Как стажер создал «Косынку» для Windows и ничего не заработал: история разработки игры

О «Пасьянсе», или «Косынке», знают практически все пользователи ОС Windows от мала до велика. Это одна из наиболее популярных игр за всю историю цифровой эры. Но мало кто знает, что игру разработал в 1988 году стажер Microsoft, который ничего за свою работу не получил. Сама же «Косынка» стала началом качественных изменений в мире игростроя и фактически породила «игровую революцию».

Как стажер создал «Косынку» для Windows и ничего не заработал: история разработки игры

Как все начиналось

Игры для Windows создавались и до пасьянса «Косынка», они были еще в Windows 1. Но назвать их популярными было нельзя. Все изменилось с приходом «Косынки» на персональные компьютеры.

Идея цифровизовать карточную игру «Косынка» пришла в голову студенту одного из американских университетов Уэсу Черри, который проходил практику в Microsoft в 1988 году. Сам он был любителем карточных игр, а в одну из них, пасьянс Klondike, Черри играл на Macintosh. Именно это увлечение вдохновило его разработать пасьянс для ОС Windows. В процессе ему помогала подруга Лесли Кой, создавшая внешний вид рубашек для карт. «Косынка» была сделана за пару месяцев.

В конце стажировки Черри выложил готовую игру на сервер, где лежал софт, загруженный и другими разработчиками. А с наступлением нового учебного года снова отправился учиться в университет.

Как стажер создал «Косынку» для Windows и ничего не заработал: история разработки игры

Спустя несколько месяцев один из менеджеров Microsoft занялся поиском игр, которые можно включить в Windows 3.0. Он решил, в частности, изучить содержимое того самого сервера. И ему понравилась «Косынка», пришлась по душе игра и другим руководителям компании. Ее решили сделать частью операционной системы.

Неожиданная популярность

Изначально игра предназначалась для того, чтобы обучить пользователей ПК работать с графическим интерфейсом операционной системы. Но они решили просто играть. Обучались они в ходе игрового процесса чему-то или нет, дело десятое.

Долгое время программа оставалась самым используемым приложением Windows, превосходя даже такой известный софт, как Word, Excel, Lotus 1-2-3 и WordPerfect. В «Косынку» играли все — бухгалтеры и ученые, военные и студенты. Она поглощала столько свободного и рабочего времени пользователей, что в статье в Washington Post 1994 года автор в шутку задался вопросом — станет ли пасьянс Windows Solitaire фактором, влияние которого приведет к краху американского капитализма? Но не только в США игра пользовалась такой популярностью. Так, по результатам опроса в Финляндии в 2007 году оказалось, что это любимая игра 36% женщин и 13% мужчин.

Что касается Черри, то он во время работы над игрой находился в офисе нанявшей его Microsoft, поэтому «Косынка» является интеллектуальной собственностью корпорации. Так что Черри не получил ни цента за свою разработку. Собственно, он никогда и не протестовал против этого.

Как стажер создал «Косынку» для Windows и ничего не заработал: история разработки игры

Ну а корпорация, увидев, насколько популярна «Косынка», решила предложить пользователям и другие игры. Так, с 1990 по 1992 год она выпустила четыре пакета Microsoft Entertainment Pack, каждый из которых содержал по семь небольших игр разной степени увлекательности. Все эти игры также были простыми, рассчитаны они на одного игрока.

Пётр Маслов, гейм-дизайнер, студент курса «Профессия геймдизайнер с 0 до PRO» Skillbox, дважды успешный финалист потоков разработки в GameBox, нарративный дизайнер динамичного арена-шутера I, Toaster, вспоминает свое первое знакомство с игрой «Косынка»:

С детства я обожал смотреть, как бабушка раскладывает классический пасьянс. Мудрый пожилой человек, потёртые карты. Тишина, сосредоточенность. В этом была какая-то уютная магия.

Я научился этому и сам. Успокаивающее, медитативное занятие. И с появлением компьютера в 97-м неоднократно играл в „Косынку“ Windows. Эффект водопада карт при выигрыше вызывает у меня ностальгическую улыбку и сегодня. Классика!

Пробовал почти все пасьянсы, но все-таки как начал с „Косынки“, так и не переключился на другие. В „Косынке“ правила и механики настолько уже на подкорке мозга, что почти каждый раз получается вернуться в довольное, гармоничное состояние... Даже если пасьянс не сошёлся.

Это отличная игра! Она прошла испытание временем и до сих пор остаётся популярной. Я уважаю эту игру как гейм-дизайнер и иногда возвращаюсь к ней как игрок. Пару месяцев назад, исследуя популярные игры на предмет трендов, я снова сражался с колодой.

Какие еще игры предложили пользователям Windows?

Кроме «Косынки», были и другие игры. Например, Tetris, разработанный по лицензии Spectrum Holobyte, владевшей компьютерными правами на игру. Кроме того, тот же Уэс Черри создал клон ещё одной старой головоломки под названием Pipe Dream.

Также были другие разновидности пасьянса плюс клон хитового маджонга компании Activision Shanghai, трёхмерные «крестики-нолики», игра в гольф и даже Life.

Игры были очень скромными, но тем не менее дополнения Entertainment Pack были проданы в количестве 500 000 копий. Это примерно столько же или даже больше, чем у наиболее популярных игр того времени, включая Wing Commander.

Нельзя забыть и о «Сапере», его корпорация Microsoft впервые добавила в Windows 3.1 в 1992 году. Ее поклонником стал даже Билл Гейтс, ему впоследствии даже пришлось удалить «Сапера» для экономии времени. Игра была создана сотрудниками Microsoft, разработчиками Робертом Доннером и Куртом Джонсоном.

Ну и третьей игрой из комплекта Windows OS, которая тоже вошла в историю цифровой эпохи, стали «Червы» (Hearts). В нее можно было играть уже против других пользователей. К сожалению, распространялась она лишь с Windows for Workgroups, но это не помешало Hearts стать очень популярной игрой — в офисах компаний даже проводились турниры.

Значение «Косынки» для мирового игростроя

Популярность «Косынки» стала одним из факторов распространения компьютерных игр по всему миру — в них стали играть не только гики, но и обычные люди, многие из которых с компьютерами были на «вы». А еще Microsoft показала, что игры могут быть увлекательными, будучи очень простыми.

Спустя 30 лет игра все еще остаётся популярной — в неё играют 35 миллионов человек каждый месяц, а каждый день разыгрывается более 100 миллионов раздач.

Да и дорогой, проторенной «Косынкой», стали следовать другие разработчики — практически все компании, которые выпускают цифровые версии настольных игр, не только карточных.

4040
26 комментариев

Пётр Маслов, гейм-дизайнер, студент курса «Профессия геймдизайнер с 0 до PRO» Skillbox, дважды успешный финалист потоков разработки в GameBox, нарративный дизайнер динамичного арена-шутера I, Toaster, ...первый этого имени, король андалов, ройнаров и Первых людей

30
Ответить

нарративный дизайнер динамичного арена-шутера который даже не арена-шутер, а клон vampire survivors

4
Ответить
4
Ответить

А так же защитник семи королевств

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Раздел Почитать - для книг и комиксов.

2
Ответить

Видимо в скиллбоксе учат что любой раздел можно использовать для рекламы

7
Ответить