Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

История разработки игры о мигрантах и коммунистах в колонке авторов.

Дела во Freedom Defender обстоят так: в параллельной вселенной на планете Dearth (или, по-русски, Оймля) есть прекрасная Страна Свободы. Её жители вынуждены защищать её от посягательств нелегальных эмигрантов, коммунистов и прочих врагов демократии. Игрок принимает на себя командование защитниками свободы и должен не дать врагам прорвать оборону.

При всей кажущейся простоте, сюжет обладает парой «вотэтоповоротов», которые нацелены на то, чтобы рассмешить игрока и дать ему по-новому взглянуть на всё происходящее. Юмор — это вообще краеугольный камень нашего проекта, на нём всё и построено.

Выбор темы и реакция игроков

На момент придумывания темы для игры в мире остро стоял вопрос с сирийскими беженцами, и ситуация с ними подсказала даже жанр: определенно, tower defence в духе Plants vs. Zombies. Разумеется, никто не хотел делать клон, и мы сосредоточились на элементах, которые в PvZ отсутствуют: стреляющие враги или небольшие аркадные мини-игры, которые дают отдохнуть от позиционирования юнитов на карте.

Основаны мини-игры на азартных играх, управлении транспортными средствами и классических стрелялках.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Реакцию какую ожидали — такую и получили: мы хотели привлечь внимание к существующей в реальном мире проблеме, мы его привлекли. Как и в реальности, не все пользователи поняли юмор и некоторые обвиняли нас в расизме (хотя расизма в игре как такого нет, мы отправляли таких «Википедию» читать). Это и хорошо, потому что нам нужны были игроки, умеющие расслабиться и правильно воспринимать сарказм и сатиру. Остальные пусть не скачивают игру — им не понравится.

Был один игрок, который изначально нахваливал игру, но узнав, что коммунисты в игре представлены антагонистами, пытался испепелить меня своими гневными сообщениями о том, какой он классный боксер и как плохо будет, когда он ко мне приедет. Никто, разумеется, не приехал.

Энгельса мы выкинули так же, как сценаристы фильма «Стиляги» Сталина из имени главного героя
Энгельса мы выкинули так же, как сценаристы фильма «Стиляги» Сталина из имени главного героя

Кто-то воспринимал игру как попытку проработать сложную тему мигрантов и связанных с ними проблем, но на передний план мы все-таки выставляли юмор, не стараясь никому из игроков навязать собственное мнение по этому вопросу (об этом явственно говорит наш дисклеймер в самом начале игры).

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Мы не планировали делать серьёзную игру, и наше представление о толерантности было решено преподнести с юмором. Как говорится, в каждой шутке есть доля… шутки. На мой взгляд, юмор это вообще отличная форма донесения каких-то сложных мыслей на какие-то неоднозначные темы.

Тем более многие люди (и я могу их понять) испытывают страх и тревогу по отношению к таким действительно жутким проблемам, как терроризм и нелегальная эмиграция. А взглянуть в глаза своему страху через призму юмора — это один из лучших способов посмотреть на тревожные темы под другим углом, и таким образом противостоять им. Или хотя бы проанализировать без паники.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Другая роль сатиры заключается в том, что она помогает привлечь внимание пользователей к реально существующим проблемам. Я не уверен, что каждый запустивший игру до первых миссий имел какое-то мнение или представление о ситуации с нелегальной эмиграцией в мире. Но вот перед ним Freedom Defender, и, быть может, он спроецирует события в игре на реальную обстановку в мире и придёт к каким-нибудь выводам.

Мы изначально понимали, что некоторые пользователи, ступившие на путь защиты нелегальных эмигрантов, могут пойти куда дальше негативного отзыва в Steam. Не только ведь в России действует закон о «пропаганде экстремизма».

И хоть в игре нет никакой пропаганды, мы предостерегли себя от совсем сумасшедших борцов за толерантность. Запуская игру человек соглашается с EULA, где чёрным по белому написано: «Принимая это соглашение пользователь обязуется не подавать в суд на игру и/или её создателей и не участвовать в коллективных исках против игры и/или её создателей». Таким образом, даже если кто-то сочтет, что в своем стёбе мы перешли грань, ничего не произойдет.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

В какой-то момент у нас не было никаких рамок, и мы планировали издеваться буквально над всем. В одном из первых билдов в игре присутствовал персонаж, крайне похожий на Иисуса и вооруженный автоматом калашникова, но несмотря на то, как забавно он смотрелся, мы просто сочли его неуместным и предпочли держаться ближе к выбранной тематике, почти не затрагивая религию.

Немного о команде

Я выполняю роль геймдизайнера, продюсера и спонсора. Художников было трое: один на постоянной основе и двое на сдельной (в среднем за одну модельку я платил по тысяче рублей). Ну и программист с композитором.

Меня порадовало, что этот проект дал мне возможность поработать с одной из музыкальных групп, которые я слушаю — «Восточный Округ». Мы заказали у них один трек для игры, и события, которые он за собой повлёк, уже доказали, что игру мы делали не напрасно: композиция должна была звучать на английском языке, и это подвигло одного из членов группы на тридцать первом году жизни потратить весь гонорар с заказа на то, чтобы ездить к английскому репетитору в другой город. А его племянник, который вот-вот закончит школу, решил из-за этого встать на светлый путь геймдева.

Я сторговался на трек за 10 тысяч и ни о чем не жалею. Это вообще кажется мне лучшим вложением десяти тысяч рублей в своей жизни.

