Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

От стимуляторов из Fallout до чудо-трав из Resident Evil — пытаемся угадать состав и ищем лечебные аналоги в реальном мире.

Специально для блога FunPay

Зелья могут спасти тебе жизнь, путешественник. Правильное зелье в нужный момент – это разница между жизнью и смертью.

Из диалогов в The Elder Scrolls III: Morrowind

В виртуальных мирах даже поломанные рёбра и многочисленные ссадины можно вылечить в одно мгновение, приняв порошок из красной и зелёной травы. В жизни на такое понадобится несколько месяцев и что-то большее, чем просто смесь лечебных растений.

В этой статье попробуем исследовать что общего между видеоигровыми и реальными таблетками. Попытаемся понять из чего состоят игровые лечебные средства и найдём их аналоги в настоящей аптеке. А главное постараемся разобраться почему реальная фармакология и виртуальная алхимия на самом деле даже близки.

Это развлекательный материал! Ни в коем случае не стоит воспринимать найденные медицинские и фармакологические параллели всерьёз. Тем более не стоит пробовать аналоги игровых лекарств из реальной жизни на собственном опыте. Как говорится, перед приёмом проконсультируйтесь у специалиста.

Береги «хэлс поинты» смолоду!

При создании виртуальных аптечек разработчики часто берут знакомые по реальной жизни формы, названия и препараты. Это почти всегда классические медицинские наборы, шприцы с растворами, марлевые бинты, инъекторы с адреналином, флаконы, пузырьки, лекарственные растения и прочие около-аптечные штуки.

В отдельных случаях даже наименования и составы игровых лекарств остаются идентичны существующим аналогам. Весь спектр «медицины» из DayZ идеальный тому пример. Для выживания игроки используют кодеин (болеутоляющее/наркотический анальгетик), тетрациклин (антибиотик), хлорные таблетки, активированный уголь при отравлении, морфин, адреналин, йод и пакеты с физраствором. Хоть сейчас иди в аптеку, а потом в лес сидеть в кустах и прятаться от зомби...

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Стимпак из серии игр Fallout

В мире, где ядерный генератор когда-то победил микросхему с транзистором, никогда не меняется не только война, но и медицина.

Человечество, обуздавшее атомную энергию, но в итоге этой энергии проигравшее, в попытках сохранить немногочисленные остатки цивилизации использует множество чудес инженерной мысли довоенного периода. Одно из самых эффективных — стимпак.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

По факту, это стимулятор, наполненный смесью питательных, восстанавливающих и лечебных веществ. Химическая основа препарата открывает для человека возможность практически моментально повышать регенеративные свойства организма. Правда, на непродолжительный отрезок времени.

Механическим строением стимпак напоминает устройство карпульного шприца. У обоих медицинских инструментов можно выделить схожие детали: корпус, шток, карпулу с вводимой жидкостью, пробку-поршень, иглу и переходник для иглы.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

К слову, особенно результативно применение стимпака оказывается в сочетании с опиумным анальгетиком Med-X. Однако частое применение обезболивающих на основе опиума, и тем более морфина, вызовет наркотическую зависимость.

Некоторые медикаменты из Fallout 4
Некоторые медикаменты из Fallout 4

Принцип действия стимпака заключается в улучшенном заживлении ран и исцелении не особо серьёзных болезней за счёт активации механизмов ускоренного восстановления клеток. К сожалению, точный состав препарата в игре не указывается.

Частичное содержание карпулы медицинского чудо-прибора мы можем узнать благодаря механике крафта из Fallout 4. Чтобы создать один шприц герою необходимо соединить три единицы антисептиков, два пакета с кровью и сталь. Последнее, очевидно, необходимо для выплавки корпуса.

В таком случае встаёт несколько закономерных вопросов: как подобное средство может спасать от серьёзных ранений, если в его основе лежит терпентинное масло (Turpentine), то есть банальный скипидар? А также чистая ли кровь в пакетах, и вообще подходит ли она по группе для использования?

Процесс создания стимпака в Fallout 4     

Впрочем, если отстраниться от особенностей крафта четвёртой части, то исходя из эффектов и сокращённого описания препарата, небезосновательно будет предположить, что стимпак работает как сочетание обезболивающих препаратов, регенерирующих тканных агентов, а также стимуляторов кроветворения. В таком союзе от него становится как-будто чуть больше смысла.

В настоящей фармакологии существует множество различных представителей каждой из упомянутых лекарственных групп. Одних только анальгетиков, исходя из принципа их действия, можно насчитать, как минимум, штук семь. А самих стимпаков и того больше.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

В связи с этим очень сложно провести какие-то определённые параллели реальности и вымысла. Поэтому попробуем взять за основу наиболее подходящие именно миру игры варианты.

