«Мононоке». Теории об аниме и Аптекаре

«Мононоке». Теории об аниме и Аптекаре

Само по себе аниме «Мононоке» очень специфичное и таинственное. Оно имеет множество отсылок и множество подводных камней, которые становятся видны лишь при повторном просмотре или более глубоком чтением статей по истории японского искусства. Сюда же можно приплюсовать тот факт, что сам Аптекарь не имеет имени и внятной истории, поэтому зритель ничего не знает о нем, кроме того, что он продает лекарства и борец с мононоке. При этом не стоит забывать, что человеческий ум легок на выдумки, которые и становятся потом теориями о каком-то конкретном аудиовизуальном объекте. И некоторых их этих теориях я хочу сейчас поговорить.

Аптекарь - бывший актер

Эту теорию я нашла на просторах интернета. И на самом деле ее разделяю. По правде говоря, во время просмотра у меня закрадывались мысли о том, что Аптекарь не совсем - то и аптекарь. Ибо у него макияж специфический и наряд. Он даже среди обычных героев выглядит странно. Хотя я и списывала это та дизайн. Ибо главный герой должен отличаться от всех. Но все же его прошлое не дает мне покоя.

Доказательства теории. Одежда Аптекаря - это одежда актера Оннагата: фиолетовая косынка, в точности как носили актеры в эпоху Эдо, кимоно пестрых цветов, высокие гета, яркий цветочный зонтик, соответствующий грим (который можно спутать с макияжем), часто используемое мие, довольно изящные движения. Во всем. Стоит только приглядится к тому, как он меч вытаскивает и подкидывает. Безусловно, можно это списать на то, что у японцев в культуре изящество. Но вся эта теория о прошлом Аптекаря безумно красивая и имеет право быть.

Разоблачение теории: а ее нет. Ибо нет моментов в самом аниме, которые бы просто разносили в пух и прах эту идею. Как и нет четкого подтверждения. А есть только некоторые, как может показаться, намеки. И больше ничего.

Голден и есть истинная форма Аптекаря

Эта теория основывается на другой теории. О том, что Аптекарь не человек. Ну и как бы можно подумать, что вон тот мужик с белыми волосами и шикарным торсом точно Аптекарь, который не любит гонять по Японии в своем истинном обличье и пугать людей черными глазами.

Доказательства: поразительное сходство ушей, формы лица, разреза глаз и вообще тела у них схожи по комплекции. Только цвет кожи и волос отличается. Ну и раскрас тела. А так-то более демоническая сущность имеет и силы побольше и может надирать пятые точки всяким мононокям. Ну а еще оба они имеют рисунки на теле. Правда и разные. Но рисунки на теле их точно связывают. Ибо при появлении Голдена, они исчезают с лица Аптекаря. (И можно увидеть его лицо без раскрасок)

Разоблачении теории: Ну его в самом сериале такого прямого не было. Хотя и есть одна вещь, которая может разнести данную теорию. В финале новеллы Умицуробу Аптекарь поднимает меч с призывом "Освобождаю," а после сама рукоятка начинает оживать и хрипеть "Освобождение" После следует кадр, где Голден появляется из пола и начинает обретать окончательную форму с помощью своих рисунков. А сам Аптекарь складывает ручки и исчезает. Ок... Правда потом появляется кадр с передачей зеркала. И вот тут уже появляется вопрос: как Аптекарь из мира, где корабль не разрушается и нет хаоса, передает артефакт Голдену, который сейчас разрушает мононоке? Вот именно эти моменты и остаются мне не совсем ясными. Да и если логически подумать: а зачем Аптекарю обретать более человечную форму, если он даже в ней не шибко сильно похож на человека и все равно иногда пугает людей?

Голден это вторая личность Аптекаря

Часто можно встреть упоминания, что Голден - это альтер - эго самого Аптекаря. Своего рода темная, более сильная сторона, которая может кромсать Мононоке.

