Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Считаете, что душнил никто не любит и карьерное развитие им недоступно? Или думаете, что все мечтают о вашей духоте в офисе? Тогда держите серенаду душноте, талантам, ЧСВ и критиканству – с мощной базой в виде биографии Эдварда Нортона, главного душнилы Голливуда. Без лишних слов:

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Своей великой ролью в фильме «Бойцовский клуб» Эдвард Нортон навсегда покорил мое сердечко. Причем, так уж вышло – это один из редких случаев, когда актер мне интересен больше как личность, нежели как актер. Мне не особо нравятся фильмы с участием Нортона, а если и нравятся, то его роли, так скажем, не возбуждают.

Но зато возбуждает путь, который он прошел – путь настоящего самурая-душнилы.

Играть Нортон начал еще с детства, в театре. Получалось отлично, но что такое театр для большого таланта? Голливуд – вот, куда следовало идти! И он пошел, причем в первый же год отхватил Золотой глобус и номинацию на Оскар за фильм «Первобытный страх». Красавчик и талантище, да?

Напомню, что мы сегодня не просто обсасываем биографию Нортона, а на его примере пытаемся понять, как нам, душнилам, двигаться по жизни. А значит карьера Нортона будет выступать лишь поводом для мыслей и выводов.

Прежде чем двигаться дальше, давайте сначала определимся…

Что такое талант и как ранний успех может сделать вас душнилой

«Талантливый человек талантлив во всем», «Не зарывай свои таланты», «У тебя нет талантов» – моргните дважды, если слышали что-то из этого. Даже определение таланта из Вики гласит, что это выдающиеся врожденные способности, проявляемые в деятельности. Но не кажется ли вам, что это определение обесценивает саму суть таланта?

Изначально талант – это название монеты. К нам оно пришло из притчи, смысл которой в том, что деньги должны работать, а если их зарыть в землю, то они тебе ничего не принесут. Из одной монеты, запущенной в оборот, можно сделать гору монет. А гора монет, зарытая в землю, не принесет ничего.

Да, у людей от рождения бывает предрасположенность к чему-то. Например, человек хорошо поет. Но он может не любить петь, и тогда его «талант» не разовьется. Зато он может каждый день рисовать по многу часов – а затем, когда он научится это делать в совершенстве, мы скажем, что он талантливый художник.

Тоже, своего рода, талант
Тоже, своего рода, талант

Получается, что талант – это когда что-то из того, что ты делаешь, находится в обороте. Ты можешь иметь «стартовый капитал» в виде врожденной способности, но можешь и не иметь, а наживать его собственными усилиями.

Возвращаясь к Нортону и «Первобытному страху». После этого успеха, в том числе кассового, ни у кого не осталось сомнений в его актерском таланте. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, как работает этот самый «талант»:

  • Педро Паскаль, сегодня всеми любимый, завалил пробы на эту роль. Это были его первые пробы, и тогда он не был к ним готов и сильно переживал. И где сегодня Нортон (при всей моей любви к нему), а где Паскаль? Кто талантливее?
  • Мэтт Деймон тоже не прошел пробы – а затем вместе с Беном Аффлеком написал сценарий «Умница Уилл Хантинг». За который получил Оскар как сценарист.
  • Леонардо Дикаприо отказался от этой роли в пользу Титаника – роль не просто талантливая, а легендарная.

«Первобытный страх» получился точкой пересечения многих лиц, которые мы хорошо знаем сегодня. Кто-то отказался от роли, кто-то не прошел пробы и жалел. Были даже те, кто после этого отказа в принципе потерялся и больше никогда не получал громких ролей.

Как бы все повернулось, согласись Лео на роль? Когда я об этом думаю, то прихожу к выводу, что одного таланта в виде способностей всегда будет недостаточно. Всегда потребуются усилия, упертость и стечение обстоятельств.

Но что происходит с человеком, когда внезапно он становится известен на всю страну, получает лучшие награды, любовь миллионов и признание коллег? С немалой вероятностью он становится душнилой. Именно это и настигло Нортона и может настигнуть каждого из нас.