  • На примере Med-X мы уже знаем, что обезболивающие опиоидного ряда точно могут существовать во вселенной Fallout. Также нельзя исключать распространение нестероидных противовоспалительных препаратов (кетопрофен, аспирин, нурофен, ибупрофен и т.д.), сохранившихся ещё с довоенных времён и банального парацетамола благодаря простоте его производства и всеобщей доступности.

  • Относительно регенерирующих агентов ситуация противоположная. На самом деле сложно представить, что в условиях постъядерной пустоши повсеместно могут быть распространены стволовые клетки или коллагеновые стимуляторы с матриксными белками. Если это не подземная лаборатория Института или Анклава, а также не технологии доступные Братству Стали, то вряд ли обычные рейдеры или минитмены располагают чем-то вроде препарата Sculptra. Который, к слову, в реальности применяется в борьбе против морщин.

  • Для стимуляции кроветворения жители пустоши могут использовать внутримышечные инъекции эритропоэтина (гормон, контролирующий образование эритроцитов), а также применять препараты на основе железа и витаминов группы B. Последние могут не только быть частью лечебной жидкости стимпака, но и выступать в качестве рядовых пищевых добавок. Что особенно важно в мире, где существует дефицит продуктов питания.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

В первые несколько минут после использования стимпака человек получает несколько выраженных эффектов.

  • Временно снижаются болевые ощущения благодаря подавлению ферментов, участвующих в передаче болевых нервных импульсов.

  • Клетки организма начинают делиться быстрее, за счёт чего ускоряется восстановление повреждённых тканей. В зависимости от объёмов раневого покрытия, заживление происходит либо первичным, либо вторичным натяжением. Первый тип образуется, если рана чистая и небольшая. Характеризуется проявлением соединительнотканной организации грануляционной ткани, прочно соединяющей стенки раны. Рубец при этом практически незаметен. Второй тип, наоборот, берёт главенство, если рана обширна и содержит в себе нежизнеспособные ткани, а также инфекцию. Рубец будет тем грубее, чем больше была рана.

  • Увеличивается продуцирование клеток крови (в частности эритроцитов — переносчиков кислорода), что способствует улучшенному поступлению питательных веществ к повреждённым местам и опять же их ускоренному заживлению.

Стимпак работает одинаково и на животных

Конечно, в реальной жизни подобное невозможно. Даже самые передовые препараты, направленные на регенерацию ткани, не способны к такой скорости заживления.

Это чтобы затянулась царапина, полученная после столкновения с Когтём Смерти, очередному Избранному с Пустоши потребуется, чтобы в рюкзаке просто лежал стимпак. В реальности даже обычная царапина, полученная, допустим, после неудачной игры с кошкой, заживать будет от одной до трёх недель.

Правда, не всегда получается достать его вовремя

Лечебная трава из серии игр Resident Evil

Восстанавливать здоровье травами человечество научилось давным-давно. Задолго до появления фармакологии, как науки, древние люди экспериментировали с различными растениями, пытаясь выявлять полезные свойства каждого из них.

Например, в Египте времён фараонов жрецы раздавали населению шалфей, называя его «священной травой». Отвар на его основе помогал рабочим быстрее восстанавливать силы после тяжёлого трудового дня.

В видеоигровой индустрии примеров «священной травы» не меньше. Первый и, пожалуй, самый яркий, который приходит в голову — лечебные травы из широко известной серии игр про зомби от Capcom.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Всего во вселенной Resident Evil существует три основных и два дополнительных вида лечебных растений. Классические зелёная, красная и синяя, а также реже встречающиеся жёлтая и фиолетовая травы.

Согласно лору «Обители Зла» большинство из указанных трав произрастают в регионе американского среднего Запада — горах Арклей, где расположен злополучный Раккун-Сити. В зависимости от цвета у растений отличаются лечебные свойства. В зависимости от части франшизы отличается набор доступных к использованию трав.

Изображение гор Арклей в Resident Evil 7
Изображение гор Арклей в Resident Evil 7

В Resident Evil каждое растение имеет строго определенное действие: зелёная трава восстанавливает здоровье, синяя лечит от ядов, а красная усиливает эффект других трав. В свою очередь фиолетовая трава сочетает в себе свойства синей и зелёной, одновременно восстанавливая физическую силу и выводя токсины из организма. Жёлтая трава повышает стойкость, но только в сочетании с зелёной.

