На меня оказывалось давление и мне понравилось: как Subnautica удаётся быть интересной без традиционных сражений и обучения

Рассказываю, какие элементы сделали игру эмоционально вовлекающей. Как атмосфера подводного мира и взаимодействие с окружением создают уникальный игровой опыт, который заставляет чувствовать себя маленькой частью загадочной экосистемы.

Чарли Кливленд, руководитель разработкой Subnautica, рассказал , что командой изначально задумывался симулятор выживания, который фокусировался бы на исследовании мира, а не на убийствах, как принято во многих представителях жанра. Рассматривался вариант сделать кооперативную игру в космическом сеттинге, но масштабы такой работы были столь высоки, что не представлялось вероятным «вывезти» разработку при существующем бюджете. Команде и так пришлось упрашивать инвесторов из китайской компании Perfect World, чтобы они поверили в проект и сказали «работайте!». В итоге разрабами было твёрдо решено сосредоточиться на создании подводных приключений. Тем не менее действие происходит в далёком будущем и ты терпишь крушение, падая на водную планету из космоса.

Вводные в подводное

Особенности Subnautica ощущаются с первых же минут игры. Фишка в том, что она вообще никак тебя не подготавливает, не объясняет сюжет, не говорит тебе, что делать. Вот ты приземлился и находишься в горящей капсуле. Ладно — с огнетушителем справиться несложно. Дальше что? А дальше ты вылазишь из капсулы и видишь огромные водные просторы вокруг. И в голове лишь один вопрос: «что делать то?». Выживай, друг. Вы-жи-вай.

Капсула вся коротит, радио и многие другие функции не работают. Зато функционирует сверхтехнологичный изготовитель. Но для него нужны ресурсы. И вот ты впервые отправляешься исследовать океан, пока ещё с не очень вместительным баллоном кислорода, не понимая где и что тебе искать, как поступить, когда проголодаешься или захочешь пить. Протеиновые батончики не смогут спасать тебя вечно, так что нужно думать.

В пещерке находишь медную руду — здорово! Можешь сделать из неё провода. Вот тут титан, серебро. Наступила первая ночь, стало страшно, однако у тебя уже есть ножик и несколько других приспособлений. Но всё ещё чувствуешь себя таким беспомощным, одиноким, лазить в темноте по пещерам страшно, ещё какая-то рыба-камикадзе взорвалась прямо перед твоим лицом и чуть не убила. Начинаешь понимать, что этот мир может тебя прикончить или как минимум потрепать. Врубается режим «очкошника». Хотя очковать ещё рано, ведь ты не видел куда более жутких ужасов, чем взрывающаяся рыба. Но уже начинаешь осторожничать.

Так, рецепт за рецептом, ты улучшаешь свою жизнь, делаешь инструменты и чинишь радио. Тут-то и начинается игра. Первые пойманные сигналы приводят тебя к капсулам других потеряшек, но выясняется, что их походу пожрали морские гады. Зато находишь КПК этих людей и лучше знакомишься с миром. Читать в Subnautica не просто интересно, а даже обязательно. Разработчики выстроили линию повествования так, что ты будешь пылесосить океан с целью построить всё более совершенное оборудование, которое позволит добраться до более труднодоступных капсул, заброшенных подводных баз и лабораторий, а также исследовать руины таинственной цивилизации.

Исследование — главная мотивация

Неизведанное — это главный стержень, вокруг которого строится геймплей. Ты постоянно ищешь способ добраться до нужной точки и обшарить там всё как вор-домушник. Бесполезных вещей практически нет. Каждая из них облегчит жизнь в дальнейшем. Ну или сделает твоё убежище чуть более красивым. Да — строительство базы тут тоже есть, но по факту многого тебе не нужно.

Subnautica работает так, что ты можешь тратить минимальные усилия на возведение базы, и только твои личные хотелки могут стать ключевым определением того, какого размера она должна быть. Хочешь красиво спать в кровати внутри стеклянной обсерватории? Пожалуйста. Но можно прожить и без неё. Поэтому игроки в Subnautica разделились на практиков и эстетов. Кому-то достаточно, чтобы были лишь базовые инструменты для выживания, складирования и улучшения транспорта, а кто-то строит гигантские подводные лаборатории с кучей аквариумов, ядерным реактором, целым помещением-оранжереей со стеклянным потолком и какими угодно ещё украшениями.

К чему я веду-то — строительство базы не является центральной составляющей игры и не отвлекает тебя от исследований. Вряд ли ты будешь часами проектировать и строить, ведь этот процесс очень сильно упрощён и обоснован современными технологиями, когда тебе лишь нужно принести ресурсы, а маленькие дроны или пистолет-строитель соберут всё за тебя.

Когда построена база, транспорт, набор инструментов и батареек, к тому времени уже полностью формируется осознание того, как эта игра работает и что ты должен делать. Огромный корабль «Аврора», который видно почти отовсюду, так и манит туда поплыть, но последующий взрыв и радиация ставят задачу по устранению источника излучения. А значит — нужен костюм против радиации. На «Авроре» узнаешь больше информации из всех КПК и терминалов. Твой «Мотылёк» не погружается глубже 300 метров и его давит как консервную банку? Значит — необходимо искать укрепляющие модули. Шаг за шагом ты узнаёшь о мире всё больше, как и о людях, которые прибыли сюда до тебя. Но фишка далеко не только в изучении истории, о нет! Все эти записи крайне важно читать совсем по другим причинам.

