«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

От кумира детства до врага.

Джон Кармак — ведущий программист таких игр, как Wolfenstein 3D, Doom и Quake, — опубликовал у себя в Фейсбуке пост, в котором рассказал о своих сложных деловых взаимоотношениях со Стивом Джобсом. Мы выбрали из поста самое интересное.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

Кармак рассказывает, что в подростковом возрасте он фанател от техники Apple, а также от самих Джобса и Возняка. В детстве он мечтал об Apple II, а спустя годы все его мысли были заняты компьютером возглавляемой Джобсом фирмы NeXT, стоившим около 10 тысяч долларов.

Когда id Software стала приносить Кармаку прибыль, вместо автомобиля он купил себе именно компьютер NeXT. Система пришлась по вкусу программистам компании, и вскоре вся id Software стала работать на NeXT. Сотрудники настолько фанатели от своих новых компьютеров, что даже планировали добавить на логотип Doom надпись «разработано на компьютерах NeXT», однако получили отказ.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

Позже, когда уже стало понятно, какую бешеную популярность приобретает Doom, до Кармака дошли слухи о том, что Стив Джобс передумал, и теперь утверждает, что был бы рад предоставить id Software право на использование бренда в логотипе. Несмотря на то, что поезд уже ушёл, Кармак всё же решил написать Стиву Джобсу — так они и познакомились.

После долгих лет знакомства я пришёл к выводу, что в глубине души Стиву были не слишком по душе игры, и ему бы хотелось, чтобы они не были так важны для его платформ. Я никогда не принимал это на свой счёт.

Джон Кармак, сооснователь id Software

Позже Кармака пригласили в Apple, вернувшуюся под контроль Стива Джобса, чтобы обсудить с ним будущее видеоигр и потребности разработчиков. Сооснователь id, по его собственным словам, поставил своей целью убедить Джобса задействовать OpenGL в качестве программного интерфейса для 3D-графики. Это далось ему с трудом и привело к многочисленным жарким спорам с Джобсом. Изначально тот полностью отвергал аргументы Кармака — он собирался создать собственный программный интерфейс для 3D-графики при помощи Pixar.

Иногда он меня раздражал, потому что он мог с абсолютной уверенностью говорить о том, в чём совершенно точно ошибался — например, о ценах на видеокарты или об объёме пропускной способности системы, доступный для расширений AltiVec. Но когда я знал, что разбираюсь в том, о чём говорю, я не прогибался ни перед кем.

Джон Кармак, сооснователь id Software

В результате Кармаку всё-таки удалось убедить Джобса, и он считает это своим самым значительным непрямым вкладом в индустрию. Началась история сотрудничества.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

Кармак рассказывает о том, как однажды Джобс попросил его провести презентацию в день, на который была назначена свадьба разработчика. Свадьбу глава Apple «с очаровательной улыбкой» предложил отложить. Кармак отказался, но Джобс продолжал настаивать. В результате невеста Кармака предложила основателю Apple на один день «одолжить» ей Джона Лассетера для проведения консультации в её компании. После этого предложения Джобс, по словам Кармака, стал вести себя с ними очень холодно. Свадьба состоялась.

Когда Кармак готовил технодемо для Doom 3, ему пришлось иметь дело сразу с несколькими менеджерами Apple, которые убеждали его внести в демо изменения по причине того, что «Стив не любит кровь». Программист понимал, что Doom 3 вряд ли придётся Джобсу по вкусу, но отказываться от крови ради него не собирался. Когда Кармак довёл этот конфликт до самого Джобса, тот сказал: «Я доверяю тебе, Джон. Делай так, как считаешь нужным». После этой фразы все менеджеры разом отстали от Doom 3.

«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

Позже Кармак и его жена занялись созданием игр для мобильных устройств — таких как Doom RPG и Orcs & Elves. Разработчик видел в мобильном рынке огромные перспективы и всеми силами пытался убедить Apple начать выпускать телефоны. Однажды Стив Джобс позвонил ему домой в воскресенье, чтобы задать какой-то вопрос — Кармак воспользовался случаем и в течение долго времени убеждал его выпустить телефон.

Когда Джобс впервые представил iPhone, Кармак присутствовал в зале и сидел в первом ряду. На первый айфон нельзя было устанавливать никакие сторонние программы — лишь «веб-приложения» для браузера Safari. Такое положение дел очень расстроило Кармака, строившего грандиозные планы на мобильные игры для iPhone. Своими мыслями он решил поделиться с Джобсом, когда презентация закончилась, однако дискуссия о безопасности системы явно не задалась.