Эти свойства напоминают те, которые приписываются травам в фитотерапии, где каждое растение обладает своей «специализацией». Ромашка снижает воспаление, тысячелистник или алоэ вера способствуют более быстрому заживлению ран, а мята успокаивает. Женьшень, например, вообще является природным адаптогеном, улучшающим эффекты почти всех других растений.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

То, как устроено лечение в Resident Evil, больше всего напоминает реалии народной медицины. В зомби-франшизе от Синдзи Миками травы обладают мощным, и что ещё важнее, моментальным действием, как если бы они были идеализированными вариантами народных средств — чем-то вроде «зелья мгновенного исцеления», к которому всегда стремились лекари прошлого.

Известно, что в Resident Evil при смешивании трав образуется порошок с усиленным эффектом восстановления здоровья. Как и в жизни отдельные свойства отдельных растений в сочетании могут кратно увеличивать лечебное действие друг друга.

Если заварить настой из мяты с ромашкой, добавив туда, например, зверобой, то наложение полезного свойства каждого из компонентов смеси в сумме даст более качественный результат.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Особые виды растений традиционной медицины широко распространены в качестве средств, необходимых для антибактериальной обработки и дезинфекции ран. Другие применяются для лечения отравлений и токсических воздействий. Не считая того, что многие привычные таблетки тоже делаются на основе природных даров, использование трав в чистом виде и по сей день не теряет своей актуальности.

А ещё в игре есть лечебный спрей. Действует моментально, наружно дезинфицируя повреждённые участки. И хоть он имеет мало что общего со средствами растительного происхождения, его эффект аналогичен спиртовым настойкам и природным антисептикам по типу чистотела.

Вообще спрей из Resident Evil является довольно необычным лечебным средством как по применению, так и относительно действия на организм. В поисках подробностей стоит взглянуть на обратную сторону баллончика.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Производитель Umbrella Corporation утверждает, что лечебный спрей, изготавливающийся на основе зелёной и красной травы с гор Арклей, способен вылечивать раны лёгкой и средней степени тяжести, путём очищения повреждённого участка и последующего нахождения в ране. Последнее, конечно, вполне нормально, но одним своим присутствием антисептический раствор не лечит повреждения — он их только обеззараживает.

Предположу, что в описании имеется виду пролонгированное действие спрея, когда эффект от нескольких применений накапливается и со временем оказывает влияние на организм уже без предварительного нанесения на рану. Возможно это за счёт постепенного высвобождения действующего вещества. Молекулы спрея имеют свойство задерживаться на коже и слизистой оболочке, что продлевает и усиливает эффект, но опять же не лечит, несмотря на заявления производителя. Хотя когда в последний раз было хорошим тоном верить Амбрелле?

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Также на упаковке указано, что спрей стоит держать подальше от детей и от прямых солнечных лучей, что стандартно для подобного типа лекарственных препаратов. Ребёнок из любопытства может куда-то не туда что-то не то забрызгать, а прямое солнце не из любопытства, а просто так может изменить структуру препарата, тем самым лишив его полезных свойств. Umbrella Corporation перестраховывается! К слову, небезосновательно, учитывая, что попадание спрея в глаза или внутрь может вызвать ожоги, а в худшем случае летальный исход.

Самое интересное, однако, что по утверждению производителя спрей не помогает от укусов зомби. Во-первых, любой персонаж Resident Evil с этим бы поспорил, а во-вторых, зачем вообще писать подобное на этикетке лечебного препарата? Или Umbrella заранее понимала когда и почему актуальность спрея может возрасти...

На противоположном берегу от спрея находится синяя трава. Грубо говоря, тоже дезинфицирует организм, но только изнутри — выводит токсины. В отличие от спрея полностью является средством растительного происхождения. А учитывая, что народная медицина издревле использовала травы для лечения различных отравлений, следует предположить, что это растение вбирает в свой образ полезные свойства чертополоха, листьев малины, череды и на крайний случай коры дуба и угля.

Жёлтую траву, встречающуюся в четвёртой и пятой частях Resident Evil скорее всего можно сравнить с листьями лимонника и, опять же, женьшенем, так как их действие направлено больше на поддержание здоровья и укрепления сил организма.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Пожалуй, единственное, что заставляет скептически относиться к тому, как устроено лечение в «Обители Зла» в контексте реальной медицины — это способ употребления лекарств.

