Как Гэри Гайгэкс потерял Dungeons & Dragons

Предисловие.

Совсем недавно мимо меня проскочил любопытный скандал, связанный с Dungeons & Dragons. А если быть точнее, то с его нынешними правообладателями — Wizards of the Coast и Hasbro.
Недавно WotC и Hasbro выпустили две новые книги по пятой редакции: Player's Handbook и Dungeon Master's Guide. Но помимо этого, они представили издание Making of D&D, посвящённое 40-летию истории создания франшизы. Однако в этой книге полностью отсутствуют упоминания оригинального создателя системы — Гэри Гайгэкса — и команды, с которой он работал над созданием самой знаменитой настольной ролевой игры. Причиной такого решения стало то, что взгляды создателей игры не соответствуют мировоззрению «историков D&D». И всё это происходит с попустительства Hasbro. Но сегодня речь не об этом, поэтому лучше почитайте оригинальный тред Grummz'а, где он освещает всю эту ситуацию.

А знаете, как вообще вышло так, что Гайгэкс утратил права на свою игру и компанию, оказавшись, по сути, ни с чем?

Я подготовил небольшой текст, рассказывающий о всех юридических проволочках и тотальном неумении управлять бизнесом, что в итоге и привело ко всему произошедшему.

С чего всё начиналось.

Я думаю Гэри Гайгэкс не нуждается в представлении, но, для тех кто мало погружен в настольные игры и видеоигры, напомню, что этот человек был президентом и главным исполнительным директором TSR, Inc., компании, издавшей Dungeons & Dragons. Он лично руководил разработкой Advanced Dungeons & Dragons и это тот человек, благодаря которому у нас существуют современные НРИ, настольные варгеймы и ролевые игры. Полный рассказ о влиянии Dungeons And Dragons на современную игровую индустрию занял бы пару десятков тысяч символов, но мы здесь не ради этого и поговорим об этом лучше как-нибудь в другой раз.

Гэри Гайгэкс собственной персоной
Гэри Гайгэкс собственной персоной

В октябре 1973 года Гайгэксом и его другом детства Дональдом Кеем было организовано партнерство Tactical Studies Rules.

На момент формирования партнерства у Гэри не было постоянной работы почти три года. Чтобы хоть как-то прокормить себя, Гайгэкс занимался ремонтом обуви в подвале своих родителей, но его творческой энергии хватало, чтобы параллельно заниматься разработкой правил для настольных варгеймов тех лет. Он продавал их издателям и вскоре стал достаточно заметен в кругах фанатов настольных игр. Поскольку сам Гайгэкс не смог сделать капиталовложения в партнерство Tactical Studies Rules, то именно Кей предоставил первоначальные 1000 долларов, которых было достаточно, чтобы издать их дебютный варгейм Cavaliers and Roundheads, но не покрыть их запланированный флагманский продукт: трехтомный коробочный набор Dungeons & Dragons, созданный Гайгэксом совместно с игроком Twin Cities — Дэвидом Арнесоном. Это потребовало более существенных инвестиций.

<i>Да, D&amp;D начинался с вот такого незатейливого буклета с правилами варгейма про гражданскую войну.</i>
Да, D&D начинался с вот такого незатейливого буклета с правилами варгейма про гражданскую войну.

Из-за нехватки денег и невысоких продаж Cavaliers And Roundheads Гайгэкс и Кей приняли предложение от своего знакомого по играм — Брайна Блюма, инвестировать 2000 долларов в TSR. Тем самым они создали уже трехстороннее партнёрство. Позже Блюм подметил, что подал заявку на вступление в партнерство, потому что: «это показалось ему забавным способом проводить выходные». Кей был президентом партнерства, Блюм — вице-президентом, а Гайгэкс занимал должность редактора.

В январе 1974 года TSR выпускают Dungeons & Dragons, но на тот момент она не позиционировалась как настольная ролевая игра и продавалась под видом фэнтезийного варгейма. И если бы не известность Гайгэкса в среде игроков в настольные варгеймы, то D&D, как продукт, мог бы провалиться и остаться незамеченным, поскольку фэнтезийные варгеймы на тот момент были крайне нишевым жанром.