Больше пафоса
Больше пафоса

Я не зря начал с разжевывания «таланта» – суть этого понятия важно понимать каждому душниле. Потому что душные обычно как раз считают себя умными и талантливыми. Да, зачастую мы не признаемся в этом и прикрываемся ложной скромностью, но факт остается фактом – душность растет как раз из внутренней позиции «я лучше знаю».

Пример Нортона показывает: надо стараться, даже когда вокруг тебя одни идиоты, даже когда ты самый крутой Д’Артаньян на деревне – без стараний не развить талант и не стать заметным

Но также он показывает и обратную сторону этого пути. Если с одной стороны нужно пробиваться, чтобы тебя заметили и признали, то с другой – когда тебя накрывает признание, ты еще сильнее укрепляешься в позиции самого умного.

Это не совсем про ловлю звезд. Обычно мы говорим «поймал звезду» про тех, кто ведет себя вульгарно, вседозволенно – скажем, не дает нам с собой сфоткаться.

А душность – она про подход к работе. Когда ты весь из себя такой умный приходишь на проект и говоришь, что надо сделать по-твоему, потому что это правильно и вообще тебе виднее.

По моему опыту, душность приходит неизбежно как этап развития специалиста. Скорее всего, ранний успех также рано приведет к ней. Но есть и другая ветка развития своего внутреннего душнилы – когда твои таланты наоборот не замечают. Вокруг меня полно коллег и друзей, любящих время от времени подушнить – а есть и те, кто строит на этом весь свой путь.

Когда задушился на тексте про душность
Когда задушился на тексте про душность

Окей, с причинами душности понятно, но почему душность – это именно «душность»? В какой момент желание сделать лучше, качественнее и правильнее обрастает столь неприятными коннотациями?

Один против всех – где грань между экспертностью и невыносимостью

Следующим заметным фильмом в карьере Нортона стала «Американская история Х». Этот фильм дал старт душнильству Эдварда – именно здесь он впервые влез в сценарий со своими правками. Да настолько, что даже финальный монтаж, как говорят, делался под его видение фильма. То есть просто наглым образом, пользуясь статусом звезды, вытеснил режиссера на задний план и сделал картину такой, какой хотел ее видеть сам.

Что характерно, фильм провалился в прокате. Однако быстро обрел культовый статус. Лично я даже не помню сюжета, смотрел его в подростковом возрасте – но от сцены с поребриком до сих пор нервно скукоживаются челюсти.

Тут важно уточнить, что звездный статус заключался не только в Золотом глобусе, номинации на Оскар и заметной роли в начальном портфолио. Дело в том, что студия Парамаунт подписала Эдварда еще на 2 фильма – он обязан был сыграть в любых двух работах, которые ему предложат.


С одной стороны, это работало в минус – актер не хотел сниматься в откровенном шлаке, который ему предлагали. Поэтому всячески сливался, отмазывался и строил глазки. С другой стороны, факт того, что за ним бегает такая крупная студия, дополнительно подпитывал тот самый образ звезды, которую все хотят.

Следующим фильмом Нортона стал легендарный «Бойцовский клуб». Так получилось, что Финчер очень хотел именно его, а Эдвард очень не хотел участвовать в парамаунтовской шляпе, поэтому выбрал меньшее из зол и согласился на роль Джека. И снова внес правки в сценарий – хотя и не задвинул Финчера целиком, а правил только своего персонажа.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

В итоге фильм не собрал кассу, но зато быстро сталь культовым и одним из лучших релизов студии 20 Век Фокс на DVD. Повторилась история: Эдвард лезет в сценарий – фильм не собирает кассу, но становится культовым. Совпадение?

Как показала дальнейшая карьера Нортона – да. Однако это не помешало ему обрести статус звезды, которая обязательно влезет в ваш сценарий.