Одно дело, когда Леон Кеннеди использует на себе спрей, что можно сравнить с применением стандартного антисептика для рук (опустим, что он распыляет спрей через одежду). Другое — когда всё тот же Леон... Ест траву из горшка? Или просто обмазывается ей? Надеюсь порошок он запивает водой. Правда, не помню, чтобы герои Resident Evil носили с собой воду.

Как это должно работать. Источник

Основное сходство между лечебными травами из Resident Evil и народными средствами из жизни предельно очевидно. Оба варианта используют природные источники для быстрого облегчения симптомов отравления или обработки ранений, предотвращая возможность летального исхода.

Различий безусловно больше. Как и в случае со стимпаком из Fallout, главное из них — время. В отличие от реальности, где лечение природными средствами протекает медленно, а действие наступает постепенно, в игре использование лекарственных растений даёт незамедлительный эффект и почти всегда полностью излечивает персонажа за доли секунды.

К тому же в рамках народной медицины практически невозможно достичь настолько успешного и быстрого исцеления одной дозой, как когда герои игры единственной комбинацией трав могут мгновенно поднять себя на ноги.

Capcom, конечно, предпринимали попытку исправить ситуацию с эффективностью фитотерапии в 2021 году, но идея не получила дальнейшего развития. Да и вообще это была соль для ванн.

Интересно, для лучшего эффекта нужно смешивать зелёную соль с красной?  
Интересно, для лучшего эффекта нужно смешивать зелёную соль с красной?  

Болеутоляющие из серии игр Max Payne

Все они были здоровы. Последняя таблетка поставила жирную точку в этой истории. Я снял палец с коробки нурофена, всё было кончено.

Если бы Макс Пэйн не был полицейским, он мог бы стать отличным врачом. С той частотой, ответственностью и, главное, эффективностью, с которыми он лечит себя при помощи болеутоляющих, трагичный коп из Нью-Йорка точно прижился бы на месте участкового терапевта в любой районной поликлинике.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Лекарственные средства в Max Payne являются одним из немногих наиболее приближенных к реальности примеров игровых аптечек. Для восстановления здоровья Макс не жуёт траву, не колет себе в тело огромные шприцы и не отсиживается в углу — он просто пьёт таблетки. Но и тут есть некоторые нюансы.

Аптечки в игре про потрёпанного жизнью полицейского представлены в форме пузырьков с капсулами или классическими круглыми таблетками, какие аналогичны типичным рецептурным болеутоляющим препаратам.

В рамках игровой серии фигурируют болеутоляющие «Interfectum», полу-наркотическое обезболивающее средство с дозировкой 600 мг на таблетку, что достаточно много для анальгетика. При сравнении с реальными препаратами ближе всего находятся опиоидные анальгетики по типу морфина или фентанила. Очень мощные и требующие жесткого контроля препараты. Также можно провести параллель с нестероидными противовоспалительными средствами: ибупрофен, нимесулид, мелоксикам и т.д. Типичные «обезболы» из аптеки.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Принцип действия таких лекарств основывается на блокировке болевых рецепторов за счёт чего, грубо говоря, останавливается передача «знаний о боли» в мозг. При приёме анальгетиков человеческий организм не перестаёт испытывать боль, просто на уровне сознания человек перестаёт понимать, что он испытывает боль.

А так как болевой синдром является одной из важнейших составляющих инстинкта самосохранения, в первую очередь сигнализируя человеку о том, что с его телом что-то не в порядке, постоянное направленное «притупление» боли может сыграть очень злую шутку в самый неподходящий момент.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Именно в этом и заключается основное отличие реальной жизни и игровых условностей, за счёт которых Макс Пэйн не умер ещё в самом начале своего пути. Не особо понятно с помощью какого фармакодинамического механизма, но анальгетики в игре не только глушат ощущение боли, но и способствуют физическому восстановлению.

В действительности обезболивающие не могут лечить повреждения. Даже наоборот: регулярное применение желудочнорастворимых НПВС (обычно в желудке растворяются таблетки, а в кишечнике капсулы, прочности которых хватает, чтобы подвинуться по ЖКТ чуть дальше) увеличивает риск развития язвы желудка. К тому же, частое употребление подобных препаратов может вызвать привыкание, и в худшем случае привести к тому, что любимые таблетки банально перестанут работать.

С разной долей вероятности без применения лекарств больной начнёт испытывать слабость, бессонницу, судороги, повышенную потливость, галлюцинации и ломоту в теле. В наркомании такое состояние называется «ломкой». Но даже если всего этого с телом происходить не будет, самое «безобидное», что ожидает человека — сохранение боли вне зависимости от приёма препаратов.

