Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

И что следует знать перед знакомством.

Серия Megami Tensei — отличный пример идеи, которая уже много лет не перестаёт удивлять. Она совмещает в себе тонны культурных и психологических отсылок, но при этом может рассказывать о борьбе школьников против очередного «вселенского зла». Казаться строгой и даже философской, но эксплуатировать извращённые, нелепые и смешные образы. Может довести использование заезженных шаблонов до такой степени, что они образуют нечто новое и гениальное.

Это та точка, где границы между странностью и обыденностью полностью размываются. Где важно не столько качество отдельных аспектов, сколько общая картина.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Серия Megami Tensei существует уже больше тридцати лет и считается классикой жанра JRPG. Игры серии в Японии регулярно появляются на первых местах рейтингов популярности и качества. На Западе MegaTen тоже ценят, но широкую известность серия обрела лишь недавно, с выходом Persona 5. А ведь это лишь малая часть куда более масштабного и многогранного явления. Shin Megami Tensei V выйдет ещё нескоро, и у всех есть время изучить более ранние игры. Объясняем, почему оно того стоит.

Сеттинг

MegaTen возникла как маргинальная мрачная история про оккультизм, демонов и магию. Антураж гротескности и кажущейся простоты выделяет её на фоне большинства JRPG. Серия любит «ходить по грани» дозволенного. И не признаёт дихотомию добра и зла: их место заменяли порядок и хаос, а игра никому не отдавала предпочтение. Даже главный местный бог, воплощение порядка, ничем не лучше своих оппонентов.

Всё началось в далёком 1986 году, когда оккультист и известный писатель Ая Ниситани решил, что компьютеры отлично подходят для паранормальщины — и написал книгу Digital Devil Story: Megami Tensei. В книге обыгрывается тема призыва демонов с помощью персонального компьютера, которая в последующем станет одной из ключевых для всей серии.

Все события происходят в 80-90-х годах прошлого века в Японии. Главный герой использует наручное устройство COMP для призыва и управления демонами. Устройство COMP при исполнении ритуала призыва воспроизводит духовный мир и служит для демонов и их измерений чем-то вроде хранилища. Однако герой по неосторожности даёт норвежскому богу Локи вырваться в мир людей. Позже оказывается, что из-за неполадок из компьютера смогли выбраться и другие божества из различных мифологий.

Немного позже на основе романа выпустили игру Digital Devil Story: Megami Tensei, где большую часть времени игроку приходилось бродить по подземельям, сражаться с разными демонами и собирать лут. Основные концепции и сеттинг практически не менялись вплоть до выпуска Shin Megami Tensei, когда появились элайнменты.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Элайнменты — это обозначения мировоззрения игрока и иных существ. Изначально игроку присваивается нейтральный элайнмент, а по ходу сюжета он сможет выбрать одну сторону — хаотичную или порядочную, или же остаться нейтральным. Решения игрока в пользу той или иной парадигмы определяют концовку игры. И все варианты равнозначны: MegaTen не склонна к морализаторству.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

В Shin Megami Tensei II многим демонам присвоили нейтральный элайнмент. Элайнменты в Shin Megami Tensei If вовсе играют совсем небольшую роль: концовок на их основе нет, зато теперь хаотичным командам нельзя призывать порядочных демонов и наоборот.

А в Shin Megami Tensei III: Nocturne этому выбору придали более философский оттенок: теперь игрок может быть «ничейным», вне системы определения мировоззрения, и не выбирать вообще никакую сторону.

Но «изюминка» даже не в самой философии. Прежде всего, MegaTen привлекает своей оригинальностью. В центре сюжета основной серии — выяснение отношений героев с потусторонними существами. Но авторы всегда выбирает необычный сеттинг для своих игр, который меньше всего ассоциируется с JRPG.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Действие игр MegaTen чаще всего поначалу происходит в современном мире, подчас даже с нотками киберпанка. Но в дальнейшем игрок всё больше исследует мир Megami Tensei, который представляет собой огромную мультивселенную с множеством измерений и параллельных вселенных. Существуют даже миры, олицетворяющие семь смертных грехов.

Больше всего тема киберпанка проявляется в Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Soul Hackers. Здесь основные события происходят в высокотехнологичном городе будущего, но и мистика не уходит: главному герою-хакеру помимо выполнения своей обыденной работы приходится сражаться с демонами.