Доказательства теории: Как и в прошлом примере - сходства во внешности. Но на противоположность личности Аптекаря указывает как раз цвет кожи, волос и рисунка на теле. А еще не стоит забывать, что во время, так называемого превращения, рисунки на теле Аптекаря исчезают и появляются хитрые узоры на коже Голдена. Да и сама сцена превращения как бы показывает их диаметральные противоположности и при этом сходства: герои стоят спиной друг к другу, либо сам Аптекарь складывает рукава и исчезает, позволяя сражаться загорелому мужику с черными склерами.

Разоблачение: А вот его нет. Дело в том, что тут можно лишь вспомнить один факт: сами создатели аниме в одном из интервью называли этого персонажа Hyper, что переводится как Гипер или Сверх. Правда его уже к тому времени обозвали уже Голденом и даже Тайма куном. Лично мне больше нравится имя Голден, ибо он правда как золотце. Но и Гипер ему тоже подходит.

Голден - это демон, запертый в клинке

Ну то, что Голден сущность с приветом это видно невооружённым взглядом. Он вообще на человека мало чем похож. Да и с с Мононоке справляется на раз два. Вывод напрашивается сам собой: Голден - местный японский ёкай.

Доказательства: Меч явно живой, о чем говорит его дребезжание, самовольное открытие в новелле Бакэнэку из сериала Аякаси. Здесь можно вспомнить и стучание зубами и сверкание глазами. А еще все эти хрипы про "Освобождение". Как будто клинок и ждет этого момента. Еще здесь можно вспомнить то, как Аптекарь хранит эту вещь. Большую часть времени он заперт в большой шкатулке и запечатан заклинаниями. Значит в ножнах хранится что-то очень страшное...

Разоблачение: а его тоже нет. Это одна из самых правдивых теорий, на самом деле. Так как ее невозможно чем-то разрушить. Слишком много факторов указывают на совершенно нечеловеческую сущность Голдена.

Все происходящее - сон аптекаря, который устал от игры на сцене

«Мононоке». Теории об аниме и Аптекаре

Есть такая теория, что сам Аптекарь спит и видит странные психоделичные сны, где он раскидывает всех мононоке и помогает людям вместо изматывающей игры на сцене с тяжелым гримом. Вероятно, это та жизнь, которую о сам хотел бы себе: путешествовать по Японии с коробом и продавать лекарства, а в свободное время разбираться с духами.

Доказательства: В аниме часто появляется сцена, где сам Аптекарь курит. В японской культуре курение было частью быта. Только вот курением занимались для достижения духовного просветления и общения с духами. Поэтому в трубках было очень интересное содержимое. И поэтому то, что мы видим на экране - лишь плод трипа Аптекаря, который решил просветиться.

Разоблачение: Ну происходящее, на самом деле мало походит на сон одного человека, если так подумать. Да, все действия разворачиваются в специфических декорациях и сам Аптекарь является центром всего действа. Только вот одно но, большая часть вещей, происходящий за кадром, так сказать, за пределами главной истории (флешбеки, отдельные истории персонажа) Это реально что-то уникальное, чего вряд ли могло нарисовать сознание человека. Не отрицаю, что сны бывают порой очень яркими. Только вот не стоит забывать, что во снах как правило мало логики и смысла. А вот в самом аниме его через много.

Автор материала осуждает любое употребление стимулирующих веществ, в том числе оказывающих пагубное воздействие на организм. Автор не пропагандирует курение и употребление веществ и/или алкоголя.

Аптекарь - кицуне

Моя любимая теория. Уж простите - лис я люблю. И Аптекаря. (Хихихи)

Доказательства: форма ушей Аптекаря, клычки, его соответствующий макияж лисицы из театра Кабуки, очень бледная кожа и совсем нехарактерные для японцев светлые, почти кудрявые волосы и голубые глаза. Тут нельзя не вспомнить один факт: лисицы в японском фольклоре имеют чаще всего имеют белый, сребристый либо золотой цвет. А еще нельзя не вспомнить его ум и хитрость, с которой он может без труда узнавать истории людей, даже если они хотели бы их унести в свои могилы.

