Любовь, порождённая жалостью, — Yakuza 0

Одна из самых печальных историй любви в одной из самых мемных игр современности. В игре есть не только лёгкая эротика!

Любовь, порождённая жалостью, — Yakuza 0

Yakuza — это игры жанра beat 'em up (и парочка jrpg...), где протагонист в одиночку расправляется с сотнями бандитов и преступников всех мастей, не забывая в перерывах между драками немного развлекаться. Одна её сторона — это мемный и кринжовый/смешной второстепенный контент. Другая — серьёзный, драматичный и эмоциональный сюжет. В данной коротенькой статье речь пойдёт про второе.

В серии есть множество моментов, которые могут с лёгкостью вызвать у неподготовленного игрока слёзы. Однако речь очень редко идёт именно о романтике.
Я собираюсь рассказать про единственный пример в серии, когда любовная история была удачно раскрыта в полной мере. В конце концов именно эта сюжетная линия несколько лет назад спровоцировала на слёзы человека (меня), который никогда даже помыслить не мог о том, что сможет испытывать такие чувства из-за видеоигры.

И напоминаю, Yakuza — это игры про то, как очень серьёзные люди творят тупорылую хрень, а потом переживают последствия своих решений.

Примечание:
В статье имеется куча спойлеров к Yakuza 0, а в конце — к Yakuza Kiwami 2 (Majima saga). Несмотря на то, что 95% сюжета я опустил, читаем, только если играли, не будете играть или если плевать на спойлеры.
Примечание 2:
В сегменты со чтением можно врубать грустную музыку из раздела «Музыка». А можно и не врубать.

Оглавление

Знакомство

Yakuza 0 — это игра с двумя протагонистами. Оба — неудавшиеся якудзы, которые слишком добры, чтобы быть настоящими преступниками. Первый, Кирю Кадзума, в статье упоминаться не будет, ибо он в этой любовной истории всего лишь — «мимокрокодил».

В рамках серии «киллеры с золотым сердцем» появляются сравнительно часто. Кто-то из них убивает по заказу родителей и из-за угрызений совести начинает заботиться об оставшихся сиротах, кто-то убивает весь корейский синдикат и случайно находит в плену беззащитную девушку, забота о которой становится целью всей его жизни…

Но молодой Горо Мадзима — это не киллер. Это пёс на привязи, выполняющий все указки хозяина. Бывший якудза, который никогда никого не убивал и при этом хочет вернуться в семью. Бывший якудза, который потерял глаз и пережил пытки длиною в год, хочет вернуться туда, откуда его изгнали.

И такую возможность ему предоставляют: надо всего лишь убить местного сутенёра по имени Макото Макимура. Что плохого может быть в том, чтобы убить такого урода?

Увы, никакой это на самом деле не сутенёр, а просто слепая девушка-массажистка, о важности личности которой он узнает лишь спустя десятки часов игры.

Начинающий киллер-неудачник.

Мадзима пока даже не в курсе, что его цель — это она. Для него нужный человек — это хозяин массажного салона. Притворяясь посетителем, он соглашается на массаж и даже немного с ней разговаривает (в основном про её шефа).

Спящий пёс.
Спящий пёс.

Уже через несколько минут он однако узнаёт её настоящее имя, дерётся с её шефом, который опекает Макото, и спасает от десятков других бандитов, которые хотят эту девушку похитить.

Можно ли представить, что творится в голове у человека после всего этого безумия? Для того, чтобы снова стать якудзой, ему на самом деле нужно убить беззащитную ни в чём не повинную девушку. Едва ли на такое способен человек, который никогда до этого не совершал убийство.

Игра вызывает сильную жалость как у Мадзимы, так и у самого игрока. Мало кто в силах устоять перед плачущей слепой девушкой.

Не смог убить — защищай. Неудавшийся киллер из-за проявленной слабости становится основным защитником своей жертвы. Я бы назвал это любовью, рождённой из жалости.

Защитник

Любовь, порождённая жалостью, — Yakuza 0

В этой «арке» Мадзима пытается не только защитить девушку, но и раскрыть причины, по которым Макото является таким важным персонажем, которого хотят убить/пленить половина мафиози Японии.