Во многих играх превалируют мотивы постапокалипсиса. Уже в Megami Tensei II человечество почти полностью уничтожено, остатки люди прячутся в укрытиях под землёй. Главному герою необходимо узнать секрет спасения человеческой расы, прежде чем ей настанет конец. В Nocturne глобальный конец света происходит уже на старте, а наша задача — не спасти мёртвый мир, а определить, по какому принципу будет работать новый.

Shin Megami Tensei IV и Apocalypse совершенно непохожи на остальные SMT: в них основные события происходят на территории выдуманного королевства. В игре активно используется тема японского Средневековья, но не без сверхтехнологий и магии. SMT IV фактически перезапускает всю серию, возрождает кучу старых персонажей и антагонистов, и это не учитывая то, что она почти не имеет связи с остальными играми франшизы.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Вселенная Megami Tensei может показаться хаотичной композицией из культурных камео, ведь все мифы здесь — правда. Но сеттинг полон своих космологических и сюжетных тонкостей, которые позволяют объединить всё в единое целое.

Во всех играх серии существует две основы: духовный мир (Экспанс) и мир людей (Ямато). Миром людей обозначают обычную повседневность, в которой, как правило, начинается сюжет, или же мультивселенную без высших размерностей. Духовный мир — обозначение для измерений демонов и всего, что выходит за пределы нормального. Например, высшие размерности, где обитают божества вроде Кришны, Вишну и Одина. Или специфические измерения, вроде вселенной ЙХВХ. Или пространство, где обитает основная сущность «Великой Воли» — абстрактной идеи, которую условно можно назвать высшим богом.

Мультивселенная Megami Tensei. Вид с самого высокого слоя существования — Великой Воли
Мультивселенная Megami Tensei. Вид с самого высокого слоя существования — Великой Воли

Основной способ исполнения магии в MegaTen — использование магнетита. Магнетит — что-то вроде маны, но в более метафизическом виде. Основным его источником являются человеческие тела, однако истинный источник магнетита лежит где-то за пределами Экспанса. Именно из магнетита состоят воплощения демонов в реальном мире.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Одной из главных концепций вселенной Megami Tensei является Великая Воля. По сути, это мультивселенский закон, который сдерживает высшие космические сущности (богов) от управления людьми. Это установка, которая провозглашает свободу воли человека и невозможность подчинения воли противоестественными методами. А ещё это главная слабость богов, ведь она даёт возможность обычным людям побеждать их всякими хитростями, не имея при себе каких-то особых «читов».

Один из самых высоких уровней существования — вселенная Яхве. В нескольких играх так называется место, куда в конечном итоге попадает игрок, выходя на главного босса, иудейского бога Яхве (ЙХВХ). Это пространство, которое состоит только из пустого горизонта, где видны лишь золотые лики Яхве. Этот мир — источник всей магии во вселенной. Многие аватары и зависимые от Яхве боги получают свою силу именно отсюда.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Известно, что у Великой Воли есть отдельное пространство, которое состоит только из неё. Яхве сам говорил, что он по сравнению с ним лишь капля в океане. Сложно определить, какие там законы физики. Учитывая, что вселенная ЙХВХ превосходит 10-мерные конструкции, вроде модели суперструн Навье-Шварца, оно должно включать в себя совсем трансцендентные законы физики.

Увы, информации об этом почти нет. Возможно, что-то новое мы узнаем, когда выйдет Shin Megami Tensei V.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

В серии MegaTen представлены божества и демоны практически из всех мировых культур, но разница между ними весьма размыта. Например, скандинавский Один: в SMT он сохраняет основные черты из своей мифологии, вроде локального всезнания, но в целом приравнивается к другим демонам.

Грубо говоря, демонами обозначают почти любых враждебных игроку существ. Известно, что даже люди могут стать демонами, если их психика подвергнется изменениям или внешним воздействиям. В Digital Devil Saga у любого человека есть истинное демоническое «я», которое способен пробудить вирус атмы. При заражении человек получает способности, свойственные демонам. Вместе с этим у людей обычно возникает раздвоение личности, если демоническая часть не смогла подчинить себе человеческую.