Каких результатов удалось добиться за год

Давайте, я попробую удивить: было продано 14 тысяч копий по средней цене в десять центов. Мои ожидания от проекта были такими: «ну я сейчас заработаю каких-то денег». Я и заработал «каких-то денег». Когда нет особо завышенных ожиданий, то и расстраиваться нечего. Всё продается как продаётся, и идёт своим чередом.

Процент с прибыли мы в основном делим между программистом и главным художником, работу остальных членов команды я оплатил ещё во время разработки игры.

Как продвигали игру

В момент прохождения «Гринлайта» мы лезли во все паблики во «ВКонтакте», постились на всех сайтах, где можно и нельзя писать про разработку игр, но очень быстро скинули с себя эту сложную ношу: через Yunoia на нас вышел некий испанский маркетолог, который за 12% прибыли в первый год предложил нас продвигать.

На мой взгляд, он сделал всё, что обещал, а вот принесло ли это нам новых пользователей — это тот ещё вопрос. Если конкретнее, то он писал всяким стримерам, лэтсплеерам и обзорщикам, некоторые из них откликались и просили ключи, и большинство из них даже сделали свои обзоры. То есть, он сработал для нас своеобразной системой связи с кураторами, когда её ещё не было в самом стиме.

Мне кажется, что получать процент от прибыли — это лучший мотиватор для маркетологов, и если я и буду в дальнейшем работать с кем-либо из них, то обязательно на похожих условиях.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Какие трудности были

Нашего программиста пытались забрать на службу в армию, и это сильно потрепало нам нервы. Найти вместо него кого-то, кто так же работал бы за еду — та ещё задача, и будущее без него виделось весьма мрачным. Я порвал себе волосы на голове в поисках замены, но в итоге нашего товарища развернули вот прямо в призывном пункте и отправили домой со всеми вещами. Зато его подстригли бесплатно. Под ноль.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Что можно было сделать лучше

Можно было бы вложить больше денег в рекламу, хотя это и двоякий вопрос. Как в том анекдоте: встречаются два инди-девелопера, один второго спрашивает:

— Ну чего, доделал игру?

— Доделал.

— Много продал?.

— Не очень: квартиру, машину...

Помимо процента маркетолога я вложил в рекламу уже даже и не помню сколько денег, но это точно была пятизначная сумма: в основном я покупал рекламу в пабликах ВК (в той же «Игромании», например).

Я думаю, что смог найти ту золотую середину, в которой вложил денег не больше, чем имело смысл. Выход игры не был конечной целью в общем понимании. Главным было получить удовольствие от разработки проекта: это открыло нам двери на всякие геймдев-мероприятия, познакомило с полезными и интересными людьми и подарило кучу прикольно проведённого времени. Если смотреть на процесс создания Freedom Defender именно так, то лучше ничего быть и не могло, всё вышло круто.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Выводы и советы

Самый главный вывод, который я сделал: не зная броду, не суйся в воду. Прежде чем лезть в геймдев, стоило лучше понимать, как вся эта сфера функционирует.

Freedom Defender был моим учителем в этом вопросе, но в кое-каких вещах нужно было разобраться раньше. Например, в маркетинге. Стоило привлекать к этому процессу профессионала куда раньше. Мы наняли маркетолога всего за полгода до выхода игры, а это достаточно поздно, чтобы успеть собрать фан-базу.

Лучший критерий оценки его работы — это количество пользователей, добавивших игру в вишлисты, которых у нас было около 800. Эта цифра не менялась больше чем на два разряда весь год, пока игра была в Steam. Разобраться самостоятельно в том, какая игра «выстрелит» и почему — непросто. А ведь хочется творить, а не лезть во все эти дремучие дебри из тухлых графиков, схем и аналитики. Стоит обращать внимание на популярные жанры на той или иной платформе и их целевую аудиторию, и чётко осознавать, кто твой конкурент и чем ты будешь на его фоне отличаться.

Freedom Defender — сатирическая tower defense спустя год после релиза

Планы на будущее определённые: сейчас мы «пилим» сразу четыре проекта, один из которых неигровой и имеет заказчика. Приоритетным пока является портирование Freedom Defender на мобилки, и мы даже нашли под это дело небольшого издателя.

Советы… Если бы я попал в прошлое, где я только приступил к созданию Freedom Defender, я бы определённо не стал себя отговаривать делать эту игру такой, какой она вышла. А вот за маркетинг и инвесторов нынешний я с этим новичком бы перетёр. Влететь в Steam так, как это в итоге сделали мы, было не самым лучшим решением.

Благодарим за внимание и до новых встреч!
1919
19 комментариев

Комментарий недоступен

26
Ответить

Честно говоря, можно было бы совсем убрать мексиканцев, особенно со старта и начать с коммунистов, было бы бодренько и отзывы получше.

Типа сначала защищаем свободу от внешних угроз, а потом уже от более внутренних. Закономерная реакция американских игроков на стереотипные штампы.

1
Ответить

Игра направлена явно на американский рынок(только Путина не хватает), но продвигали её в вк. Вы уверены, что это правильная стратегия?

8
Ответить

Ровным счётом нихера не слышал про эту игру, но похоже мне только что её продали. Собственно за такую цену грех не купить.

4
Ответить

я не думаю что американцы знают, кто такой змей горыныч и красногвардейцы, да и сатира выглядит как спорченый телефон ранних епизодов сауспарка.

3
Ответить

простите что с оффтопом, а что стало с вашей вчерашней филиппикой против рудева (статьи на ДТФ же не выпиливаются обычно, не?)

1
Ответить

Говно какое-то, видно что автор пытается скрыть расизм за каким-то юмором и сатирой.

7
Ответить