Разоблачение теории: Оно есть в серии Бакэнэку из сериала Аякаси. Там есть сцена, где Аптекарь говорит, что он всего лишь человек и не может остановить мононоке. А потом он же голыми руками хватает демонюгу и заталкивает обратно в дверной проем. В самом сериале Мононоке ничего подобного не было. Да и образ самого Аптекаря там более отличный от человеков. Правда и есть в нем некоторая человечность. Например, касательно эмоций и переживаний, а так же страхов. Поэтому не стоит со стопроцентной уверенностью говорить, что он не на все 100% кицунечка или человечек.

Аптекарь - это божество

Такую теорию можно встреть в англоязычном интернете. И она по своему интересна. Но в тоже время вызывает много вопросов, касательно самого лора аниме.

Доказательства: Аптекарь очень сильный, раз может Мононоке мочить с такой легкостью. Плюсом он совсем не боится их, носить кучу артефактов и чертовски умен. А еще всегда оказывается в нужное время в нужном месте. И может путешествовать во времени, либо просто живет не одно столетие. Ведь действие новелл происходит в совершенно разных временных эпохах.

Разоблачение: Он не всесилен. И его можно покалечить, как обычного человека, о чем говорят несколько сцен, когда он получал разные ранения: в новелле Бакэнэку его задела лапа кота и можно увидеть кровь, что текла по лицу Аптекаря. А в новелле Нуэ есть момент, когда его ударили и из рта пошла вполне себе человеческая кровь. А еще не стоит забывать, что иногда он испытывает ужас, как совсем нормальный смертный. Только вот держит себя в руках и не бегает по комнате с криками. Но при этом все эмоции четко считываются его глазами и выражением лица. А что насчет нужного времени и места - это условности сценария. Не стоит забывать, что вы смотрите художественное произведение, которому свойственны некоторые условности.

Зеркало на шее Аптекаря - ключ к другому миру

Вообще каждая вещь в наряде Аптекаря привлекает внимание к себе. Только вот это зеркальце на его шее, которое сначала можно принять за кулон, привлекает особое внимание. Ведь оно несколько раз фугирует в сюжете. Пусть и не прямо. Но роль у него есть.

Доказательства: В зеркале можно увидеть отражение правды, что мелькает в новелле Ноппэра-Бо. А еще именно это зеркало передает сам Аптекарь Голдену в моменте уничтожении мононоке в новелле Умибодзу и тогда же это зеркало разбивается и уничтожается. При этом потом все равно фугирует в качестве элемента костюма Аптекаря. И именно в этой сцене можно увидеть разделение миров: мир живых людей и мир духов, где властвует темная сила.

Разоблачение: нигде не сказано, зачем Аптекарь таскает с собой зеркальце. Поэтому нет четких опровержений, как и подтверждений, которые являются лишь додумками людей о сюжете.

Аптекарь уже давно мертв. Он призрак

«Мононоке». Теории об аниме и Аптекаре

Ну действительно, человек так не выглядит и не сражается со злыми духами.

Доказательства: Аптекарь выглядит не как человек, при этом его кожа черсчур бледная. Не стоит и забывать о его черных брюках и перебинтованных ногах. В японском фольклоре призраки часто либо не имеют ног, либо скрывают их за бинтами или полами своих одежд, ибо они не могут в полной мере принимать облик человека. К тому же не стоит забывать, что сам Аптекарь появляется в нескольких временных промежутках, без каких-либо изменений.

Разоблачение: опять же вспомним кровь. Вполне себе человеческую и то, как он может испытывать вполне себе человеческие ощущения: будь то страх, боль, волнение и призрение. Определенно в нем слишком много человечности, чтобы быть наполовину бесплотным призраком, который вернулся искуплять свои грехи. Да и есть еще одна очень важная деталь - сторона, на которую запахивается кимоно самого Аптекаря. А оно запахивается на правую сторону, как у живых. В то время, как мертвые всегда запахивают кимоно на левую.

Аптекарь любит Кию

«Мононоке». Теории об аниме и Аптекаре

Тут нельзя не вспомнить девушку, что фигурирует в сюжете минимум 2 раза. А то и целых три, ведь в новелле Бакэнэку можно встретит девицу, до боли похожую на Кию, к которой Аптекарь относится просто хорошо.