Демоны

Пожалуй, самая узнаваемая особенность Megami Tensei — необычные отношения игрока с демонами. В большинстве игр серии протагонист бегает по локациям, собирает сокровища, сражается или договаривается с различными существами. Второе интереснее: игроку приходится изворачиваться, чтобы добиться контракта с демоном.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

У такой дипломатии есть свои нюансы, к каждому чудовищу нужен особый подход. Демоны разного «рода» могут более пассивно или активно реагировать на те или иные действия игрока, порой требовать нескромных денег за контракт, а начиная с Shin Megami Tensei If на их настроение влияют ещё и фазы луны.

В Shin Megami Tensei III: Nocturne система получила развитие: теперь простые диалоги ни к чему не ведут, ведь демоны придерживаются разных мировоззрений и любят проверять игрока каверзными вопросами, поэтому нужно постоянно применять к ним новые методики ведения разговора.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

После вербовки становится ещё интереснее. В отличие от протагониста, у демонов стабильные характеристики и уровень. Поэтому вместо обычной прокачки подопечных предлагают «смешивать», чтобы создать более могущественного демона из двух имеющихся. А в Shin Megami Tensei IV: Apocalypse появилась уникальная фича: потомству можно выбирать «родительские» навыки.

Скрещивание происходит нелинейно, новое существо может сильно отличаться от исходных. В MegaTen больше сотни демонов на любой вкус и цвет, поэтому процесс не на шутку затягивает: хочется часами бродить по локациям, полным сюрпризов и неприятелей, чтобы добыть несколько существ и превратить их во что-нибудь более мощное.

Иными словами, хочется собрать их всех. Именно эта механика сделала первый MegaTen революционным и впоследствии повлияла на жанр. На идеях Atlus строится вся серия Pokémon, они же сильно повлияли и на Dragon Quest.

Но MegaTen остался на шаг впереди. Ведь собирать (или просто убивать) в нём надо не причудливых жуков, а созданий и даже богов из всех возможных мифологий и мировых религий — даже из лавкрафтовских мифов. За тридцать лет существования франшизы сложно вспомнить тех, кто в ней не появился: от японских ёкаев до древнеегипетского Сета и даже Ктулху. В интерпретации художника Кадзумы Канэко каждый демон вышел интересным и непохожим на остальных. Дошло даже до того, что демоны получили множество уникальных «диалектов» своего языка.

Уродливые, забавные, красивые. Многие демоны эксцентричны, выглядят вызывающе и даже что-нибудь символизируют. Скажем, знаменитый Мара, позаимствованный из буддийской мифологии, воплощает сексуальное искушение и гибель духовности человека. А не только то, что вы подумали.

Мара
Мара

Броский дизайн, культурный бэкграунд и внимание к деталям сделали своё дело: даже банальный гринд в MegaTen из рутины превращается в интересное, в чём-то даже познавательное дело. Но не всё так просто.

Хардкор

Геймплей в серии эволюционировал почти постоянно, однако основа практически не менялась: в MegaTen обычно используется пошаговая система боя, а в перерывах между сюжетными схватками игрока ждут случайные встречи с врагами, которых порой боишься больше, чем боссов.

Рандомные схватки, особенно в старых играх серии, делают сложность MegaTen непредсказуемой. Зайдя в очередную локацию, можно столкнуться со случайным монстром и почти гарантированно умереть, потому что ещё не изучил его и не приготовился дать достойный отпор. К тому же, в ранних MegaTen отвратительно работали обозначения на карте мира. Но в этом экстриме есть своя романтика. Наглая, непредсказуемая сложность всегда придавала MegaTen индивидуальности и подчёркивала общий мрачный тон серии.

В Shin Megami Tensei III: Nocturne появилась система Turn Press. Суть в том, что в случае нанесения критического урона или использования выраженных слабостей соперника игрок получает дополнительные очки хода. Но при неудачной атаке рискует лишиться части характеристик, а его демоны могут потерять часть доступных действий.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Причём система куда охотнее наказывает за неудачу, чем поощряет успех, а противник выступает с игроком на равных: стоит ему задеть вас атакой, к которой вы уязвимы, он тоже получает дополнительные очки. А ещё враги умеют повышать себе характеристики, безжалостно дебаффать партию игрока и применять заклинания моментального убийства с абсурдной точностью.