На деле же он не сможет достичь ни одной из этих целей. Вместо этого он постепенно становится ближе к девушке — они оба начинают изливать друг другу души.

Не могу разобраться даже с одним человеком. Я просто жалкое подобие… киллера. Мне приказали убить Макото Макимуру… Кто ж знал, что это слепая девушка?

Одноглазый пёс

Тем не менее, у этой девушки вообще, вероятно, самая грустная биография в истории видеоигр. Мигрантка-полукровка из Китая, разлучённая с братом. Её мать, толком даже не знающая японского языка, совершила самоубийство на почве расовой неприязни. Будучи совсем юной, она осталась абсолютно одна в стране, где никому не нужна.

Но и это ещё не всё — один преступный синдикат поймал её, продал корейской мафии в рабство, в ходе которого она пережила все возможные издевательства и потеряла зрение в результате психической травмы. Если бы не шеф массажного салона (бывший киллер), который с этой мафией разобрался, едва бы она когда-либо вообще выбралась на свободу.

Мадзима и Макото — это самый наглядный пример, когда у одного всё плохо, а у другой — всё в разы хуже. Разумеется, тут сыграл роль и тот фактор, что сам «пёс» в прошлом лишился глаза и также подвергался пыткам. Сценаристы завернули всё так, будто Мадзима не может НЕ испытывать к ней симпатии.

Единственное напоминание Макото о далёком счастливом прошлом — это сломанные часы, которые она до сих пор носит на руке.

Миленькие, да? Я понимаю, что это странно. Но в них встроена музыкальная шкатулка. Её мелодия всегда вызывает у меня улыбку. Однако часы уже сломаны, и мелодия не проигрывается… Некоторые вещи просто нельзя выбросить. Они слишком важны, хотя для других людей это кажется бессмысленным…

Макото Макимура

«Арка» создана для усиления эмоциональной связи между героями. Однако, как я уже говорил ранее, защитник из Мадзимы так себе.

Девушку уводят у него из-под носа, и до их следующей встречи пройдёт очень много времени.

Мститель

В ходе поисков девушки протагонист узнаёт, что наниматель, его бывший босс, и не ожидал, что он сможет убить девушку. Его, как им считалось, своевольное отклонение от приказа — это всего лишь предсказанный шаг в сложной схеме мафиози. Он должен был влюбиться в девушку и завоевать её доверие.

Мадзима оказывается клоуном, которым всё это время только и делали что манипулировали. Его «любовь», возможно, и реальна, но задумывалась лишь как инструмент, которым мог бы воспользоваться его босс.

Такое откровение ломает протагониста и становится первым шагом на пути к его безумию.

Так выглядит безысходность.

Всё это время я был долбанным клоуном… Ну и ладно, плевать, я готов сыграть эту роль!

Пёс-клоун

Макото во время его поисков тоже пришлось несладко. Череда неудач в её жизни только продолжилась — за миг до воссоединения со своей роднёй она теряет и её тоже. Её цель — отомстить, но что может сделать беззащитная девушка против могущественного преступного клана?

Поэтому, когда они наконец-то встречаются, Макото просит стать Мадзиму её мстителем — убить тех якудз, которые лишили её родного человека.

Весьма банальная фраза для видеоигры...
Весьма банальная фраза для видеоигры...

Не следует идти по пути мести! Не поддавайся отчаянию!

Святой пёс из якудзы

Мадзима отказывается мстить и вместо этого предлагает ей погулять по городу, развеяться и всё обдумать. По сути, это их первое и единственное свидание.

Мило...

Это мой защитник. Из-за меня он пережил ужасные вещи, но при этом всё равно пытается помочь мне. Если бы не он, я бы не продержалась так долго…

Макото Макимура

Увы, серьёзные люди творят тупорылую хрень, и Макото — не исключение. Она берёт дело в свои руки и сама (да, будучи почти слепой смогла улизнуть от Мадзимы) идёт к якудзам. Девушка желает дать патриарху клана то, чего он хочет, в обмен на головы его подчинённых, виновных в смерти близкого человека. Здесь я бы выделил две фанатские теории:

1) Она действительно рассчитывала на то, что её предложение примут;
2) Макото уже ни во что не ставит свою жизнь. Она рассчитывает на то, что её подстрелят, а протагонист будет за неё мстить. Очередное манипулирование Мадзимой…

Лично я больше склоняюсь ко второму сценарию. Протагонист перешагивает вторую ступень на пути к своему безумию.

