«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Сюжет, анализ достоинств и недостатков, актуальное состояние и личные впечатления.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Студия Fatshark знаменита дилогией Warhammer: Vermintide, которая собрала множество тёплых отзывов и отличные продажи. Я очень люблю эту игру, поэтому меня заинтересовал и новый проект разработчика. Момент, когда Fatshark решит отойти от фэнтези и залезть в пафосный «сороковник», был лишь вопросом времени.

Игру анонсировали в июле 2020 года. В феврале 2021-го Fatshark заявила, что разработка идет полным ходом, несмотря на COVID-19. В итоге релиз перенесли с июля 2021 года на весну 2022-го из-за ситуации с COVID-19 — вот это поворот! Далее нам рассказали о переносе с весны 2021 на сентябрь 2022-го. Ну а вышла она 30 ноября.

Darktide стартовала со смешанных отзывов. Негатив основывался на плохом техническом состоянии — ничего удивительного. Разработчику не удалось создать качественный продукт к моменту релиза. С января 2023 года игра потеряла около половины аудитории.

Насколько всё плохо и стоит ли хоронить Darktide? Давайте разбираться.

Что творится в Тёмном приливе

Для написания сюжета Darktide позвали писателя Дэна Абнетта. Он известен книгами и рассказами для циклов «Ересь Хоруса», «Инквизитор Эйзенхорн» и «Призраки Гаунта». К фэнтезийной «вахе» автор тоже приложил руку, написав романы «Молоты Ульрика» и «Всадники смерти».

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

События игры происходят в Мёбийском домене. Это владение находится под автономным управлением местного лорда-маркграфа, но платит налоги Империуму и фактически является его провинцией. Область крайне важна для Империума, потому что в ней производят много стратегически важных товаров.

Мёбийский домен граничит с территориями Дикого космоса, областями, которые не были исследованы и нанесены на карту человечеством. Такие места в Империуме называют «Окраина», это постоянный источник угрозы Хаоса, еретиков и ксеносов. Гвардейцы Мёбийского домена уже привыкли к постоянным схваткам с различной нечистью. Они называют этот бесконечный поток словом «Darktide».

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Для защиты от Тёмного прилива постоянно комплектуются Мёбийские полки, подразделения Астра Милитарум (Имперской гвардии). Мобилизованные молодые люди безостановочно пополняют ряды армии и понятия не имеют, куда их отправят, так как являются обычными гражданами и рабочими Империума и не знают о событиях Пограничной войны.

«Пограничная война» — это название конфликтов, которые постоянно происходят на границах Мёбийского домена между силами Мёбийских полков и Темным приливом.

Влияние Губительных сил всё же дотянулось до планеты Атома Прайм, столицы Мёбийского домена. Один из культов Бога Хаоса Нургла под названием «Увещевание» распространил чуму на нижних уровнях города-улья Терциума, главного поселения планеты. Многие жители стали мутировавшей нежитью — пушечным мясом Нургла. Рой мутантов разросся настолько, что пришлось отправить элитный Шестой Мёбийский полк, чтобы выжечь заразу. Но случилось ужасное — гвардейцы переметнулись на сторону Нургла и обратились против людей, которых клялись защищать.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Шестой Мёбийский полк был соблазнён ложью Темного бога. Они взялись не просто убивать и мстить за то, что им пришлось пережить в Пограничной войне, но и открывать человечеству «правду». Предатели верят в истину, предлагаемую Хаосом, в то, что новые темные пути освободят человечество от застоявшихся, загнивающих догматов Империума. Все, кто отказался принять новую правду и пытался остановить предателей, были уничтожены.

Сюжет почти не отсылает к глобальным событиям, а вся возня происходит в абсолютно новом мире-улье, который придумали специально для игры. По душу обнаглевших предателей из Шестого Мёбийского полка отправляется подразделение инквизиции, которое останавливает над планетой Атома Прайм свой корабль «Утренняя звезда» и делает с него карательные десантные вылазки в город-улей Терциум.