Доказательства: Кия несколько раз фигирурет в сериале и все разы она - единственный персонаж, к которому Аптекарь относится хорошо и без презрения. И при этом она сама не считает его каким-то слишком странным, а лишь восхищается человеком, который может защитить от любой хтони. А еще они часто появляются рядом в кадре. Поэтому этот шип должен иметь право на существование.

Эта девушка появляется в истории Аптекаря 3 раза
Эта девушка появляется в истории Аптекаря 3 раза

Разоблачение: нигде не сказано прямо об их отношениях. Да, Аптекарь относится к девушке хорошо, но это легко можно списать на то, что она, во первых дама, во вторых он относится к людям так, как они того заслуживают. И это легко проследить вообще во всех его взаимоотношениях с разными людьми? Если к нему относятся с презрением и унижением, то и он специально поиздевается над человеком. Если его оскорбляют, то и он может кинуть словцо. Либо просто посмотреть так, что у человека сердце в пятки уйдет.

Хотя да, как фанатский шип это вполне имеет право на существование. Ибо фантазия фанатов границ не знает. А многие из артов с ними очень даже милые.

Все происходящее - спектакли, где Аптекарь - главный актер

Кабуки, театральность происходящего, классические драмы и легенды средневековой Японии - за все это можно любить Мононоке. И все это наталкивает на некоторые мысли: а что если мы смотрим не аниме, а театральное представление?

Доказательства: все действия происходят в закрытых декорациях театра, которые имеют три видимые стены и одну невидимую, где как раз и сидит зритель. Ярче всего этого видно в новелле Ноппэра - Бо - самой театральной из всех новел. Не стоит и забывать и вплетенных и визуальных ряд элементов Кабуки: грима, костюмов, мие и соответствующего звукового сопровождения. А еще некоторые персонажи имеют свойство переходить из новеллы в новеллу, пусть и с некоторыми изменениями во внешности. При этом главная роль в спектакле определена как раз Аптекарю. А все окружающие его герои - актерские амплуа: старая злая женщина, ее слуга, девушка, которая мечтает о семье, злой дух, который портит всем жизнь в новелле Дзасики-Вараси. Или например в новелле Умибодзу: есть тоже девушка, мечтающая о счастливой жизни, немного мечтательная и при этом безумно женственная, самурай, который готов защищать людей их честь, вольный поэт и просто красивый молодой юноша, мудрый старик и его ученик. Да и в каждой новелле имеются такие амплуа, исполняемые персонажами.

Разоблачение: ну его тоже как такового нет. Да, намеков на театральность очень много. Только вот нет нигде ничего, что могло бы рассказать об обратном, за исключением того, что декораций слишком много для обычного театра. Хотя мы же помним, что у нас на Экране Кабуки, который может иметь любую самую безумную форму? Да и на самом деле, что мешает аниме быть небольшим театром? Ну а насчет того, что Аптекарь тут главный герой - это лишь условность театра, ибо в каждом спектакле есть протагонист, который должен сражаться с антагонистами и делать мир вокруг себя лучше.

Аптекарь это божество в потустороннем мире, который судит людей после их смерти и заставляет еще раз вспоминать их проступки

...

Уж простите, тут мои разоблачения все. Закончились.

Шучу. На деле эта теория совершенно не имеет связи с реальностью, так как Аптекарь явно помогает живым и как раз наоборот не шибко сильно любит мертвых. Только если это не те, что упокоились с миром и не докучают жизни живым людям. Но она все равно существует. Увы, зритель - это существо специфическое, который любит придумать что-то безумное насчет его любимого продукта. И этот момент я не вправе осуждать.

Вот на такой юморной ноте я заканчиваю сей разбор теорий, многие из которых были весьма интересными. Лично мне нравятся теории про актерское прошлое и то, что Аптекарь - кицуне. Ну и теория с Кией очень милая. Хотя тут скорее мое шиперское сердечко радуется за милую парочку.

99
4 комментария

Комментарий недоступен

2

Тоже интересная теория насчет самой таинственной новеллы.

1

Стоит ещё отметить, что оннагата - это мужчина, который играет на сцене женщину и носит стилизованную "женскую" одежду (из тех времён, когда женщинам запрещали актёрствовать). А ещё узор на его кимоно - это мотылёк

2

Верно подмечено