такая родная и чужая одновременно, буквально с первых секунд окутала меня и не отпускала до самого конца.

Родные места.

Поэтому Сталкер для меня, прежде всего, про вот эту атмсоферу. Как же было страшно лазить в эти X-лаборатории. А какая музыка! Владимир Фрей! К сожалению, он причина того, что ни Чистое Небо, ни Зов Припяти вообще никак во мне не отозвались. Нет музыки MoozE, нет атмосферы. Мне вообще не важно, какой бы был жанр у следующего Сталкера. Хоть RTS. И вот если бы в ней я почувствовал ту же атмосферу, что в Тени Чернобыля, то 100 процентов полюбил бы её.

Ненавижу Лабораторию X-16.

Я довольно много провёл времени и в онлайне. Копишь денюжки, покупаешь броньку и оружие помощнее. Тогда мультиплеер Сталкера казался гораздо веселее однообразия CS. Постоянно торчал на базе Свободы. Любимая карта и бесконечный штурм/защита единственного двухэтажного домика.

А сейчас я в первый S.T.A.L.K.E.R. стараюсь не играть. Зато могу сказать точную дату, когда я его перепрошёл в последний раз. 23 февраля 2022-го года. Ещё на ЧАЭС разглядывал нашивки солдат и думал, как-то это неправильно, делать игры про убийства своих.

Личная игра года. 2007

The Orange Box

Личная игра года. 2007

Наверно, неправильно будет разделять игры Valve из этого набора. За шестьдесят баксов (не помню, сколько стоило в России) мы получили аж пять игр! Две из них старые, Half-Life 2 и его первый эпизод. Зато новички – хиты на все времена.

Второй эпизод долгое время оставался последней игрой про Фримена, но концовка Alyx добавила нам ещё пару мгновений жизни в шкуре чересчур ретивого физика. Лично у меня, главное воспоминание – это возня с садовым гномом. Ну и как будто стало больше открытых пространств. Хотя и в сиквеле их было много. Возможно, сказалась камерность первого эпизода.

Portal же в год выхода казался набором головоломок с очень харизматичной злодейкой. После истории Чел я даже не знаю, кто мне милее, Шодан или ГЛаДОС. Концепт я оценил, как и связь с миром Hal-Life. Но игра было дико короткой, хоть и весёлой. Так что выпустить её в составе сборника – шикарная идея.

А вот пострелушки между красными и синими сожрали прилично так моего времени. Я периодически даже возвращаюсь, чтобы бездумно пострелять в кого-нибудь. Тогда не было шапок и целого вороха предметов. Но играть было весело. Причём за любой класс, что для меня большая редкость.

Особой радости добавляли достижения. Ведь за их получения выдавали такое нужное шмотьё. Как сейчас помню, что бегал за скаута, впитывал пару пулек и убегал лечиться, чтобы урвать ачивку на получение суммарного урона в 500 единиц.

Uncharted: Drake's Fortune

Личная игра года. 2007

В первой части Драке ещё не обрёл своё лицо. И мемное мыльное и, собственно, игровое. С высоты сегодняшних лет игра кажется не очень изобретательным шутером с укрытиями. Но в районе года выхода ему удалось подарить мне положительные эмоции.

Сказывалась личная нехватка вот таких вот рубаха-героев, вроде Инди, Фрейзера из Мумии или там капитана Рейнольдса. В играх уж точно. Все были такие смурные, брутальные, каченные-перекаченные. А старина Дрейк всегда на позитиве. Эгегей, убийства – это весело! Опасность – это прикольно! Видели, как я скинул вот того гада с обрыва? Надеюсь, у его семьи есть деньги на похороны. Поэтому я не понял Uncharted 4. Но я так-то туповат, так что это не показатель.

Играл же я на PS3 друга. Мы поступили даже как-то слишком разумно для своего возраста и каждый взял разные приставки. Он от Sony, а я от Microsoft. И спокойно играли в обе. Правда, мы теперь не дружим. Может где-то там, между двух брендов, и зарыта причина раскола.

Kane & Lynch: Dead Men

Личная игра года. 2007

Я довольно редко прохожу игры по несколько раз, но первый Kane & Lynch умудрился пройти аж трижды. В гордом одиночестве, с другом и с сестрой. И каждый раз с удовольствием. Почему?