Звучит знакомо, но работает куда жёстче, чем в большинстве JRPG. Вы никогда не играете «на автомате»: из-за редких чекпоинтов и внушительной силы врагов каждую схватку приходится воспринимать всерьёз. Даже гринд превращается в самое настоящее выживание: если в случайном бою попадутся рядовые демоны, под которых ваша партия плохо заточена, они покажутся сложнее иного босса.

В Shin Megami Tensei III: Nocturne экстремальная сложность серии вообще достигла пика. По сути, игрок обречён умирать, пока не начнёт эффективно пользоваться навыками и ориентироваться в системе слияния демонов. На раннем этапе игры ему в этом особенно помогает внезапный босс Матадор, который стал локальным мемом и символом хардкорности MegaTen. Он просто появляется на пути игрока, телепортирует его на арену, откуда нельзя убежать. И вызывает на дуэль.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Один из его навыков повышает ловкость до максимума, игнорируя все возможные дебаффы. Попасть по нему почти невозможно, игрок будет умирать до тех пор, пока не додумается собрать демонов, эффективных против Матадора. Поэтому новички либо учатся на своих ошибках и осваивают правила игры, либо отсеиваются в первые же часы.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

В Shin Megami Tensei IV серия сбавила обороты, и сложность стала более сбалансированной и умеренной, однако на ранних этапах игра всё ещё может быть сущим адом. Кому-то такой подход может показаться диким и несправедливым, но MegaTen делает достаточно, чтобы любой вызов хотелось принять: сложность здесь дополняет самобытный мир и гнетущую атмосферу. Одних отталкивает, других, напротив, раззадоривает. Хочется раскрыть все секреты мира, который так настойчиво охраняют недружелюбные демоны.

Эксперименты

Основная серия Shin Megami Tensei развивалась плавно и осторожно. Между номерными частями порой проходило по десять лет, и общая формула почти не менялась. Зато в спин-оффах с MegaTen экспериментировали постоянно: новые концепции и механики порой приводили к созданию целых отдельных серий.

Первым значимым спин-оффом была Shin Megami Tensei If. В ней история сосредоточилась на подростках, а локации делились на школу, наводнённую демонами, и несколько башен. С другими учениками нужно было развивать отношения, чтобы выбрать, с кем заключить союз: это решение определяло концовку. Успех Shin Megami Tensei If открыл дорогу другим спин-оффам, а Atlus стала охотнее экспериментировать.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Например, появилось ответвление с детективным флёром Devil Summoner. Впоследствии оно привело к созданию Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs. The Soulless Army, где на смену пошаговой боевой системе пришли схватки в реальном времени, действие перенеслось в Японию 1931 года, а в сюжете фигурировали исторические фигуры. Засветился даже Григорий Распутин.

В 2009 году Atlus выпустила игру Shin Megami Tensei: Devil Survivor. При разработке авторы стремились сделать её более простой для понимания широкой аудитории. Devil Survivor можно назвать более консервативным по сравнению с другими спин-оффами, но есть и свои отличия.

Например, наличие уникальной системы боя, которая совмещает практически все механики из серии SMT: сначала игра напоминает тактическую стратегию, в которой нужно расставлять героев по полю, расчитывать очки ходов и грамотно ставит баффы. Но как только персонаж и противник оказываются рядом, игра переходит в традиционный для серии вид от первого лица. Всё это — с прекрасной осовремененной графикой и анимацией атак.

Для привлечения игроков разработчики добавили огромное количество демонов, но теперь их можно выбивать с других игроков вместе с навыками. Но главным нововведением в Devil Survivor по праву можно считать систему восьми дней и «часы смерти», которые отсчитывают остаток дней жизни каждого человека. По сюжету, Токио заполонили демоны, а герои пытаются дать им отпор. В какой-то момент у протагониста появляется особая способность — видеть над головами людей число, показывающее, сколько дней им осталось жить. Самим главным героям отпущено всего восемь дней, и они пытаются понять, можно ли как-то спастись.

Хотя Summoner и Survivor понравились аудитории, по популярности молодёжный антураж If был вне конкуренции. Идея игры про школу и демонические башни привела к созданию серии Persona, которая выстроена вокруг принципиально новых для франшизы концепций. В центре внимания — заглавная персона, альтер-эго, выражение деструктивных желаний человека, принявшее демонический облик.