Здесь, на мой взгляд, проходит тот самый Рубикон, за котором экспертность и авторская уверенность переходит в душность и невыносимость. Не стоит забывать, что Эдвард Нортон – актер. На этом этапе своей карьеры он еще не успел выступить продюсером, режиссером. Но зато активно вмешивался в работу со сценарием, добавляя красок к своему образу вредного душнилы.

Экспертность – это здорово, и, конечно, такие люди как Эдвард действительно могут лучше знать и лучше видеть. Даже допустим, что дело тут не в ЧСВ, а в искренней любви к творчеству. Однако эксперт будет стараться качественно делать СВОЮ работу – особенно если увидит, что его комментариев по поводу работы других не ждут. А душнила просто не найдет в себе силы пройти мимо. Он как та самая токсичная теща или свекровь, которая всегда найдет повод прийти в ваше семейное гнездышко со своей критикой, пока однажды не упрется в жесткие границы.

В конце концов такое поведение приводит к тому, что с вами просто не хотят работать. Именно это и произошло с Нортоном – всего за 15 лет он лишился статуса звезды первой величины и перестал получать главные роли...

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Я и сам прошелся дорожкой душнилы, прежде чем встал на путь исправления. На самом деле душнильство – это не какое-то внутреннее врожденное качество, от которого невозможно избавиться или социально адаптировать. Конечно же нет, душнильство – это неадекватное проявление человеком критики, всего-то!

Есть такая профессия – SMM-щик. Если сказать очень общо, то админы каналов и пабликов постят постики за деньги. У SMM-щиков есть главный сервис – SMM-планнер, который дает возможность сразу из одного места один и тот же пост публиковать во все нужные соцсети. Сервис кросспостинга. Естественно, у SMMplanner тоже есть свои соцсети – ими занимался я. А еще у Планера есть свой блог.

Однажды я пришел к главреду этого блога со своей критикой. Она показалась ему уместной и интересной. Затем я даже провел что-то вроде мастер-класса для авторов блога по тому, как писать подводки к постам.

Затем я ушел с позиции SMM-щика на этом проекте и стал тоже в числе авторов писать в блог. Конечно же, не забывая читать статьи коллег и вываливать критику и свои комменты в чат. Сначала к этому относились с одобрением, затем с пониманием – а в какой-то момент просто перестали замечать. При том, что комментарии были реально ценными! Но почему?

Я допустил главную ошибку – считал, что сам факт помощи важнее всего. Я же помог своей критикой? Ведь стало лучше? Подсветил же ошибки! Но уже сегодня я понимаю, что зачастую это были мелочи, хотя и не всегда. Да, я хотел, чтобы коллеги больше старались над своими материалами, больше вкладывались в работу. Но я не учитывал скрытые факторы – бюджеты на эти статьи, сроки, цель статей, количество загрузки на авторе.

Мы живем не в идеальном мире, и, зачастую, взаимодействуем с людьми. Критика может быть действительно конструктивной и по делу – но какая разница, если человек все равно взбугуртнет и вместо проблемы с какой-нибудь неверной запятой появится куда более грандиозная проблема в виде срача, отказа от работы и так далее.

Я все еще считаю, что критика важна. Но, как я постоянно отвечаю комментаторам: негатив не равно критика. Если вам или мне что-то не понравилось и мы спешим вылить это на человека – это не критика. Если мы считаем, что что-то должно было быть иначе – это не критика.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Критика – это конструктивная позитивная помощь.

Понимаю, что здесь самое время разорваться и разозлиться, но уверен, что любой автор или человек с работой согласится со мной – когда на вас выливают помои, их нет никакого желания принимать. Ну да, вы сказали человеку, что он не прав. И? Вы просто выразили свое негативное мнение, в то время как задача критики – дать анализ и решение.

Как мы помним, душнил с их непрошенной критикой никто не любит. Это вполне закономерно – если человек дает критику в негативном ключе, значит он преследует какую угодно причину для высказывания, кроме помощи и решения. Самоутверждение – да. Выплеснуть эмоции – да. Но не помочь. В этом суть душнильства, это отличает его от экспертной помощи.