Во-первых, не банальные герои. Шизик и говнюк. Отличная команда. Во-вторых, очень приятная стрельба. Она мне нравилась ещё в Hitman, и я никак не мог понять, почему за рейтинг Silent Assassin тебе выдают клёвые пушки, а за то, что ты филигранно всех на уровне перестрелял – нет.

В этой сцене, если играть вдвоём, становится понятно, чего это Линч перестрелял всех заложников. У него случается приход от очередной порции веществ и он начинает кругом видеть врагов.

Ну и на компьютере было очень мало игр в сплит-скрине, а Kane & Lynch как раз из таких. Правда, если не путаю, этот режим запускался тоько при наличии геймпада от Xbox 360. Но это ограничение легко обходилось сторонними программами.

Crysis

Личная игра года. 2007

Кукурузис, нанопосоны и вот это вот всё. Crysis в графическом плане клал на лопатки всех коллег по цеху ещё много лет после выхода. Потому что мог.

По пережатому видео сразу так и не скажешь, но Crysus и сейчас смотрится неплохо.

Но технические навороты меня не интересовали. Я ждал продолжения Far Cry именно от его создателей, а не французский Far Cry 2. И получил его. Но почему-то игралось оно гораздо преснее оригинала. Может, проблема в способностях, может, в ИИ врагов, может, в утерянной атмосфере Острова доктора Моро.

Зато игра в очередной раз подтвердила, что я тупенький. В этом разоблачении участвовал и WoW. Наверно, если порыться на форумах последнего, даже можно будет найти моё сообщение. Его суть: "Помогите! WoW нещадно лагает, хотя Crysis летает на высоких. Моя карта GeForce 7900GS". Слава Богу, мне никто не ответил.

Assassin's Creed

Личная игра года. 2007

А вот это я не ждал и играть не собирался. Я обиделся на Ubisoft и Патриса Дезиле лично. Батька новых Prince of Persia делал какую-то ерунду про тамплиеров. А кто мне сделает ещё одни Пески Времени? Тем более третья часть была не очень.

Дезиле меня не услышал, ещё и на сцену притащил какую-то женщину. Я плевался. Но друга игра заинтересовала, и он купил. Потом поделился диском. Боже, как это было скучно.

Система паркура, конечно, радовала своим исполнением. Можно буквально пролететь целый город, особо не напрягаясь, только подъём на какие-нибудь достопримечательности требовал хоть какой-то активности от игрока.

Но после трилогии Prince of Persia мне всё это казалось упрощением. Паркур теперь не геймплейная особенность, а просто способ передвижения. Да и сами убийства были до уныния однообразными. Как и боевая система. Забавно было смотреть, когда вокруг тебя собирается весь крестовый поход, а атакует всё равно кто-то один. Но добивания порадовали, этого не отнять.

Даже к Бэтмену относились с меньшим уважением, чем к Альтаиру. Мышку хоть по двое-трое атаковали.

Плюс, пустой и особо не нужный открытый мир. При этом игра, слава Богу, была короткой. Поэтому первый Assassin's Creed меня не разочаровал, а скорей укрепил уверенность в том, что Дезиле должен был делать next-gen Принца Персии. Только вот теперь мне всё равно на такие мелочи. Игр слишком много, чтобы переживать из-за одной, даже не вышедшей.

Mass Effect

Личная игра года. 2007

Bioware какие-то неправильные канадцы. У меня никак с ними не получается подружиться, хотя в топе моих любимых стран Канада занимает почётное канадское место. Вот не увлекают меня игры Bioware и всё тут.

Хотя у Mass Effect, вроде бы, были все шансы. Я люблю фантастику. И близкую к фэнтези, вроде Звёздных Войн, и более твёрдую, вроде Star Treck. Кларка, прости Господи, Грина, Симмонса, Герберта, Хайнлайна, Шекли, Нортон, Гарри, мать его, Гаррисона, Бредбери. На любой вкус и цвет, короче.

Мако, конечно, тоже очень весёлый пепелац.

Но Mass Effect в эту когорту вообще никак пролезть не смог. В своё время он мне показался очень уж пустым. Вышедший сто лет назад Anachronox прямо дышал жизнью, подкидывал интересные ситуации и развлекал, как в игровом смысле, так и в сюжетном. А тут такая вселенская тоска. По ощущениям, забеги по Тартару в Persona 3 дарят больше эмоций, чем перестрелки в первом Mass Effect.