Реклама обезболивающих Interfectum из игры
Реклама обезболивающих Interfectum из игры

Таким образом вырисовывается следующая картина. Учитывая, что Макс Пэйн безостановочно принимает анальгетики при первой же потребности, его организм скорее всего находится в серьёзной зависимости, и более того, вообще не реагирует на обезболивающие агенты. В рамках персонажа это даже плюс — Макс Пэйн обязан превозмогать боль и нести эту ношу на плечах, но относительно физиологии Макса как живого существа — мужику не позавидуешь.

Ещё сильнее ухудшает ситуацию пристрастие Макса к алкоголю. Злоупотребление спиртным само по себе оказывает пагубное действие на здоровье, а в сочетании с анальгетиками отрицательный эффект усиливается в разы.

Сильнее всех при этом страдает печень, так как большинство обезболивающих перерабатываются именно в ней. Усиленная фоновая нагрузка со стороны алкоголя может привести к токсическому гепатиту, а в худшем случае к циррозу и смерти.

Также опиоидные анальгетики в сочетании с алкоголем угнетают дыхательный центр в головном мозге, что может привести к критическому замедлению дыхания, коме и опять — смерти. Вместе с тем смерть может стать результатом желудочного кровотечения или банального нарушения координации всё от того же адского коктейля. Смерть всегда где-то рядом с Максом.

Насколько реалистична медицина в играх? Медик сравнивает игровые «хилки» с настоящими медикаментами

Пожалуй, главный парадокс заключается в том, что при всей реалистичности того, как в играх про Макса Пэйна репрезентованы аптечки, их фармакодинамика совершенно не отвечает строгой логике жизни.

В итоге получается, что в невероятные лечебные свойства технически сложного медицинского шприца или волшебной травы с гор, покрытых ореолом мистики, оказывается поверить чуть проще, чем в простые таблетки. А всё потому что внешний вид, закладываемый в предметы смысл и воздействие на организм первых контрастируют между собой не так явно.

Изучать то, как устроены игровые системы относительно реалий жизни, очень увлекательно. Окунувшись в несколько наглядных примеров виртуальных «таблеток», надеюсь, вы смогли проникнуться изучением такой близкой, и одновременно такой далёкой игровой фармакологии. Буду рад, если при удобном случае вы сами теперь не побоитесь подметить в ваших любимых играх что-то, на что раньше не обращали внимание.

А ещё, каждый раз когда в видеоиграх вы будете применять аптечку, вкалывать в своего персонажа очередной шприц, поить его магическим зельем или заставлять есть траву, подумайте, а хватит ли у героя здоровья вынести всё это лечение. Ну и не забывайте предъявлять скидочную карту в аптеках. Берегите себя!

191191
2121
99
22
11
11
11
11
11
101 комментарий

Понятно, надо создать, короче, игру с правдоподобным лечением. Если ГГ сломает ногу, то ему наложат гипс и гамер 2 месяца реального времени не сдвинет его с места, будет пока в другое играть. И чтоб читы не проканали.

37

В игре где один единственный играбельный чел это мда.
А в страгеиях и менеджменте это база.
В дварф фортресс гном после сражения с забытой тварью теряет сознание, далее его уносят в госпиталь, правят кости, накладывают швы, шину, перевязывают бинтами. Без мыла раны гноятся и заживают медленнее. После чего он лежит сколько- то месяцев игрового времени. Его все это время поят водой. По итогам у чела может не остаться ног или рук и все это влияет на его дальнейшую жизнь внутри крепости.

9
6

Что то быстро слишком хилка пройдет. Что бы было реалистично ему нужно будет взять талончик к терапевту в поликлинику, сходить к терапевту, рассказать что у него болит, терапевт выдаст талончик к другому врачу (либо поставит в очередь на ожидание талончика к другому врачу), затем пойдешь к другому врачу, который скажет сдать анализы, потом запишешься к терапевту, что бы тот выписал направление на анализы, потом после сдачи анализов запишешься к терапевту, что бы он выдал талончик к другому врачу (либо поставил в очередь на ожидание талончика к другому врачу), потом на приеме другого врача возможно выпишет лекарства, либо даст направление на операцию (либо поставит в очередь на ожидание операции) и т.д.

4
1
1

*Летит за 2м глазом*

3

Можно предложить реализовать такое в корейской inZOI))) Будет не просто симулятор жизни и УБИЙЦА СИМС, но симулятор-симулятор жизни и убийца нервных клеток

3

В America's Army было реалистичное лечение. Был случай, когда человек спас другого после автоаварии, вспомнив, как он лечил в игре.

3

*Project Zomboid просто существует*

2