Чтобы этого избежать, критику всего лишь нужно подавать адекватно.

Как подавать критику так, чтобы тобой восхищались и любили

Основное правило, которое помогло мне сойти с душнильского пути и научиться подавать критику так, чтобы ее принимали с радостью, а меня потом хвалили, ценили и приплачивали за старания – принцип бутерброда.

Тут дело такое: лучшая критика – когда человек не видит критики. Например, современное воспитание детей строится на этом – не указывать ребенку на косяки и ругать за них, а проявлять сочувствие и подсказывать решение. Чаще всего человеку достаточно просто увидеть несовершенство – это уже ударит по ЧСВ и вызовет неприятные эмоции. Какая-то дополнительная порция негатива сверху только усугубит ситуацию.

Поэтому подавать критику лучше всего по принципу бутерброда:
– сначала хвалим
– затем указываем на косяк
– снова хвалим

Чтобы бутерброд работал, хвалить нужно за дело
Чтобы бутерброд работал, хвалить нужно за дело

Чтобы это работало еще лучше, есть еще несколько приемчиков:

  • Гипотеза через «мы». Например, автор пишет статью, у которой мне не нравится заголовок. Вместо того, чтобы обосрать его или переписать заголовок самому, чсвшно перечеркнув его старания в стиле Эдварда Нортона, я говорю: «Слушай, а что, если мы этот заголовок чуть изменим в такую-то сторону?»

    Заметьте: я не приказываю с позиции силы, хотя мог бы. Не говорю, что автор мудак и его заголовок говно. А как бы разделяю с ним ответственность, подчеркиваю, что мы делаем одно дело, и его слово имеет вес – он может сказать «нет, потому что…».
  • Автор красавчик, идея нет. Очень просто: если статья супер – автор супер. Если статья говно – автор супер. И это вполне логично – если автор хотя бы раз написал отличный материал, значит он отличный автор. Если же он вечно подает какие-то помои, то и доказывать ему это нет никакого смысла – нужно прекращать работу.

    Но если мы хотим через критику скорректировать работу человека, то ни в коем случае не нужно этого человека унижать. От того, что он начнет считать себя ущербным, никому не будет прока.
  • Позитивное подкрепление. Если человек прислушался к критике, внес правки и стало лучше – нужно обязательно сказать об этом. Казалось бы, это же он должен превозносить критикана, да? Но глупо ожидать, что это будет происходить само собой, по умолчанию.

    А вот если похвалить человека еще раз за его работу, за то, как хорошо стало после правок, как новыми красками заиграла его блестящая работа – ну некуда ему будет деться, расплывется в ответных благодарностях и начнет испытывать к вам симпатии. К вам, вчера еще ненавистному душниле и критикану!

Это был главный совет, как любому душниле наконец-то обрести уважение и любовь окружающих. Но ведь мы понимаем, что иногда люди просто не способны на это, по разным причинам. Порой путь душнилы – это именно что путь, как у Нортона – принципиальный и целенаправленный.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

В таком случае придется выживать. Терпеть душнилу будут готовы в 3-х случаях – но для этого все-таки придется кое-что делать.

Важно: все 3 варианта карьерного развития душнилы – не противоречащие, а синергирующие. В сумме они дают гораздо больше, чем по отдельности.

Первое – растим значимость или свои проекты

Однажды Эдвард Нортон встречался с Сальмой Хайек, которая готовилась выступить в фильме «Фрида». Само собой, Нортон нашел сценарий посредственным и потихоньку начал переписывать его – а остановился лишь тогда, когда, по его собственным словам, переписал сценарий целиком и в нем не осталось «ни следа от бездарностей».

Цимес в том, что гильдия сценаристов отказала Нортону в упоминании его как одного из сценаристов. Хотя фильм в итоге хорошо выступил в прокате и даже был номинирован на премию Оскар.