Без необходимых записей есть вероятность, что ты никогда не узнаешь многих важных вещей. Хотя конечно же ты можешь вбить в «Поиске с Нейро» запрос например «Как создать эмалированное стекло» и он выдаст тебе подробный ответ.

На меня оказывалось давление и мне понравилось: как Subnautica удаётся быть интересной без традиционных сражений и обучения

Но, чтобы полностью прочувствовать атмосферу и оценить труд разработчиков, лучше изучать такие вещи самостоятельно. О том, что зубы подводного сталкера добываются методом подбора, когда он их обламывает о железяки, очень чётко сказано в записях людей, которые когда-то «прохавали» этот момент. О том как вылечить твою таинственную болезнь — тоже постепенно выяснится из записей. Где найти тот или иной подземный комплекс — всё там же — в записях. Получается так, что игра не имеет системы обучения, кроме мелких подсказок встроенных в костюм ИИ, но она при этом даёт тебе исчерпывающие знания о каждом растении, животном и том, какова твоя следующая цель. Просто будь внимательнее и сканируй всё новое.

В удовольствие от исследования входит не только фактическая польза от находок и добычи редких ресурсов, но и эстетическая сторона. Тебе просто визуально приятно находиться в этой игре и постоянно открывать новые биомы, которые исследуются не только вширь, но и вглубь, как и положено подобному проекту. Вот тебе лес светящихся грибов, а вот подводная токсичная река и скелеты каких-то таинственных гигантских существ. Каждая пещера может удивить или оказаться входом в абсолютно новую локацию, где удивишься ещё больше. Главное — суметь потом оттуда выбраться.

Карты в Subnautica нет, а значит придётся просто запоминать, что и где находится, а также расставлять специальные сигнальные маячки для пометок важных мест и плотно взаимодействовать с компасом. Звучит страшно, но со временем привыкаешь. Обычно ориентиром служит капсула, в которой ты начал играть, и там уже запоминаешь, что к северо-западу от неё находится лес с нужными тебе водорослями для добычи сока из них, и там же недалеко вход в глубины, которые приведут в лавовый биом.

Исследования — основная суть игры, но не менее важны элементы, дёргающие за ниточки твои нервы. В этом плане разработчики тоже постарались.

Угнетающая атмосфера, которая тебе понравится

Subnautica создавалась как атмосферное приключение, способное пробудить в тебе такие чувства как лёгкая меланхолия, ужас и любопытство, постоянно сопровождаемое риском — чьим-то присутствием неподалёку. Разработчики целенаправленно отказались от зрелищных синематиков и смертоносного оружия. Ты конечно можешь попробовать завалить левиафана с ножом. Но во-первых — это долго и нудно. А во-вторых — без поисковика, будучи новичком, вряд ли ты поймёшь как это сделать, поэтому он абсолютно точно напугает тебя до усрачки при первой встрече, будь уверен.

«Не хотите поговорить о боге нашем, Посейдоне?»
«Не хотите поговорить о боге нашем, Посейдоне?»

Сознательный уход от экшена к медитативному исследованию даёт свои плоды. Ты не чувствуешь себя богом, ты чужак на этой планете, а местная фауна тебе не рада. Каждый раз, когда ты вылазишь из своего костюма «Краб» с целью насобирать полезностей где-нибудь на глубине, тебя не покидает чувство страха, пусть даже где-нибудь в затылочной части, едва уловимое. Быстро стараешься собрать как можно больше ресурсов и вернуться в костюм, чтобы оказаться «в домике», почувствовать себя в безопасности.

Однако в любом случае — пребывание на огромной глубине так или иначе давит на тебя потрясающим набором звуков, издаваемых местными существами. Чем дольше ты находишься далеко от поверхности, тем сильнее начинаешь тревожиться, что не выберешься обратно, у тебя кончится еда и вода, батарейки сядут — и всё в этом духе. По крайней мере — так будет во время первых походов на большие глубины.

Всякая мелкая пакость норовит укусить за задницу, не говоря уже об огромных червях или вышеупомянутых левиафанах, которые заставляют щемиться от них. Ты тут не царь и бог, не вершина эволюции. Ты — добыча. Разрабы ясно дают тебе это понять и у них отлично получается. Именно по этой причине тебе не вручают смертоносного оружия — чтобы ты почувствовал себя уязвимым и посматривал вокруг. До сих пор помню свой ужас, когда за мной увязались три левиафана и потопили мою огромную подлодку «Циклоп». На датчиках было видно, что приближается что-то крупное. И это возымело нужный эффект — я запаниковал, увидев красные треугольники на табло.