Помню, у меня вдруг возникли проблемы с этим Турианцем-Пауком. То ли я прокачался неправильно и урона ему не наносил, то ли патроны кончились. Пришлось его убивать какими-то минами.

Но канадцы могут показать мне просто цифры продаж, успешный сиквел или просто куда-то вежливо послать. И я их пойму. Есть миллионы людей, которых они в своё время порадовали релизом первого Mass Effect. А я даже мамку друга в Доте порадовать не могу.

Тройка лучших

Несмотря на то, что год выдался, мягко говоря, богатым на знаковые релизы, мне было прям тяжело отобрать игры, которые и сейчас радуют меня просто своим существованием. Видимо, к 2007-ому место в сердечке стало маловато и новым играм стало всё труднее туда пробираться.

Например, вот эти три проекта, представленные ниже, вряд ли попали в мой всеигровой Топ-10. А может даже и Топ-20. Но всё равно подарили мне долгие часы позитивных эмоций, а сейчас уже и приятных воспоминаний.

Третье место. Кодекс войны

Личная игра года. 2007

Вряд ли для любителей варгеймов Кодекс Войны станет откровением. Но для меня стал. Я балдел от каждой миссии, от каждого хода. Больно уж захватила меня эта вроде бы не глубокая, но достаточная вариативная игра от Ino-Co.

Как я понял, это духовный наследник Fantasy General, в который уже играл после и получил несколько десятков часов унижений. Вот уж кто вообще не дружелюбен к новичкам.

Вроде бы, в Кодексе не придётся переигрывать всю кампанию, если вдруг у тебя не будет нужного количества опытных солдат. По крайней мере, я спокойно двигался к финалу. Возможно, сыграла свою роль морковка на верёвочке от разработчиков. Тут каждую миссию надо пройти за определенный диапазон ходов. На золотую медаль, надо прям шустренько шевелиться, на бронзу же можно долго двигать свои юниты по карте.

Можно было смотреть на юниты в стиле Героев, когда один товарищ с циферкой обозначает целый отряд. А если приблизить камеру, уже можно действительно увидеть своих подопечных в обозначенном количестве.

Если ты шустрый – тебя озолотят, накинут артефакт, а ещё и юнит на халяву дадут. Если пробежать на серебро – то озолотят, и рандомно дадут либо юнит либо артефакт. Ну а если ты гордое дитя балтийских лесов вроде меня, то получаешь бронзу и чуток золота.

На золото есть смысл проходить только в начальных миссиях, пока формируется прокачанный ударный кулак. Но мне хотелось прям за все миссии выбить золотую медальку. Получилось.

А самое приятное, в начале почти каждой миссии тебе дают закупаться юнитами, апгрейдить их, и распределять артефакты между ними и героями. Прокачка не представляет из себя ничего особенного, стандартные плюсы к сражениям на различных типах местности, плюсы к урону и защите. Разве что у героев-магов разные заклинания.

Меню менеджмента армии перед миссией.

Вот так вот, прикипаешь к своим солдатикам и стараешься их ни в коем случае не терять. Отсюда и маниакальное желание идеально пройти миссию. При этом игра ощущается простой. Не в плане сложности, а исполнения и механик. И вот это меня и подкупило. Иногда хочется поиграть во что-то неспешное, при этом позволяющее почувствовать себя неплохим таким мамкиным тактиком и стратегом.

Второе место. The Witcher

Личная игра года. 2007

Как и в случае со S.T.A.L.K.E.R., я устал ждать Ведьмака. Игра столько раз менялась, что мне просто надоело. Хотя я очень любил книги Сапковского. Познакомился я с паном, кстати, по национальному признаку. Ну, думаю, если поляк Лем и американский поляк Желязны так хороши, то почему таковым не быть и Сапковскому? А вот Яцека Дукая тогда, вроде, не переводили.

Но вернёмся к игре. Я, мягко говоря, расстроился, из-за того что мы будем играть за Геральта. Но уже в начале первой главы успокоился. Персонажи всё равно куда-то не туда убежали от книг, так смысл расстраиваться. Тем более игра-то сама по себе хорошая.

