Место, где можно просто быть: Disco Elysium
Ни к чему не обязывающий текст по ни к чему не обязывающей игре.
Содержание
Предисловие
Эту статью я бы хотел начать с небольшого каминг-аута:
Я не люблю RPG
Как-то так повелось. Возможно, сказывается мой игровой опыт: я не застал ни одной RPG на их релизе в нулевых, а всё, что успел потрогать к тому моменту – было либо шутером, либо платформером, либо сайдскроллером/бит-эм-апом.
И, когда в руки мне попала мало-мальски мощная платформа, пригодная для игр, я конечно попробовал расхайпленный тогда и Skyrim, и его предшественников, но совсем не понимал их сути – прохождение сводилось к хоть какому-то пробеганию основной сюжетки и на этом заканчивалось.
Ситуация не менялась в течение десятилетия – я с удовольствием проходил различные экшены в виде серии соулсов, пробовал иммёрсив-симы в лице Dishonored, а чуть больше года назад открыл для себя экшен-адвенчуры, впервые запустив Breath of the Wild.
И только сейчас я понял, насколько большой культурный пласт остался вне моего поля зрения, и сейчас наконец обратил на него внимание – не знаю, что послужило тому причиной: то ли нечастые игровые сессии в настольные D&D с друзьями, то ли то, что я занялся писательством и ощутил, что мне категорически не хватает образования и кругозора в области, в которой я пишу.
Так что встречайте – я Rant, и это текст по первой моей осознанно пройденной RPG.
What kind of cop are you?
Disco Elysium встретил меня если не сказать «приветливо», то по крайней мере не «отталкивающе»: окно выбора характеристик персонажа не было запутанным или перегруженным, а определения, которые там давались, были близки к моей повседневности. Всего 4 характеристики – по две на физические и на ментальные параметры.
Для своего персонажа я уделил особое внимание на эрудицию – она отображалась как «Интеллект», – и на ловкость, она же «Моторика»: на обе характеристики я распределил по 4 очка статов из 5, а остальное раскидал на «Психику» и на «Физиологию» – по 3 и 1 соответственно.
Персонаж получился, как понимаете, ни рыба ни мясо – без больших преимуществ по какому-либо из параметров и с конкретным провалом в физической подготовке. У меня не было какой-либо стратегии на игру, и выбор я делал скорее интуитивно – на основе того, что близко лично мне. Как в итоге оказалось, решение было верное, но об этом несколько позже.
Выбрав в качестве коронного навыка «Риторику», я нажал кнопку «Подтвердить» и... Встречай меня, Ревашоль.
Город, полный противоречий
Город с первых кадров заботливо обволакивает мягкими пастельными мазками масляной краски холодных оттенков. Пасмурно. То ли начало весны, то ли конец зимы – грязь и снег соревнуются за власть над улицей, а с неба на покорные плечи и головы сыпется снег пополам с дождём, словно природа пока не решила, в какую сторону качнуть маятник ненастья.
Так меня поприветствовал Джемрок, а именно – его портовый район под названием Мартинез. Воображение дорисовывает порывы холодного ветра с океана, а на губах чувствуется солёный морской воздух. Ветер доносит обрывки речи с доков, а ботинки, увязая в грязи, с мягким звуком из неё вырываются.
Оглядевшись, так сразу и не поймёшь, что оказался в одном из крупнейших торговых портов этого мира – городская бравада здесь соседствует с нищетой непарадных кварталов и убогих задних двориков, застенчиво спрятанных за беззубыми заборами, а дороги заняты вперемешку ёжащимися от непогоды прохожими и нерабочими грузовиками да мотокаретами.
И на всё это великолепие неопределённости сверху смотрит памятник давно уже свергнутого монарха, искалеченного временем, историей и воображением умников, которые решили вдруг, что забавно будет в районе, принадлежащем пролетариату, поставить памятник тому, кого этот самый пролетариат ненавидит всей душой.
Кто ты? Что ты? Совершенно ничего, никаких зацепок. Пара рассеянных диалогов намекает, что в городе произошло убийство, а твоя работа здесь – это убийство раскрыть. И ничего больше. От твоей личности остались потрёпанный пиджак, брюки клёш да вызывающе яркий галстук. А ещё физиономия – когда-то самонадеянная, но сейчас скорее вызывающая жалость.
Оглядываясь по сторонам, по инерции делая свою работу, поневоле оглядываешься на город в поисках подсказок к определению своей сущности. Но город, который последние несколько десятилетий терзали политические и экономические катаклизмы, кажется, не горит желанием тебе помочь. «Дружище, делай, что хочешь. Таких, как ты, тут побывали сотни, если не тысячи. Я даже сам не знаю, что я такое. Мне уже плевать».
Чувство, что все вокруг знают о тебе больше, чем ты сам, уже начинает раздражать. И пока одни просто потешаются над этим, другие откровенно шантажируют тебя, предлагая рассказать тебе всё, что пожелаешь, в обмен на небольшую услугу. От которой никто не пострадает. Конечно, никто не пострадает. Никогда.
Ты идёшь. Не уверен, куда именно. Неопределившийся путник в потерявшем надежду на определение городе. Просто идёшь. Хоть куда-нибудь.
Город, полный надежд
Впервые попав в Ревашоль, в именно район Мартинез округа Джемрок – теряешься. Ты не знаешь, кто ты. Ты не понимаешь, где ты. Город давно потерял своё лицо, взамен приобретя с десяток масок, и сейчас от него остались точка на карте да несколько страниц в учебнике истории. А город... теперь просто город. Безликие жилые массивы и их обитатели, такие же потерянные, но отчаянно жаждущие жить.