Герой, которым управляет игрок, оказывается заключённым на тюремной барже. На неё нападают последователи Нургла, и игроку предстоит помочь инквизитору Золе, после чего вместе с ней проследовать к челноку для эвакуации и сбежать с баржи, прихватив выживших.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Зола благодарна герою за спасение, но просит держать язык за зубами, ведь ей не нравится, что она обязана жизнью заключенному. В награду за подвиг Зола спасает героя от смертной казни и вербует его в ряды инквизиции в качестве аколита.

Аколит — эдакий стажер в инквизиции, которому нужно доказать свою полезность перед тем как стать агентом Трона, настоящим инквизитором.

И вот ты прибываешь на Рассветную Звезду и получаешь свои первые указания.

Первые впечатления

Начнём с настройки персонажа. Размер кончика носа вам подкорректировать не дадут, но зато есть большой выбор шрамов, внешности и даже разные типы голоса. А вот решение сделать многие варианты женщин такими, какие они есть, сомнительно. Красота субъективна, да и не обязаны женщины в игре быть прямо-таки красотками. Но разве будет кто-то выбирать такую внешность всерьёз?

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Мы создаём «историю» персонажа, выбирая планету, на которой он родился, и причину попадания в тюрьму. К сожалению, история персонажа никак не отражается ни на геймплее, ни на репликах в кат-сценах, ни в диалогах между оперативниками. Какой смысл от этой механики, если она не влияет на игру — непонятно.

По прибытии на корабль инквизиции есть возможность пройти продвинутое обучение. В игру добавили некоторые механики, которых не было в Vermintide:

  • У оружия появился третий режим атаки помимо стандартных слабого и сильного удара. Например, цепной меч можно завести, чтобы пилить им врага. На автомате можно включить фонарик или ударить штык-ножом. А шоковая кувалда бьёт с разрядами электричества, раскидывая врагов. Эти нововведения мне понравились, чем больше способов убивать — тем лучше.
  • В игру добавили бег. Ура!
  • Можно скользить при разбеге — это помогает уклоняться от выстрелов при смене позиции.
  • Усиливающих зелий больше нет, но есть гранаты, у каждого класса — свои.
  • Вместо аптечки теперь коробка, которая постепенно лечит всю команду в радиусе действия. Также на карте вы будете находить медицинские станции.
  • Получая урон от еретиков, ты подвергаешься действию скверны Хаоса, и постоянный уровень здоровья падает. Медицинские станции очищают от скверны.
  • Вместо аптечки есть возможность взять патронташ, который пополнит боезапас всей команды.

Первым классом я выбрал зилота, в нашем странном переводе — изувера. Зилоты — это фанатики, которые обрушивают всю ярость на врагов Императора, не боясь умереть за него. Аналог зилотов в Warhammer Fantasy Battles — флагеллянты. У этого класса упор сделан на ближний бой, но он гораздо эффективнее с огнеметом в руках.

Я сразу обратил внимание на потрясающее музыкальное сопровождение, которое меняется в зависимости от интенсивности замеса. Графика в игре тоже приятная — виден скачок, пусть и небольшой, по-сравнению с Vermintide 2. Визуальные эффекты впечатляют: от зомби разлетаются гнойные личинки, когда их бьешь, кровь выглядит сочно, огонь оставляет на враге обугленную, чёрную кожу.

Физика сильно не изменилась. Как и в фэнтези-собрате, противников можно разрубать пополам и отрезать им отдельные конечности. У гвардейцев-предателей откалываются куски шлема и становится видно их мозг.

Атмосфера в игре отличная — передать дух «сороковника» получилось на все сто. Мрачность, узнаваемая символика инквизиции и Нургла, сервочерепа, пафос, архитектура мира-улья и мрачный саундтрек сделали своё дело.