Персону можно пробудить разными методами, но обычно хватает сильных переживаний вроде угрозы для своей жизни или стремления спасти чужую. Свойства и эффективность персоны напрямую зависят от мотивации игрока, поэтому при радикальной смене образа мышления эта «маска» может эволюционировать.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Но если персоны ещё более-менее подвластны основной личности игрока, то главные антагонисты серии — их полная противоположность. Вместо демонов героям Persona противостоят тени. Это необузданные, скрытые людские желания, которые стремятся захватить контроль над личностью. Так спин-офф по-своему обыгрывает ключевую идею MegaTen о борьбе порядка с хаосом.

Серия целиком строится на этой концепции, поэтому вместо коллекционирования демонов на передний план выходит именно развитие персоны. По сути, протагонисты играют героические роли, надевая «маску». Но у персон нет стабильных характеристик, они меняются в зависимости от уверенности героя в своём мировоззрении.

Поначалу разница между Persona и основной серией была не так велика, но с выходом Persona 3 спин-офф подвергся сильной реформации и стал по факту отдельной от SMT серией. С этого момента в играх появились активные взаимоотношения с другими персонажами, что сблизило традиционную JRPG с визуальными новеллами.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Социализация стала важной частью геймплея наравне с битвами: для повышения характеристик своей персоны протагонист должен общаться с другими людьми, заводить отношения (даже околоромантические) и участвовать в различных мирных мероприятиях. А на место привычных для SMT подземелий пришла башня, которая доступна лишь в определённое время суток.

Смешав идеи основной серии с элементами повседневности, Persona обогатила жанр новыми оригинальными находками — и во многом стала «альтернативным мегатеном». Если SMT делает ставку на глобальные и пафосные истории, Persona будто нарочито камерная и приземлённая. Это позволило ей объединить универсальные мотивы Megami Tensei с более личными.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Отсылки

Игры MegaTen переполнены отсылками, порой весьма символичными. Например, лик Яхве (ЙХВХ) может быть отсылкой к Большому Брату, поскольку его власть почти безгранична, и он наблюдает за всеми вариантами истории в бесконечном количестве миров.

Но есть отсылки и попроще: к играм, манге, аниме. В Shin Megami Tensei и Persona можно найти предметы и персонажей, заставляющих вспомнить The Legend of Zelda, Astro Boy, Berserk, Code Geass и многие другие легендарные произведения.

Хороший пример — Горо Акети из Persona 5, подозрительно похожий на Ягами Лайта из Death Note — не только внешне, но и способностями, и поведением. Главная способность Горо связана с сердечными приступами у людей, сам он — детектив и большую часть времени проводит в рассуждениях сам с собой. Впрочем, он не так прост, как мог бы показаться с первого взгляда.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Кстати, само имя «Горо Акети» — отсылка на детектива Когоро Акети, созданного японским писателем Эдогавой Рампо.

Другой яркий пример — Акира Миямото, секретный персонаж Shin Megami Tensei If и ходячая отсылка к одному из главных героев манги Devilman. По ходу игры Акиру убивает демон Амон, после чего захватывает его тело (всё почти как в Devilman). При повторном прохождении одержимого Акиру можно даже добавить в отряд.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Впрочем, это ещё не самое интересное, что можно встретить в MegaTen. Скажем, в Shin Megami Tensei III: Nocturne вы можете победить Данте из Devil May Cry. И даже больше — заставить его служить вам в борьбе против демонов. Но у Данте есть одна особенность: он не может сливаться с другими демонами, поэтому останется таким, какой есть.

Данте в Shin Megami Tensei III: Nocturne
Данте в Shin Megami Tensei III: Nocturne

Точно подсчитать, сколько всего в серии было подобных отсылок настолько же затруднительно, насколько сложно найти все культурные референсы в манге Хирохико Араки.

Серия Persona — и вовсе одна большая отсылка, но уже к психологии. Она посвящена подросткам и изначально задумывалась как «молодёжный» MegaTen, поэтому любит смаковать любовные отношения, школьную жизнь, мотивы взросления и всё в таком духе.

Помимо психологических отсылок, в Persona есть Гитлер. Кстати, в ремейке на PSP он был зацензурен: имя сменили на «Фюрер», а на персонажа надели солнцезащитные очки
Помимо психологических отсылок, в Persona есть Гитлер. Кстати, в ремейке на PSP он был зацензурен: имя сменили на «Фюрер», а на персонажа надели солнцезащитные очки

Развитие личности действительно играет самую важную роль в Persona, поэтому вся её концепция строится вокруг персон и теней, которые вежливо позаимствованы у Карла Юнга. Помимо них в игре важную роль играют ещё и архетипы мышления.