<i>Такой была оригинальная коробка самой первой редакции D&amp;D.
Первая партия была отпечатана в количестве одной тысячи экземпляров.</i>
Такой была оригинальная коробка самой первой редакции D&D. Первая партия была отпечатана в количестве одной тысячи экземпляров.

В 1975 году Кей неожиданно умирает от сердечного приступа. Из-за того, что он не сделал никаких конкретных положений в своем завещании относительно своей доли компании, она переходит к его жене Донне.

Откровенно говоря, Донна была не самой умной женщиной и её мало волновало то, что происходит с компанией. Это привело к тому, что, после реорганизации TSR в TSR Hobbies, компания не могла публиковать ничего связанного с D&D и другими своими проектами, поскольку интеллектуальная собственность принадлежала трёхстороннему партнерству внутри оригинальной TSR, где акциями покойного Кея владела его вдова, Дона.

Денег на выкуп акций ни у Гэри, ни у Брайна не было, но Блюм убедил Гайгэкса позволить своему отцу, Мелвину Блюму, купить акции Донны, в последствии чего они были конвертированы в 200 акций TSR Hobbies. Выкуп оставшихся акций Блюмами превратил Гайгэкса из мажоритарного акционера, контролирующего компанию, в миноритарного.

В этот период Гэри написал дополнения Greyhawk , Eldritch Wizardry и Swords & Spells для оригинальной D&D, а также создал журнал The Strategic Review, который позже был перепрофилирован из журнала про варгеймы, в периодическое издание The Dragon, основной аудиторией которого были игроки D&D.

Постоянно растущая популярность Dungeons & Dragons позволила TSR Hobbies начать расширение компании и нанять первых сотрудников. Новые сотрудники в растущей компании, привлеченные из игрового сообщества, а также родственники основателей, помогали с рекламой, креативным дизайном, художественным оформлением, доставкой и производством. Они также могли приобретать акции TSR, хотя к концу 1975 года большинство из них имело в портфеле менее 20 таких активов.

<i>Если самая первая редакция D&amp;D была фэнтезийным варгеймом с ролевыми элементами, то AD&amp;D стала первой успешной настольной ролевой игрой.</i>
Если самая первая редакция D&D была фэнтезийным варгеймом с ролевыми элементами, то AD&D стала первой успешной настольной ролевой игрой.

В 1977 TSR Hobbies выпускает Advanced Dungeons And Dragons, кардинально отличавшуюся от самой первой версии D&D, задавшей окончательное направление для развития игры до того вида, какой мы знаем её сегодня. Более того, для увеличения прибыли TSR начала наводнять рынок предварительно упакованными приключениями, которые сокращали время на подготовку к игре.

До конца 1970-х годов TSR Hobbies росла огромными темпами, поскольку даже базовый игровой набор, без учёта сопутствующих материалов и журнала The Dragon, расходился тиражом 12 тысяч копий в месяц. В результате этого валовый объем продаж TSR Hobbies составил около 2 миллионов долларов в 1979 году, а к 1980 году вырос до 16 миллионов, из-за чего журнал Inc. Magazine поставил компанию на шестое место в списке самых быстро развивающихся компаний.

Период "Трёх президентов" и реорганизация TSR.

В конце 1976 года к компании присоединился младший брат Брайана Блюма — Кевин Блюм, чтобы помогать с управлением. Кевин также курировал найм персонала, поскольку компания начала набирать сотрудников за пределами своего непосредственного круга друзей и семьи. Чуть позже, в конце 1980 года, Кевин вошёл в состав совета директоров TSR, и, поскольку семья Блюм владела контрольным пакетом акций компании, Гайгэкс не мог повлиять на это решение.

Присутствие Кевина Блюма в совете директоров TSR вызвало путаницу в управлении компанией. В марте 1982 года журнал Random Events писал, что «Президентский офис TSR» состоит из трёх человек — Гэри, Брайана и Кевина. Поэтому все решения принимаются единогласно, так как «два голоса не составляют большинства». Автором этих слов был Даг Блюм, один из родственников Кевина и Брайна.

Слева направо: Гэри Гайгэкс, Брайан Блюм и Кевин Блюм в период «Трёх президентов».
Слева направо: Гэри Гайгэкс, Брайан Блюм и Кевин Блюм в период «Трёх президентов».