А вот оптимизация пока не отточена. Время от времени появляются фризы или на секунду-две резко «дропается» FPS. Игра иногда сворачивается сама по себе — такой ерунды в других играх у меня нет. Модельки персонажей и оружия любят исчезать. Спустя какое-то время все эти вещи начинают бесить.

Первые часов 15 мне было интересно изучать новое оружие и уровни сложности. Но чем дольше я играл, тем быстрее улетучивался мой восторг, пока он, в итоге, совсем не испарился.

Darktide после интенсивной игры

Уже на 20-м уровне персонажа я легко играл на предпоследнем уровне сложности, а на 27-м — брал максимальный (в игре 30 уровней). В Vermintide даже для максимально прокачанного (35-й уровень) и хорошо одетого персонажа последняя сложность является серьезным вызовом.

Мой выбор оружия сократился до одного огнемёта, потому что на его фоне другие пушки кажутся слабыми. Возникает вопрос: для чего в игре такой громадный арсенал, если выделяется только пара видов вооружения?

Разработчик говорил о невообразимых масштабах мира-улья, сложной структуре уровней и других аспектах, которые было трудно реализовать. Я не знаю, что им далось с такой сложностью — быть может, визуальный дизайн уровней, потому что больше там нечему удивляться.

По структуре уровни все похожи друг на друга как пещеры в Скайриме:

  • Есть определённый пункт назначения
  • По пути к цели вы доходите до лифта и защищаете площадку, пока он не приедет
  • Едете на лифте и переходите ко второй фазе задания
  • Какая бы цель у вас ни была, механика будет одна и та же. Передать сообщение — нажмите кнопку и отбейте волну врагов. Включить плавильню — нажмите кнопку и отбейте волну врагов. Куча других целей — нажмите кнопку и отбейте волну врагов. Иногда вам дают уничтожить заразу Нургла или вставить батарейку куда-нибудь — но и тут не нужно напрягаться, чтобы это сделать. Затем вы бежите в лифт или челнок для эвакуации.
  • Везде эти грёбаные лифты. Разработчик так сильно стремился показать нам уникальную структуру мира-улья, что решил, будто главное развлечение в этом мире — кататься на лифте. Не знаете, куда идти? Бегите к ближайшему лифту — скорее всего вам туда. Но сперва придется подождать, пока он приедет.

Помните, как в Vermintide вы сопровождали вагонетки? Как защищали союзника, пока тот наводит и заряжает пушку? Как таскали мешки с зерном? Так вот — в Darktide вы не увидите ничего подобного. Все миссии тут одинаковые, а интересных задач на них нет совсем!

Более того, в Darktide, игре по вселенной Warhammer 40,000, нет эпика. Разработчики умудрились создать безэмоциональное, примитивное отстреливание болванчиков. В том же Vermintide были динамичные битвы с боссами, эпичное сражение со скавенским флотом и захватывающая концовка во второй части. Тут вы не увидите ничего подобного.

Сюжет короткий и крайне слабый. После первых миссий тебя вызывают на ковёр к командованию, говорят, какой ты кусок дерьма и что лучше бы тебе сдохнуть за Императора. С ростом уровня тебя будут ещё несколько раз вызывать, чтобы напомнить, что ты ничтожество. Однажды тебя позовёт лично инквизитор и скажет, что ты не такой ничтожный, как показалось, и пошлёт найди предателя, который поклоняется Нурглу. По достижении 30-го уровня тебя вызывают вместе с предателем и говорят:

— Ура, мы нашли предателя! А в тебе мы больше не сомневаемся, добро пожаловать в инквизицию!

Иии… всё!

Продолжай бегать по однотипным заданиям.