По себе знаю – так бывает, когда пытаешься реализовать амбиции за счет других, а именно на проектах, где этого не оценят и не ждут.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Вот и получается, что с ростом амбиций у душнилы появляется развилка:

  • Присосаться к чужому проекту – и задушить его своей критикой, правками, идеями. Этот путь классный, но сложный, потому что придется изначально подходить к делу с холодной головой и играть вдолгую. Иначе так и будешь всегда на вторых ролях в позиции неприятного человека, чей вклад никто не собирается оценить по достоинству.

    Правильно присасываться нужно так:

    1. Регулярно демонстрируем собственную ответственность – по доверенным фронтам работы. Это самое важное – поддерживать имидж ответственного человека, на которого можно опереться.

    2. Показываем экспертизу дозированно – понемногу начинаем давать «экспертную оценку» в тех областях, в которых в будущем хотим закрепиться.

    Ошибка Нортона в том, что он сделал всю работу, а затем захотел признание – и получил соответствующий гулькин шиш. Поэтому нам нужно сначала дополнить имидж адекватного исполнительного человека проявлением дополнительной экспертизой.

    Например, Нортон – актер. Хороший актер. Это все видят и знают – доверие есть. Но он считает себя чуть больше, чем актером – творцом, которому и в сценарий залезть не грех. Вряд ли за это его можно осудить, но правильным действием будет не переписывание сценария в одно жало, а, для начала, сближение с режиссером и/или сценаристом.

    И правки в формате предложений, тот самый бутерброд: «Очень интересно получается, мы молодцы! А вот этот момент, он не кажется тебя несколько… не в ту степь? А что, если тут поменять вот так, например? Если хочешь, я с удовольствием возьмусь за это».

    Чувствуете? Совсем другой разговор и другое отношение!

    3. Ждем, пока предложат расширение полномочий – это может произойти не сразу, так еще и непрямо. Но, по моему опыту, это рано или поздно происходит. Ведь штука в том, что сначала мы подсаживаем на собственную экспертность, а потом, если уже долго нас не оценивают по достоинству и не предлагают что-то большее – сами отстраняемся.

    Поверьте, если вы действительно были полезны, если действительно предлагали годные варианты – тогда вашу отстраненность обязательно заметят. Если же этого не происходит, и на ваше отсутствие всем плевать – проанализируйте, а насколько полезны вы были. Ведь просто душнить – никогда не достаточно, нужно душнить ради «чего-то большего».
  • Создать собственный проект – ТГ-канал, блог, Ютуб-шоу, настольный киборг-убийца, автобиография… Тут можно бесконечно перечислять, самая главная суть – не ждем признания от стоящих над нами руководителей и работодателей, а самостоятельно повышаем собственную ценность на рынке труда.
Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Второе – заводим знакомства

Если присмотреться к фильмографии Нортона, то мы увидим, что в последние 12 лет, то есть после потери статуса звезды первой величины, в его фильмографии все же есть интересные и громкие работы: «Королевство полной луны», «Отель Гранд Будапешт», «Французский вестник», «Остров собак». Есть еще «Город астероидов», но я его пока не смотрел, поэтому не могу назвать интересным и громким, хе-хе.

У всех этих работ есть кое-что общее – режиссер Уэс Андерсон. Он близкий друг Эдварда Нортона и, по совместительству, человек, поддерживающий его фильмографию на плаву.

До «Королевства полной луны» Нортон 4 года снимался в какой-то фигне разной степени паршивости, так что именно Уэс помог ему снова засветиться в хитовой картине, пусть и не в главной роли.

Нравится нам это или нет – очень многое в карьере, как и в жизни в целом, решается с помощью тех самых связей, знакомств. Через кумовство.

Об этом у меня есть максимально подробный материал – как двигаться в диджитале с помощью кумовства.