Однако в следующем номере журнала Random Events Гэри Гайгэкс опроверг заявление Дага. Он подтвердил, что решения совета директоров основываются на консенсусе, но уточнил, что руководство компании устроено иначе: «Президентский офис возглавляю я. Далее следует Брайан как старший исполнительный директор, а затем Кевин в роли главного операционного директора». Гайгэкс очень настаивал на собственной ведущей роли в структуре TSR, несмотря на влияние семьи Блюмов.

После реорганизации в июле 1982 года структура TSR была четко зафиксирована: Гэри Гайгэкс стал президентом TSR Hobbies, он руководил Кевином Блюмом, возглавлявшим TSR Service Group, и Брайаном Блюмом, руководившим TSR Fun Group. Этот период получил у сотрудников название «Год трёх президентов».

Однако неопределённость управления осталась. Гайгэкс, будучи президентом TSR, отчитывался перед Советом директоров, состоявшим из самого Гэри и братьев Блюм. Вопрос о реальном контроле над компанией оставался открытым, вероятно, даже для самих руководителей.

В 1981–1982 годах TSR процветала, несмотря на крайне неоднозначную структуру управления. Компания активно расширяла штат сотрудников и совершала заметные приобретения, среди которых были активы издателя военных игр Simulation Publications. Их TSR получила после банкротства компании, поскольку она выступала в качестве её кредитора.

Ещё одной необычной покупкой стала компания Greenfield Needlewomen, производившая товары для рукоделия. Гайгэкс объяснил такое решение необходимостью искать новые рынки за пределами игровой индустрии. Он отмечал: «ремесла — это куда более широкий и прибыльный рынок, чем хобби и настольные игры». TSR прогнозировала, что рукодельное направление будет приносить до одной пятой части её дохода.

<i>Да, компания, что издавала D&amp;D, также продавала и наборы для вышивки по номерам.</i>
Да, компания, что издавала D&D, также продавала и наборы для вышивки по номерам.

TSR также добилась значительных успехов в издательском бизнесе: к 1983 году тираж её журнала The Dragon превысил отметку в 100 000 экземпляров. На фоне этого успеха компания решила приобрести легендарный журнал Amazing Stories — один из первых и самых влиятельных изданий, посвящённых фантастике.

Стремление TSR диверсифицировать бизнес за пределы игрового сектора, вероятно, отражало опасения относительно возможного замедления роста их главной франшизы — Dungeons & Dragons.

Однако прогнозы компании на 1982–1983 годы были полны оптимизма. В январе 1982 года, Гайгэкс в служебной записке оценил рост компании в 1983 году в 150% от 1982 года, предполагая доход в 75 миллионов долларов, отмечая, что объём продаж может превысить и эту цифру. На основе таких прогнозов совет директоров установил номинальную стоимость акций TSR в 3000 долларов за штуку — в 30 раз выше, чем цена, которую Брайан Блюм заплатил в 1975 году.

Ожидая бурного роста, TSR начала активно расширять штат. В 1981 году было создано 60 новых позиций, а к августу 1982 года почти 40% сотрудников наняли за последние 12 месяцев. В январе 1983 года Гэри в интервью Wall Street Journal сообщил о планах нанять ещё 100–150 человек, что к апрелю увеличило общее число сотрудников до 312. Офисы компании располагались уже в шести зданиях Лейк-Женевы, не считая складов в Нью-Джерси и лицензирующего офиса в Нью-Йорке.

Разрыв между амбициями и реальностью.

Однако чрезмерный оптимизм TSR отвлек её от рыночных изменений. По данным The Insider, в 1982 году потребительские расходы на хобби-игры выросли лишь на 12,6% — чуть выше годовой инфляции, составлявшей тогда 11,3%. Если в 1981 году доход TSR составлял 14–18 миллионов долларов, то в 1982 году он вырос лишь до 21–22 миллионов, что было лишь половиной от ожидаемых 45 миллионов. Inc. Magazine, ранее хваливший TSR за молниеносный рост компании на новом тогда рынке, теперь отмечал, что рост её доходов замедлился. Более того, The Insider сообщил о снижении продаж базового комплекта Dungeons & Dragons на 16% и книг Advanced Dungeons & Dragons на 25% в сравнении с предыдущим годом. Отсутствие новых релизов AD&D в 1982 году, вероятно, сыграло свою роль, но также стало сигналом, что популярность Dungeons & Dragons постепенно угасает.