Сюжетные диалоги — не диалоги вовсе. Твой персонаж просто молчит и слушает, как его поливают грязью. Ни один из персонажей не раскрыт и не способен вызвать симпатию. В Vermintide же даже у трактирщика Франца Лонера была предыстория и прописанный характер.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Слушать диалоги между членами группы не интересно. Мало того, что они все сводятся к банальному «убьём еретиков во имя Императора», персонажи часто говорят всякую ахинею. А юмор в игре вообще отсутствует. Огрины ещё пытаются что-то выдать, но получается слабо.

Все эти факторы накладываются друг на друга, а затем ты упираешься в потолок развития. Легко сжигаешь врагов на максимальной сложности, хорошо одет. Игра не создает тебе абсолютно никакой мотивации продолжать в нее играть.

Попробовать поиграть за другие классы? Поиграл...

  • Огрин — неповоротливая телега, которая мешает союзникам и загораживает противников. Всё оружие у него перезаряжается долго, урон наносит так себе (кроме дробовика). Атакует в ближнем бою он медленно. После мощного зилота — скука. Это только мое ощущение, так что не бейте меня саперной лопатой!
  • Псайкер — копия огненного мага Сиенны из Vermintide. Ничего нового, кроме умения взрывать головы врагов.
  • Ветеран-гвардеец — мощный стрелковый класс, но быстро надоедает. Тактика игры сводится к выбору болтера и силового меча, так как остальные билды ощутимо слабее. Снова упираемся в большой и бесполезный арсенал оружия.

Система снаряжения

Какие-то механики тут сильно изменились, но большинство из них — тот же болтер в другой руке.

Лутбоксы упразднили. Теперь, после победы в миссии, тебе дают «дар Императора» — рандомное снаряжение. Появился магазин предметов: ты можешь купить себе новую пушку или рубило у специального торговца, у которого время от времени меняется список товаров. Крафт исчез — теперь ты просто покупаешь оружие у этого же торговца. У него же продаются и шмотки для внешнего вида.

<p>Разнообразие валюты урезали. Всё снаряжение и кастомизация теперь покупается за золото («ярлыки Ордо»), не считая донатных обликов.</p>

Разнообразие валюты урезали. Всё снаряжение и кастомизация теперь покупается за золото («ярлыки Ордо»), не считая донатных обликов.

Улучшение предметов в кузнице убрали. Теперь, чтобы повысить качество шмотки, ты отдаёшь её техножрецам для «благословения». Чтобы благословить вещь, нужны пласталь и диамантин, которые команда собирает на заданиях. Как и в Vermintide, тут можно перебросить характеристики предмета.

Но кое-что уникальное всё-таки добавили. Вместо продажи ненужного оружия, можно пожертвовать его Богу-Машине, чтобы добавить в свою коллекцию пассивное свойство и использовать его на другом оружии. Эта фишка мне понравилась.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

В первой части Vermintide была доска заданий. Тут её вернули. Доска даёт 5 мелких задач, которые одаривают тебя специальной валютой. После выполнения всех 5 заданий ты получишь еще +1000 валюты, и доска уйдет в кулдаун на несколько дней, так что гриндить нон-стопом не выйдет. Валюту можно обменивать у того же мужика, который играет роль доски. Есть вероятность «залутать» мощное легендарное оружие или оберег.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Возле стены лежит книжка с испытаниями — точно такая же, как была в Vermintide. За выполнение определенных задач ты получишь элитную шмотку для оперативника, если не забросишь игру раньше. Слева по коридору — цирюльник и торговец донатными скинами.

Больше на корабле заняться нечем.

Усмирение Шестого Мёбийского

В Warhammer 40,000 есть разные расы и виды демонов, но Fatshark решили, что нам было мало нурглитов в Vermintide 2, поэтому воюйте с войсками дедушки снова, но теперь — в будущем.

«Жги еретиков! Убивай мутантов! Да очистятся нечистые!»: разбор Warhammer 40,000: Darktide

Первые и самые слабые противники, зомби-мутанты, падают с одного-двух ударов. Дальше идут гвардейцы Шестого Мёбийского полка. Ряды противников изобилуют большим количеством дистанционных бойцов: от хилых рядовых стрелков, до элитных снайперов, пулеметчиков и гренадеров — они доставляют больше проблем и дохнуть просто так не хотят.