Конечно же Subnautica — не хоррор. Ты не будешь визжать от резко выскакивающих монстров, кроме левиафана мало кто может сильно тебе навредить. Игра давит тебя скорее своей атмосферой вкупе со звуками, чем настоящей опасностью. Таким образом выходит, что и тут она щадит игроков, оставаясь простым, я бы сказал даже — казуальным приключением. Можно запросто пройти весь сюжет ни разу не умерев. Но это не означает, что ты не почувствуешь первобытный страх хотя бы во время своих первых погружений в пучину, где обитают невиданные ужасы.

Атмосфера нагнетается и одиночеством. Кроме тебя никого из людей больше нет. Будь игра кооперативной, этот эффект был бы полностью уничтожен. Одному страшнее.

Что касается меланхолии, упомянутой выше — тут есть где её испытать. Но вдаваться в подробности не хочется, потому что связаны такие моменты в основном с сюжетной линией, а это — спойлеры.

Важный момент, на котором сделал акцент Чарли Кливленд — это животные, которые показаны как местные жители планеты, как её хозяева, которые просто хотят кушать и плавать. Они не монстры, не чудовища, а просто обитатели мира. Рыбы перемещаются сами по себе, их поведение не ориентировано исключительно на игрока. Подводное царство заскриптовано так, чтобы ты чувствовал его реализм, а не постоянно думал, что находишься в искусственно созданной среде. У тебя нет мотивации убивать местную фауну, ведь награды с трупов не падает. Кроме как приготовления в пищу маленьких рыбёшек. Ненасилие — одна из основных идей Subnautica. Отпугивай и отшвыривай опасных существ, но не убивай. Ты тут гость и никто не виноват, что для местных жителей ты выглядишь как аппетитный и хрустящий обед. Именно ненасилие внесло значительную лепту в атмосферу игры. Хотя у тебя есть нож, чтобы хоть кому-то, не особо крупному, наподдать.

Челлендж прошёл успешно

Таким образом — формула увлекательной игры в Subnautica строится вокруг того, что с игроком «разговаривает» не обучающая программа, не ссылки из википедии, а сама игра. Перед тобой огромное поле для исследований и за ручку тебя никто водить не будет. НО! При этом тебе даны все знания, чтобы выжить и пройти сюжет, скрафтить нужные инструменты и добыть недостающие ингредиенты, узнать историю планеты и воедино «сшить» все недостающие кусочки в повествовании. Взаимодействуй с миром — собирай знания по частям и в конце получи полную картину, чтобы насладиться своими трудами.

Subnautica не перенасыщена сложными техниками. Казуальные игроки запросто смогут в ней освоиться. Но и хардкорщики могут даже не обратить внимания на то, что в игре нет тяжёлых испытаний. Ты попросту не думаешь об этом. Исследования, поиск и банальное наслаждение путешествием по глубинам так затягивают, что тебе становится пофиг на отсутствие экшен-элементов и сложности. Не нужны они тут, не про них игра.

Я проходил Subnautica в рамках DTF-челленджа, по правилам которого группа авторов должна была поиграть в игры нелюбимых жанров. Советовали игры вы, пользователи сайта. У меня было четыре варианта: Subnautica, Palworld, RUST и Don’t Starve. Так как не вышло преобладающего большинства советов по конкретной игре, я крутанул колесо фортуны и судьба отправила меня под воду. Теперь нужно сделать выводы.

Не то чтобы я поменял теперь мнение обо всех симуляторах выживания, но понял, что не все они представляют из себя песочницу-духоту со строительством и защитой базы. Попытался поискать игры, похожие на Subnautica — то есть, где есть сюжет и какой-то конец, а не бесконечная возня и рейды на базы друг друга. Приглядел вот Sons of the Forest, Green Hell, RAFT хочу продолжить проходить. Если вы знаете игры из этой категории, то с радостью приму совет поиграть.

Эксперимент в моём случае удачный, я кайфанул от игры и очень рад такому опыту. Всем спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и забегайте на огонёк в Telegram. Там я делюсь скринами, мнениями, новостями, выкладываю статьи, которые пишу на других ресурсах, помимо DTF и просто болтаю в подписчиками. Скоро увидимся!

118118
66
33
11
102 комментария

Конечно же Subnautica — не хоррор

Это невероятно страшная игра. Когда музыка затихает, и я двигаюсь в полной тишине, под шепот двигателей, воплощается самый страшный сценарий - я не вижу (но знаю), что я во владениях чудовищ. Благо я выучил безопасные маршруты, но стоит хоть немного ошибиться...

Нет ничего прекраснее, чем окунуться в непроглядно черную пучину, откуда на тебя выскочит огромный монстр.

21
Ответить

Поначалу пугают все. Потом боялся конкретно только левиафанов. Но всё равно остаётся такое ощущение опасности, когда ты на глубине. И от него не избавиться

3
Ответить

Я в этой игре узнал что у меня есть талассофобия. Жаль что ощущение страха пропадает когда собирается Краб.

Ответить

Ну ты налил воды, конечно)

14
1
Ответить

Ну так водное же приключение, всё логично

9
Ответить

Моментально пошучено)

3
Ответить

Конечно же Subnautica — не хоррор. Ты не будешь визжать от резко выскакивающих монстровТак игры, где пугают скримерами, это тоже не хорроры, а хуйня

6
Ответить