В знакомствах и связях нет ничего плохого. Чем больше людей вы знаете, чем больше людей знают вас – тем больше у вас запасных путей и возможностей. Кто-то назовет это меркантильностью, я же считаю, что это здоровый прагматизм: вы можете помочь многим, многие могут помочь вам.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Если резюмировать: знакомства позволяют душниле всегда иметь запасной план. Передушнили на этом проекте? Ушли на другой.

Третье – прокачиваем софт-скиллы

Однажды Эдвард Нортон снимался в фильме «Медвежатник» – и был там просто лапочкой, паинькой! Разве такое возможно, почему? Дело в том, что на съемочной площадке был вредный душнила гораздо большего калибра – Марлон Брандо. Нортону хватило ума не пытаться переиграть мастера из старого Голливуда, поэтому он просто молча сделал свою работу.

Этот факт и то, как долго Эдвард бегал от Парамаунт, показывают – у него все в порядке с софт-скиллами. Да, он душнила. Но если ему надо, он может, так сказать, открывать форточку. Если надо, он договорится и состроит глазки. Или заткнется, потому что соотносит свою величину с окружающими.

По своему опыту могу сказать – софт-скиллы часто решают даже больше, чем хард-скиллы. В моей практике были случаи, когда я расставался с компанией из-за неуместных шуток с моей стороны. Были и обратные случаи, когда меня предпочитали другому специалисту, потому что я общался вежливо, а тот другой внезапно начинал быковать. При этом я тогда был заядлым душнилой, а конкурент – таким своим в доску парнем.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Вы наверняка и сами могли наблюдать в своей жизни или в том же кинематографе популярный образ: злой «зам», вредный и душный с подчиненными и добрейший весельчак с начальством. Это тоже показатель развитых софт-скиллов – такой человек понимает, с кем и как ему можно, где надо душнить, а где лучше подсластить пилюлю.

Цель этого пути – научиться использовать свою душноту рационально. Не нужно воспринимать ее как болезнь, от которой требуется лекарство. Наоборот – это супер-оружие, которое следует применять точечно, аккуратно. А для этого надо прокачивать свои софты – в целом понимание того, как и что работает.

Отчасти в этом помогает и журнал Awake. Например, уже завтра выйдет следующий лонг – гайд по разносу любых материалов.

Вместо вывода

Эдвард Нортон – классный актер, хоть и душнила. И пусть Голливуд его не любит, но глядя на вас он начнет плакать!

Для этого всего лишь нужно:

  1. Подавать критику с заботой о критикуемом.
  2. По возможности обрастать своими проектами.
  3. Заводить полезные знакомства.
  4. Прокачивать софт-скиллы.

Уверен, что с такой программой тренировок любой, даже самый противный душнила сможет двигать карьеру вперед и вверх.

Как душниле двигать карьеру – на примере Эдварда Нортона

Накидайте свои советы душнилам – и до встречи в следующих лонгах!

Продолжение темы с душнотой – в нашем ТГ-канале. Рассказали там, как душним при выборе сотрудников и почему нам за это не стыдно.

3030
11
150 комментариев

И где сегодня Нортон (при всей моей любви к нему), а где Паскаль? Кто талантливее?Нортон талантливее, а Паскаль просто попал в струю, струю соответствующего цвета.

12
Ответить

Я тоже чот не понял, кто из них ГДЕ. У Нортона я видел практически все фильмы, больше десятка. Паскаля я видел только на мемах и в роли принца в ИП.
Если он снимается в неком комиксоидном говне ещё не значит, что он хороший актёр.

5
Ответить

Талант нужно уметь реализовывать. Каким бы ты не был талантливым, если ты не можешь из своего кармана снять и прокатить блокбастер и при этом душнишь по любому поводу, а твоя мордашка не приносит кассу одним лишь своим появлением на экране, нахой никому не нужен будет твой талант.
Не говоря уж о том, что талант Нортона - спорная тема.

3
Ответить

Эво как ты красиво мочу назвал, мое почтение)

1
Ответить

Вопрос же риторический, философский. Что считать за талант?

Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

УТРАТИВ ВСË ДО КОНЦА, попрошу!))

2
1
Ответить