В ответ он издевательски произнёс: «Ты ведь умный парень, Джон. Почему бы тебе не написать свою операционную систему?» В тот момент я подумал: «Пошёл ты, Стив!»

Джон Кармак, сооснователь id Software
«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

Сразу после ссоры Кармак дал комментарии прессе — и Джобс этого «не оценил». Вскоре конфликт приобрёл серьёзные масштабы: один из сотрудников Apple рассказал Кармаку, что Джобс лично отдал распоряжение о том, чтобы создателю Doom не предоставляли доступ к SDK (набору средств разработки) iPhone. Позже Кармак создал несколько успешных приложений для iOS и приобрёл «множество влиятельных союзников» внутри Apple, но с самим Стивом Джобсом он так и не помирился. Напрямую Джобс и Кармак провзаимодействовали лишь спустя несколько лет, во время релиза Rage для iOS, — но разговора всё равно не состоялось.

После релиза я проводил разбор полётов с командой. Кто-то позвонил, но я был занят и поэтому сбросил. Спустя несколько минут кто-то сообщил мне, что мне должен был позвонить Стив. Упс. Все посмеялись над тем, что я «кинул трубку», но, как выяснилось, это было последним моим взаимодействием с ним.

Джон Кармак, сооснователь id Software
«Стив Джобс мог с уверенностью говорить о том, в чём точно ошибался» — Джон Кармак о взаимоотношениях с главой Apple

С тех пор Кармаку так и не довелось пообщаться с основателем Apple — даже когда разработчик узнал о состоянии здоровья Джобса, он не смог найти в себе силы написать ему.

Я начинал несколько электронных писем, хотел сказать ему что-то важное и позитивное на прощание. Но я так их и не отправил, и теперь жалею об этом.

Джон Кармак, сооснователь id Software
181181
267 комментариев

Самым неожиданным в статье для меня было то, что Rage, оказывается, выходила на iOS.

87
Ответить

Да рельсовый вроде шутан. В своё время наделал шума больше чем та рельсовая фэнтэзи шляпа с рыцарями )

4
Ответить

Самым неожиданным для меня в статье стало то, что каждый программист хочеть верить, что он повлиял на Стива Джобса. Оказывается, созданием айфонов мы обязаны Джону Кармаку.

7
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Такие дела, что я всегда очень интересовался личностью Джона Кармака и в силу целого ряда причин для меня он некий авторитет и столп. Это я к тому, чтобы вы понимали, что тезис ниже может иметь оттенок фанбойства)

По итогам изучения его биографий и интервью, книжек всяческих известныъ (masters of doom, replay и.т.д.) смею заметить, что Кармак достаточно беспристрастный чувак в плане оценочных суждений. Ну то есть, если он сам поступил как мудак - спокойно об этом сообщить, то же справедливо к остальным.
Я думаю, что тут можно ему довериться.

А касательно личности Джобса. Все "провидцы, гении, создатели" вообще не сахар ребята. Просто Джобс визионер дизайна, а Кармак визионер технологий. Это конечно рука об руку, но немножко разное все же.

32
Ответить

И не в широком смысле дизайна, а скорее уклона в маркетинг и визуальную часть.

8
Ответить

"Когда Джобс впервые представил iPhone, Кармак присутствовал в зале и сидел в первом ряду. На первый айфон нельзя было устанавливать никакие сторонние программы — лишь «веб-приложения» для браузера Safari. Такое положение дел очень расстроило Кармака, строившего грандиозные планы на мобильные игры для iPhone. Своими мыслями он решил поделиться с Джобсом, когда презентация закончилась, однако дискуссия о безопасности системы явно не задалась."

Здесь опустили забавный момент. Когда Кармак сказал Джобсу, что веб-приложения не смогут раскрыть потенциал айфона, Джобс ответил: "Плохие приложения могут положить телефон" вместо простого "Мы еще не готовы". Кармак заметил рядом одного из инженеров и спросил его: "Разве у вас еще нет изоляции памяти и процессора?" Тот выкатил глаза, выражая не-впутывай-меня-в-эту-дискуссию, но Кармак в итоге смог выудить из него ответ "да". И после того как Кармак начал говорить Джобсу о проблемах безопасности OS-X, тот предложил ему написать свою систему, раз он такой умный.

27
Ответить