Обычные еретики уникальностью не блещут, это те же воины Хаоса из Vermintide, но с другими текстурами — такие же бойцы, берсерки и бронированные громилы. Даже анимация ударов у них такая же.

А теперь поговорим про уникальных уродов. Огрины Хаоса выглядят устрашающе и делятся на разные виды — пулеметчики и громилы с щитами или «двуручкой». Убить такого в ближнем бою — дело не быстрое, но если стреляешь в голову, то запросто.

Собаки Нургла — мерзкие забагованные твари с механикой ассассина из Vermintide (валят на землю и потрошат). Псина двигается рывками, из-за чего за ней сложно уследить. Ещё пёсики любят подпрыгивать и летать.

«Сетевики» раздражают сильнее прочих. Набрасывают на тебя электрическую сетку, и ты бьешься в конвульсиях, пока друзья не спасут. Громила-мутант разбегается, хватает игрока, и бьет о землю три раза. Убивается он легко, поэтому сильно не пугает. Есть взрывающийся нурглит, которого надо бахнуть, пока он до вас не добежал, иначе пожалеете.

Из уникальных мини-боссов у нас «демонхост», который сидит и шепчет что-то себе под нос. Способен в одиночку положить всю вашу команду. Опытные игроки знают, что «агрить» демона не нужно, и обходят его стороной — напоминает ведьму из Left 4 Dead.

Остальные мини-боссы не страшны — просто не позволяй им к себе подойти и стреляй в уязвимые места. Обычно один игрок бегает от чудища, а другие его расстреливают.

Почему не стоит подходить к твари Нургла

В Darktide отличная графика и фирменная мрачная «ваховская» атмосфера. Декорации и спецэффекты поражают. Ко всему этому добавляется потрясающее музыкальное сопровождение. Какое-то время ты просто упиваешься качественным рубиловом.

Отпала нужда гриндить шмотки разного цвета, чтобы добывать 100500 видов разной пыли для крафта. Поиск группы стал намного проще, чем в Vermintide. Больше не нужно создавать лобби и ждать, когда наберётся народ. Просто выбирай миссию — и отправляйся в мясорубку. К тому же теперь разные классы могут играть вместе на одной карте, что также ускоряет поиск группы.

Но когда наваждение проходит, всплывают недостатки.

Darktide напоминает ёлочную игрушку — с виду красивая, но пустая внутри.

Игра быстро приедается и не даёт повода играть в неё десятки, а уж тем более сотни часов. Разработчикам просто не хватило фантазии сделать «стрелялку» более интересной. Они не догадались добавить какие-нибудь увлекательные активности. Либо Fatshark и GW просто попытались «выехать» на фанатах «сороковника».

Стоит ли хоронить Darktide? Сложно сказать. В игру определенно можно добавить много нового. Но пока Fatshark не справляется даже с полировкой технического состояния. Это игра для людей, которым хватает только игрового процесса. Если вам достаточно красивого рубилова и большего вы от игры не требуете, то вам она точно понравится. Но игрокам вроде меня, которые любят глубокий сюжет, интересную систему прогресса, испытаний и ивентов, Darktide быстро надоест.

Текст написал Dasteet для FunPay. Мы рассказываем об играх, а ещё помогаем их покупать😉 Подписывайтесь в VK и Telegram!

163163
11
217 комментариев

По Вахе только настолку знаю, но статья зачётная)

24
Ответить

Спасибо)

4
Ответить

А могли бы сделать нормальную сюжетную игру

19
Ответить

Зачем?

10
Ответить

Вот тоже +1, что мешает им постоянно прикрутить сюжеточку на условные 6-8 часов

3
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Видимо саму предысторию событий в мире-улье прописал в основном

6
Ответить