Я играл в изометрическом режиме и как-то сразу полюбил простые комбо, исполняемые щёлканьем мыши. Просто и иногда даже эффектно. А самое главное, эффективно. Плюс всякие конечности могли отлететь.

Чёт сейчас выкрутасы Реввы смотрятся как-то странно.

Разумеется, моё ещё неизбалованное азиатской порноиндустрией тело радостно реагировало нужным образом на местные карточки, которые игрок получал за успешное внедрение Геральта в женское общество.

Геральт проводит внедрение в дриаду.

Плюс сама история увлекала. Как в глобальном смысле, так и в локальном. Знакомый сеттинг всё же играл не последнюю роль в успехе игры лично для меня.

Но, на самом деле, больше всего первого Ведьмака, и только его, я люблю за атмосферу. Я не знаю почему, но она мне очень напоминает таковую из Готики. Что-то такое хмурое, серое, циничное, но в то же время с хорошей толикой самоиронии. Такая, если позволите, славянская грусть. Осталось только понять, где я её нашёл в немецкой Готике.

Первое место. Halo 3

Личная игра года. 2007

Я уже подробно рассказывал о последней главе истории Чифа от Bungie, так что особо разглагольствовать не буду. Это моя любимая часть серии, это идеальное завершение истории Джона-117. Война окончена, он больше не нужен.

Свою роль сыграла и просто бомбическая рекламная кампания. Ролики Бломкампа можно и сейчас пересматривать. Они и сейчас выглядят на порядок лучше сериала от Paramount.

Сама игра лишилась болячек двух предыдущих вроде бэктрекинга и шатания в одинаковых коридорах. Плюс значительно выросло число разнообразных ситуаций. Я никогда не забуду, когда с неба рухнули два Скарабея.

Ну и финальный заезд под Halo Main Theme, отдающий дань оригиналу и, конечно, в значительной части превосходящий его. Что может быть лучше, когда несёшься под любимую музыку с ящеркой-бро по разваливающейся гигаструктуре непонятных инопланетян?

Но это всё только моё мнение, а хотелось бы поговорить о другом. О цифрах. Третья часть Halo во всём мире уступила по продажам лишь Покемонам и Wii Sports, которая только в Японии не шла в комплекте с приставкой. Halo 3 на миллион обогнала Call of Duty, хотя та вышла сразу на трёх платформах, а Чиф и Кортана эксклюзивно торчали на Xbox 360.

Личная игра года. 2007

Просто представьте уровень франшизы. Сколько она приносила денег. И что с ней сейчас. У Microsoft была своя Call of Duty до Call of Duty. А сейчас ей пришлось её покупать. Это ведь нужно обладать прям целой командой, которая из года в год будет разрушать самую крупную игровую франшизу компании. И ведь 343 Industries с успехом справилась с задачей. Не будьте как они. Любите то, что вы делаете, и знайте, почему вы это любите. Аминь.

174174
44
44
22
22
11
11
58 комментариев

Эх помню времена читали журналы игромании 🙂 игры все эти столько эмоций вызывали .

28

Не читал журналы только видел в киосках

Игры сейчас вызывают эмоций сильно больше чем раньше, потому что уровень игр вырос многократно

13
2

Всмысле 18 лет прошло

14
2

На самом деле, ничего прям серьёзного на видеоигровом рынке не происходило

Всего лишь лучший год в истории видеоигр.

9
1

Максимально переоцененный год.
Убрать тормозные бенчмарки и вертикальный срез геймплея, продающийся под видом игры (Crysis, AC1, STALKER), убрать первые части франшиз, у которых сиквелы были куда успешнее и лучше геймплейно и затмили оригиналы (Ведьмак, Mass Effect, Uncharted), убрать еще пачку середняков, и что останется от этого вашего 2007 из легендарок? Оранж бокс, CoD MW, биошок, может GoW2, Darkness и Halo 3 еще. Для нулевых - негусто.
Вот 2009, 2010, 2011 ахуй были.
А в 2007 отлично помню, что игровую импотенцию ловил весь год (в детстве, ага) от того, что все игры красивые пустышки, а те, что не пустышки, зачастую на пк не выходили.

9
4
1

я в 2007 еще даже в шкилу не пошел

6
1

Да я тоже

4
1