Японская озвучка, когда она всё-таки присутствует, не перестаёт меня поражать.

Я каждого из вас отправлю прямиком в бездну ада! Никто отсюда не уйдёт живым!

Безумный пёс

Теперь уже и сама девушка становится жертвой разборок якудзы. Какие мысли проносятся в голове у протагониста — сожаления, гнев, ненависть к самому себе — игрок сам приходит к определённым выводам.

Но пули не всегда бывают смертельными, и у Мадзимы есть надежда на спасение любимой. Надежда, которая в конечном итоге оправдается.

Я сделаю все, что ты захочешь. Отомщу, кому угодно! Поэтому, пожалуйста… Пожалуйста! (живи)

Плаксивый пёс

Любовь поменяла природу человека. Желания Мадзимы, которые имелись у него в начале игры, окончательно отодвинуты на второй план. Ради девушки он готов на всё.

Это «всё» он и совершает. Мадзима смелой походкой идёт к якудзам и делает дальнейшую жизнь Макото безопасной, избивая половину из них до полусмерти.

Мадзима идёт бить людей.

Эта девчонка свела тебя с ума, Мадзима-тян. У тебя ГЛАЗ настоящего безумного пса!
***ин сын наконец-то вырвался из своей клетки…

Урод в коричневом пиджаке

Казалось бы, протагонист избавил свою любовь от опасности… Её больше не будут преследовать. Значит ли это, что они могут быть счастливы вместе?

Увы, концовки в этих сериях игр редко бывают однозначно счастливыми.

Прощание

Так уж получилось, что Мадзима никогда не называл девушке своё имя. Она знает лишь его голос… и тот факт, что он одноглазый.

И как я подозреваю, протагонист прекрасно понимает, что из якудзы ему никогда не уйти.

В силу этих двух факторов герой предпринимает одно из немногих своих волевых и смелых решений: он окончательно уходит из её жизни. Хватит с этой бедной девушки преступного мира.

Но увидеться-то в последний раз надо?

Макото полностью восстановила зрение, но не узнаёт протагониста (видимо, одноглазых во вселенной игры предостаточно), Мадзима тоже изменился, стал гораздо более развязным и «шутливым».

Протагонист не только спасает девушку от парочки якудз (они к ней всю жизнь привязываться будут?! ), но и не даёт им назвать своё имя. Более того, он и сам не произносит ни слова — она ведь может узнать его по голосу.

Вместо этого герой решает свести девушку с её же врачом (который уже примчался к ней на защиту). Благо, тот, похоже, тоже не равнодушен к пациентке.

Любовь, порождённая жалостью, — Yakuza 0

Будь мужиком и поступи правильно. Ради меня тоже…

Самоотверженный пёс

Так вот он и уходит в закат от любви, которая изменила всю его жизнь, оставляя её в руках у другого мужчины. Сильный поступок, который оставит на его сердце шрамы до конца жизни.

(Разумеется, пережив такое и лишившись девушки, одноглазый пёс совсем с катушек съехал, чем он и прославился в последующих играх серии.)

Про прощальный подарок он тоже не забыл. Помните сломанные часы? В недалёком будущем он их починил и вернул ей.

Таких печальных эмоций у меня игра никогда не вызывала… до тех пор, конечно, пока эта история не получила продолжение. Разработчики решили ударить по больному месту фанатов самой популярной части франшизы.

Воссоединение

Спустя 18 лет (Yakuza Kiwami 2) по иронии судьбы Мадзима вновь приходит в тот же массажный салон. Оказывается, что Макото (уже давно замужняя девушка с ребёнком) стала его собственником и вновь открыла заведение, лелея надежду о том, что она вновь встретит и сможет нормально поблагодарить мужчину, который спас её жизнь.

И по счастливой случайности именно в этот день она решила выйти на работу массажисткой.

Реакция протагониста о многом говорит.