<i>Кстати, если бы не Кевин Блюм, то мы бы могли не узнать заработок TSR в период с 1977 по 1982 года.</i>
Кстати, если бы не Кевин Блюм, то мы бы могли не узнать заработок TSR в период с 1977 по 1982 года.

К июню 1983 года стало ясно, что бизнес не растет так, как ожидалось: TSR сообщила о выручке за финансовый год в размере 26,7 млн долларов, что было значительно меньше прогнозируемых 75 млн долларов.

Особенно тревожными оказались данные за апрель и май. Покупка компании Greenfield Needlewomen не принесла ожидаемой прибыли, и TSR была вынуждена списать это приобретение, что привело к первым убыткам. В поисках ликвидности компания получила кредит в размере $4 млн от American National Bank в Чикаго. Переговоры по сделке взял на себя Кевин Блюм, но как он позже признался: "Я был лучшим в компании, но я не был подходящим человеком для переговоров."

Несмотря на все сложности, TSR всё же продолжала набирать сотрудников: в июне 1983 года к компании присоединились 25 новых человек. Но, чтобы привести бизнес в соответствие с рынком, компании потребовались кардинальные изменения. Поэтому 24 июня 1983 года TSR была реорганизована в четыре отдельные компании: TSR Inc, которая продолжала заниматься играми, игрушками, производством и маркетингом, TSR Entertainment Corporation, контролировавшая телевизионные и кино-проекты, TSR Ventures, включающая лицензирование и TSR Worldwide Ltd., которая объединяла международные дочерние компании. В процессе реорганизации TSR начала сокращать персонал, начав с 40 человек, так как банк согласился предоставить кредит только при условии значительного сокращения штата.

Каждая из этих компаний имела свой президентский пост, но правление состояло из одних и тех же трех человек — Гайгэкса, Брайана и Кевина Блюмов, при этом Гайгэкс стал председателем компании. Брайан возглавил TSR Ventures, а Кевин стал президентом TSR Inc. Гайгэкс же стал президентом TSR Entertainment Corporation, которая вскоре была переименована в Dungeons & Dragons Entertainment Corporation, так как бренд D&D имел гораздо большую известность, чем сама компания.

Блюмы считали, что назначение Гайгекса ответственным за медиа-сферу, благодаря его неиссякаемой креативности, поможет вернуть компании экспоненциальный рост. Уже к осени 1982 года Гайгекс начал передавать ответственность за развитие настольной Dungeons & Dragons. В сентябре он объявил: «Большинство из вас не знают, но вскоре я уйду с поста "единственного авторитета" по системе игры D&D. Фрэнк Ментцер "добровольно" возьмет на себя новую роль, работая непосредственно со мной».

Хотя Гайгекс продолжал публиковать дополнения к D&D в колонке "Sorceror’s Scroll" в журнале The Dragon в течение 1982 года, статьи начали исчезать к лету 1983-го, когда Гайгекс сосредоточился на других проектах.

За время работы в TSR Entertainment Corporation Гайгэкс стремился к созданию фильма по Dungeons & Dragons. Он очень надеялся на успех сценария, написанного Джеймсом Голдманом, и на развитие мультсериала, премьера которого состоялась 17 сентября 1983 года. Эти проекты должны были стать не только источником дохода от лицензирования, но и инструментом привлечения новых поклонников игры.

<i>Я уверен, что множество из вас видели этот сериал по СТС в нулевые и для меня стало небольшой неожиданностью, что его продюсировал Гайгэкс, поскольку до последнего момента думал, что его продюсировали сторонние люди.</i>
Я уверен, что множество из вас видели этот сериал по СТС в нулевые и для меня стало небольшой неожиданностью, что его продюсировал Гайгэкс, поскольку до последнего момента думал, что его продюсировали сторонние люди.