Под призмой идей Юнга Persona высказывается о мотивах людских поступков и развитии личности. В одной игре протагонисты — возомнившие себя героями убийцы, что начали творить откровенный беспредел. В другой — суицидальные подростки, что пытаются найти какое-то логическое обоснование своему существованию. А Persona 5 ещё и иронизирует над архетипами и стереотипами, попутно высказываясь о социальном положении людей.

«Отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла», — вероятно, этот вывод Карла Юнга повлиял на разработку Persona 3.

С чего начать

С Persona 5. Это самый оптимальный вариант для большинства игроков: осовремененная графика, броский стиль и относительно лёгкая для понимания тема социальных проблем и роли людей в обществе. Серия Persona вообще больше всего подходит для новичков, она не такая гнетущая и жестокая по отношению к игроку.

Если вас больше интересуют детективные мотивы — можно попробовать Persona 4. Для любителей мрачности и «мяса» больше подошли бы первые две Persona. А если хотите посмотреть на грустных подростков, которые активируют суперсилу выстрелом себе в висок, то есть Persona 3.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Начинать знакомство с «настоящими» MegaTen стоит с Shin Megami Tensei IV и её сиквела — Apocalypse. Яркий и насыщенный сюжет при относительно сбалансированной сложности подготовит к более серьёзным испытаниям из предыдущих частей. Если хотите с порога распробовать философскую глубину, безысходность и хардкорность серии — попробуйте Shin Megami Tensei: Nocturne.

А если совсем привыкли к Persona, то Shin Megami Tensei If — идеальный вариант углубиться в MegaTen. Именно благодаря успеху If была создана Persona. В сущности, это её прототип: игра на стыке традиционной оккультной тематики SMT и стремления Persona к углублению игрока во все малейшие процессы игры. Даже больше — в If после каждой смерти партии вы сможете продолжить путешествие. Игра больше напирает на чистое удовольствие от исследования мира, чем на немилосердные битвы.

Порядок и хаос: чем уникальна серия Megami Tensei

Игры серии MegaTen очень разные, зачастую требовательные к игроку, но каждая достойна внимания. В них можно играть ради изучения и трансформации харизматичных демонов. Или сложных, но продуманных боёв, требующих тактики и стальных нервов. Ради отсылок к классической и современной культуре, философии и психологии. Ради историй, которые варьируются от противостояния религиозных течений до свержения космических сущностей, которые управляют мирозданием. Можно играть ради философских и психологических мотивов, как в серии Persona.

В любом случае, ознакомиться с Megami Tensei однозначно стоит.

220220
149 комментариев

Подробный сюжетный таймлайн серии.
Думаю, что пригодится.

39

Комментарий недоступен

15

Очень странный таймлайн. (По факту - в нём просто наврано с три короба)
if почему-то впихнута посреди Devl Summoner серии. При том, что даже само название игры Megami Tnesei If какбы говорит, что это неканон.

Вообще непонятно каким хреном Devil Summoner увязана с классическими Мегатенами. Там нет никакой связи, это разные миры.

Какого хрена Pesona 2 стоит после девил саммонеров? Это разные миры. Каждая Персона в своём мире, никак не пересекающимся с остальными частями (исключение - две вариации второй персоны, связанных между собой).

Короче этот таймлайн - это какие-то чудовищные спекуляции типо "если в двух играх есть два персонажа с одинаковыми именами значит это похоже один и тот же мир, просто кто-то из персов его рестартнул".

На самом деле Атлус просто в виде пасхалок пихает одних и тех же персонажей в разные части.

По факту никакого единого таймлайна в мегатене нет. Там есть несколько связок внутри подсерий, но даже не внутри всех.
В половине Мегатенов в концовке главный герой забивает верховного бога и/или уничтожает мир. И боги эти разные в разных частях. И миры разные.

6

А действительно полезно. В прошлый раз, когда я такой чарт смотрел, он был менее разветвленный с парой вкраплений альтернативных вселенных.

А это официальная версия? Вся эта шляпа из П4:Арена, например, считается каноном?

Не знал, что Cathreine входит в SMT.

Парад писькодемонов объявляю открытым!

12