Сегодня вашей массажисткой буду я, Макото Татэяма. Приятно с вами познакомиться, господин.

Макото

И девушка до сих пор носит те самые часы, которые он для неё починил.

Вас беспокоят мои часы? Это сокровище… Я ношу их почти 20 лет. Они мне очень дороги.

Макото

Вот только старый ремешок для них уже износился и пришлось его заменить…

Макото уже давно замужем в счастливом браке и с ребёнком. Через неделю девушка навсегда улетает в другую страну, и вряд ли её надежды о том, что она поблагодарит героя своего прошлого, как-то оправдаются… По крайней мере, так думает сама Макото. Она в очередной раз прощается с человеком, не зная о том, кто он на самом деле такой. Ох уж эта память…

-Вам хотя бы стало лучше?
-Ты сбросила с моей души груз, который мучил меня 18 лет…
-Спасибо вам огромное!

Макото всё-таки благодарит грустного пса

И протагонист в очередной раз оставляет для девушки прощальный подарок — ремешок для часов, идентичный старому.

Теперь Макото понимает, что у неё не осталось никаких сожалений, и она наконец-то может жить полноценной жизнью.

Размышления

Подобную историю любви очень тяжело вписать в рамках видеоигры, но формат Якудзы сделал это возможным.

И благо, эта серии игр японская, сделанная японскими сценаристами, слабо обременённых западными стереотипами. Частично поэтому она и сумела произвести на меня особое впечатление.

Yakuza 0 стала первой видеоигрой в моей жизни, которая развела меня на слёзы (второй, кстати, оказалась FF 6). Причём дело даже не только в этой любовной истории — в сюжете есть и другие драматические моменты, достойные внимания. Если вы не играли и вам не противен японский геймдев/японский стиль в целом, то я в любом случае советую хотя бы опробовать эту игру.

И любая история о любви бьёт в голову в разы сильнее, если в ней нет по-настоящему счастливого конца.

Любовь, порождённая жалостью, — Yakuza 0

Я не знаю, почему меня не пробивал на слёзы сюжет Ведьмака 3, TLoU или даже гораздо более сильных в этом плане Valiant Hearts и To the moon. Может быть, я просто виабушный идиот, по которому «ударили» каким-то типичным анимешным штампом, а он даже этого не понял. Для меня это в любом случае крайне необычная любовная история, уровень которой ни одна другая видеоигра на данный момент преодолеть не смогла.

Одновременно простая и сложная, необычная, но не лишённая некоторых клише, непредсказуемая и неоднозначная эмоциональная история, которой я очень проникся.

Короче, именно из-за таких нарративов в сюжете я, скорее всего, буду проходить игры этой серии до конца жизни — пускай, мне не очень-то и нравится направление, в котором сейчас движется франшиза.

История в скриншотах

Знакомство.
Знакомство.
Решение.
Решение.
Сближение.
Сближение.
Свидание.
Свидание.
Трагедия.
Трагедия.
Возмездие.
Возмездие.
Зрительный контакт.
Зрительный контакт.
Расставание.
Расставание.
Подарок.
Подарок.
Подарок спустя 18 лет.
Подарок спустя 18 лет.
Последнее расставание.
Последнее расставание.
Последний подарок.
Последний подарок.

Немного музыки

Грустная музыка для грустной истории.

Также часто играет в Like a Dragon.

Опрос

Доводили ли вас видеоигры до слёз?
Да, иногда рыдаю как собака.
Да, парочку скупых слёз проливал.
Нет, я непробиваемый гигачад.
Мужики вообще не плачут.

Статья написана для конкурса подсайта Якорь.

281281
154 комментария

Лучшая игра в мире. После нее проникся Маджимой, который до этого раздражал порой

21
Ответить

Лучшая версия Маджимы. В этой части затмевает собой и Кирюху, и его историю.

36
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Ты чересчур шутливый, постирония зашла слишком далеко...

26
Ответить
22
Ответить

Настолько же сильна любовь, как у Джокера к Бэтмену)

Ответить

Я думаю, что он к Макото больше как с сестре относился. Романтики нет особо, да и не надо. Кирю с Саямой уже вот да

6
Ответить