Из-за успеха мультсериала, Гайгэкс стал налаживать связи в Голливуде в поисках запуска создания полноценного фильма, но октябре 1984 года сообщил, что хотя сценарий для фильма и был написан, но ни одна студия не приняла его.

Тем временем в TSR происходили серьезные перемены. Компания столкнулась с уменьшением рынка и была вынуждена сократить штат сотрудников. Чтобы избежать банкротства, Кевин Блюм предпринял попытку резко снизить расходы, однако эти радикальные меры не удовлетворили кредиторов TSR. В 1984 году они настояли на добавлении трех независимых директоров в совет компании: Джеймса Хубера, Роберта Кидона и Уэсли Соммерса. По их предложению, Кевин Блюм «устранился» от исполнительных обязанностей, и в декабре 1984 года исполняющим обязанности президента стал Ричард Коенингс. Он внедрил меры по сокращению зарплат и отсрочке выплат, чтобы сбалансировать бюджет компании, но даже с учётом масштабной реструктуризации, все ещё ожидалось, что в следующем году продажи Dungeons & Dragons упадут на 20%.

Потеря контроля.

В попытке справиться с неконтролируемым падением прибыли, что головокружительными темпами вело компанию к банкротству, совет директоров компании решил, что TSR необходимо найти инвесторов, которые будут заинтересованы в углубленном сотрудничестве с компанией. И такой инвестор был найден в лице Forman Group Ltd. Чтобы удовлетворить требования инвестора, совет директоров TSR отменил преимущественное право Гайгэкса и Блюмов на выкуп акций пропорционально их долям, открывая путь для внешней группы к получению контроля над компанией. Однако внезапно, в конце марта, на заседании совета директоров Гайгэкс сообщил, что воспользовался опционом 1976 года и приобрел 700 акций TSR, увеличив свою долю до 1371 акций (49,6%). Вместе с 40 акциями его сына Эрни, Гайгэкс получил контрольный пакет (51,1%) и смог заблокировать сделку с Forman Group. 29 марта его назначили президентом и генеральным директором TSR, оставив также на посту председателя совета. На тот момент в компании оставалось всего 95 сотрудников.

После этого остался нерешённым вопрос с братьями Блюм. Хотя они не занимали оперативных должностей, их доля в 990 акций давала значительное влияние на компанию. Совет директоров предложил выкупить их акции, включая опцион Брайана Блюма, за 340 долларов за акцию, что в сумме составило 506 тысяч долларов. Однако из-за убытка TSR в 750 тысяч долларов и банковского кризиса 1985 года, банк American National отказался одобрить сделку, о чём в апреле уведомил Блюмов.

На этом же собрании Гайгэкс провел частные переговоры с братьями. Они утверждали, что он согласился лично выкупить их акции, но позже Гайгэкс опроверг их заявление, отметив, что лишь обещал найти группу инвесторов, которые будут готовы выкупить пакет акций Блюмов. О чем же они говорили на самом деле и чем закончились их переговоры неизвестно, так как они проходили за закрытыми дверьми.

В мае того же года Блюмы подписали соглашение о выходе из компании, но не увидев прогресса в продаже акций, 22 июля выдвинули TSR официальное предложение купить их по 500 долларов за акцию. Гайгэкс счёл эту цену завышенной. В августе Кевин Блюм направил письмо с требованием уточнить сроки выполнения обещания Гайгэкса, на котором, по их словам, основывалось их соглашение.

<i>Список людей из семьи Блюмов, что владели акциями TSR в 1985, без учёта пакета, что находился во владении Гайгэкса. Даже после того, как Блюмов "попросили" не участвовать в управлении компанией, у них все ещё сохранялось огромное влияние на неё.</i>
Список людей из семьи Блюмов, что владели акциями TSR в 1985, без учёта пакета, что находился во владении Гайгэкса. Даже после того, как Блюмов "попросили" не участвовать в управлении компанией, у них все ещё сохранялось огромное влияние на неё.

На заседании совета директоров TSR 22 октября 1985 года Гайгэкс понял, что реализация опциона Блюмов на 700 акций уменьшит его долю в компании до менее чем 50%. Незадолго до этого 8 октября, он получил уведомление от Блюмов о намерении продать всю свою долю акций TSR по цене в $350 за акцию.