Нет правил, нет рамок и границ. Их здесь повидали столько, что они сейчас выглядят просто смазанным пятном бюрократии, в котором не разберёшь, какие правила ещё работают, а какие остались пережитком истории.
Всем плевать на тебя настолько, что ты поневоле просто сливаешься с местностью, становясь при этом частью чего-то большего, чем ты сам. Город отражается в тебе, как в микрокосмосе, а ты – это просто ты.
Неправильных мыслей не существует. Нет места для неправильных действий. Есть только твои внутренние демоны и ты, им сопротивляющийся – иногда успешно, иногда нет. Иногда из этого что-то получается. Иногда нет. Ты не уверен даже, что тебе самому есть до этого дело, что уж говорить про тех, кто тенью бродит по округе, застрявших в колесе собственной обыденности.
Покрась стену на свой вкус. Спой в караоке. Постирай куртку незнакомцу. Устрой ночной клуб в церкви. Иногда вспоминай, что ты вообще-то коп. Или, если не хочешь – не вспоминай. Пробуй поймать несуществующих тварей. Сними проклятье с книжного магазина. Попробуй снова вспомнить, что ты коп. А если не получилось – оставь этот неудобный факт за рамками.
Самый серый округ в мире кричит о том, что его хорошо бы наполнить красками и впечатлениями. Самый серый и несчастный человек в мире слышит его зов. Что же может пойти не так? Ответ: ничего. Любое действие – правильное. Остановись, когда захочешь. Ты всегда в выигрыше. Всё что захочешь – тебе по плечу. А то, что не по плечу – тебе и не нужно.
Неочевидный персонаж
За всё время прохождения у меня ни разу не сложилось впечатления или даже чувства, что игра как-то давит на меня, гонит по сюжету или настойчиво намекает, что в Мартинезе я вообще-то оказался по делам. В чём же магия этого города, что он не просто обещает, а действительно позволяет игроку бесцельно проводить время и это всё равно увлекательно?
Я думаю, здесь фокус в том, что Мартинез в этой игре тоже своего рода персонаж, со своими особенностями и странностями. Ему действительно уже давно плевать на происходящее в нём, но именно в этом незаинтересованном отношении есть что-то заботливое и поддерживающее. Он как бабушка, которая понятия не имеет, что ты там делаешь на своей работе, но она рада, что ты счастлив и занимаешься тем, что тебе нравится.
И в этом есть своя изюминка. Для меня игра – это всегда набор правил, и попасть в игровой мир, правила в котором достаточно эфемерны, абстрактны и в общем даже не особо не имеют значения, было более чем странно. Но при этом – невероятно вдохновляюще.
Заключение
Эту статью я хотел бы завершить небольшим каминг-аутом:
Теперь я люблю RPG
Disco Elysium подарил мне несколько десятков часов свободы от вообще всего: материального и нематериального. Даже, как бы это странно ни звучало, от игровых условностей. Я понимаю, что на самом деле это неправда, но для меня, после множества игр с превалирующими action-механиками, отыгрыш Гарри Дюбуа был ни много-ни мало – открытием.
Оказывается, и так можно. Можно быть кем хочешь, а не конкретным персонажем с конкретной историей. Можно быть каким хочешь, а не мириться с конкретным способом преодоления препятствий, который тебе предоставили разработчики. И можно быть где хочешь, а не бежать строго из точки А в точку Б.
Свободы быть собой часто не хватает. Нас окружают миллиарды условностей, которые мешают нам действовать в соответствии с нашими предпочтениями и пожеланиями. Что самое нелепое – эти условности даже необязательно на самом деле существуют, являясь просто нашими внутренними барьерами, принесёнными из детства или юности. Когда-то сказали, что вот так нельзя, и теперь «так нельзя» всю жизнь.
Пример ревашольского копа может напомнить нам, что правила не всегда существуют на самом деле, а самым главным препятствием для нас можем быть всего лишь мы сами.
И именно этим прелестен Ревашоль: это место, где правила меркнут, а условности исчезают. Место, где ты волен самостоятельно выбирать, какие пути приведут тебя к желаемому результату наиболее подходящим тебе способом. Где ты можешь сам решить, кем тебе быть и как тебе быть. Или нет, даже не так.
Это то место, где можно просто БЫТЬ.
Постскриптум
Что ж, как-то вот так получилось погулять по Ревашолю и наворотить там всяких делов. Опыт отыгрыша для меня получился потрясающим – честно, не знаю, по какой именно причине: может быть, сказывается мой куцый опыт игры в ролёвки, а может, игра и правда сделана замечательно. Руководствуясь оптимизмом, для себя я выберу второй вариант.
⚡И, по традиции – напоминаю, что если вы читаете эти строки, значит, уже 2 недели назад этот текст был доступен на моём Boosty, и, более того, там уже доступен новый материал. Подписка стоит всего 100 рублей в месяц, обладая которой вы буквально становитесь «на шаг впереди». А ещё я там делаю анонсы, делюсь новостями и советуюсь с бустерами, о чём писать дальше. Посты дважды в месяц – 15 и 30 числа. Такие дела.
✅ Ну и само собой – подписывайтесь на мой блог здесь, конечно! Это не первая и не последняя статья, которая в нём появляется, а дальше – больше! Кто я такой, что тут забыл и вообще какого чёрта – можно почитать тут:
Благодарности
🔥 И я в очередной раз хочу сказать спасибо наикрутейшему Rogotch, который мало того, что поддерживает этот блог монетой на Boosty, так ещё и очень тепло и осознанно откликается на статьи и делится своим опытом прохождения тех или иных игр. Это очень круто и очень ценно, ради таких прекрасных людей и хочется продолжать писательствовать.