Во время этой встречи Уэсли Соммерс потребовал, чтобы ради лучшего будущего компании Гайгэкс подал в отставку. Когда тот отказался, Соммер предложил совету директоров TSR вынести на голосование следующее решение: «Постановить, что в интересах корпорации Э. Гэри Гайгэкс освобождается от должностей президента, главного исполнительного директора и председателя совета директоров, и что TSR и мистер Гайгэкс должны договориться и заключить соглашение, в соответствии с которым мистер Гайгэкс продолжит заниматься творческой работой, а компания будет использовать его творческий потенциал». Последний пункт, очевидно, касался вопроса авторских вознаграждений, который обсуждался ранее. Джеймс Хьюбер поддержал это предложение. Резолюция была принята: три директора проголосовали «за», один — «против», ещё один воздержался.

Хотя этот неожиданный поворот событий мог бы стать кульминацией заседания, совет директоров тут же переключился на заполнение вакантных мест в руководстве TSR. Блюмы сразу же предложили назначить Соммера преемником Гайгэкса на посту председателя совета директоров, что было одобрено без особых сложностей. Однако затем Соммер выдвинул более неожиданное предложение: назначить Лорейн Уильямс президентом и генеральным директором TSR вместо Гайгэкса.

После короткого обсуждения совет директоров утвердил назначение Уильямс на должность президента и генерального директора, проигнорировав протесты Гайгэкса. Однако Гайгэкс, вероятно, не стал бы столь активно противодействовать этому решению, если бы знал истинное положение дел.

Оказалось, что все остальные участники заседания владели важной информацией, которая была недоступна Гайгэксу. Он упустил тревожные сигналы: незадолго до заседания несколько членов совета, включая Соммера, Хьюбера и Кевина Блюма, собрались в офисе Уильямс. На этой частной встрече они договорились не раскрывать Гайгэксу изменения в структуре акционеров и заставили Мартенса хранить молчание. Они знали, что за день до заседания TSR выпустила акционерный сертификат №107 на 1690 акций для Уильямс, сделав её крупнейшим акционером компании.

<i>Отсканированная копия этого сертификата.</i>
Отсканированная копия этого сертификата.

Эти 1 690 акций представляли собой весь пакет акций семьи Блюм: 990 акций, которыми они владели ранее, плюс 700 акций, которые они недавно выкупили. Средства на эту операцию предоставила Уильямс в виде авансового платежа в 70 тысяч долларов, ровно покрывавшего стоимость выкупа акций по 100 долларов за штуку. Сделка между Блюмами и Уильямс, оценивающая акции TSR в 350 долларов за штуку, была заключена 8 октября 1985 года, и общая сумма сделки составила 591 тысячу долларов.

Да, сделка была совершена ровно в день уведомления Блюмами Гайгэкса о намерении продать всю свою долю акций. Гайгэкс, не имея личных средств для выкупа акций Блюмов, не представлял, как Уильямс, недавно нанятая в компанию, смогла это сделать.

Ответ скрывался в её финансовых ресурсах: Уильямс происходила из состоятельной семьи, связанной с правами на персонажа Бака Роджерса, которые приносили значительные доходы. Более того, её прием на работу в TSR был обусловлен её инвестициями в компанию. Гайгэкс обсуждал с ней возможность приобретения акций TSR ещё в феврале 1985 года, а её трудовой договор предусматривал вложение 50 тысяч долларов сразу и ещё 100 тысяч долларов в течение 1986 года. Уильямс также согласилась на отложение части своей зарплаты в размере 90 тысяч долларов на покупку акций компании.

Хотя изначально Гайгэкс считал Уильямс ценным дополнением к команде, их отношения начали ухудшаться после её прихода в компанию в апреле. Уильямс не одобряла методы управления компанией и настаивала на изменениях. Не сообщив Гайгэксу о сделке с Блюмами, она аргументировала это тем, что он мог попытаться помешать её планам на спасение компании.

Гайгэкс оказался в ловушке. Не зная о доле Уильямс в TSR, он стал свидетелем того, как совет лишил его должности и назначил Уильямс его преемником. Заседание завершилось, и за полтора часа управление TSR перешло к человеку, далекому от мира настольных игр.

Чем это всё закончилось.

В последующие недели Гайгэкс предпринял безуспешные попытки исправить ситуацию. 5 ноября, он внезапно отправил Брайану Блюму кассовый чек на сумму в 113 тысяч долларов, что составляло 50% от стоимости 700 акций семьи Блюмов. Этот ход мог вернуть контроль над TSR в руки Гайгэкса с заметным перевесом.

Однако с момента, когда Блюмы подписали своё соглашение с Лоррейн Уильямс 8 октября, их акции находились в эскроу, что означало, что Брайан не мог принять подобное предложение. Более того, материалы, которые Гайгэкс приложил к своему предложению, ссылались на условия соглашения акционеров, направленного на предотвращение захвата компании посторонними. Это практически гарантировало судебное разбирательство.

Юридическая битва, возникшая после этих событий, затянулась до второй половины 1986 года. Суд рассмотрел изменения, произошедшие в TSR в 1985 году, и пришёл к выводу, что Блюмы выполнили обязательства акционерного соглашения, предоставив TSR и лично Гайгэксу достаточно уведомлений о намерении продать свои акции, а также множество возможностей выкупить их. Когда никто не воспользовался этими возможностями, Блюмы получили право продать свои акции стороннему покупателю.

Перспектива владения миноритарным пакетом акций в TSR, управляемой Уильямс, не устроила Гайгэкса и тот решил уйти из компании, подав в отставку с всех должностей в октябре 1986 года. В прощальном письме для The Dragon он написал: «Направление развития системы игр Dungeons & Dragons… или AD&D теперь полностью находятся в руках других людей».

Послесловие.

Можно бесконечно спорить о том, была ли утрата TSR целиком виной самого Гайгэкса, поскольку он и Блюмы были неумелыми управленцами и им стоило нанять внешнего CEO, что мог бы управлять бизнесом. Или что это просто неудачное стечение обстоятельств и рейдерский захват компании со стороны нового совета директоров и нанятой Гайгэксом Уильямс. Но хотя Гэри Гайгэкс и потерял, созданную им компанию, Dungeons & Dragons навсегда будет связана с его именем, как и то культурное влияние, что он оказал на всю индустрию.

Фуф. Это был мой первый пост на DTF. Спасибо, что прочитали!

Буду очень рад, если подпишитесь на ТГ канал:

5555
33
22
11
19 комментариев

Хороший лонг, прочитал не без интереса. В DnD не особо разбираюсь, но и лонг по большей части не про игру, а про людей что стояли у истоков. Как будто коротенький байопик посмотрел

4

Ого, лонг на ПДФе? Лайк поставил, разумеется, не читая

2

Спойлер: сильная независимая женщина эффективный менеджер

1

Тут много факапов со стороны изначальных владельцев компании произошло:

1. Гайгэкс не занимался управлением компанией в период, когда он находился в Голливуде. И вместо этого предпочёл употреблять [Роскомнадзор] и [Роскомнадзор] с Орсоном Уэллсом, который, как поговаривают, был готов срежиссировать фильм по ДнД по уже готовому сценарию, а также сняться в качестве главного злодея.

2. Блюмы тратили деньги на всё подряд, раздувая штат сотрудников. И даже зачем-то попытались достать корабль 19 века со дна морского, за деньги компании. И это в тот момент, когда прогнозируемая прибыль TSR уже не сходилась с реальной прибылью.

Когда Лорейн пришла в руководство, то её волновало, что инвестированные с её стороны деньги в TSR могут сгореть и схлопнутся вместе с банкротством компании. У Гэри была возможность остаться миноритарным акционером и сохранить контроль над творческой частью производства настольных игр, обеспечив тем самым себе безбедную жизнь, но он решил идти до последнего.

В принципе, ситуация с Гайгэксом пример того, почему нужно нанимать внешнего СЕО для управления крупным быстрорастущим бизнесом, если у тебя нет необходимых знаний и навыков.

3

DeepL мне предложил Гэри Гигакс и Гэри Гайгэкс. На википедии он тоже Гэри Гайгэкс, поэтому решил склониться к тому варианту написания, который был указан на вики.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D1%8D%D0%BA%D1%81,_%D0%93%D1%8D%D1%80%D0%B8

3